Научная статья на тему 'Сущностная характеристика авторской куклы и вопросы художественности в контексте современной эстетики'

Сущностная характеристика авторской куклы и вопросы художественности в контексте современной эстетики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1706
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ КУКЛА / ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ARTISTRY / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / CONTEMPORARY ART / СОВРЕМЕННАЯ ЭСТЕТИКА / MODERN AESTHETICS / ART-DOLL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лейдекер Мария Алексеевна

Рассматриваются вопросы современной художественности, проявляющейся в авторской кукле как произведении искусства. К сфере художественного авторскую куклу позволяет отнести воплощение в ней уникального художественного образа. Подчеркивая равноправие авторской художественной куклы и произведений классических видов искусства, автор статьи составляет схему анализа и интерпретации авторской художественной куклы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essential characteristics of the art-doll and matters of artistry in the context of contemporary aesthetics

The article deals with the issue of modern artistry which manifests itself in art-doll as a work of art. The art-doll can be attributed to the sphere of art by the embodiment of the unique artistic image. Еру author of the paper emphasizes the equality of art-dolls and pieces of classical kinds of art and creates a scheme for analysis and interpretation of art-dolls.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика авторской куклы и вопросы художественности в контексте современной эстетики»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 142-148.

УДК 74.01/.09

ББК Щ85

М. А. Лейдекер

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОЙ КУКЛЫ И ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКИ

Рассматриваются вопросы современной художественности, проявляющейся в авторской кукле как произведении искусства. К сфере художественного авторскую куклу позволяет отнести воплощение в ней уникального художественного образа. Подчеркивая равноправие авторской художественной куклы и произведений классических видов искусства, автор статьи составляет схему анализа и интерпретации авторской художественной куклы.

Ключевые слова: авторская кукла, художественность, современное искусство, современная эстетика.

Невероятно популярная в последнее время авторская кукла является предметом полемики в среде искусствоведов. Некоторые не воспринимают этот вид творчества всерьез, предвзято относясь к нему как дамскому рукоделию. При этом ни авторов, ни коллекционеров нет нужды убеждать в том, что авторская кукла может быть настоящим художественным произведением. В термине «авторская художественная кукла» ключевой категорией, позволяющей рассматривать объект как произведение искусства, является именно художественность.

Художественность - эстетическая категория качества того или иного произведения, определяющая его принадлежность к области искусства. «Для художественности, - подчеркивает И. Б. Роднянская, - существен признак завершенности и адекватной воплощенности творческого замысла, того "артистизма", который является залогом воздействия произведения на читателя, зрителя, слушателя»1. Не стоит путать художественность с другими эстетическими категориями, например с категориями прекрасного и безобразного, с которыми она связанна весьма опосредованно. И безобразное, и прекрасное являются неотъемлемой частью жизни и сущности человека. Прекрасное - эстетическая категория, наиболее полно характеризующая традиционные эстетические ценности. Прекрасное нельзя отождествлять ни с красивым, ни с художественным, ни с эстетическим. Эстетическое шире прекрасного. В современном эстетическом знании понятие красивого принято связывать с внешними, чувственными качествами предмета. Прекрас-

ное же всегда внутренне красиво. Красота характеризует предметы с их внешней, не всегда существенной стороны. Прекрасное связано с глубоким содержанием и совершенной фор-мой2.

С категорией художественности непосредственно связано и понятие «художественное произведение» (произведение искусства), и «художественный образ». Художественное произведение - продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника, а также продукт, который отвечает определенным категориям эстетической цен-ности3. Однако стоит особенно отметить, что категории эстетической ценности в ситуации современной культуры весьма неоднозначны, о чем будет сказано ниже.

Любое произведение искусства, в том числе и авторскую художественную куклу, характеризует присутствие в нем художественного образа. В самом широком смысле художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произ-ведении4. Художественный образ - это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время смысл художественного образа раскрывается лишь в определен-

ной коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор5.

Понятие «художественность» в современной ситуации крайне неоднозначно. ХХ в. ознаменован множеством открытий в области творчества. Появление и бурное развитие некоторых из них выявили значительный художественно-творческий потенциал искусства, расширение его видового, жанрового и стилевого разнообразия, то есть изменение не только границ художественности, но и самого феномена художественности как такового. В ХХ в. появившиеся произведения зрители не всегда оценивают как художественные, в отличие от самих авторов, критиков и других агентов мира искусства. В современных эстетических теориях прослеживается смещение предмета исследования, и важнейшую роль в этом играет само искусство. Если традиционная эстетика концентрировала внимание преимущественно вокруг проблемы прекрасного и в основном понималась как философия красоты, эстетизируя и сущность искусства, то современные теории пытаются противопоставить себя классической эстетике, в качестве философии нового искусства. Не случайно сегодня в эстетических исследованиях все большее внимание обращают на реальную практику искусства и новый художественный опыт, а сами художники сопровождают свои творения теоретическими изысканиями, пытаясь тем самым обосновать возможность нового видения окружающего мира. Однако, многообразие форм и неоднозначность восприятия художественного процесса, наблюдаемые в различных видах и направлениях искусства, ставят проблему уточнения его специфики. Сохраняется ли возможность назвать все объекты искусства художественными? Изменяется ли - и если да, то как - сама художественность?

Е. В. Рубцова в своей работе «Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности» предлагает учитывать историческую изменчивость самого искусства и самих представлений о нем. Автор утверждает, что сама категория «художественность»

по-прежнему используется как в своем классическом, традиционном варианте по отношению к произведениям прошлого, так и для оценки современных художественных объектов. Сегодня художественная ситуация сложна и многообразна и не дает возможности определить художественность на значимой основе применительно к искусству второй половины ХХ - начала XXI в.

Особенность существования современного мира искусства такова, что понятия, используемые для рассуждения об артефактах творчества, характеризуются высоким уровнем неопределенности, что делает их невосприимчивыми к определениям, не учитывающим исторический аспект существования искусства. В современном искусстве, по мнению Е.В. Рубцовой, категория художественности признается универсальной, но не как проекция сущности искусства, а как проекция его реального исторического развития и функционирования, которые определяются в своем конкретном существовании по-разному, в зависимости от социокультурного контекста. Представив развитие искусства через смену парадигм, автор полагает художественность не сущностью искусства, которая задана раз и навсегда, а феноменом историческим, изменяющимся, но раскрывающим особенности существования искусства в различных социально-исторических контекстах. Выделяются четыре парадигмы, охватывающие историческую типологию существования искусства, обозначенные как: внеэстетическая, эстетическая, художественная, постхудожественная.

В рамках каждой парадигмы искусства выявляется своеобразное понимание художественности. Внеэстетическая парадигма понимает искусство, например, как мимезис - подражание миру. Эстетическая парадигма, эстетизируя искусство, трактует его, к примеру, как созидание прекрасного. Художественная, предлагая теорию «искусства для искусства», исходит из идеи «художественного искусства». Но возможности этих парадигм, несмотря на их вариативность, оказались ограниченными в условиях нового социокультурного контекста, появления постмодернизма и неклассической эстетики. В этой ситуации во второй половине ХХ в. внимание исследователей было направлено на спецификацию новых условий существования художественности. Акцентировалось внимание как на исторически изменчивых условиях существования самого искусства, так

и на меняющихся содержательно категориях, с помощью которых анализируются и оцениваются художественные объекты6.

Новые виды искусства, особенно относящиеся к акционизму, закономерно заставляют пересмотреть традиционные представления о художественности: искусство провозглашает собственную открытость окружающему миру, используя все его объекты и процессы в качестве материала для творений. Современная художественная ситуация предполагает одновременно альтернативный и универсальный характер «постхудожественной» парадигмы, признающей множественность смыслов и, как следствие, дефиниций и теорий.

Альтернативный характер современной художественной стратегии проявляется в стремлении противоречить многим традиционным представлениям о творчестве, художественной профессии, мастерстве, индивидуальности, духовности, и вообще всем предполагаемым ценностям и функциям «высокого» искусства. В рамках новейшей парадигмы существуют различные, но равнозначные подходы к искусству, и, более широко, к творчеству вообще. Представив современную парадигму искусства как «постхудожественную», исследователи признают ее принципиально иной, нетрадиционный характер: она полностью исключает из ряда признаков художественности норматив-ность7, тем самым открывая авторам широчайшее поле для творчества. Самый яркий пример тому - включение авторских кукол в сезонные выставки в Союзе художников наряду с произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Такие признаки художественности нового типа, как парадоксальность, процессуальность, провокативность являются не жесткими критериями, а свойствами, существующими наряду с другими. В искусстве второй половины ХХ в. принцип парадокса становится одним из ведущих: непредсказуемы и сами элементы произведений, и их связи, и конструкция в целом. Так, свидетельством парадоксальности современного искусства является популярное направление в авторской кукле - появление авторских игровых кукол. Парадокс заключается в том, что современная авторская кукла в целом близка мелкой скульптурной пластике. Обычно она жестко закреплена на подставке и не предполагает непосредственного манипуляционного взаимодействия с собой. Авторская игровая кукла, напротив, изначально создается как имеющая

игровой потенциал и могущая участвовать в играх (это особенно касается текстильной и шарнирной куклы), однако образность зачастую не предполагает адресацию детской аудитории, а цена и ориентированность на экспонирование в галерее или покупку взрослым коллекционером заставляют вступать в некое противоречие форму и содержание объекта. Подходящая по форме для игры кукла, на деле оказывается произведение искусства, с преобладающей чисто эстетической функциональностью.

Понятие процессуальности отражает смещение акцентов, произошедшее в современном искусстве, с самого объекта на процесс его создания или восприятия. Произведение перестало восприниматься как «автономная сущность», как «мир-в-себе» и «мир-для-себя», и начало рассматриваться как результат коммуникативного акта, вовлекающего в себя не только объект/процесс, но и его производителя (художника) и потребителя (воспринимающего/зрителя). Именно в современной художественной ситуации авторская кукла стала невероятно популярна. Она, воспринимается как объект и персонаж одновременно. С одной стороны, кукла как объект вызывает непосредственное желание взаимодействовать с ней: повертеть в руках, подвигать конечности, рассмотреть и потрогать детали костюма. С другой стороны, кукла - всегда персонаж, она вовлекает зрителя еще и в более сложное взаимодействие уже на внутреннем уровне: каждый человек при взгляде на куклу невольно наделяет ее характером, эмоциями и историей жизни, ситуациями, в которых ее личностные особенности могли бы раскрыться, начиняя воспринимать ее уже не как объект, а субъект взаимодействия. Неотъемлемой частью образа куклы является ее имя, что еще раз указывает на субъект-субъектные отношения зрителя и работы кукольника. Такое взаимодействие произведения и аудитории не характерно для других пространственных видов искусства, где преобладают субъект-объектные отношения. Не удивительно: редко кому приходит в голову наделять индивидуальным именем и характером шкаф или стол, пусть даже они и высокохудожественны. Создание кукольного произведения, как и его восприятие - это взаимодействие с предметом на совершенно новом уровне. Это одновременно создание предмета и персонажа, виртуальной личности, которая неизбежно вовлекает зрителя во взаимодействие-игру, пусть даже и умозрительную.

Провокативность современной художественности связана с выявленной тенденцией отказа от нормативности: нарушением общепринятых табу, как социальных, так и художественных.

И эта тенденция современного искусства также в полной мере находит свое отражение в авторской кукле. Традиционным является представление о кукле как собирательном женском образе, идеале красоты определенной эпохи. Современная авторская художественная кукла может как воплощать этот идеал в гипертрофированном виде (куклы сестер поповых, или Марины Бычковой), так и отражать полную его противоположность. Куклы-монстры Аманды-Луизы Спейд тому лучшее доказательство. Работы этого автора - синтез эстетики безобразного, нашедшей такое широкое применение в современном искусстве, и современных гуманистических представлений о физической красоте и совершенстве как необязательном для счастливой жизни и гармоничного развития факторе. Ее работы призывают зрителя задуматься о важности красоты как эстетической категории, помогают понять, что красота - понятие крайне относительное и субъективное.

Как уже было отмечено, теоретики и философы искусства уже давно перестали отождествлять художественные и эстетические ценности. Эстетические ценности понимаются исследователями узко и связаны с одной стороны, с непосредственно воспринимаемыми (чувственными или структурными) особенностями произведения, с другой стороны - с вызываемым этим произведением эстетическим переживанием. Специфические ценности произведения искусства, то есть художественные ценности, не могут быть, по их мнению, сведены к узко понимаемым эстетическим ценностям. Как правило, эстетические ценности (в случае с неоавангардистскими произведениями это не обязательно) являются одним из компонентов художественной ценности, создаваемой также и другими свойствами произведения (познавательными, философскими, новаторскими и т. п.)8.

Необходимо отметить, что в последнее время все более сильными в искусствоведении и художественной критике можно считать тенденции конвенционализма. Проще говоря, искусством называют то, что договорились так называть. Объективных критериев определения художественной ценности современно-

го произведения сейчас нет. На первый план в данном случае выступает художественный критик, галерист или куратор выставки. То, что он лично, исходя из своего жизненного опыта, эстетического чутья, образования и эрудированности, посчитает достойным внимания произведением искусства, то этим произведением и станет. Ирония ситуации заключается в том, что один и тот же объект, помещенный в разные контексты, сегодня может быть и простым бытовым предметом, и мусором, и произведением искусства. Эти тенденции косвенно затрагивают и сферу авторской художественной куклы. Как уже было отмечено ранее, зачастую отнесение того или иного объекта классу кукол может часто быть весьма условным. В качестве примера можно привести простое противоречие: почему работы Ханса Беллмера называют сюрреалистическими куклами, а братьев Джейка и Диноса Чепменов - скульптурами.

Признаков современной художественности выделяется множество, но, в сущности, по мнению автора настоящей работы, продукт творчества только тогда будет художественным произведением, когда он является полноценным высказыванием автора, в полной мере реализует поставленные художественные задачи. В зависимости от эстетической парадигмы, в которой работает автор, это может быть и ориентация на новизну, нестандартность и оригинальность решения, свежесть авторской трактовки традиционного сюжета, иногда даже стремление шокировать зрителя, и опора на вечные эстетические ценности, - поставленных художественных сверхзадач может быть множество. Однако, прежде всего, произведение искусства должно вызывать эмоциональный отклик. Если такового не имеется, то произведение не состоялось. В любом из случаев, апеллирует ли работа непосредственно к эмоциям зрителя, или через разум должна в процессе рефлексии вызвать эмоциональную реакцию на остроумное художественное высказывание, задача всегда одна - не оставить зрителя безразличным и равнодушным. Если поставленная задача (вне зависимости от того, какую именно задачу ставил художник в конечном итоге: шокировать, умилить, вызвать эстетическое удовольствие, отвращение или негодование) не решена - работа не состоялась как художественный артефакт. Вот почему так сложно сказать, является ли тот или иной объект произведением искусства: невозможно вывести единственно правильные, подходящие

для любой ситуации и произведения критерии художественности. По сути, представление о художественности работы напрямую зависит от зрителя, его эмоциональной реакции на произведение и его зрительского опыта.

Несмотря на то, что художественность -категория, не регламентированная достаточно четко, ее наличие обязательно для рассмотрения авторской куклы как произведения искусства, что подчеркнуто в самой терминологии «авторская художественная кукла». По мнению Б. П. Голдовского, «художественная кукла - явление художественной культуры, особый жанр искусства (в США называется фигуративной скульптурой), самоценный художественный объект, близкий станковой и малой скульптуре, с родовыми чертами куклы»9. Таким образом, именно художественность можно назвать сущностной характеристикой авторской куклы, тем, что отличает ее от поточных изделий и от результатов хобби-творчества кукольников-любителей. По своей сути авторская кукла - не только персонаж, манекен в эстетичном и грамотно сшитом костюме, но прежде всего гармоничное произведение, где материал и технико-технологические приемы его создания - это форма, а художественный образ - содержание и цель проведенной работы.

Авторская художественная кукла, как уже было сказано, - синтетический вид искусства, включающий элементы скульптуры, живописи, дизайна костюма, декоративно-прикладного искусства. Соответственно, в арсенале выразительных средств, создающих художественный язык куклы, великое множество техник и приемов. В авторской кукле, органически связанной с декоративно-прикладным искусством материал зачастую диктует образность, а образ - в свою очередь - материал. От выбора материалов, их грамотного использования и наиболее подходящего для воплощения авторского замысла сочетания зависит успешность воплощения художественного образа будущей куклы, ее художественная ценность.

Для анализа и интерпретации авторской куклы как художественного произведения автором настоящей статьи была разработана и применена в ходе занятий со студентами по курсу «Анализ и интерпретация произведений искусства» схема анализа авторской куклы. За основу был взят список параметров качества исполнения авторской куклы, предложенный членами Национального института американ-

ских художников-кукольников NIADA10. Схема была доработана автором в соответствии с классической схемой анализа любого произведения искусства. Она включает следующие параметры.

1. Автор, название, материал, размер, год.

2. Тема / сюжет // иконография образа.

3. Особенности авторской трактовки образа.

4. Художественное своеобразие:

4.1. пропорции/масштаб;

4.2. анатомия, лицо;

4.3. композиция;

4.4. движение (логическая и убедительная пластика персонажа, гармоничное расположение фигуры в пространстве композиции);

4.5. ритмическая организация, сочетание фактур/рисунков (узоров);

4.6. колористические особенности;

4.7. концепция костюма;

4.8. использование/качество аксессуаров;

4.9. подставка / мебель / постамент.

5. Пробуждение эмоционального отклика у зрителя (логика в подборе элементов и законченность образа; гармония, привлекающая внимание и заинтересовывающая зрителя).

6. В чем уникальность куклы, специфика авторской техники.

7. Вывод о том, какую цель ставил художник при создании данного произведения, какую хотел воплотить идею, удалось ли ему это.

Подводя итог разговора о художественности, стоит еще раз подчеркнуть, что, несмотря на то, что художественность - есть суть авторской куклы, жестких критериев, позволяющих ее определить нет и не может быть. Искусствоведы, и в частности Б. П. Голдовский, отмечают, что «они [критерии], конечно, есть, но все они субъективны, потому что оценку дают люди, живущие в то или иное время, в той или иной среде, получившие то, или иное воспитание. Они мерило ценности произведения искусства. Они создатели, критики и потребители. Вся история человечества в какой-то степени была посвящена выработке этих критериев: гармония, композиция, эмоциональное воздействие, метафоричность, наличие художественного образа»11.

Примечания

1 Рубцова, Е. В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности : дис. ... канд. филос. наук / Е. В. Рубцова. - Екатеринбург, 2004. - С. 7.

2 Рубцова, Е. В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности. - С. 73.

3 Академик: словари и энциклопедии. -URL:http://dic.academic.m/dic.nsf/fm_enc/31 325. - Дата обращения: 13.01.2015.

4 Там же.

5 Бычков, В. В. Эстетика : учебник / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - С. 267.

6 Там же. - С. 191.

7 Там же. - С. 193.

8 Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века -антиэссенциализм, перцептуализм, институ-

ционализм : антология / под ред. Б. Демидо-ка, Б. Орлова. - Екатеринбург: Деловая кни-га,1997. - С. 27.

9 Голдовский, Б. П. Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Б. П. Голдовский. - М.: Дизайн Хаус, 2009. -С. 137.

10 Баева, Т. Взгляд на работу. Критерии оценки авторской куклы / Т. Баева // Ргокуклы. - 2009. - № 1 (1) - С. 7.

11 Голдовский, Б. П. Авторская кукла как произведение искусства / Б. П. Голдовский // Ргокуклы. - 2010. - № 2 (2). - С. 16.

Сведения об авторе

Мария Алексеевна Лейдекер - аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург).

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 15 (370). Philology. Arts. Issue 96. Pp. 142-148.

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE ART-DOLL AND MATTERS OF ARTISTRY IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY AESTHETICS

M. A. Leydeker

Postgraduate of the Department of Art Education and decorative arts of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. [email protected]

The article deals with the issue of modern artistry which manifests itself in art-doll as a work of art. The art-doll can be attributed to the sphere of art by the embodiment of the unique artistic image. Еру author of the paper emphasizes the equality of art-dolls and pieces of classical kinds of art and creates a scheme for analysis and interpretation of art-dolls.

Keywords: art-doll, artistry, contemporary art, modern aesthetics.

References

1 Rubcova E.V. Istorichnost' paradigm iskusstva i problema sovremennoj hudozhestvennosti [The historicity of the paradigms of art and the problem of contemporary art]. Ekaterinburg, 2004. P. 7. (In Russ).

2 Ibid, p. 73. (In Russ.).

3 Akademik: slovari i jenciklopedii [Academic dictionaries and encyclopedias]. Available at: URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31325, accessed 13.01.2015. (In Russ.).

4 Ibid. - Available at: URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4956/, accessed 13.01.2015. (In Russ.).

5 Bychkov V.V. Jestetika [Aesthetics]. Moscow, Gardariki Publ., 2004. P. 267. (In Russ.).

6 Ibid, p. 191. (In Russ.).

7 Ibid, p. 193. (In Russ.).

148

M. A. fleudeKep

8 Amerikanskaja filosofija iskusstva: osnovnye koncepcii vtoroj poloviny XX veka-antijessencializm, perceptualizm, institucionalizm [The US philosophy of art: the basic concept of the second half of the twentieth century - antiessentsializm, pertseptualizm, institutionalism]. Ekaterinburg, Delovaja kniga Publ., 1997. P. 27. (In Russ.).

9 Goldovskij B.P. Hudozhestvennye kukly [Art dolls]. Bol'shaja illjustrirovannaja jenciklopedija [Big illustrated encyclopedia]. Moscow, Dizajn Haus Publ., 2009. P. 137. (In Russ.).

10 Baeva T. Vzgljad na rabotu. Kriterii ocenki avtorskoj kukly [Looking for work. Evaluation criteria dolls]. Prokukly [About puppets], no. 1 (1), 2009, p. 7. (In Russ.).

11 Goldovskij B.P. Avtorskaja kukla kak proizvedenie iskusstva [Dolls as art]. Prokukly [About puppets], no. 2 (2), 2010, p. 16. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.