ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ
О.А. Лымарева, доцент А.В. Бадиленко, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10319
Аннотация. В данной статье были рассмотрены вопросы влияния человеческих ресурсов на конкурентоспособность предприятия. Указано на необходимость развития человеческих ресурсов как важного фактора конкурентоспособности организаций сферы услуг, рассмотрены элементы системы развития человеческих ресурсов.
Ключевые слова: персонал, конкурентоспособность предприятия, сфера услуг, человеческие ресурсы, обучение, карьера, мотивация.
В современных условиях организации, действующие в сфере услуг, сталкиваются с повышением требований клиентов к качеству предоставляемых услуг, усилением конкуренции на рынке, проблемами привлечения и удержания клиентов. Это делает вопросы роста конкурентоспособности таких предприятий особенно актуальными, так как только высокий уровень конкурентоспособности даёт возможность устойчивого роста компании.
Конкурентоспособность предприятия определяют как комплексную характеристику предприятия, характеризующую его возможность в любой момент времени подтверждать свои
имущества и обеспечивать прибыльность, а также в кратчайшие сроки адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды [5].
Таким образом, конкурентоспособность предприятия базируется на его конкурентных преимуществах, которые представляют собой эксклюзивные ценности, характерные только для данного предприятия и определяющие его превосходство над другими аналогичными предприятиями. Исходя из этого, по мнению автора, конкурентоспособность предприятия можно представить в качестве совокупности 3-х составляющих (рис. 1).
Конкурентоспособность предприятия
Рис. 1. Составляющие конкурентоспособности предприятия
Как видим, одним из источников конкурентных преимуществ предприятия является управление персоналом. В наибольшей степени кадровая составляющая конкурентоспособности важна для организаций сферы услуг в связи с особенностями услуг, которые отличают их от товаров. Производство и потребление услуг неразрывно связаны между собой, а их качество зависит от того, кто именно исполняет услугу. Таким образом, персонал предприятия сферы услуг оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность предлагаемых услуг, а также сам может быть источником конкурентного преимущества благодаря эффективной работе, влиянию на восприятие и репутацию компании.
В этих условиях управление персоналом в организациях сферы услуг приобретает особое значение. В последние годы всё больше исследователей говорят не об управлении кадрами или персоналом, а об управлении человеческими ресурсами.
Данный подход отличается тем, что переориентирован с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь стратегическими целями компании [2].
Система управления человеческими ресурсами должна быть выстроена в соответствии с новейшими достижениями психологии, менеджмента и знаний о производительности [3] и обеспечивать все стратегические направления роста и развития соответствующими кадровыми ресурсами.
Субъекты развития персонала.: Руководитель организации Директор по персоналу Руководители структурных подразделении
Рис. 2. Система развития персонала организации
К приоритетным стратегическим задачам системы управления человеческими ресурсами организаций сферы услуг относят:
- определение потребности организации в человеческих ресурсах в точки зрения количества и качества на долгосрочную перспективу;
- прогнозирование изменений во внутренней и внешней среде организации для выявления стратегических разрывов в кадровом обеспечении;
- установление форм и систем оплаты, способствующих полноценному кадровому обеспечению деятельности;
- установка профессионально-квалификационных требований к персоналу;
- оценка существующих кадровых ресурсов и необходимости их развития;
- создание системы формирования человеческих ресурсов из внутренних и внешних источников, а также адаптации новых сотрудников;
- совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;
- разработка концепции развития персонала с учетом необходимости опережающего развития [5].
В повышении конкурентоспособности организаций сферы услуг, таким образом, развитие человеческих ресурсов играет определяющую роль.
В целом, используя подход И.В. Логуновой [4] систему развития человеческих ресурсов можно изобразить следующим образом (рис. 2).
Система развития персонала должна быть направлена на развитие соответствующих компетенций, которые будут полезны организации в стратегической перспективе. Это возможно благодаря 3 основным подсистемам:
1) подсистеме обучения, предназначенной для развития соответствующих стратегическим планам компетенций сотрудников благодаря использованию различных форм и методов обучения, что в дальнейшем должно сказываться как на качестве, так и на объемах реализации услуг организации;
2) подсистеме карьеры, которая направлена на планирование профессионально-служебного продвижения и формирование кадрового резерва;
3) подсистеме мотивации, которая поддерживает стремление сотрудников к обучению и карьерному росту благодаря воздействию на них материальными и нематериальными стимулами.
Все 3 подсистемы развития персонала тесно взаимосвязаны между собой и должны одновременно использоваться для повышения конкурентоспособности, как отдельных сотрудников, так и всей организации сферы услуг. Отметим также, что система развития человеческих ресурсов должна иметь все необходимые виды
обеспечения для эффективного функционирования.
К факторам, которые положительно влияют на развитие человеческих ресурсов организации сферы услуг и повышение его конкурентоспособности, также можно отнести:
- стимулирование персонала к ориентации на клиентоцентричность;
- уровень оплаты труда, соответствующий рыночным тенденциям и наличие программ стимулирования;
- отработанные процедуры отбора и найма персонала, нацеленные на отбор наиболее конкурентоспособных сотрудников;
- наличие программ вовлечения работников в планирование и управление рабочим процессом;
- снижение рутинного контроля и большая свобода в планировании и осуществлении трудовых функций;
- поддержание лояльности персонала организации, создание положительного ИЯ-бренда [1].
Итак, развитие человеческих ресурсов является сложной и многогранной задачей менеджмента организаций сферы услуг, однако её успешное решение может по-настоящему повысить уровень конкурентоспособности и выделить компанию сре-
ди аналогичных на рынке.
Библиографический список
1. Бацына Я.В., Попова И.Ю. Менеджмент человеческих ресурсов как фактор конкурентоспособности организации ресторанного сервиса // Успехи современной науки и образования. 2017. №3. Т. 3. С. 99-102.
2. Блинов А.О., Рудакова О.С. Реинжиниринг человеческих ресурсов как способ конкурентоспособности организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. №4. С. 62-69.
3. Енина Т.А., Лымарева О.А. Персонал как один из факторов конкурентоспособности предприятия // Творчество молодых ученых и студентов в области экономических наук; Издательство: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России (Краснодар), 2018. - С. 96-100.
4. Идигова Л.М., Энкашева З.И. Роль человеческих ресурсов в обеспечении конкурентоспособности организации // Современное инновационное общество: от стагнации к развитию: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные закономерности. Материалы Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Ответственные редакторы Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2017. С. 50-52.
5. Логунова И.В. Методический подход к разработке системы развития человеческих ресурсов предприятия // Организатор производства. 2015. №1 (64). С. 42-50.
6. Пономаренко П.Е., Лымарева О.А. Влияние мотивации персонала на конкурентоспособность фирмы - Творчество молодых ученых и студентов в области экономических на-
ук; Издательство: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России (Краснодар), 2018. - С. 182185.
7. Сущева Е.В. Роль стратегического управления человеческими ресурсами в обеспечении конкурентоспособности организации // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2017. №1-1 (123). С. 289-293.
INFLUENCE OF HUMAN RESOURCES ON THE COMPETITIVENESS OF THE
ORGANIZATION OF SERVICES
O.A. Lymareva, associate professor A.V. Badilenko, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article deals with the impact of human resources on the competitiveness of the enterprise. The necessity of human resources development as an important factor in the competitiveness of organizations in the service sector, the elements of the system of human resources development.
Keywords: personnel, enterprise competitiveness, service sector, human resources, training, career, motivation.