Научная статья на тему 'Теоретические аспекты управления персоналом в системе государственной службы'

Теоретические аспекты управления персоналом в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
628
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление персоналом / государственная служба / система управления персоналом / законодательная база / служащие. / personnel management / civil service / personnel management system / legislative framework / employees.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О. А. Лымарева, А. А. Пирогова

Статья посвящена теоретическим особенностям управления персоналом в системе государственной службы. В статье рассматриваются принципы функционирования государства, его основные функции, цели и задачи. Рассмотрены и изучены особенности функционирования системы государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

The article is devoted to the theoretical features of personnel management in the civil service system. The article discusses the principles of the functioning of the state, its main functions, goals and objectives. Considered and studied the features of the functioning of the civil service system.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты управления персоналом в системе государственной службы»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

О.А. Лымарева, доцент А.А. Пирогова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10320

Аннотация. Статья посвящена теоретическим особенностям управления персоналом в системе государственной службы. В статье рассматриваются принципы функционирования государства, его основные функции, цели и задачи. Рассмотрены и изучены особенности функционирования системы государственной службы.

Ключевые слова: управление персоналом, государственная служба, система управления персоналом, законодательная база, служащие.

Государство представляет сложный, многоуровневый механизм, в основании и процессе управления которого лежит большой штат исполнителей. Основой любого государства являются люди, так как они образуют общество и определяют необходимость существования самого государства и осуществляют выполнение его функций. Как и любой другой сложный механизм, работа аппарата государственной власти подчиняется общим законам и нормам, большинство которых является обязательными, гласными и прописанными в нормативно-правовой базе. Систему управления персоналом в государственной службе вполне можно рассматривать, как один из способов реализации механизма управления всей системой государственной службы. Своевременное и в полном объеме выполнение функций государства является ключевым фактором при определении результативности работы государственной системы. Иными словами, результативность работы персонала в системе государственной службы является индикатором эффективности работы государства. Выполняемые государством функции многообразны по своей сущности, соответственно, как и категории персонала, осуществляющие их выполнение. Поэтому невозможно ограничить их работу узкой нормативно-правовой базой.

Государственная служба затрагивает сектор образования, медицины, национальной безопасности, экономики и дру-

гих сфер деятельности государства. Иными словами, она так или иначе, но соприкасается со всеми сферами деятельности населения. Что говорит о ее широких полномочиях и возможностях. Однако наличие больших возможностей и власти определяет необходимость единой, унифицированной, но в то же время обособленной нормативно-правовой базы способной наладить работу всего государственного аппарата, учесть особенности определяемой службы и организовать непрерывный процесс взаимодействия между органами власти и населением. Поэтому деятельность государственной гражданской службы регулируется множеством нормативно-правовых актов.

Деятельность государственной службы регулируется прежде всего - высшим нормативным правовым актом Российской Федерации - Конституцией Российской Федерации. Именно она определяет правовую, общественную, политическую, экономическую и социальную систему Российской Федерации, закрепляет основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает основы, порядок распределения власти и их статус. Тем самым закладывая фундаментальные основы всей системы государственности. Важно отметить, что именно Конституция определяет необходимость существования государственной службы и государственных служащих.

К примеру, статьей №1 Конституция устанавливает, что: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Статья №10 Конституции Российской Федерации разделяет власть на: законодательную, исполнительную и судебную.

Пункт 2 статьи №32 гласит, что: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Пункт 4 статьи №32 устанавливает, что: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» [1].

Следующим документом, регулирующим деятельность государственной службы, является Федеральный Закон «О системе государственной службы». Название рассматриваемого документа определяет его основной посыл - определение понятий, принципов, механизма функционирования и иерархию подчиненности государственной службы. Данный документ разделяет государственную службу на три вида: государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов.

Говоря о разделении государственной службы на три вида следует отметить, что основным документом, регулирующим государственную гражданскую службу, является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный документ является определяющим при урегулировании вопросов о государственной гражданской службе, определяя предъявляемые требования к потенциальным государственным служащим, устанавливая порядок приема на работу и расторжения трудового контракта, порядок разрешения возникающих конфликтных ситуаций, выделяя и более детально характеризуя права и обязанности сторон при условии заключения трудовых отношений. Иными словами, федеральный закон «О государственной гражданской службе» не просто дает представления о ее сущности, но и более детально

рассматривает отдельно взятые аспекты, давая представление об отличительных чертах государственной гражданской службы от других категорий работ.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства. Несмотря на то, что военная служба входит в состав государственной службы, она имеет ряд отличительных черт, имеет большую законодательную базу, которая регулирует ее деятельность.

Третья группа государственной службы

- это иные виды государственной службы. Данная категории была введена в законодательную базу относительно недавно за счет преобразования такого вида службы, как правоохранительная государственная служба. Предыдущие редакции Федерального закона давали следующее понятие правоохранительной службе: «Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины». Определение данного понятия является достаточно обобщенным в контексте многообразия видов правоохранительных органов в Российской Федерации. В процессе развития и усовершенствования системы государственной службы не нашла отражения в действии идея принятия единого Федерального закона о правоохранительной службе Российской Федерации, хоть попытки принятия данного документа имели место быть. Данная идея не увенчалась успехом в силу того, что хоть каждый вид правоохранительной службы и имеет общую идею

- обеспечение безопасности и правопорядка в государстве, но в то же время обладает разительно отличительными чертами и целями, которые не могут быть осуществлены в условиях унификации нормативно-

правовой базы, которая сузит возможности каждого отдельно взятого вида правоохранительной деятельности. Поэтому с целью модернизации системы государственной службы правоохранительная служба была преобразована в - иные виды государственной службы. Вновь образованную группу можно рассматривать, как более широкое понятие. В ней собраны неопределенные иные виды государственной службы, учреждение которых осуществляется путем принятия специального федерального закона о таком виде службы [3].

Понятие государственных служащих имеет объемный и многообразный характер. Категория дипломатических сотрудников, которые также являются частью системы государственной службы, в частности относятся к государственным гражданским служащим, имеет важное общегосударственное значение, ведь они являются прямыми представителями страны на мировой политической арене.

От слаженности в работе и компетентности дипломатического корпуса Российской Федерации зависит имидж государства, его политический вес и степень вовлеченности в решение мировых геополитических, экономических и социально значимых вопросов. Такое положение дел предъявляет еще более высокие требования к гражданам, претендующим на должности государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел. Поэтому помимо Федерального закона о государственной гражданской службе деятельность дипломатического корпуса регулируется Федеральным законом «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации». Данный документ во многом ссылается на Федеральный закон «О государственной гражданской службе», однако дает более детальное представление о повышенных требованиях к кандидатам при приеме на работу в дипломатический корпус, определяет порядок предоставления льгот и гарантий сотрудникам дипломатической миссии и их семьям, учитывает специфику прохождения службы за границей, в том числе в ус-

ловиях сложной общественно-

политической обстановки и чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах.

Кроме того, работу определенных служб, которые относятся к государственной службе, регулирует ряд федеральных законов об этих службах. Они не идут в разрез с законодательной базой Российской Федерации, наоборот являются ее неотъемлемой частью, давая более детализированное представление об отдельных видах государственной службы и особенностях ее прохождения в этих структурах.

Помимо нормативных актов, обозначенных выше, работу системы государственной службы Российской Федерации регулирует ряд подзаконных нормативных актов, которые затрагивают отдельные стороны государственной службы. К ним относятся: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы, законы и иными нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты государственных органов.

К примеру:

1. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

2. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»

4. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 16.02.2005 №159 «О примерной форме служебного контракта о прохожде-

нии государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела».

7. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 г. № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в

другой федеральный государственный орган»

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»

В целом, нормативно-правовая база, регулирующая работу системы государственной службы велика и разнообразна, начиная от нормативно-правовых актов органов государственной власти и заканчивая множеством федеральных законов и Конституцией Российской Федерации. Такое многообразие законодательной базы еще раз подтверждает тот факт, что государственная служба соприкасается со всеми сферами деятельности населения. Для ее успешного функционирования просто необходимо наличие такой общиной и разноплановой законодательной базы.

Библиографический список

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

3. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

4. Дедкова И.Ф., Лымарева О.А. Коучинг в системе управления персоналом. - Краснодар, 2017.

5. Лымарева О.А. Конкурентная стратегия предприятия. Учебное пособие. - Краснодар, 2016.

6. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.

THEORETICAL ASPECTS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE PUBLIC

SERVICE SYSTEM

O.A. Lymareva, associate professor A.A. Pirogova, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the theoretical features of personnel management in the civil service system. The article discusses the principles of the functioning of the state, its main functions, goals and objectives. Considered and studied the features of the functioning of the civil service system.

Keywords: personnel management, civil service, personnel management system, legislative framework, employees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.