СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ УСЛУГ И ЕЕ
ЗНАЧЕНИЕ
О.А. Лымарева, доцент Ю.В. Носкова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10325
Аннотация. Статья посвящена сущности управления персоналом и её значению. Авторами рассматривается особенность управления персоналом, отношение к персоналу организации. Представлены концепция, методы, функции и философия управления персоналом.
Ключевые слова: персонал, управление, сущность, философия концепция.
В условиях рыночной экономики «человеческий фактор» становится ключевым элементом роста производительности труда, повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. Соответствие персонала возрастающим требованиям: систематическое обновление знаний и их продвижение на качественно новый уровень, профессиональные навыки, коммуникативная культура, творческая активность, использование новейших технологий является основой для успешной реализации инноваций и экономического роста.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно, меняется соотношение потребностей и стимулов, на которые может опереться система мотивации. Для мотивации персонала организаций сегодня используют как материальные, так и нематериальные методы вознаграждения.
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
Глубокое преобразование в экономической среде стало причиной изменения отношения к персоналу организации. Если ранее акцент делался на технике, в то вре-
мя как человек рассматривался как дополнение к ней, то сейчас техника является помощником человека. В связи с этим и были разработаны новые, современные стили и методы управления персоналом организации. Раньше люди стремились к усовершенствованию технологий настолько, чтобы они перестали быть зависимыми от человека, его квалификации или рабочей силы, что давало возможность заметно сэкономить не только на заработной плате, но и на поиске и найме сотрудников.
В последнее десятилетие все изменилось. Повышается количество сотрудников на производствах, так как традиционная технология более гибкая - она позволяет человеку работать с техникой (компьютерная техника, био- и лазерная технологии). Повышается вес руководителей, рабочих высоких квалификаций, возрастает объем капитала, который вполне может быть увеличен одним работником.
Рабочая сила конечно важна, но повышается необходимость владеть устной и письменной речью, иметь концептуальные навыки. Под концептуальными навыками понимают способности человека, позволяющие ему воспринимать организацию единым целым, но при этом четко выделять ее составляющие и их связь между собой. Возрастает необходимость контроля рабочего процесса самим сотрудником, что является одной из мотивационных теорий (распределение обязанностей среди работников, которые до таких обязанно-
стеи еще «не доросли», называется делегированием).
Концепция управления персоналом представляет собоИ теории и способы, направленные на понимание целеИ, задач, принципов. Сюда можно отнести и методы управления персоналом. Данная концепция включает в себя следующие пункты:
- разработка методологии управления персоналом;
- развитие системы управления персоналом;
- разработка технологии управления персоналом [1, с. 39].
Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным фактором его экономического успеха. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателеи и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношении субъекта и объекта управления. В основе этих отношении лежат принципы, методы и формы воздеиствия на интересы, поведение и деятельность сотрудников в целях максимального использования их. Успех работы организации обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческои деятельности тои, которая связана с управлением кадровои составляющеи производства - персоналом предприятия. Конкурентоспособность напрямую зависит и обеспечивается персоналом организации и системоИ управления персоналом. От выбора метода управления зависит степень достижения поставленных целеИ.
Методы и функции управления персоналом очень тесно связаны.
Не менее важноИ является философия управления персоналом, которая является основоИ методов его управления.
Философия управления персоналом -это одна из важнеИших составляющих философии организации [2, с. 83].
Философия управления персоналом сильно разнится в разных странах, что связано в первую очередь с разными культурами. Для сравнения: в Великобритании данная философия построена на теории отношениИ между людьми и национальных ценностях.
АнглиИская философия характеризуется уважением к личности работников, поощрением и мотивациеИ трудовых достижениИ.
Философия управления персоналом в Японии строится на уважении к старшим и традициях коллективизма, высоком уровне преданности сотрудника организации, высоких социальных гарантиях (пожизнен-ныИ наем и продвижение по карьерноИ лестнице) [4, с. 96].
РоссиИская философия управления кадрами многообразна и включает в себя ряд черт, которые указаны выше. Ее форма преимущественно зависит от размеров организации и формы собственности. Так, крупные организации продолжают работать в условиях строгоИ дисциплины, коллективизма, а вот в малых организациях дела обстоят гораздо хуже - руководители отличаются не особо вежливым отношением к своим сотрудникам, минимальноИ демократизацией В последнее время эти устоявшиеся истины претерпели изменения - каждая организация формирует свою философию в зависимости от формы собственности, специализации, специфики и
других не менее важных факторов. Библиографический список
1. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
3. Енина Т.А., Лымарева О.А. Персонал как один из факторов конкурентоспособности предприятия - Творчество молодых ученых и студентов в области экономических наук; Издательство: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России (Краснодар), 2018 - С. 96-100.
4. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 83
5. Пономаренко П.Е., Лымарева О.А. Влияние мотивации персонала на конкурентоспособность фирмы - Творчество молодых ученых и студентов в области экономических наук; Издательство: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России (Краснодар), 2018. - С. 182185.
ESSENCE OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE AREA OF SERVICES AND ITS
IMPORTANCE
O.A. Lymareva, associate professor Yu.V. Noskova, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the essence of personnel management and its value. The authors consider the feature of personnel management, attitude to the staff of the organization. The concept, methods, functions and philosophy of personnel management are presented. Keywords: personnel, management, essence, philosophy, concept.