Научная статья на тему 'Управление обеспечением устойчивого развития предпринимательских структур сферы торговли и услуг'

Управление обеспечением устойчивого развития предпринимательских структур сферы торговли и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КРИЗИСА / ЗОНЫ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА / МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИСНОГО ПРОЦЕССА / АЛГОРИТМ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР / FINANCIAL CRISIS / SYSTEM OF INDICATORS / INTEGRATED INDICATOR / FACTORS OF DEVELOPMENT OF CRISIS / ZONE OF FINANCIAL CRISIS / TECHNIQUE OF IDENTIFICATION OF CRISIS PROCESS / ALGORITHM OF ANALYTICAL PROCEDURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Панявина Екатерина Анатольевна, Аджамян Ирина Александровна

В статье рассматривается система показателей, отражающих функционирование предприятий сферы оптовой торговли и услуг. Предложена методика по определению индикаторов, способствующих развитию кризисных процессов. Индикаторы связаны с выявленными факторами, влияющими на развитие кризиса на предприятии, разработана формула интег-рального показателя бескризисного развития организации оптовой торговли, разработан алгоритм осуществления аналитических процедур выявления зон финансового кризиса на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROVIDING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISE STRUCTURES OF THE TRADE AND SERVICES SPHERE

In article the system of the indicators reflecting functioning of the enterprises of the sphere of wholesale trade and services is considered. The technique of definition of the indicators promoting development of crisis processes is offered. Indicators are connected with the revealed factors influencing development of crisis at the enterprise, the formula of an integrated indicator of crisis-free development of the organization of wholesale trade is developed, the algorithm of implementation of analytical procedures of identification of zones of financial crisis at the enterprise is developed.

Текст научной работы на тему «Управление обеспечением устойчивого развития предпринимательских структур сферы торговли и услуг»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР СФЕРЫ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ

С. С. МОРКОВИНА, Е. А. ПАНЯВИНА, И. А. АДЖАМЯН

В статье рассматривается система показателей, отражающих функционирование предприятий сферы оптовой торговли и услуг. Предложена методика по определению индикаторов, способствующих развитию кризисных процессов. Индикаторы связаны с выявленными факторами, влияющими на развитие кризиса на предприятии, разработана формула интегрального показателя бескризисного развития организации оптовой торговли, разработан алгоритм осуществления аналитических процедур выявления зон финансового кризиса на предприятии.

Ключевые слова: финансовый кризис, система индикаторов, интегральный показатель, факторы развития кризиса, зоны финансового кризиса, методика идентификации кризисного процесса, алгоритм аналитических процедур.

Экономические преобразования коренным образом изменили положение оптовых торговых организаций, обеспечивающих функционирование всей системы товародвижения. Вместе с тем, в настоящее время оптовая торговля переживает определенные трудности, обусловленные ее адаптацией к рыночным условиям и затянувшимся формированием адекватного им механизма хозяйствования. За годы реформ значительно снизилась эффективность работы оптовых торговых органи-

заций по обеспечению товарами потребительского рынка. Одной из причин такой ситуации, наряду с общеэкономическими факторами, во многом является отсутствие действенной системы регулирования отечественного оптового рынка, в том числе в результате потери нормативно-методической основы этого процесса. Удельный вес убыточных малых предприятий в общем их количестве составил 37,9 % на 01.01.2012 г. (рис. 1)

[4].

Рис. 1. Динамика численности убыточных предприятий торговли

Кроме того, на оптовом рынке потребительских товаров в последние годы наблюдается усиление конкуренции со стороны торговых сетей, что ставит под угрозу само существование оптовых торговых организаций в качестве самостоя-

тельных субъектов потребительского рынка и, косвенно, значительно понижает конкурентоспособность независимых оптовых фирм. Рост доли российских сетей в оптовой торговле представлен на рисунке 2 [4].

Рис. 2. Доля торговых сетей в обороте оптовой торговли РФ, %

Деятельность оптовых предприятий, помимо функций реализации товаров, включает широкий спектр услуг, оплачиваемых как поставщиками -производителями товаров, так и предприятиями оптовой торговли. В этих условиях финансовое состояние оптовых предприятий будет зависеть не только от величины оптового и прочего оборота, но и от количества и качества услуг, предоставляемых ими поставщиками и покупателями товаров.

Для клиентов-покупателей оптовые предприятия должны оказывать следующие услуги: оценка потребностей и спроса; преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка и т. п.); хранение товарных запасов; доставка товаров; кредитование закупки; концентрация товарной массы; информационное и консалтинговое обслуживание и др.

По отношению к клиентам-поставщикам услуги оптовой торговли должны состоять в следующем: централизация коммерческой деятельности; поддержка процесса перехода прав собственности на товар; инвестиционное обеспечение процесса товародвижения; минимизация кредитного (коммерческого) риска; маркетинговое обслуживание.

Показателями, характеризующими качество взаимодействия с организациями оптовой торговли, являются: средний размер ассортиментной матрицы товаров (по группам); средний уровень торговой надбавки; средний уровень клиентской скидки; средний объем одной покупки (заказа); доля постоянных покупателей в общем числе клиентов; коэффициент покрытия продаж, как соотношение максимальной и минимальной покупки; коэффициент выставочных площадей как соотношение выставочных площадей и площадей, отводимых под всю деятельность; товарооборот на единицу выставочных площадей; товарооборот на единицу складских площадей; среднее время обслуживания одного покупателя.

Не менее важными моментами в обеспечении эффективности и устойчивости функционирования

оптовой организации являются экономический и кадровый потенциал. Трудовой потенциал работников всех сфер деятельности, и оптовой торговли в том числе, постоянно изменяется как количественно, так и качественно.

Вследствие того, что в сфере торговли развитие трудового потенциала является основным источником повышения эффективности финансовохозяйственной деятельности предприятия, рост качественных характеристик приобретает особое значение. Основным звеном в этой сфере считают менеджеров отделов продаж. Эффективность труда в торговле - это соотношение результатов труда работников отрасли и затрат на него. Поэтому рост эффективности предполагает получение больших результатов труда при неизменных затратах ресурсов или тех же результатов при наименьших затратах.

Эффективность использования труда персонала торгового предприятия характеризуется системой показателей: производительность труда; уровень затрат труда на единицу товарооборота; прибыль на одного работника; интегральный показатель использования труда; средняя заработная плата одного работника; коэффициент опережения темпов роста производительности труда и средней заработной платы (в сопоставимых ценах); текучесть персонала.

Для эффективного развития торгового предприятия рост производительности труда должен опережать рост средней заработной платы. При этом рост производительности труда рассчитывают как по товарообороту, так и по чистой продукции и прибыли.

Эффективность оптовой торговли определяется ростом оборота основных продаж и валовым доходом от торгово-посреднической деятельности. Показателями финансовых результатов деятельности организации оптовой торговли выступают: выручка от продажи, прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток), доля постоянных издержек в выручке, доля переменных затрат в выручке.

Рассматривая критерии эффективности функционирования предприятия оптовой торговли, следует рассмотреть критерий прибыли, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия - объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь. Не менее важной является группа показателей, характеризующих эффективность маркетинговой и стимулирующей деятельности оптового предприятия. В этой группе наибольший интерес представляет скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости, а также показатель расходов на рекламу и продвижение товаров в расчете на один рубль продаж продукции.

В условиях экспансии международных торговых сетей оптовая торговля была вынуждена перестраивать свою деятельность в направлении поиска способов продаж продукции, позволяющих сохранить устоявшиеся масштабы торговли. Наиболее простым и понятным выбором оптовых организаций стало создание собственных оптовых сетей на базе оптового материнского предприятия. В то же время усугубление конкуренции на специализированных рынках заставляет оптовиков использовать и иные каналы товародвижения - франчайзинг и дилерство. В этой связи, говоря об эффективности деятельности организации оптовой торговли, нельзя забывать об уровне развития созданных каналов товародвижения и их эффективности.

Для оценки эффективности организации канала распределения продукции следует применять следующие коэффициенты: уровень длины канала; доля территориального покрытия каналом; уровень товарных запасов в канале за период; уровень эффективности обслуживания канала; уровень удовлетворения потребностей потребителей в канале.

В ряде случаев в организациях оптовой торговли ярко выражены механизмы взаимного финансирования хозяйствующих субъектов, при которых предприятия предоставляют друг другу товарный кредит на условиях отсрочки платежа, что приводит к формированию соответственно дебиторской и кредиторской задолженностей. В этом случае важность критериев оценки финансового состояния организаций оптовой торговли и оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности трудно переоценить.

Вся совокупность показателей оценки финансового состояния организации оптовой торговли представлена такими показателями, как стоимость имущества, коэффициент автономии, финансовый леверидж, коэффициент текущей платежеспособности, коэффициент абсолютной платежеспособности, период оборота дебиторской задолженности, период оборота кредиторской задолженности.

Таким образом, система показателей, отражающих функционирование предприятий оптовой торговли, представлена показателями пяти групп (областей наблюдений), представленных на рисунке 3.

Область наблюдения 1

истема индикаторо устойчивое функционирования организации оптовой торговли

Рис. 3. Система наблюдения за кризисными процессами в экономике предприятия оптовой торговли по областям

(цифрами обозначены: 1 - область наблюдения за качеством взаимодействия с организациями оптовой торговли;

2 - область наблюдения использованием персонала организации оптовой торговли; 3 - область наблюдения за финансовым состоянием организации оптовой торговли; 4 - область наблюдения за маркетинговой деятельностью и развитием каналов товародвижения; 5 - область наблюдения за финансовыми результатами деятельности

организации оптовой торговли)

При построении системы показателей учтены следующие требования: охват всех основных аспектов деятельности; наиболее полное отражение достигнутых результатов деятельности; наличие обобщающих и частных показателей; количественная измеримость показателей оценки; стройность системы показателей, отсутствие дублирования показателей в различных областях наблюдения; универсальность для различных типов и различных организационных форм оптовых торговых фирм; обеспечение сопоставимости показателей эффективности различных оптовых торговых организаций, как между собой, так и с показателями эффективности других сфер деятельности; общеизвестность и широкое применение показателей в теории и практике экономического анализа.

Необходимость выделения указанных областей в общей системе оценки кризисных процессов в деятельности предприятий оптовой торговли объясняется разноплановостью входящих в них показателей: каждый показатель из пяти областей блоков представляет собой локальный анализ

кризисных процессов на уровне подсистем предприятия. Надо отметить, что все они широко используются в теории и практике экономического анализа (что подтверждает целесообразность включения именно этих структурных элементов в общую систему оценки эффективности), но разрозненно, в отрыве друг от друга, то есть как самостоятельные виды анализа. Вместе с тем, лишь в совокупности они могут комплексно идентифицировать кризисные процессы в деятельности оптовых торговых организаций.

На основе анализа деятельности организации оптовой торговли наиболее полно развитие кризиса отражают следующие индикаторы:

- коэффициент автономии;

- высокая доля постоянных издержек;

- средний уровень клиентской скидки;

- товарооборачиваемость (количество оборотов);

- коэффициент опережения темпов роста производительности труда и средней заработной платы (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы развития кризиса организации оптовой торговли

Наименование показателя Идентификатор, формула расчета Расчет для организации оптовой торговли

Коэффициент автономии Кавт = СК А СК - собственный капитал А - активы тг 1629000 _ Кавт = = 0.04 167 439 000

Доля постоянных издержек в выручке Дпи = Ш ВР ^ 120540000 л _ Дпи = = 0.56 215 694 000

Коэффициент опережения темпов роста производительности труда и средней заработной платы Копер = ТКп ТЯзп ТЯп - темп роста производительности труда ТЯзп - темп роста заработной платы 120 Копер = = 1.14 105

Средний уровень клиентской скидки ^ С1* К1 + С 2 * К 2 + Сп * Кп „ 5-15 + 8 • 25 +12 • 10 Г™ — — 1 о

иси (К1 + К 2 + Кп) С1 - скидка первого клиента С1 - скидка второго клиента С1 - скидка п-ого клиента К1 - первый клиент К2 - второй клиент Кп - п-ый клиент (15 + 25 +10)

Товарооборачиваемость, оборот ТО = ВР ТЗ ВР -выручка ТЗ - товарные запаса го = 5200000 = 36 145000

Следует отметить, что для каждого индика- кризис или наоборот финансовый рост

тора существует свое предельное значение, пере- (табл. 2) [3].

ступая порог которого в организации наступает Тогда интегральный показатель бескризисно-

го развития организации представляет собой:

J = 0.1516* Кает + 0,1397 * Дпи + 0,1283 * Сер + 0,1174 * ТО + 0,1069 * Копер

J норм = 0.1516*0.5 + 0.1397*0.5 + 0.1283*10 + 0.1174*50 + 0.1069*1.25 = 7.433

Они соответствуют ранее выявленным факторам, определяющим развитие кризиса на предприятии [2].

Так, для фактора высокий уровень зависимости от заемных средств метрикой является коэф-

фициент автономии, свидетельствующий о финансовой зависимости анализируемого предприятия от заемных средств, о его финансовой неустойчивости.

Таблица 2

Значения индикаторов, отражающих развитие кризиса на предприятии оптовой торговли

Индикаторы, отражающие развитие кризиса на предприятии Значение

1. Коэффициент автономии при Кавт>0.5 - у организации хорошее платежеспособное состоянии; при Кавт<0.5 - у организации неудовлетворительное платежеспособное состоянии

2. Высокая доля постоянных издержек если Диз<0.5 - у организации малая возможность банкротства; если Диз>0.5 - вероятность банкротства велика

3. Средний уровень клиентской скидки при Сср<10 - прибыль у организации возрастает; при Сср>10- вероятность наступления банкротства;

4. Товарооборачиваемость (кол-во оборотов) при ТО>50 - стабильно развивающаяся организация; приТО<50 - спад продаж, уменьшение прибыли;

5. Коэффициент опережения темпов роста производительности труда и средней заработной платы Нормативное значение коэффициента опережения - 1,25.

Для фактора высокая стоимость аренды помещений (офиса, складов), транспорта характеризует возрастание стоимости аренды, возрастание стоимости доставки и расходного материала (топливо, запасные части) метрикой может служить высокая доля постоянных издержек в выручке от продаж, показывающая насколько возрастают постоянные затраты, обеспечивающие комфорт потребителей.

В свою очередь, для фактора высокие цены на товары метрикой может быть индикатор средний уровень клиентской скидки, который характеризует, что предприятие идет на преднамеренные потери в прибыли путем предоставления различных скидок постоянным и разовым покупателя, в свою очередь, привлекая к себе клиентов.

Для фактора неэффективный маркетинг метрикой возможен индикатор товарооборачиваемость

(количество оборотов), который характеризует эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия, ускорение времени обращения товаров - повышает экономическую эффективность, повышая рентабельность деятельности, а замедление - ухудшает экономическую эффективность.

Для фактора низкое качество услуг персонала соответствует индикатор коэффициент опережения темпов роста производительности труда и средней заработной платы, который характеризует, что опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы обеспечивает снижение себестоимости продукции, увеличение рентабельности и повышение эффективности производства, в обратном же случае предприятие допускает пере-

расход фонда заработной платы, растет себестоимость продукции, снижаются прибыль и рентабельность.

Следовательно, с учетом значимости каждого фактора интегральный индикатор финансового кризиса организации оптовой торговли имеет вид:

акт = 0.1516*0.04 + 0,1397*0.56 + 0,1283*7.9 + 0.1174*36 + 0,1069*1.14 = 5.447

Отношение фактического к нормативному интегральному показателю выглядит следующим образом:

акт 5 447

I норм 7,433

*100% = 73%

На основе предлагаемой методики идентификации кризисного процесса на уровне организации оптовой торговли и услуг разработан алгоритм осуществления аналитических процедур (рис. 4).

Рис. 4. Алгоритм аналитических процедур определения зоны кризисного состояния организации торговли и услуг

Предложенная методика по определению индикаторов, способствующих развитию кризисных процессов в организациях оптовой торговли и услуг, содействует улучшению анализа возможности наступления кризиса.

Связывая отобранные индикаторы с выявленными факторами, влияющими на развитие кризиса на предприятии, разработана формула интегрального показателя бескризисного развития организации оптовой торговли, вследствие чего предложен алгоритм осуществления аналитических процедур выявления зон финансового кризиса на предприятии.

Литература

1. Морковина С .С., Панявина Е. А. Устойчивое развитие малых предприятий на основе формирования системы превентивного управления кризисными ситуациями // Сборник трудов научно-методического объединения «Экономика». Вып. 8. Тамбов, 2012.

2. Морковина С. С., Панявина Е. А., Ванятин-ский Ф. В. Влияние ключевых факторов на интегральный показатель эффективности стимулирования инновационной деятельности предпринимательских структур // Современные проблемы функционирования предпринимательских структур в условиях перехода экономики на инновационный путь развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (18 янв. 2013 г., г. Воронеж) / под ред. проф. Т. Л. Безруковой. Воронеж, 2013.

3. Морковина С. С., Пономарева И. А. Предпосылки возникновения кризисных процессов в деятель-

ности торговых организаций // Проблемы развития современной экономики России: сборник тр. по мат-лам Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-петербургский государственный университет водных коммуникаций. Воронеж, 2012

4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru

* * *

MANAGEMENT OF PROVIDING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF

ENTERPRISE STRUCTURES OF THE TRADE AND SERVICES SPHERE

S. S. Morkovina, Ye. A. Panyavina, I. A. Adzhamyan

In article the system of the indicators reflecting functioning of the enterprises of the sphere of wholesale trade and services is considered. The technique of definition of the indicators promoting development of crisis processes is offered. Indicators are connected with the revealed factors influencing development of crisis at the enterprise, the formula of an integrated indicator of crisis-free development of the organization of wholesale trade is developed, the algorithm of implementation of analytical procedures of identification of zones of financial crisis at the enterprise is developed.

Key words: financial crisis, system of indicators, integrated indicator, factors of development of crisis, zone of financial crisis, technique of identification of crisis process, algorithm of analytical procedures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.