ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
О.А. Лымарева, доцент А.А. Пирогова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DO110.24411/2411 -0450-2018-10078
Аннотация. Статья посвящена особенностям управления персоналом в государственной службе. Автором рассмотрены принципы функционирования государства, его основные функции, цели и задачи. Описан механизм и способы проявления государственной власти. Выявлены и рассмотрены особенности управления персоналом в государственной службе, обозначены ее особенности и отличия от управления в других сферах.
Ключевые слова: социальный институт, функции государства, государственная служба, система управления персоналом, общество, контроль, управление персоналом, персонал.
Говоря о государстве, как о социальном институте можно выделить следующее -это политическая форма организации общества на определённой территории. Оно имеет ряд особенностей и признаков, которые отличают его от других институтов. Конечно же, это разделение и организация населения, наличие власти государства и ее суверенитет, разделение людей на группы для управления государством и принуждением к управлению, система сборов, налогов и пошлин, которые являются источником финансирования государственного аппарата, наличие нормотворческого и законотворческого права [3].
Организация работы отличительных признаков происходит путем определения функций государства, претворением их в действие и разделения государственной власти. К основным функциям относят: правовую, политическую, организаторскую, экономическую, социальную, культурную, образовательную, внешнеполитическую и функцию обеспечения национальной безопасности. Однако из всех вышеперечисленных функций следует выделить организаторскую. Именно она призвана упорядочить всю государственную систему, грамотно распределить власть, координировать деятельность всех элементов политической системы и осуществлять контроль [5].
Само существование государства обуславливается необходимостью упорядочения жизни людей, ее систематизацией и контролем. Однако, государство не может самостоятельно выполнять возложенные на себя обязательства и поэтому оно реализует их выполнение посредством наделения властью и свободами своих же граждан. Таких людей называют государственными гражданскими служащими. Они находятся на службе у государства, возлагая на себя и выполняя функции и обязательства перед обществом.
Из этого следует, что государственная гражданская служба - это прямое проявление воли государства и его власти. Посредством государственной службы идет проявление основных целей, задач, функций и политики государства, а также их претворение в жизнь. А государственный гражданский служащий - работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.
Государственная служба представляет собой сложный механизм, который будет слаженно работать только при должном управлении. Так и государственными служащими, несущими большой груз ответственности, необходимо грамотно управлять.
Управление персоналом в государственной гражданской службе имеет много
схожего с управлением в коммерческой организации. В независимости от сущности и характера организации процесс управления все также подчиняется общим законам и механизмам. Например, определение целей, задач и приоритетов, определение миссии, построение планов, организационной структуры управления, совершенствование механизмов управленческой деятельности, систематизация движения кадрового состава, определение потребности в персонале, его подбор, привлечение, обучение, переобучение, мотивация, система продвижения по карьерной лестнице, охрана труда и контроль за исполнением [3].
Однако, управление в государственной гражданской службе все же является достаточно специфическим процессом, имеет свои закономерности и тенденции, которые отличают его от управления в других сферах.
В основе особенностей управления персоналом в государственной гражданской службе лежат определяемые целы. Очевидно, что наиболее приоритетные цели в госслужбе - это соблюдение государственности, законности, их поддержка и развитие. В то время как у коммерческих организаций главными целями является получение прибыли, ее увеличение и наращивание производственных объемов.
Одной из отличительных черт госслужбы является ее социальная направленность, то есть определение социальной функции, как приоритетной. Государство, по своему существу, призвано обеспечивать солидарные взаимоотношения в обществе, реализовывать принцип социальной справедливости, гарантировать поддержку незащищенным слоям населения. Иными словами, ставить интересы и потребности людей превыше всего, при условии их законности. Коммерческая же организация, прежде всего, ставит перед собой свои собственные цели, ориентируясь на достижение конечного результата и только после интересы общества.
Из этого следует, что одной из особенностей управления персоналом в государственной гражданской службе является определение правильных и приоритетных целей, а также грамотный подбор персонала. Госслужащие должны понимать, что
они являются законными представителями власти и должны действовать не только в рамках закона, а и в интересах общества. Для этого необходимо наличие у персонала не только исключительной дисциплины, отличных знаний, но и определенных моральных качеств. А руководящий состав должен правильно организовать и контролировать работу госслужащих.
Организациям госслужбы присуща более иерархическая организация службы, что образует дополнительные управленческие процедуры. Зачастую это приводит к нагромождению управленческого аппарата, чрезмерному дроблению выполняемых функций и снижению работоспособности служащих. В такой ситуации необходимо построение процесса управления персоналом таким образом, чтобы не создавались бюрократические препятствия [3].
Еще одной особенностью управления в госслужбе является наличие дополнительной законодательной базы, которая является обязательной к выполнению. Прежде всего это "Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Так, федеральный закон и указ президента полностью определяют права, обязанности и ответственность госслужащего. Устанавливают четкие требования и ограничения при приеме на работу в органы государственной власти, определяют нормы поведения, особенности разрешения трудовых споров, проведение служебных проверок, порядок прекращения служебного контракта, определяют должностной регламент и многое другое. Исходя из имеющихся требований следует понимать, что управление госслужащими значительно отличается от управления работниками других сфер деятельности. К ним применяются более жесткие и регламентированные требования. Таким образом, необходимо не только контролировать исполнение предписаний от сотрудников, а и прежде всего настроить их на добросовестное отношение к своим обязанностям [2].
Мотивация персонала - один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является
ключевым направлением кадровой политики любого предприятия и является важным элементом организации системы управления. Система мотивации в госслужбе прежде всего основывается на нематериальных способах, в силу ограниченности финансовыми ресурсами и рамками законодательства. Это является достаточно серьезной проблемой, так как заработная плата у госслужащих находится на не самом высоком уровне, поэтому при управлении персоналом приходится прибегать к поиску новых, неизбитых способов нематериальной мотивации персонала для повышения производительности труда.
Несомненно, что еще одной особенностью управления персоналом в госслужбе является постоянный контроль и взаимодействие органов власти на всех уровнях управления. Таким образом, под словом контроль следует подразумевать не только контроль за работой государственного аппарата, а и организация контроля со стороны власти над обществом для выполнения в полной мере ключевых функций. Анализ и оценка результатов работы в рамках государственной службы осуществляется государственными органами власти и людьми, что говорит о непрерывном взаимодействии государства и общества.
На данный момент в Российской Федерации существует система управления государственной гражданской службой, но, к сожалению, в деле она не является идеальной, целостной, единой, полноценно жизнеспособной и актуальной. Недостаточная эффективность кадровой политики в сфере управления, низкая результативность деятельности государственного аппарата, его необоснованная громоздкость, жесткость,
медлительность, неповоротливость, недостаточное количество актуализированной информации, административное давление, несовершенство законодательной базы и коррупция, привели к противоречивости систем управления на всех уровнях. Такие обстоятельства ведут к снижению работоспособности всего государственного аппарата. Происходящее имеет большое влияние на всех граждан государства и в первую очередь на тех, кто является законным представителем власти - государственных гражданских служащих.
Говоря о государственных служащих не следует забывать, что это прежде всего люди, которые, несмотря на свой статус и род деятельности, нацелены на достижение своих собственных интересов и задач. К ним предъявляются повышенные требования и направлена высокая степень внимания общества, нежели к другим категориям персонала. Среди таких требований: высокий уровень образования и культуры, безупречная репутация, ответственность, дисциплинированность, самоотдача, преданность делу и безукоризненное следование букве закона. Общество ожидает от них большего в силу того, что оно видит в государственных гражданских служащих государство, которое является гарантом их прав и свобод.
Исходя их всего выше сказанного можно сделать вывод, что главной особенностью управления персоналом в государственной гражданской службе является широкий спектр дополнительных требований и ограничений, предъявляемых к госслужащим, что в определенной степени затрудняет подбор персонала, обучение, организацию его работы, мотивирование и контроль.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
2. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М., 2005.
4. Лымарева О.А. Конкурентная стратегия предприятия. Учебное пособие / Краснодар, 2016.
5. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 680 с.
FEATURES OF PERSONNEL MANAGEMENT IN PUBLIC CIVIL SERVICE
O.A. Lymareva, associate professor A.A. Pirogova, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the features of personnel management in the civil service. The author considers the principles of the functioning of the state, its main functions, goals and objectives. The mechanism and ways of manifestation of state power are described. The features of personnel management in the public service are identified and reviewed, its features and differences from management in other areas are indicated.
Keywords: social institution, state functions, civil service, personnel management system, society, control, personnel management, personnel.