Научная статья на тему 'Проблема поиска эстетических смыслов и идеалов в художественном творчестве'

Проблема поиска эстетических смыслов и идеалов в художественном творчестве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
613
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИСКУССТВО / ART / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ХУДОЖНИК / ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малкина Лариса Николаевна

Исследование эстетических идеалов как основы художественного творчества раскрывает новые ракурсы и направления соотношения эстетика искусство образование. Дан сравнительный анализ эстетической деятельности как связующего звена между родами и видами культуры. Рассмотрены эстетические направления в трактовке понятия прекрасного как основы для эстетических программ художников-практиков на примере анализа произведений иркутских художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Малкина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SEARCHING FOR AESTHETIC SENSES AND IDEALS IN ART

The study of aesthetic ideals as a basis of artistry reveals new perspectives and directions of the correlation of aesthetics art education. A comparative analysis is given to the aesthetic activity as a connecting link between the genres and types of culture. Aesthetic directions in the interpretation of the idea of the beautiful as a foundation for aesthetic programs of practicing artists are considered on the example of the analysis of works of Irkutsk artists.

Текст научной работы на тему «Проблема поиска эстетических смыслов и идеалов в художественном творчестве»

В заключение можно сказать, что в настоящее время автомобиль постепенно становится не только необходимым средством передвижения, но и предметом современного искусства. Дизайн автомобилей, красота и разнообразие форм кузова, салона, эффектные решения в применении различных материалов - все это делает автомобили не только модным и желанным предметом быта, но и частью художествен-

ного восприятия. Поэтому важным в популярности появления инсталляций в современном искусстве является и социокультурный аспект: причастность огромного количества людей к миру автомобилей делает инсталляцию им близкой и интересной, несмотря на оригинальность креативных решений и эпатаж.

Статья поступила 10.11.2015 г.

Библиографический список

1. Автомобили MINI над Москвой [Электронный ресурс]. URL: http://www.buro247.ru/lifestyle/auto/9837.html (19.10.2015).

2. Автомобильный лес посреди пустыни Невада [Электронный ресурс]. URL: http://avivas.ru/topic/avtomobil-nii_les_posredi_pustini_nevada.html (20.10.2015).

3. Автомобильный Стоунхэндж от Томми Гана в Лондоне [Электронный ресурс]. URL: http://anti-gorod.com/avtomobil-nyiy-stounhendzh-ot-tommi-gana-v-londone/ (19.10.2015).

4. В память о событиях 11 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/16061 -cai-guo-qiang-nyu-york (19.10.2015).

5. Восемь самых оригинальных кинетических арт-объекта [Электронный ресурс]. URL: http://animalworld.com.ua/news/8-samyh-originalnyh-kineticheskih-art-obektov (19.10.2015).

6. Выставка в немецком Карлсруэ [Электронный ресурс]. URL: http://smotra.ru/users/deniskatvr/blog/121323/ (21.10.2015).

7. Джерри Джуто [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/201110/13498/ (19.10.2015).

8. Железные коровы из старых машин [Электронный ресурс]. URL: http://www.bugaga.ru/interesting/1146728420-udivitelnye-installyacii-iz-mashin.html (19.10.2015).

9. Инсталляция «Перевернутый автомобиль» от Алекса Чиннека [Электронный ресурс]. URL: http://www.funp-

ress.ru/art/1766-installyaciya-perevernutyy-avtomobil-ot-aleksa-chinneka.html (19.10.2015).

10. История об остановленном времени: Памятник Невозможному [Электронный ресурс]. URL: http://culture.ua/istoriya-ob-ostanovlennom-vremeni-pamyatnik-nevozmozhnomu/#.VkwlkF56jGg (19.10.2015).

11. Ожиревший Порше и танцующие Жуки [Электронный ресурс]. URL: http://www.yaplakal.com/forum11/to-pic335713.html (19.10.2015).

12. Проект Hello, Evogue! завершается инсталляцией Якопо Фоджини [Электронный ресурс]. URL: http://www.fashionis-ta.ru/new10/2011 /10/10/hello-evoque/ (20.10.2015).

13. Самые удивительные автомобили Женевского мотор-шоу [Электронный ресурс]. URL: http://glavcom.ua/photo/6956-1 .html (20.10.2015).

14. Скульптор Ишван Нур из Джакарты свернул известный автомобиль Volkswagen Beetle («Фольксваген Жук») 1953 года в идеальный шар [Электронный ресурс]. URL: http://www.etoday.ru/2013/05/sfera-iz-fol-ksvagen-zhuk-ot-i.php (19.10.2015).

15. Фольксваген и восточная философия [Электронный ресурс]. URL: http://www.gizmonews.ru/2011/12/08/vw-claudio-lara/ (20.10.2015).

16. Эластичные автомобили художника Криса ЛаБроя [Электронный ресурс]. URL: http://vidoos.ru/post/1046 (19.10.2015).

УДК 75.05.(57)+33(57)

ПРОБЛЕМА ПОИСКА ЭСТЕТИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ И ИДЕАЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

© Л.Н. Малкина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследование эстетических идеалов как основы художественного творчества раскрывает новые ракурсы и направления соотношения эстетика - искусство - образование. Дан сравнительный анализ эстетической деятельности как связующего звена между родами и видами культуры. Рассмотрены эстетические направления в трактовке понятия прекрасного как основы для эстетических программ художников-практиков на примере анализа произведений иркутских художников.

Ключевые слова: эстетика; культура; искусство; творчество; художник.

PROBLEM OF SEARCHING FOR AESTHETIC SENSES AND IDEALS IN ART L.N. Malkina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The study of aesthetic ideals as a basis of artistry reveals new perspectives and directions of the correlation of aesthetics - art - education. A comparative analysis is given to the aesthetic activity as a connecting link between the genres and types of culture. Aesthetic directions in the interpretation of the idea of the beautiful as a foundation for aes-

1Малкина Лариса Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры монументально -декоративной живописи Института изобразительного искусства и социально-гуманитарных наук, тел.: 89041226919, е-mail: larisamalkina1@yandex.ru Malkina Larisa, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting of the Institute of Fine Arts, Social Sciences and Humanities, tel.: 89041226919, e-mail: larisamalkina1@yandex.ru

thetic programs of practicing artists are considered on the example of the analysis of works of Irkutsk artists. Keywords: aesthetics; culture; art; creativity; artist.

Эстетические идеалы, представления о сущности и формах выражения прекрасного естественным образом составляют основу художественного творчества. Именно реализация эстетических идеалов в конкретике художественных произведений является содержанием профессиональной деятельности художника.

По мнению Н.Б. Крыловой, эстетическая деятельность играет важнейшую роль в культурном развитии общества и в самом существовании культуры. Согласно мысли ученого, эстетическая деятельность творит личность человека для культуры, она же творит культуру для человека во имя развития личности, и она же творит мир культуры для последующих поколений [4]. Иными словами, эстетическая деятельность осуществляет связь между всеми элементами культуры - прошлым и будущим, традициями и инновациями, практикой и теорией, элитарным и массовым. Эстетической деятельности также отводится роль связующего звена между родами и видами культуры - с наукой, искусством, политикой, религией. Опираясь на суждения эстетиков прошлого, от Аристотеля до К. Маркса, Н.Б. Крылова выдвигает идею единства красоты, добра и истины как вечную и абсолютную основу подлинной культуры.

Конец ХХ и начало XXI в. отмечены быстрым нарастанием неоднозначности в понимании критериев эстетического. Релятивизм проникает в само содержание понятия прекрасного, размывая и субъективи-зируя его. Динамику и глубину кризиса, поразившего аксиоматический базис эстетики (особенно в ее приложении к современному изобразительному искусству), хорошо демонстрируют материалы Первого, Второго и Третьего международных Российских культурологических конгрессов, проходивших в Санкт-Петербурге в 2006, 2008 и 2010 гг.

В материалах Первого конгресса тенденция утраты единого или хотя бы общепринятого понятия прекрасного не выделена как отдельная проблема. Лишь в нескольких докладах зафиксированы отдельные факты распространения антиэстетических (в традиционном понимании) критериев в актуальном искусстве. Так, Д.В. Коробова в докладе «Арт-рынок как институт формирования ценностей и смыслов» указывает на сложившуюся практику подмены эстетических критериев оценки художественных произведений рыночными критериями, которые в большей степени зависят от социально-статусного смысла, чем от соответствия критериям прекрасного. По мысли Д.В. Коробовой, картина на рынке произведений искусства оценивается исключительно с точки зрения того престижа, который она способна принести своему обладателю. Таким образом, эстетические критерии исключаются из рассмотрения и подменяются критериями специфического маркетинга. В более общей форме эта же мысль формулируется в докладе Г.А. Бордовского «Образование в современном культурогенезе России», в котором ректор Российского государственного педагогиче-

ского университета указывает на растущую деградацию и инфантилизацию молодежи, связанную с утратой устойчивых представлений о критериях этического и эстетического характера.

Феномен подмены эстетических критериев рыночными находит более острый и обширный отклик в материалах Второго культурологического конгресса. Так, в докладе М.В. Черникова «Эстетическая функция культурного текста: причина и логика порождения» сделана попытка связать эстетическую содержательную ценность произведения с его конкурентоспособностью на «рынке сообщений». По идее М.В. Черникова, насыщенный информацией современный мир характеризуется непрерывным острым соревнованием между различными сообщениями, в том числе между произведениями художественной культуры. Побеждает в соревновании то произведение, которое способно наиболее эффективно привлечь внимание зрителя и вызвать его эмоциональную реакцию. Именно эта способность привлекать и удерживать внимание предлагается автором в качестве общего эстетического критерия, соответствующего новой рыночной реальности.

Сходные мысли высказывает в своем докладе «Парадигмы актуальной художественности» Е.В. Рубцова. По ее мнению, критерии эстетичности (художественности) находятся в состоянии непрерывного обновления и замены. Современное состояние эстетики в рассмотрении актуального искусства должно использовать методологию не художественную, а постхудожественную или даже сверххудожественную (термины Е.В. Рубцовой). Согласно этим новым критериям, именно провокативное, эпатирующее, шокирующее искусство должно быть признано подлинным выразителем современности.

Философское обоснование тезиса о принципиальной смене эстетических критериев дает Х.С. Гафаров в своем докладе «Современный художественный процесс и динамика эстетической рефлексии». Ссылаясь на работы современного немецкого философа Вилли Эльмюллера, он утверждает, что в сегодняшней эстетике происходит превращение произведения искусства из только эстетического в уже не только эстетическое. Художественное произведение приобретает функции, более связанные с его обладателем, чем со зрителем. По мысли Х.С. Гафарова, произведение искусства теперь служит для самовыражения и самоидентификации его обладателя. Собственник художественного произведения с его помощью создает свой имидж и репутацию. Смена предназначения искусства порождает и смену отношения к эстетике. Сегодня эстетика теряет нормативную роль оценщика произведений искусства в соответствии с научно обоснованными критериями прекрасного. Зато современная эстетика расширяется в предмете своих исследований. В сферу эстетического анализа попадают феномены, ранее не считавшиеся объектами эстетической рефлексии, - возникает эстетика городской и

природной среды, эстетика повседневного бытования, эстетика жилища и так далее.

Большое внимание проблеме развития эстетики актуального искусства было уделено в докладах Третьего культурологического конгресса «Креативность в пространстве традиции и инновации». Современному состоянию и перспективам развития комплекса наук об искусстве в рамках конгресса была посвящена научная конференция «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства».

Материалы конференции создают впечатление, что эстетика в качестве методологического основания исследования художественной культуры находится в состоянии глубокого кризиса. По сравнению с материалами Второго культурологического конгресса изменились даже интонации текстов. Они становятся более тревожными и экспрессивными, приобретая порой почти публицистический накал страстей.

Так, доклад И.В. Кондакова полемически озаглавлен «Культурология VS искусство: преодоление эстетики». По мнению автора, произошла утрата эстетикой ее роли основания для анализа искусства. Этот процесс начался еще вХ1Х в. в работах русских литературных критиков золотого века - Н.А. Полевого, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Стирание граней между жанрами и формами существования искусства, появление и распространение авангардного (актуального) искусства, с одной стороны, и массового искусства - с другой, по мысли И.В. Кондакова привело к полному бессилию эстетики. Эстетика теперь не может не только рекомендовать что-либо практическому художнику, но она не способна даже объяснить происходящее в современном художественном творчестве. Поэтому роль методологического базиса для анализа искусства теперь должна выполнять специальная отрасль культурологии.

Доклад О.А. Кривцун «Языки искусства ХХ века: антропологическое и эстетическое измерения» не менее суров в своем приговоре эстетике. По мысли автора, художественная практика последних десятилетий предпочитает не гладкие произведения, соответствующие неким правилам. Дискомфорт, неправильность, поэтическая хромота сегодня составляют цель и содержание художественного творчества. Традиционная эстетика не готова анализировать подобные проявления художественного творчества. Хаотичность, присущая живому процессу творчества, заставляет эстетику уступить место антропологии и культурологии.

Доклады С.Б. Никоновой «Современные стратегии междисциплинарных исследований искусства: философия искусства Артура Данто» и А.М. Сидорова «Современные стратегии междисциплинарных исследований искусства: западная эстетическая теория» посвящены некоторым аспектам развития западной эстетической мысли в контексте современного искусства. По мнению обоих исследователей, можно выделить два направления в современной западной эстетике. Первое устремлено на осознание утраты объек-

тивных критериев красоты и перехода к полностью договорным (институциональным) понятиям прекрасного. Данное направление в эстетике, таким образом, полностью отказывается от попыток найти некие абсолютные критерии прекрасного и объявляет искусством все, что может хоть кем-то восприниматься в качестве такового. Второе направление рассматривает художественное творчество как проявление социальных и социально-психологических процессов. Важно отметить, что искусство обладает способностью не только отражать социальные процессы, но и воздействовать на эти процессы. Так искусство и осознающая его эстетика приобретают свойства новой идеи, объединяющей и направляющей социум, - почти что свойства новой религии. Нельзя не отметить сходство данных идей с теми, на которых строилась эстетика советского периода, начиная с работ В.И. Ленина, А.А. Богданова и А.В. Луначарского.

Более развернутую и полную картину современного состояния западной эстетической мысли дает книга О.А. Кривцуна «Эстетика» [3]. Автор в ней однозначно отвергает все наследие эстетики советского периода как схоластической. Однако, как справедливо отмечает И.В. Малышев [7], используемый О.А. Кривцуном способ анализа художественной культуры скорее относится к философии искусства, чем к собственно эстетике. Книга О.А. Кривцуна убеждает нас, что западный подход заключается в использовании методов психологического, социологического, аксиологического течений в искусствознании. Но собственно эстетический метод, трактующий художественное произведение в категориях прекрасного, в современной западной мысли не представлен.

Возвращаясь к материалам Третьего культурологического конгресса, отметим весьма показательную точку зрения на состояние современной эстетики. В докладе С.М. Грачевой «Критическая деятельность художников как креативно-текстуальная основа русского авангарда» кризис современной эстетики воспринимается как не подлежащая обсуждению данность. Автор доказывает, что этот процесс начался еще в первые десятилетия ХХ в. и привел, в частности, к феномену эстетико-критической деятельности самих художников. Начиная с деятелей русского авангарда, художники больше не доверяют философам и искусствоведам трактовку своих произведений, а сами занимаются переводом своих эстетических концепций с языка изобразительных искусств на словесный язык критических текстов.

Таким образом, есть основания говорить о глубоком методологическом кризисе современной эстетики. Для искусства второй половины ХХ - начала XXI в. эстетика в значительной мере утратила возможность не только предвидеть общий ход развития событий, что составляет необходимый элемент любой науки, эстетика также потеряла способность видеть причинно-следственные связи между разнородными событиями художественной культуры, перестала воспринимать художественную культуру как единое целое. Образовавшийся рефлексивный вакуум по необходимости заполняют более динамичные и методологически

гибкие науки - в первую очередь культурология.

Анализируя современное состояние эстетики применительно к художественному творчеству второй половины ХХ - начала XXI в., можно выделить множество разнородных течений, направлений и группировок, опирающихся на различные эстетические программы. Каждое из таких направлений исповедует собственную систему представлений о сущности прекрасного, систему более или менее связную и последовательную. Однако, на наш взгляд, имеет смысл выделить два принципиально различных направления в трактовке понятия прекрасного. Оба направления являются основой для эстетических программ художников-практиков и находят свое воплощение в трансформациях художественной культуры.

Первое направление, на наш взгляд, в качестве базиса в построении прекрасного полагает традиционные нравственные ценности. Под давлением острой критики всего, что связано с советским периодом развития отечественной культуры, данное направление в своих поисках красоты отправляется в древние времена - вплоть до языческих, дохристианских и доисторических эпох.

Второе направление во главу угла ставит новое. Оно видит критерий красоты в том ошеломляющем, удивляющем впечатлении, которое производит на зрителя произведение искусства. Прекрасно то, что застает зрителя врасплох и поражает его чувства чем-то ранее небывалым. В своих поисках нового это направление не останавливается перед отражением болезненных, аморальных и антисоциальных феноменов - если они способны потрясти чувства зрителя, значит, они прекрасны.

Оба направления подвергались осмыслению в работах искусствоведов. В диссертационной работе А.Н. Кичигиной «Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры» [2] подробно рассмотрена знаково-символическая основа обращения современных художников к архаическому методу миросозерцания. «В произведениях неоархаики, -пишет А.Н. Кичигина, - человек становится символом, знаком системы творения как в первобытные времена, свидетельством животворящей мощи мироздания, участвующим в общем действе бытия (отличие от классической системы искусства - там человек на первом месте, не он часть мироздания, а мироздание существует для него). В этом аспекте определяется идея единства природы и человека. Как следствие, исчезает картина в классическом смысле этого слова, появляется проекция сознания в цветовом, графическом или объемном решении. Благодаря этому явлению исчезают границы творческого воплощения идей, доказывая безграничность сознания, творчества, внутреннего мира любого человека (творца в нем)».

Медитативная концентрация на неповторимом здесь и сейчас формирует своеобразное восприятие времени и пространства, характерное для древнейших культур лесостепных кочевников Сибири. Величественная природа Прибайкалья, особенности пейзажа и характер сибиряков накладывают свой отпечаток на творчество иркутских живописцев. Они лишь в не-

большой степени чувствуют себя привязанными к повседневным проблемам и событиям. Древнее и современное для них - совсем рядом.

В традиционном ключе успешно работают иркутские художники, исповедующие близкую к импрессионизму технику динамичной композиции, светлого, насыщенного тона и более детализированного мазка. В работах А.Г. Костовского, В.А. Кузьмина, Л.Б. Гимо-ва, В.С. Рогаля жизнерадостное мироощущение, эстетические мотивы восхищения природой продолжают определять строй картины. Одновременно нарастает осознание ценностей, связанных с чувством патриотизма самого глубокого и древнего, архаического типа. В данном случае под патриотизмом понимается чувство связи с землей и традициями архетипического плана, дохристанскими и догосударственными. Глубочайшая связь художника с родным краем, его природой и духовностью переживается иркутскими художниками в качестве истинной и главной ценности и основы понятия прекрасного.

К сожалению, сегодняшнее отношение историков и критиков искусства к произведениям данного направления выглядит резко отрицательно. Спокойный и жизнерадостный эстетический идеал в постсоветское время многими художниками и критиками огульно оценивается как малохудожественный, чересчур лакированный и льстивый [9]. Такое представление приобрело широкую поддержку искусствоведов и даже проникло в учебные материалы [5, 10].

Эстетике традиционалистического направления противопоставляется эстетическая программа так называемого андеграунда (от англ. underground -подполье, подземелье) - художественного течения, заявлявшего себя в качестве антагониста официального искусства. Художники андеграунда приобрели имидж антагонистов официальной власти, бунтарей и революционеров. Несмотря на то что многие из лидеров андеграунда были вполне успешными и признанными творцами (И.И. Кабаков, Э.И. Неизвестный, М.М. Шемякин), их имена и их стилистика стали восприниматься как символы борьбы с культурой застоя. Тревожный и пессимистичный ключ эстетики подпольного искусства периода семидесятых - восьмидесятых годов сегодня многими исследователями объявляется единственно искренним и честным отражением действительности периода застойного социализма. Поиск нового изобразительного языка, пригодного для отражения трагедии художника в предкризисном обществе, объявляется главным содержанием развития отечественной художественной культуры последних десятилетий ХХ в.

Данное направление также представлено в творчестве иркутских художников. Группа авторов успешно творит на основе эстетической программы, основанной на поисках нового любой ценой. В произведениях Г.Е. Новиковой, И.Н. Несынова, В.Г. Смагина и др. используется все более тревожная, напряженная и брутальная стилистика. Работы этих авторов становятся все более декоративными и плоскостными, композиция - статичной, используется все более открытый и локальный цвет и плоский, широкий мазок. Эс-

тетика шокирующей новизны выражается с большой силой и энергией.

Заметим, что вечные темы патриотизма и интернационализма, любви к своей родине и ее природному своеобразию также входят краеугольным камнем в эстетическую программу художников-новаторов. Но в их понимании патриотизм означает в первую очередь боль и тревогу за родную страну, за ее настоящее и будущее. Их понимание интернационализма включает гнев и презрение к тем политическим силам, которые стремятся изолировать русскую культуру от мировых культурных процессов. И даже тема родной природы становится источником болезненных переживаний отвращения, тревоги и гнева в связи с растущей угрозой экологической катастрофы.

Противоречия в эстетических программах творчества иркутских художников сходны с теми тенденциями, которые можно отметить и в других регионах России. Однако следует отметить и уникальный, совершенно своеобразный фактор, характерный для Иркутска.

В этом смысле весьма показательна фигура бурятского мастера Даши Намдакова [6]. Форма и содержание образов, которые несут, в частности скульптуры этого художника, точно соотнесены друг с другом, и это - залог высокой художественной ценности его произведений по внутреннему счету самой культуры. Но, кроме того, и форма, и содержание этих произведений обладают редкой глубиной, архетипич-ностью. Яркий талант мастера позволяет ему соединять в своих работах признаки самых разнородных культурных течений и пластов - от палеолитических бизонов до гротесков Франца Гигера. В его образах буквально каждый зритель, независимо от национальности, способен увидеть нечто свое, неповторимое и личное. Индивидуальные поиски эстетического смысла и идеала в творчестве Д. Намдакова являются отражением его личной нравственной культуры в художественном творчестве скульптора. Его нравственная культура находится на пересечении гедонистической и прагматической культур. Его творчество - смелое экспериментаторство, зачастую ломающее устоявшиеся стереотипы.

Заканчивая свою книгу «Эстетика как философ-

ская наука», М.С. Каган пишет об универсальном диалоге между людьми, государствами и культурами [1]. Отметим, что эту же мысль значительно раньше высказывал Н.А. Бердяев [11], и те же идеалы примирения и диалогического сотрудничества различных эстетических программ можно обнаружить в работах культурологов новейшего времени [8]. Опыт творчества иркутских художников служит примером и доказательством возможности именно такого развития отечественной культуры в третьем тысячелетии.

Уникальность провинциальной культуры включает традицию сосуществования и сотрудничества художественных течений с принципиально различными эстетическими программами. Задачей дальнейших исследований, по нашему мнению, является более подробное раскрытие конкретных методов и путей бытования культуры со столь высокой степенью толерантности. Данная задача выглядит особенно актуальной на фоне общего кризиса национальной и региональной идентичности современного общества. С попыткой в условиях новой картины мира мобилизовать новые возможности искусства, в том числе такие, которые колеблют и даже опровергают классические представления о природе искусства, связаны последующие эстетические поиски.

Подобно тому, как современное искусство является не обрывом постепенности в развитии искусства, а продолжением и естественным развитием тех тенденций, которые начали складываться еще в старом искусстве, так и современная эстетика является не только радикальным пересмотром, но и продолжением и развитием тех линий, которые существовали в рамках традиционной эстетики. Сложность установления связей одновременно разрыва и преемственности между старой и новой эстетикой во многом обусловлена тем, что контуры нового эстетического видения и современного искусства еще не вполне видны, а основные понятия современной эстетики остаются во многом неясными, туманными и спорными. Задача художника - через свое творчество выявить эстетические идеалы представления о прекрасном, а это и есть основа художественного творчества.

Статья поступила 06.11.2015 г.

Библиографический список

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука: университетский курс лекций. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 544 с.

2. Кичигина А.Г. Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук: 09.00.13. Омск, 2008. 18 с.

3. Кривцун О.А. Эстетика: учебник. М.: Аспект Пресс, 2000. 434 с.

4. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. 142 с.

5. Лебедева В.Е. Пространство мифа в московской живописи 60-70-х годов. М.: Изд-во ГИИ, 1999. 204 с.

6. Лидин К.Л. Живущий всегда. Архетипы и символы Даши Намдакова // Проект Байкал / Project Baikal. 2009. № 19.

С. 63-65.

7. Малышев И.В. Кризис эстетики [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2010/02/16/1217 (21.09.2015).

8. Малышев И.В. Наука ли эстетика? // Экзистенция и бытие. М.: Гардарики, 2011. С. 32-39.

9. Пыжиков А.В., Данилов А.А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы. М.: Олма-Пресс, 2002. 317 с.

10. Скарлыгина Е.Ю. Неподцензурная культура 1960-1980-х годов и «третья волна» русской эмиграции: учеб. пособие. М.: УПЛ ф-та журн. МГУ, 2002. 93 с.

11. Соколов А.М. Николай Бердяев: эстетика традиции и пафос революции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 4. Т. 9. С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.