Научная статья на тему 'Анализ товарооборота предприятия оптовой торговли (на примере ООО "Фирма РасМа")'

Анализ товарооборота предприятия оптовой торговли (на примере ООО "Фирма РасМа") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4399
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / АНАЛИЗ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фишбейн Карина Яковлевна, Грачева Надежда Алексеевна

В статье показано значение и содержание анализа продаж для предприятия оптовой торговли. Проведен анализ товарооборота для оптового предприятия ООО «Фирма РасМа». Сформированы выводы о результатах и эффективности ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ товарооборота предприятия оптовой торговли (на примере ООО "Фирма РасМа")»

Abstract. The article deals with various concepts of "green" economy. The classification of the concept of "green" innovations is given. The basic principles of formation of "green" economy in the Russian Federation are considered. On the basis of statistical data the analysis of "green" economy development in the Russian Federation is carried out. The main problems of "green" economy development in Russia are revealed. Also, the recommendations on activization of transition to "green" economy are made by the author. Keywords: alternative energy, "green" economy, "green" innovations, structural changes, sustainable economic development, utilization efficiency of limited resources.

УДК 339.33

АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ (на примере ООО «Фирма РасМа») Фишбейн Карина Яковлевна, магистрант (e-mail: kf1985@yandex.ru) Грачева Надежда Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail: n-a-gracheva@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье показано значение и содержание анализа продаж для предприятия оптовой торговли. Проведен анализ товарооборота для оптового предприятия - ООО «Фирма РасМа». Сформированы выводы о результатах и эффективности ее деятельности.

Ключевые слова: оптовая торговля, товарооборот, анализ продаж.

Анализ продаж является необходимым элементом для оценки деятельности предприятия оптовой торговли. Так как товарооборот отражает итоговый результат хозяйственной деятельности организации, необходимо его сопоставление с величиной затраченных ресурсов для оценки эффективности использования ресурсов и обобщения показателей эффективности путем соотношения результата и затрат.

Для анализа продаж торгового предприятия необходимо провести следующую аналитическую работу - проанализировать динамику и структуру продаж; оценить товарно-групповую структуру товарооборота; выявить тенденции в сезонности реализации товаров; проанализировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности;

Прежде всего необходимо провести анализ динамики и структуры продаж в стоимостном измерении. На данном этапе отслеживаются тенденции стабильности, роста или спада продаж товаров по различным категориям товаров, выявляется эффективность и целесообразность кредитования покупателей в целом и выгодность условий кредитования. Сравниваются показатели объема продаж текущего и предыдущего периодов. В результате выявляют темпы роста или спада выручки.

Для анализа динамики общего товарооборота ООО «Фирмы РасМа» за период 2015-2017 г., построим график динамического ряда товарооборота за исследуемый период (по кварталам), представленный на рисунке 1.

При сравнении уровней динамического ряда товарооборота ООО «Фирмы Расма» за 2015-2017 г. можно увидеть значительный рост товарооборота за 2016 г. по сравнению с 2015 г. и небольшое снижение в 2017, за исключением 4 квартала, когда максимальный объем продаж пришелся на октябрь-декабрь 2017 года. В целом за 2015-2017 годы максимальная выручка была получена в 2016 г., а минимальная - в 2015г.

Структуру и динамику объема продаж по видам и товарным группам оптового товарооборота ООО «Фирмы РасМа» за период 2015-2017 г. можно увидеть в таблице 1. Основной торговый оборот ООО «Фирмы Расма» составляют бумага для оргтехники, канцтовары, упаковочные материалы и прочие товары.

12

10 8 6 4 2

12 3 4

Рисунок 1 - Динамика общего товарооборота ООО «Фирмы Расма»

Таблица 1- Анализ структуры продаж ООО «Фирмы РасМа»

Наименование продукции 2015 2016 2017

тыс.руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу тыс.руб. в % к итогу

Бумага для 8535 36,46 13575 37,18 10030 29,82

оргтехники

Бытовая химия 527 2,25 1451 3,97 1558 4,63

Канцтовары 3437 14,68 7058 19,33 4190 12,46

Мебель 717 3,06 821 2,25 477 1,42

Упаковочные ма- 4850 20,72 3958 10,85 3999 11,9

териалы

Хозяйственные 1113 4,75 3911 10,71 7415 22,05

товары

Прочее 4231 18,08 5736 15,71 5961 17,72

Итого 23410 100 36510 100 33630 100

2015 г

2016 г

2017 г

Так, наибольший удельный вес в анализируемом периоде приходился на бумагу для оргтехники: в 2015 г - 36,46%, в 2017 г. - 29,82%, а наименьшая доля в продажах приходится на мебель: 1-3%. Значительные изменения в структуре товарооборота наблюдаются в 2016 - 2017 гг. Так, доля канцтоваров сократилась с 19,33% до 12,46%, практически на 6 проц. пунктов. Уменьшился удельный вес упаковочных материалов с 20,72% в 2015 году до 11,9% в 2017 году, т.е. в 2 раза. Одновременно возросла доля хозяйственных товаров: с 4,75% в 2015 году до 22,05% в 2017 году. В динамике отмечается существенный рост товарооборота в 2016 году (155,96%) и некоторое его сокращение в 2017 году (92,11%). Происходило это снижение за счет всех товарных групп, кроме продаж хозяйственных товаров, объемы которых значительно превысили показатели предыдущих лет.

На следующем этапе необходимо проанализировать товарно-групповую структуру товарооборота за отчетный период, определить закономерности развития объема продаж по отдельным товарным группам, представленным в таблице 2. Анализ динамики товарооборота по товарным группам позволяет оценить положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных товаров на общий товарооборот.

Таблица 2 - Анализ динамики товарооборота ООО «Фирмы РасМа» __ (по товарным группам)__

Наименование продукции 2015 2016 2017 Абс. отклонение Темп роста, %

2017 -2015 2017/ 2016 2017/ 2015 2017/ 2016

Бумага для оргтехники 8535 13575 10030 1495 -3545 117,5 73,9

Бытовая химия 527 1451 1558 1031 107 295,6 107,4

Канцтовары 3437 7058 4190 753 -2868 121,9 59,36

Мебель 717 821 477 -240 -344 66,5 58,1

Упаковочные материалы 4850 3958 3999 -850 41 82,45 101,0

Хозяйственные товары 1113 3911 7415 6302 3504 666,2 189,6

Прочее 4231 5736 5961 1730 225 140,9 103,4

Итого 23410 36510 33630 10220 -2880 143,66 92,11

На основании анализа данных таблицы 2 видно, что за период с 2015 г. по 2017 г. наблюдаются следующие тенденции: во-первых, отмечается увеличение объемов продаж в 2016 г. относительно уровня 2015 г. - в 1,56 раза за счет роста реализации бумаги для оргтехники, канцтоваров и хозто-варов. Во-вторых, 2017 год был отмечен сокращением продаж в целом, оно происходило за счет этих же товарных групп, кроме хозяйственных товаров, продажи которых продолжают наращиваться. Значительное сокращение отмечается также по мебели. В результате, если в 2017 г. по сравнению

с 2015 годом товарооброт вырос на 43,66%, то относительно 2016 года показатель уменьшился на 7,89%.

Одной из основных задач анализа оптового товарооборота является изучение его сезонности. Сезонность - это устойчивая закономерность внутригодовой динамики реализации отдельных групп товаров. Для наглядности анализ сезонности товарооборота ООО «Фирмы РасМа» по месяцам за 2015-2017 г. представлен в таблице 3.

Анализ внутригодичных колебаний выявил определенные тенденции в развитии товарооборота. Объем продаж по всем группам товаров растет в осенние месяцы и в конце года идет активный рост продаж, который сменяется спадом в начале года (январь, февраль).

Таблица 3 - Анализ сезонности продажи товаров ООО «Фирмы РасМа» _в 2017 году_

Период (месяц) Бумага для оргтехники Бытовая химия Канцтовары Мебель Упак. материалы Хоз .това ры Прочее Итого

Январь 790 140 511 11 304 288 656 2700

Фев- 840 139 418 33 243 238 349 2260

раль

Март 1714 141 612 16 372 1018 771 4644

Апрель 610 200 360 29 431 349 134 2113

Май 1023 77 555 27 461 45 838 3026

Июнь 2129 91 457 35 428 363 1012 4515

Июль 847 313 552 295 419 1190 927 4543

Август 1352 189 501 1200 465 327 1041 5075

Сен- 1054 192 588 32 413 130 1127 3536

тябрь

Ок- 1263 271 601 187 611 870 895 4698

тябрь

Ноябрь 1897 121 632 90 367 818 584 4509

Де- 1077 201 641 138 429 4257 3268 1001

кабрь 1

Это связано с тем, что ООО «ФирМа РасМа» активно принимает участие в аукционах и тендерах по всем группам товаров, а распределение бюджетных денежных средств в муниципальных и государственных организациях, с которыми работает компания, неравномерно. Как известно, данной категории бюджетных организаций выделяется финансирование в течение всего года, но в период ноябрь-декабрь, до закрытия отчетного периода государственное, муниципальное финансирование бюджетных учреждений значительно увеличивается для роста финансирования на будущий год. Такие увеличения могут достигать до 70% от общего финансирования текущего года, что сказывается резким скачком объема продаж ООО «Фирма РасМа» в последний квартал календарного года.

В заключении необходимо сделать анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фирмы РасМа» за 2015-2017 гг. Данный анализ позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем и предыдущих периодах. По результатам анализа можно сделать выводы, в какой степени выполнен план продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности компании намеченной стратегии. Товарооброт оказывает прямое влияние на величину и качество полученной прибыли торговой организации.

Проанализировав показатели таблицы 4, были выявлены следующие тенденции в развитии ООО «Фирмы Расмы». Выручка от продаж, по данным отчета о финансовых результатах, в 2017 году возросла по сравнению с 2015 годом на 52,94%, однако относительно 2016 года она сократилась на 10,36%.

Таблица 4 - Основные показатели финансово-хозяйственной _деятельности ООО «Фирма РасМа»_

Показатели 2015 2016 2017 Абс. отклонение Темп роста, %

2017 -2015 2017 -2016 2017/ 2015 2017/ 2016

Выручка, тыс.руб 19849 33867 30357 10508 -3510 152,94 89,64

Себестоимость продаж, тыс.руб. (15637) (28731) (25935) 10298 -2796 165,86 90,27

Уровень себе-стоимости,% 78,78 84,33 85,43 6,65 0,6 - -

Валовая прибыль, тыс. руб. 4212 5136 4422 210 -714 104,99 86,1

Уровень валового дохода, % 21,22 15,17 14,57 -6,65 -0,6 - -

Издержки обращения, тыс.руб. 3231 3742 2714 -517 -1028 84,0 72,5

Уровень издержек обраще-ния,% 16,28 11,05 8,94 -7,34 -2,11

Прибыль от продаж, тыс. руб. 981 1394 1708 727 314 174,11 122,5 3

Рентабельность продаж,% 4,94 4,12 5,63 0,69 1,51 - -

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 505 982 1208 703 226 239,21 123,0 2

Чистая прибыль, тыс. руб. 404 786 966 562 180 239,11 122,9

Среднегодовая 179 451 264 85 -187 147,5 58,6

стоимость ОС,

тыс. руб.

Фондоотдача, 130,8 80,9 127,4 -3,4 46,5 97,4 157,5

руб/руб

Среднегодовая 22575 24932 30109 7534 5177 133,4 120,8

стоимость

обор. средств, тыс. руб.

Оборачивае- 0,88 1,36 1,01 0,13 -0,35 114,77 74,26

мость оборот.

средств, оборо-

тов

За отчетный 2017 год отмечается уменьшение себестоимости проданных товаров по сравнению с предыдущим годом (-9,73%), при этом сокращение выручки осуществлялось чуть более высокими темпами (-10,36%). На предприятии при сокращении затрат снизилась и выручка. Это связано, в первую очередь с необходимостью привлечения новых направлений сбыта товаров, при минимизации дополнительных расходов и сохранении торговой надбавки на уровне среднестатистической по отрасли и увеличением объемов продаж.

Валовый доход имеет тенденцию к росту в 2016 году и небольшому снижению в 2017 году, при этом его величина в последнем отчетном году превысила уровень 2015 года. Вместе с тем доля валового дохода в выручке имеет устойчивую тенденцию к уменьшению: показатель сократился с 21,22% в 2015г. до 14,57% в 2017г.

Издержки обращения предприятия в 2017 году ниже уровня 2015 г. на 16% и 2016 года на 27,5%. Их доля в выручке в анализируемом периоде сократилась почти в 2 раза: с 16,28% в 2015 году до 8,94% в 2017 году.

Снижение издержек обращения привело к росту всех показателей прибыли. Так, прибыль от продажи товаров возросла в 2017 году относительно 2015 года в 1,74 раза и к уровню 2016 года в 1,23 раза. Это положительно отразилось на рентабельности продаж, которая увеличилась с 4,94% в 2015 году до 5,63% в 2017 году. Выросли также прибыль до налогообложения и чистая прибыль.

Эффективность использования оборотных средств определяется скоростью их оборота, или оборачиваемостью. Чем быстрее совершается кругооборот оборотных средств, тем меньшая их сумма потребуется предприятию для успешного выполнения плана товарооборота. Оборачиваемость оборотных средств ООО «Фирмы РасМа», как один из показателей эффективности деятельности торговых предприятий, остается пока еще медленной. Наблюдается некоторое ускорение оборачиваемости, что является положительной тенденцией, но оно не в полной мере отвечает задачам повышения эффективности использования ресурсов предприятия оптовой тор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

говли. ООО «Фирма РасМа» необходима детальная программа ускорения товарообрачиваемости.

Итак, выручка ООО «Фирма РасМа» в 2017г. по сравнению с 2015г. возросла, однако она сократилась относительно 2016 года. Показатели прибыли имеют устойчивую тенденцию роста благодаря целенаправленной работе по оптимизации издержек обращения. Все это привело к некоторому увеличению показателей эффективности функционирования ООО «Фирмы РасМы» в 2017г. по сравнению с предыдущими периодами.

Список литературы

1. Казакова, Н.А. Маркетинговый анализ [Текст] / Н.А. Казакова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 239с.

2. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст]: учебник / Л.И.Кравченко. - 8 изд., испр. и доп.-М.: Новое издание, 2005. - 512с.

3.Грачева, Н.А., Полищук, О. А. Анализ качества прибыли коммерческой организации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, №2 (23). С. 90-98.

4. Голодникова, Н.И., Грачева, Н.А. Анализ оптового товарооборота на примере ООО «Фланец-комплект» // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита [Текст] : Материалы VII Международной молодежной научно-практической конференции (28 апреля 2015 года) /редкол: Бессонова Е.А.(отв.ред.); Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга», Курск, 2015. C. 94-97.

5. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст] : учебное пособие / под редакцией А.Н. Соломатина. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

6. Воропаева, О. Д. Учет реализации товаров в оптовой торговле [Текст]: учебное пособие / О. Д. Воропаева. - ЮЗГУ. - Курск-Орел: АПЛИТ, 2013. - 216 с.

Fishbeyn Karina Yakovlevna, undergraduate

(e-mail: kf1985@yandex.ru)

Gracheva Nadezhda Alekseevna, cand.econom.sci., professor

(e-mail: n-a-gracheva@mail.ru)

Southwest state university, Kursk, Russia

ANALYSIS OF TRADE TURNOVER OF ENTERPRISES WHOLESALE TRADE

(on the example LTD «Firma RasMa»)

Abstract. The article shows the meaning and content of sales analysis for wholesale trade

enterprises. The analysis of turnover for the wholesale enterprise - LTD «Firma RasMa».

Conclusions about results and efficiency of its activity are formed.

Keywords: wholesale trade, turnover, sales analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.