УДК 94 (47) «19»
АВТОМОБИЛИ КАК ОБЪЕКТЫ ИНСТАЛЛЯЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
л
© Е.Н. Курочкина1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В настоящее время автомобиль становится не только необходимым средством передвижения, но предметом современного искусства. Дизайн автомобилей: красота и разнообразие форм кузова, оформление и декор салона, эффектные решения элементов с применением различных материалов - все это делает автомобили модным и желанным предметом быта, частью художественного восприятия повседневности. Поэтому важным моментом в популярности автомобилей как арт-объектов в современном искусстве является и социокультурный аспект: причастность огромного количества людей к миру авто делает инсталляцию им близкой и интересной. Ключевые слова: инсталляция; автомобили; креатив; художественные образы; скульптуры; арт-объекты; эпатаж.
CARS AS INSTALLATION OBJECTS IN CONTEMPORARY ART E.N. Kurochkina
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Today car is not only a necessary means of transportation but an object d'art. Automobile design that is represented in the beauty and variety of body shapes, decoration of the passenger compartment, effective decisions of the elements with the use of different materials - all these make an automobile a fashionable and desirable household item and a part of the artistic perception of everyday life. Therefore, a socio-cultural aspect also becomes an important factor in the popularity of automobiles as objects d'art in contemporary art: involvement of enormous numbers of people to the world of cars makes installations interesting and close to them.
Keywords: installation; automobiles; creative; artistic images; sculpture; objects d'art; epatage.
Одной из распространенных форм современного искусства является инсталляция - пространственная композиция, обычно созданная из самых неожиданных элементов (часто из деталей промышленного производства), но, как правило, представляющая собой художественное целое. Инсталляции могут создаваться как в пространстве интерьера, так и в городской среде, а порой и за чертой города. Авторы инсталляций -профессиональные художники или любители. Экспонированные на определенное время, иногда на короткий срок в один-два месяца, эти объемно-пространственные объекты бывают приурочены к фестивалям, праздникам или рекламным акциям. Однако многие из этих композиций являются не просто украшением средового пространства, а представляют философские концепции их авторов, обладают самоценной ярко выраженной художественной образностью. Порой инсталляции занимают обширные пространства, но чаще всего это отдельные произведения. Поэтому такой вид искусства близок садово-парковой или монументальной скульптуре и ландшафтному дизайну. Часто зритель, приближаясь к композиции или находясь внутри нее, становится участником инсталляции.
В основе многих инсталляций лежат привычные, легко узнаваемые предметы. Это может быть мебель, мусор, воздушные шары, книги, зеркала, средства
передвижения. Не случайно одними из самых ранних инсталляций считают «Велосипедное колесо» (1913 г.) и «Фонтан» (писсуар, 1917 г.) французского сюрреалиста Марселя Дюшана. Таким образом, авторы инсталляции вдыхают новую жизнь в старые, уже давно отслужившие предметы; отчасти в этом заключается философская сторона инсталляций.
Одним из наиболее востребованных предметов инсталляций является автомобиль. Возможно, причиной является то, что именно автомобиль - любимый объект современного человека, привлекающий внимание в большей степени своей функциональностью и дизайном. Не случайно есть люди, которые увлекаются коллекционированием и реставрацией раритетов. Чрезвычайной популярностью пользуются и музеи старых автомобилей, как, например, музей в Малаге (Испания), где собрано более ста редких и уникальных машин в здании бывшей табачной фабрики.
Инсталляции с участием автомобилей разнообразны. Одни художники предпочитают создавать композиции из новых авто, иногда определенной марки производителя, другие - используют старые, вышедшие из строя машины со свалок, третьи создают композиционные иллюзии. Рассматривая такие инсталляции, можно обнаружить некоторые интересные закономерности. Так, распространенной тенденцией является композиционный прием, когда реальные почти
1Курочкина Елена Николаевна, доцент кафедры дизайна Института изобразительного искусства и социально -гуманитарных наук, тел.: 89148847924, 89501446005, e-mail: [email protected]
Kurochkina Elena, Associate Professor of the Design Department of the Institute of Fine Arts, Social Sciences and Humanities, tel.: 89148847924, 89501446005, e-mail: [email protected]
новые автомобили располагают перевернутыми. Как, например, работа Гонсало Лебриха из Гвадалахары «История об остановленном времени: Памятник Невозможному» напротив Музея современного искусства Денвера (США), где серебристый новый автомобиль расположен вертикально (рис. 1) [10]. Другая композиция - «Перевернутый автомобиль» Алекса Чинника в Лондоне представляет завернутый на высоту 4,5 метра над землей кусок дорожного полотна, к которому вверх ногами прикреплен красный автомобиль (рис. 2) [9]. Если самого автора больше всего интересует в этой композиции сложность конструкции, то на зрителей все вкупе производит необычное впечатление. На выставке в Карлсруе (Германия), где было представлено более 80 инсталляций из автомобилей, вертикально поставленные машины художника Ганса Гол-ляйна создают впечатление борьбы или танца (одна из композиций так и называется «Танцующие автомобили») (рис. 3) [6, 11].
Еще одной распространенной тенденцией являются «летающие» автомобили. Одним из интересных авторов таких инсталляций является итальянский художник Нино Мустика, который в Лондоне создал композиции «Неудержимый дух» с муляжами автомобилей из стали и стекловолокна. Ощущения стремительности и скорости присутствуют благодаря композициям из цветной арматуры, напоминающим вертикально поставленные дорожные развязки, по которым «взлетают» в воздух на большую высоту автомобили. Ощущение легкого полета группы из девяти одинаковых белых авто, внутри которых взрываются фейерверки, создал китайский художник Кай Гуо Кьянг в Нью-Йорке, посвятивший инсталляцию в память о событиях 11 сентября 2001 г. (рис. 4) [4]. Эта группа летящих автомобилей, занимающая большое пространство, производит на всех зрителей впечатление своей необычайной динамичностью, заставляя по-новому посмотреть на окружающий мир. В большинстве случаев это и является главной целью инсталляций.
Рис. 1. «История об остановленном времени: Памятник Невозможному», авт. Гонсало Лебрих
Рис. 2. «Перевернутый автомобиль», авт. Алекс Чинник
Рис. 3. «Танцующие автомобили», авт. Ганс Голляйн
Рис. 4. «В память о событиях 11 сентября 2001 г.», авт. Кай Гуо Кьянг
Рис. 5. «Land Rover 2008», авт. Джерри Джуто
Джерри Джуто (Гудвуд, Великобритания) - еще один автор невероятных инсталляций из автомобилей самых известных мировых марок (рис. 5, 7) [7]. Скоростные и технические характеристики машин для него не важны, зато внешний вид и форма автомобилей являются основой его художественных композиций, которые он создает на протяжении нескольких лет. Одна из них представляет собой гигантскую скульптуру в виде огромного бесформенного объема из темной арматуры, по которому «ползут» цветные автомобили. Это многометровая инсталляция вызывает у зрителя не только интерес к скульптуре как городского пространства, но и ощущение могущества, силы и проходимости машин. Автор позволяет через художественный образ «прочесть» качество автомобиля и его технические возможности.
Парящие или летящие автомобили в инсталляциях пользуются популярностью. Это относится и к выставке «Автомобили MINI над Москвой», проведенной в августе 2012 г. в центре Москвы, где автомобили с находящимися в них водителями и пассажирами, способными оценить оригинальность замысла авторов инсталляции, максимально сконцентрированы (рис. 6) [1]. Инсталляция представляет несколько автомобилей, гроздью подвешенных на тросах над землей. Композиция олицетворяет свободу и креативность автомобилей британского производителя.
Рис. 6. «Автомобили MINI над Москвой»
Рис. 7. Автомобильные скульптуры Джерри Джуда
Интересным решением некоторых арт-объектов средового наполнения городских пространств выступают гнутые или пластичные автомобили. Они являются своеобразным феноменом автомобильного дизайна: сохраняя пропорциональное соотношение всех частей целого, автомобили приобретают новую необычную форму, сохраняя при этом свою узнаваемость. Одним из ярких авторов инсталляций из гнутых автомобилей является скульптор из Индонезии Ишван Нур, который представил в Гонконге «Фольксваген Жук» 1953 г., в виде шара - идеальной геометрической фигуры (рис. 8) [14]. Несмотря на смелость такой деформации автомобиля, автор сохранил его узнаваемость благодаря контрасту темных колес и ярко-желтого кузова. Близка к идее шара и композиция из Рио-де-Жанейро «Фольксваген и восточная философия», состоящая из двух соединенных днищами автомобилей черного и белого цвета, сплетенных в одно целое, напоминающая известный знак инь-янь или футбольный мяч (рис. 10) [15].
Рис. 8. «Фольксваген Жук», авт. Ишван Нур
Рис. 9. «Эластичные автомобили», авт. Крис ЛаБрой
Примером инсталляции с участием гнутых автомобилей являются композиции британского дизайнера Криса ЛаБроя «Эластичные автомобили», выполненные из старых пикапов (рис. 9) [16]. Другое название -«История упругости автомобилей». Цель - передать через эластичность, упругость металла идею пластичности самих автомобильных форм: они неестественно выгнуты и вогнуты, что позволяет перетекать одной форме в другую. Скульптура Криса ЛаБроя состоит из ярко окрашенных автомобилей пикап, найденных на автомобильных свалках и заброшенных автостоянках. Автор вдохнул вторую жизнь в автомобильный ряд, создав декорации к сюрреалистическим съемкам с помощью неоновой подсветки. Это неожиданный художественный подход даже в таком эпатажном виде искусства. Такая инсталляция в разное время суток воспринимается по-разному, позволяя зрителю менять образ в зависимости от светового и цветового решения.
К еще одной группе инсталляций можно отнести автомобили-образы. Производственный автомобильный рынок иногда обращается к дизайнерским решениям, связанным с образами: можно увидеть, например, машину в виде жука, букашки. Даже просто промчавшийся на скорости автомобиль оставляет в нашем подсознании след того или иного образного восприятия, а «рычание» машин производит впечатление их неудержимой мощи. Однако авторы некоторых инсталляций создают свой иррациональный мир, где автомобиль может превратиться в тающее мороженое, как это сделал австралийский художник Орест Кейван, или предстать как жирная машина австрийского скульптура Эрвина Вурма (рис. 11) [6], проде-
монстрированная на выставке в Карлсруе. Здесь же была представлена работа Павла Вокиала «Дух экстаза» («The Spirit of Ectasy»), где кузов плотно залеплен мягкими игрушками, а также композиция «Disgrace» Михаэля Элмгрина (Дания) и Ингара Драгсета (Норвегия) (рис. 12) [6], где кузов покрыт смолой и перьями как протест против роскоши, власти и богатства. Распространено и украшение автомобиля живыми цветами, посаженными на крыше (рис. 13) [6], или заполнение салона сухой травой
Одной из тенденций является прием тонущего автомобиля. Так, мексиканский дизайнер Иван Пуиг создал иллюзию погружения в молоко автомобиля Volkswagen, разместив его в белой комнате, с белым полом. Шотландский художник Дэвид Мах затопил группу автомобилей журнальной массой.
Рис. 10. «Фольксваген и восточная философия»
Рис. 12. «Disgrace», авт. Михаэль Элмгрин, Ингар Драгсет
Рис. 13. «Manuel-Felisi-2»
Яркими инсталляциями являются композиции из старых мятых автомобилей со свалок. Знаменит пятиметровый «Автомобильный Стоунхэндж» Томми Гана в Лондоне, представленный в 2012 г. (рис. 14) [3]. Эта конструкция, составленная из восемнадцати старых автомобилей Shkoda, напоминает камни Стоунхэнджа. Так же необычна инсталляция в пустыне Невада, где в землю вертикально под разными углами вкопаны более сорока легковых автомобилей и грузовиков (рис. 15) [2]. Устроитель инсталляции Майкал Риппи и художник Чад Зорг привлекли к раскрашиванию автомобилей и жителей этого района. Несмотря на то что целью инсталляции было желание организатора попасть в Книгу рекордов Гиннеса, тем не менее, это мероприятие дало новую жизнь брошенным автомобилям на радость туристам и жителям, устраивающим теперь здесь концерты. Некоторые художники направляют свою фантазию далеко за рамки обыденного здравого смысла, так Мина Аккижирка из Хельсинки создала скульптурное изображение коров, использовав детали кузовов старых автомобилей (рис. 16) [8]. Немецкий художник Вольф Фостель просто проехал многотонным катком по Мерседесу «АиЬ-^-Hochzeit», превратив его в плоскость (рис. 17) [6]. Инсталляциям часто сопутствует Эпатаж (рис. 18) [13].
Рис. 14. «Автомобильный Стоунхэндж», авт. Томми Ган
Иногда автомобильные инсталляции представляют макеты или скульптурные изображения из разных материалов. В этом случае силуэт автомобиля или его объем созданы, например, каркасом из проволоки, двигающимися шариками, воспроизводящими меняющиеся силуэты автомобилей разных марок (кинетическое искусство южно-корейского художника Лайми Янг
«Силуэты автомобилей из металлических сфер») (рис. 19) [5], или параллельными светящимися пластиковыми плоскостями «Промо-инсталляция для гибридного автомобиля» (рис. 20). А так работает известный итальянский дизайнер Якопо Фоджини (рис. 21) [12]. Художники из Голландии Стефан Шол-тан и Кароль Байингс создают инсталляции, полностью демонтируя автомобили, превращая их детали в отдельные арт-объекты. Часто авторы в своих композициях используют игрушечные машинки, составляя из них самые причудливые комбинации.
Рис. 15. «Автомобильный лес»
Рис. 16. «Железные коровы из старых машин», авт. Мина Аккижирка
Рис. 17. «Auto-TV-Hochzeit», авт. Вольф Фостель
Рис. 18. Самые удивительные автомобили
Рис. 19. «Силуэты автомобилей из металлических сфер», авт. Лайми Янг
Рис. 2Q. «Промо-инсталляция для гибридного автомобиля Lexus CT 2QQh»
Рис. 21. «Range Rover Evoque», авт. Якопо Фоджини
В заключение можно сказать, что в настоящее время автомобиль постепенно становится не только необходимым средством передвижения, но и предметом современного искусства. Дизайн автомобилей, красота и разнообразие форм кузова, салона, эффектные решения в применении различных материалов - все это делает автомобили не только модным и желанным предметом быта, но и частью художествен-
ного восприятия. Поэтому важным в популярности появления инсталляций в современном искусстве является и социокультурный аспект: причастность огромного количества людей к миру автомобилей делает инсталляцию им близкой и интересной, несмотря на оригинальность креативных решений и эпатаж.
Статья поступила 10.11.2015 г.
Библиографический список
1. Автомобили MINI над Москвой [Электронный ресурс]. URL: http://www.buro247.ru/lifestyle/auto/9837.html (19.10.2015).
2. Автомобильный лес посреди пустыни Невада [Электронный ресурс]. URL: http://avivas.ru/topic/avtomobil-nii_les_posredi_pustini_nevada.html (20.10.2015).
3. Автомобильный Стоунхэндж от Томми Гана в Лондоне [Электронный ресурс]. URL: http://anti-gorod.com/avtomobil-nyiy-stounhendzh-ot-tommi-gana-v-londone/ (19.10.2015).
4. В память о событиях 11 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/16061 -cai-guo-qiang-nyu-york (19.10.2015).
5. Восемь самых оригинальных кинетических арт-объекта [Электронный ресурс]. URL: http://animalworld.com.ua/news/8-samyh-originalnyh-kineticheskih-art-obektov (19.10.2015).
6. Выставка в немецком Карлсруэ [Электронный ресурс]. URL: http://smotra.ru/users/deniskatvr/blog/121323/ (21.10.2015).
7. Джерри Джуто [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/201110/13498/ (19.10.2015).
8. Железные коровы из старых машин [Электронный ресурс]. URL: http://www.bugaga.ru/interesting/1146728420-udivitelnye-installyacii-iz-mashin.html (19.10.2015).
9. Инсталляция «Перевернутый автомобиль» от Алекса Чиннека [Электронный ресурс]. URL: http://www.funp-
ress.ru/art/1766-installyaciya-perevernutyy-avtomobil-ot-aleksa-chinneka.html (19.10.2015).
10. История об остановленном времени: Памятник Невозможному [Электронный ресурс]. URL: http://culture.ua/istoriya-ob-ostanovlennom-vremeni-pamyatnik-nevozmozhnomu/#.VkwlkF56jGg (19.10.2015).
11. Ожиревший Порше и танцующие Жуки [Электронный ресурс]. URL: http://www.yaplakal.com/forum11/to-pic335713.html (19.10.2015).
12. Проект Hello, Evogue! завершается инсталляцией Якопо Фоджини [Электронный ресурс]. URL: http://www.fashionis-ta.ru/new10/2011 /10/10/hello-evoque/ (20.10.2015).
13. Самые удивительные автомобили Женевского мотор-шоу [Электронный ресурс]. URL: http://glavcom.ua/photo/6956-1 .html (20.10.2015).
14. Скульптор Ишван Нур из Джакарты свернул известный автомобиль Volkswagen Beetle («Фольксваген Жук») 1953 года в идеальный шар [Электронный ресурс]. URL: http://www.etoday.ru/2013/05/sfera-iz-fol-ksvagen-zhuk-ot-i.php (19.10.2015).
15. Фольксваген и восточная философия [Электронный ресурс]. URL: http://www.gizmonews.ru/2011/12/08/vw-claudio-lara/ (20.10.2015).
16. Эластичные автомобили художника Криса ЛаБроя [Электронный ресурс]. URL: http://vidoos.ru/post/1046 (19.10.2015).
УДК 75.05.(57)+33(57)
ПРОБЛЕМА ПОИСКА ЭСТЕТИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ И ИДЕАЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
© Л.Н. Малкина1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Исследование эстетических идеалов как основы художественного творчества раскрывает новые ракурсы и направления соотношения эстетика - искусство - образование. Дан сравнительный анализ эстетической деятельности как связующего звена между родами и видами культуры. Рассмотрены эстетические направления в трактовке понятия прекрасного как основы для эстетических программ художников-практиков на примере анализа произведений иркутских художников.
Ключевые слова: эстетика; культура; искусство; творчество; художник.
PROBLEM OF SEARCHING FOR AESTHETIC SENSES AND IDEALS IN ART L.N. Malkina
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The study of aesthetic ideals as a basis of artistry reveals new perspectives and directions of the correlation of aesthetics - art - education. A comparative analysis is given to the aesthetic activity as a connecting link between the genres and types of culture. Aesthetic directions in the interpretation of the idea of the beautiful as a foundation for aes-
1Малкина Лариса Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры монументально -декоративной живописи Института изобразительного искусства и социально-гуманитарных наук, тел.: 89041226919, е-mail: [email protected] Malkina Larisa, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting of the Institute of Fine Arts, Social Sciences and Humanities, tel.: 89041226919, e-mail: [email protected]