Научная статья на тему 'Сущность управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования'

Сущность управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Языкова И. Н.

Для построения модели управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования необходимо изучение закономерностей процессов, действующих в системе, условий их функционирования и поступательного развития, а также исследование сущности управления в системе НТО. Центральной частью современной теории педагогического менеджмента является собственно теория оптимального управления поступательным движением познавательной деятельности обучающегося от одного уровня к другому, более высокому. Ее главный смысл постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования»

Языкова И.Н.

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для построения модели управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования необходимо изучение закономерностей процессов, действующих в системе, условий их функционирования и поступательного развития, а также исследование сущности управления в системе НТО. Центральной частью современной теории педагогического менеджмента является собственно теория оптимального управления поступательным движением познавательной деятельности обучающегося от одного уровня к другому, более высокому. Ее главный смысл - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека в течение всей жизни.

Изменения во всех сферах социальной и духовной жизни российского общества отражаются на состоянии современного образования, организации, содержании и результатах педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня, а также на управлении этим процессом. Кардинальным образом изменились и цели высшего образования. Первой среди основных задач высших учебных заведений в статье 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» названа задача удовлетворения потребности личности в «интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского образования». Образовательная система трансформируется на основе принципов гуманизации и гуманитаризации, федерализма, автономии вузов, интеграции в международное образовательное пространство. Данные процессы требуют изменения стратегии, приемов, методов и структуры управления системой непрерывного образования.

В самом широком понимании управление есть «элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности» [1, с. 704]. Специфика управленческой деятельности по отношению к образованию определяется особенностями объекта управления. Этим объектом является образование как социальный институт, то есть «элемент социальной структуры, исторической формы и организации и регулирования общественной жизни» [2, с. 200]. В этом смысле образование можно определить как институт воспроизводства духовных структур общества, находящийся в определенных отношениях с другими институтами. Специфика института образования состоит в том, что он «обеспечивает персональную трансляцию духовных ценностей от одного поколения и педагогически гарантированное их воспроизводство в другом, как потре-

бителе и будущем пользователе культурными достижениями предыдущего поколения» [3, с. 10].

Таким образом, научное управление образованием - это сознательное, целенаправленное воздействие людей на образовательную систему и ее компоненты для достижения поставленной цели на основе изучения и использования объективных закономерностей [4].

Применительно к педагогическому процессу управление рассматривается как комплекс практических мер целенаправленного воздействия на систему учебно-познавательной деятельности студентов с целью улучшения конечных результатов ее функционирования. Общим критерием выделения структурных элементов системы, определяющим их взаимную близость и интеграцию, обеспечивающим коммуникативные свойства системы и ее иерархическое строение, выступает управление. В качестве системно-образующего фактора, подчеркивал В.Г. Афанасьев, управление способствует реализации цели, которая стоит перед социальной системой, и предопределяет характер ее функционирования и развития [5].

Педагогические системы относятся к числу сложных динамических систем. Все изменения и переходы системы из одного состояния в другое становятся упорядоченными только тогда, когда они соотнесены с целями и результатами. Поэтому в большинстве определений в качестве главного и инвариантного признака системы управления выступают целесообразность и целенаправленность. Именно цель, представляя собой «один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств, интегрирует в систему все разнообразие действий» [6, с. 763].

Каждая отдельно взятая педагогическая система (общеобразовательная школа, техникум, ПТУ, вуз) в своем составе имеет подсистемы в

виде групп, классов, отделений, факультетов и т.п. и одновременно сама входит в качестве составляющей в систему высшего уровня: дошкольного воспитания, общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования. Каждая система характеризуется целостностью, систематизированностью, единством управления и взаимодействия со средой.

При этом следует отметить, что управление с помощью постоянного приспособления к изменяющимся внешним и внутренним факторам функционирования системы, как и управление с помощью давления сверху, сегодня не может быть эффективным. На современном этапе развития общества для системы образования особенно актуальной является ориентация на самореализацию и самоактуализацию личности [7], что необходимо реализовать в процессе непрерывного образования.

В начале 1980-х гг. в стране явственно обозначились тенденции снижения уровня и качества образования, нарушились процессы воспроизводства в сфере образования в целом. При значительной насыщенности народного хозяйства выпускниками высших и средних профессиональных учебных заведений возник дефицит специалистов высокого класса, проявилось отставание в науке и духовное обеднение повседневной жизни. Процессы, развернувшиеся в обществе во второй половине 1980-х гг., еще более обострили проблемы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Не случайно в начале процесса перестройки системы высшего образования в качестве одного из его основных противоречий называлось «противоречие между сложившейся технологией обучения, ориентированной преимущественно на усвоение знаний, а не на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности, и потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности» [8, с. 8].

Обеспечение необходимых преобразований этих процессов общество связывает в первую очередь с созданием единой системы непрерывного образования.

Рассматривая становление и распространение идеологии непрерывного образования, можно сделать вывод о том, что в основе ее лежит идея подчинения системы образования задачам развития людей. При этом специалисты склонны рассматривать и трактовать развитие человека прежде всего как саморазвитие: понятие

«self» (само-) проникает во все области педагогической деятельности, и возникает тезис о том, что главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно. Цель обучения - предоставить каждому индивиду проблемную область и сферу деятельности, необходимую для развития его инициативы и формирования его самостоятельного суждения.

Непрерывное образование принято рассматривать как педагогическую систему, как целостную «совокупность путей, средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, социальной зрелости и профессиональной компетентности, воспитания эстетического отношения к действительности, обогащения культуры... людей в сети государственно-общественных учебных заведений и в процессе самообразования» [9, с. 4].

Существует несколько подходов к трактовке понятия «непрерывное образование». А.В. Даринский, Е.П. Дубровина, А.Л. Загорский, Ю.Н. Кулюткин, Е.И. Огарев, В.Г. Онушкин, Т.А. Кузнецова, Т.В. Меркулова и другие ученые рассматривают непрерывное образование как систему функционирующих образовательных учреждений.

В.Г. Онушкин и Ю.Н. Кулюткин отмечают, что «непрерывное образование - это реально функционирующая система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека с учетом общественных потребностей и личных его запросов. В этом смысле вся система и ее звенья выступают как объект организации и управления. Рассматриваемый феномен предстает и как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса» [10, с. 88].

Н.К. Гончаров считает, что «непрерывное образование следует рассматривать как принцип системы и методов удовлетворения интеллектуальных, общественно-политических, этических и эстетических потребностей человека, как принцип, пронизывающий и объединяющий всю систему... образования, все каналы воспитательного воздействия» [11, с. 23-24].

В.А. Горохов, Г.П. Зинченко, Л.А. Кохано-ва и другие исследователи рассматривают непре-

рывное образование как концепцию современного образования, противопоставляя ее традиционным существующим концепциям.

В работах С.Г. Вершловского, А.П. Владис-лавлева, Б.С. Гершунского, А.В. Даринского, Г.П. Зинченко, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Онушки-на, В.Г. Осипова, В.Н. Турченко и других ученых проведен теоретический анализ основ непрерывного образования, выявлена структура, определено содержание, обозначены функции непрерывного образования.

Непрерывное образование трактуется с трех позиций: как процесс, охватывающий всю жизнь человека; как аспект образовательной практики; как принцип организации образования, образовательной политики. Профессиональная зрелость специалиста осуществляется под влиянием и в системе непрерывного (а в нашем случае -технического) образования, представляющего собой «непрекращающееся целенаправленное освоение социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы» [12, с. 41-43].

Таким образом, идея непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой [13, с. 7].

Непрерывное образование в своем становлении прошло несколько этапов, представленных на рисунке 1.

К особенностям непрерывного образования, на наш взгляд, можно отнести многообразие и гибкость используемых средств, способов и организационных форм, гуманизацию и демократизацию образования, дифференциацию образовательных процессов по направлению и содержанию.

Ряд авторов выделяют следующие принципы построения системы непрерывного образования: непрерывность, поступательность, плановость, интегративность, преемственность, са-

Послешкольное Образование, дающее Образование,

обучение взрослых, человеку способствующее

способствующее возможность становлению и

ликвидации пробелов —► приспосабливаться к —► развитию личности

в образовании жизни в современном обществе

Рисунок 1. Эволюция непрерывного образования

мообразование (Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулют-кин, В.Г. Онушкин, Я.И. Петров, Г.С. Сухобс-кая).

При построении содержания непрерывного образования необходимо также учитывать следующие принципы: многоуровневость, дополнительность, маневренность.

Многоуровневость базируется на анализе реального уровня образования, обеспечивает право выбора оптимального пути получения общего и профессионального образования. При гарантированной многоуровневости каждый учащийся получает возможность строить и корректировать свою собственную пролонгированную программу получения образования. В такой системе основы наук, профессиональных знаний превращаются из предмета изучения в органичный компонент целостной воспитыва-юще-развивающей образовательной среды. На каждом уровне конкретные методики и педагогические технологии опираются на индивидуализацию и дифференциацию обучения, дифференциацию ожидаемых результатов учебного процесса. Это дает возможность выбора каждым собственного образовательного маршрута, реализует принципы личностно ориентированного обучения.

Многоуровневая система действует через преемственность программ (инвариантных и модульных последующего уровня). Ее эффективность повышается внедрением авторских программ. Она позволяет всем, кто прошел через обучение, ориентированное на продолжение образования на более высоком уровне, выбрать направление, специализацию дальнейшего обучения.

В условиях интегрированного мира резко растет мобильность современного человека, возрастают требования к качеству и типу образованности и профессиональной компетентности. Переход к постиндустриальному обществу затрагивает ряд проблем:

- в условиях подвижной конъюнктуры рынка человек вынужден несколько раз менять специальность и профессию в течение жизни;

- изменились квалификационные характеристики работников, от которых помимо предметных знаний и умений требуется интеллектуально-духовное развитие личности.

Основные принципы непрерывного образования, на наш взгляд, заключены в следующем:

- поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;

- вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;

- интеграция учебной и практической деятельности;

- единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

- содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

- учет особенностей структуры и содержания образовательных и профессиональных потребностей человека на различных стадиях его жизненного пути;

- самообразование в периоды между стадиями организованной учебной и профессиональной деятельности человека;

- интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса, где под формальным образованием понимается программа или курс, завершение которых выражается в получении человеком определенной совокупности законодательно установленных прав (заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью по профилю программы или курса, занимать более высокую должность, поступать в учебные заведения более высокого статуса) с выдачей диплома или иного сертификата установленного государственного образца.

Система непрерывного образования - сложный, многоуровневый механизм со своей логикой развития и особым менталитетом.

Для эффективной работы этого механизма необходима стройная система управления им, действия которой должны распространяться в основном на три объекта:

- личность (это означает, что человек должен учиться постоянно, причем учиться, совершенствуясь в каком-нибудь конкретном виде деятельности, оставаясь в пределах одного и того же уровня, либо последовательно восходить по ступеням и уровням профессионального образования);

- образовательные процессы (образовательные программы). Непрерывность здесь характеризуется преемственностью содержания образовательной деятельности при переходе от одного вида к другому или от низшего уровня к высшему;

- образовательные учреждения. Для обеспечения непрерывности образования должна быть создана такая сеть образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая способна удовлетво-

рить все множество образовательных потребностей как общества в целом, так и отдельного региона или каждого человека.

Важным фактором непрерывного образования выступает его целостность. Как отмечено в п. 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 8), система образования трактуется как совокупность следующих положений:

- непрерывности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функционирование непрерывного образования как системы достигается за счет:

- демократизации, обеспечивающей доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его знаний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрому перестраиванию направленности, уровня, содержания, формы образования в соответствии с изменениями потребностей общества и производства;

- открытости системы, выражающейся в способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания воспитания и обучения;

- гуманизма, т. е. обращенности к человеку.

Система непрерывного образования, в том

числе непрерывного технического образования, в конечном счете обеспечивает систематическую, целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования. Динамика непрерывного технического образования находит свое отражение в изменении уровня сформированности ценностного отношения специалиста к профессиональной (производственной) деятельности.

Любые рассуждения о каком-либо объекте как системе предполагают выделение в нем структурных компонентов - элементов системы. Изучить структуру - значит раскрыть важнейшую сторону сущности объекта, его механизм.

Непрерывность как категория, характеризующая структуру и процесс развития технического образования, выражает единство, взаимосвязь

Социальная система Система непрерывного образования

Система непрерывного профессионального образования

Система непрерывного технического образования

Педагогическая система

Рисунок 2. Иерархия систем

и взаимообусловленность элементов, составляющих всю систему технического образования: Социальная система ^ Система непрерывного образования ^ Система непрерывного профессионального образования ^ Система непрерывного технического образования ^ Педагогическая система. Таким образом будет выглядеть иерархическая структура рассматриваемых нами понятий (рисунок 2).

Непрерывность находится в диалектическом единстве с дискретностью целостного образовательного процесса. Если непрерывность обеспечивает единство частей целого, основываясь на относительной устойчивости и неделимости объекта, обусловленной общей направленностью образования, то дискретность обеспечивает возможности сложного, внутренне дифференцированного, разнородного строения образовательной системы.

При этом дискретность определяет дополнения или замены отдельных элементов образовательной системы, а также специфическую кумулятивную взаимосвязь ее компонентов, подобных друг другу, но функционирующих на разных социальных уровнях. Так, переход субъекта из одной образовательной системы в другую (например, при поступлении в технический университет после окончания технического лицея) может рассматриваться в контексте дискретного элемента целостной технической образовательной системы.

В процессе непрерывного технического образования повышается уровень образованности и профессиональная компетентность специалиста. Под уровнем образованности понимается уровень развития способности решать проблемы в сфере теории и практики профессио-

Таблица 1. Структура системы непрерывного технического образования

Этапы НТО Учреждения образования

Допрофессиональная подготовка Школа Технический лицей

Базовое профессиональное образование ПТУ Технический колледж Технический институт Технический университет

Профессиональное совершенствование Учебные заведения (стажировка, аспирантура, докторантура, курсы повышения квалификации)

нальной деятельности. Уровни образованности связаны с уровнями решения проблем, определенным кругом значимых проблем, общим образовательным пространством, методами решения профессиональных задач и познавательной базой их решения. Поэтому динамика процесса перехода от элементарной профессиональной грамотности (выбор решения на основе заданных критериев) через развитие функциональной грамотности (выбор решения на основе применения правил и норм к конкретной ситуации) к формированию профессиональной компетенции (теоретически обоснованный и практически верифицируемый многокритериальный выбор решения) является показателем качества непрерывного технического образования. Структура системы непрерывного технического образования представлена нами в виде таблицы (таблица 1).

Рассматривая систему непрерывного технического образования, следует отметить ее ключевые особенности.

Во-первых, данная система является открытой, т. е. она открыта новому опыту, информации, социальным изменениям и тенденциям развития общества. Система является гибкой и способна к обновлению. Она содержит в себе источники развития, связанные с неизбежностью разрешения нормативных противоречий. Открытость системы непрерывного технического образования определяется не только необходимостью внедрения и использования новых информационных технологий и достижений науки в обучении. Она обусловлена потребностями в гибких образовательных услугах, которые не могут быть полностью предусмотрены в процессе базовой подготовки.

Второй особенностью системы является ее процессуально-динамический характер. Она состоит из компонентов, взаимосвязь между которыми определяется принципом кумулятивно-сти, т. е. относительно строгой последователь-

ности, заданной целью, задачами, общим содержанием профессиональной деятельности и подготовкой к ней. Каждый этап непрерывного технического образования выступает одновременно и в качестве его своеобразного компонента, имеющего некоторую функциональную независимость, но в рамках целостности системы. Так, производственная практика студентов технического университета или курсы повышения квалификации для специалистов могут рассматриваться как компоненты системы непрерывного технического образования, которые имеют собственные, относительно независимые функции. При этом контекстуальное единство данных компонентов определяется общим характером системы образования, которая тем основательнее и глубже, чем в большей степени она отражает единство потребностей социума, личности профессионала и профессиональной деятельности.

Еще одной особенностью системы непрерывного технического образования является функциональная иерархичность ее компонентов. Функции компонентов системы непрерывного технического образования не имеют равной значимости, исходя из общих функций самой системы. По критериям содержательности (базовая фундаментальная подготовка) и масштабности выделяется высшее техническое образование как основной компонент системы. Кумулятивная взаимосвязь всех компонентов не отрицает иерархичности отношений между ними. Высшее техническое образование имеет особый социальный статус в связи с наличием относительно жестких требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по тем или иным специальностям. В рамках высшего технического образования осуществляется реализация государственных образовательных стандартов профессионального образования. Именно в процессе высшего технического образования субъект получает фундаментальную подготовку по специальности. Многие образовательные программы государственного или регионального уровня выделяют довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку, определяя значимость высшего образования уже самим семантическим обозначением.

Необходимо отметить, что центральной идеей непрерывного образования на современном этапе является категория постоянного развития личности как субъекта деятельности и общения в течение всей его жизни.

И все же, несмотря на то, что многие исследователи в области управления образовательными системами рассматривают различные аспекты данной проблемы, в том числе и в системе непрерывного технического образования, на практике имеется ряд значительных проблем.

К сожалению, все чаще приходится слышать критику по поводу недостаточного качества подготовки специалистов технического вуза, а ведь именно вузовское образование определяет значимость высшего образования, именно в процессе высшего технического образования субъект получает фундаментальную подготовку по специальности. Для более детального рассмотрения этой проблемы необходимо выявить причины, которые приводят к действительно низкому уровню подготовки специалистов технического вуза. На наш взгляд, ими являются следующие:

- недостаточная психологическая готовность студентов к обучению в вузе, слабая направленность на будущую профессиональную деятельность; недостаточная самоорганизация студентов, причиной чего часто является обучение специальности, не соответствующей склонностям студентов к той или иной профессиональной деятельности;

- невысокий уровень психолого-педагогической квалификации преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, большинство которых являются выпускниками тех же технических вузов, никогда не изучавших ни психологии, ни педагогики;

- применение поточных технологий обучения, рассчитанных на среднестатистического студента, без учета его индивидуально-психологических особенностей, в частности различий в восприятии и переработке информации, склонностей к определенной профессиональной деятельности;

- обучение, не реализующее основные психологические концепции обучения, в том числе принцип «обучения на высоком уровне трудности»;

- использование методов обучения, характерных для традиционной системы образования, то есть учебный процесс в техническом вузе направлен главным образом на передачу информации, а не на развитие личности студента в процессе обучения и формирование психологической готовности его к будущей профессиональной деятельности;

- обучение не реализует основной принцип гуманизации образования - обращение к лич-

ности, индивидуальности студента и создание условий для наиболее полного раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Таким образом, для более эффективного управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования необходимо проанализировать проблемы, имеющие место в данном процессе, рассмотреть механизмы обеспечения системы, определить приоритетные задачи, среди которых, на наш взгляд, следует выделить следующие:

1) проанализировать сущность различных подходов к управлению системой непрерывного технического образования в отечественной и зарубежной практике;

2) рассмотреть сущность, закономерности, противоречия в управлении педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) изучить факторы, влияющие на управление педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования;

4) исследовать особенности механизма системы непрерывного технического образования;

5) проанализировать современные тенденции развития педагогического процесса в техническом вузе;

6) выявить организационно-педагогические условия и содержание механизма управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования;

7) определить педагогические основы содержания образования на каждой ступени непрерывности;

8) сконструировать модель управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования;

9) разработать учебную программу повышения компетентности руководителей учебных заведений, участвующих в процессе непрерывного образования.

Это даст возможность сформулировать положение, в котором основой управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования является организация многоступенчатости подготовки кадров, преемственность различных ступеней образования, интеграция учебных планов и программ учебных заведений различного уровня, что обеспечивает неразрывность образовательного пространства и единую систему управления им.

Исследуя систему непрерывного технического образования, необходимо учитывать, что

любая система обладает своей упорядоченностью и устойчивостью, своими, сообразными ее месту и времени, функциями. Для реализации этих функций каждая система получает исходящие из вышестоящей системы задания (программы), средства для достижения функциональной цели. В то же время каждая подсистема использует собственные программы и средства для самосохранения.

Полная интеграция, совпадение основных свойств всех подсистем и превращение учебного процесса в фактор саморазвития личности -залог успеха качественной подготовки специалиста.

Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания оптимальных условий для ее интеллектуального, профессионального, культурного и нравственного становления и развития.

Таким образом, управление в системе непрерывного технического образования является целенаправленным процессом воспитания и обучения личности студента, ее становления, развития и самореализации во всей полноте ее возможностей на всех этапах деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

Управление непрерывным процессом подготовки специалиста функционирует на нескольких уровнях. При выявлении специфики педагогического управления руководствуемся общими закономерностями управления [14; 15; 16; 17; 18 и др.]. Содержание и структура объекта управления определяют содержание деятельности субъекта управления и процесса управления в целом. Процесс обучения охватывает как совместную, так и индивидуальную активность, как самостоятельную деятельность, так и деятельность под руководством преподавателя на всех уровнях. Процесс управления и субъект управления, в равной степени как и процесс обучения, и сам объект обучения, несут множественный и разнородный характер.

Изучение закономерностей процессов, действующих в системе непрерывного технического образования, условий их функционирования и поступательного развития, а также исследование сущности и закономерностей управления ими можно вести на основе системного подхода. В соответствии с ним элементы (предмет, средства, сам процесс, результаты), составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально вытекают друг из дру-

га, а все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. Изменения в одном из них неизбежно обуславливают изменения в остальных, а в конечном результате -всего организованного субъектом управления процесса и, следовательно, условий функционирования целостной педагогической системы.

Раскрывая суть научного управления, Н.Ф. Талызина отмечает: «Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой» [14, с. 46].

В центре цели педагогического управления непрерывным процессом стоят задачи развития обучаемого через формирование ценностных качеств его личностной сферы, развитие его духовных, интеллектуальных возможностей.

Центральной частью современной теории педагогического менеджмента является собственно теория оптимального управления поступательным движением познавательной деятельности обучающегося от одного уровня к другому, более высокому [19]. Ее главный смысл - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни.

Список использованной литературы:

1. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. М.,1983. 839 с.

2. Институт социальный // Филос. энцикл. Словарь. М., 1983. С. 200.

3. Казарцев С.О. О проблеме целевого управления образованием // Совершенствование управления народным образованием в условиях демократизации советского общества. М., 1988. Ч. 1. С. 10.

4. Орлов А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы / Под ред. чл.-кор. АПН СССР, д.п.н., проф. Сластенина В.А. М., 1991. 196 с.

5. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.

6. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность // Филос. энцикл. словарь. М., 1983. С. 763.

7. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. 336 с.

8. Коссов Б.Б., Сергеев О.Л., Татур Ю.Г. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования. М., 1991. С. 8.

9. Концепция непрерывного образования. М., 1988. 13 с.

10. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Непрерывное образование - приоритетное направление науки // Советская педагогика. 1989. №2. С. 88-90.

11. Гончаров Н.К. Система народного образования и непрерывное образование // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции. Ч. 1. М., 1981. С. 23-24.

12. Кларин М.В. Непрерывное образование // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. Т. 2. С. 41-43.

13. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.

14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд. М.: МГУ, 1984. 344 с.

15. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: ИПЛ, 1981. 432 с.

16. Батышев А.С. Управление процессом обучения, обобщения, распространения и внедрения передового опыта. М., 1977. 43 с.

17. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Наука, 1980. 239 с.

18. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 114 с.

19. Алексюк А.М., Аюрзанайн А.А., Пидкасистый П.И., Козаков В.А. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения: Учебное пособие. К.: ИСИО, 1993. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.