Научная статья на тему 'Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности'

Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеманаева Мария Александровна

Статья рассматривает содержание непрерывного образования. В статье подчеркивается роль и место программ дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования и делается акцент на необходимости поиска новых педагогических технологий для максимизации эффективности данных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шеманаева М. А. Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76125. htm.

ART 76125 УДК 378.4

Шеманаева Мария Александровна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Института иностранных языков ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]

Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности

Аннотация. Статья рассматривает содержание непрерывного образования. В статье подчеркивается роль и место программ дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования и делается акцент на необходимости поиска новых педагогических технологий для максимизации эффективности данных программ.

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Непрерывное образование сегодня является императивом времени и одним из его важнейших инструментов становится система дополнительного профессионального образования (ДПО). Именно система ДПО позволяет максимально гибко и эффективно удовлетворять образовательные потребности слушателей, при этом одной из особенностей программа является способность расширять образовательные потребности слушателей. Расширение образовательных потребностей создает потенциал для дальнейшего профессионального и личностного развития, повышая уровень субъектности слушателей, таким образом, включая их в систему непрерывного образования.

Говоря о непрерывном образовании, необходимо понимать его содержание. Так, Меморандум непрерывного образования Европейского Союза определяет

три вида образовательной деятельности [6]:

- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

- неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

- информальное/внеформальное (И. А. Колесникова, С. И. Змеев) образование, т. е. индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

До недавнего времени при определении политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось достаточного внимания.

Термин "lifelong learning" (образование длиною в жизнь) выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно появился термин «lifewide learning» (образование шириною в жизнь), который подчеркивает не только длительность и непрерывность процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и информальное.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шеманаева М. А. Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76125. htm.

В целом система непрерывного образования характеризуется такими векторами, как:

- вертикальная интеграция - интеграция через преемственность формальных ступеней образования

- горизонтальная интеграция - образование, получаемое в формальных структурах, соотносится и совмещается с образованием, получаемым неформально, дополнительно.

Необходимо констатировать, что в процессе становление системы непрерывного образования происходит пересмотр и изменения существующих уровней образования и создание новых компонентов, моделей и подсистем непрерывного образования.

Одним из актуальных и значимых концептов системы образования является система дополнительного образования, которая рассматривается с точки зрения общего и профессионального образования. В. Н. Введенский [1] отмечает, что дополнительное образование существует в четырех уровнях: региональном, муниципальном, на уровне образовательного учреждения и на личностном уровне. По мнению. В. Н. Введенского личностному уровня образования зачастую не уделяется достаточно внимания, хотя самообразование и субъектная позиция человека учащегося играют большую роль в программах дополнительного профессионального образования.

Согласно «Закону об образовании РФ» [7] программ дополнительного профессионального образования могут реализовываться одновременно с программами профессионального образования или последовательно. Повышение профессиональной квалификации, несомненно, может рассматриваться как одна из форм непрерывного образования.

Исследования в области непрерывного образования проводятся С. Г. Верш-ловским, Б. С. Гершунским, И. А. Колесниковой, Ю. Н. Кулюткиным, В. Г. Онушкиным, Н. В. Турченко. В. Г. Онушкин и Ю. Н. Кулюткин предлагают следующее определение непрерывного образования: «непрерывное образование - это реально функционирующая система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека с учетом общественных потребностей и личных его запросов. В этом смысле вся система и ее звенья выступают как объект организации и управления. Рассматриваемый феномен предстает и как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса [4].

И. А. Колесникова выделяет два основных научных направления в разработке проблематики непрерывного образования:

1. Проектирование и создание непосредственно системы непрерывного образования, которая отвечает современным требованиям, выполняет необходимые функции и обладает такими характеристиками, как системность, целостность и целенаправленность, преемственность, вариативность и многоуровневость [2]. При этом непрерывное образование следует представлять не как сугубо формальное объединение разнотипных учебных заведений в единую систему, а как вариативную систему предоставления образовательных услуг, которая дает возможность человеку реализовать и расширить собственные образовательные потребности в различные периоды жизни. Необходимо подчеркнуть социальную значимость образовательных программ, спроектированных и созданных «с учетом принципов непрерывности и интеграции, в силу того, что они способствуют: (а) естественному сокраще-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шеманаева М. А. Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76125.htm.

нию сроков обучения и затрат на подготовку специалистов; (б) систематизации знаний на каждом последующем образовательном уровне; (в) усвоению глубоких знаний благодаря модульности образовательных программ; (г) преемственности знаний в силу последовательности всех уровней образования» [3].

2. Непрерывное образование как собственно процесс освоения опыта человеком, находящимся в этой системе. Исследования в этом направлении могут затрагивать такие феномены, как возрастные и психологические особенности восприятия, познания, мотивации; субъектность и ее развитие. И. А. Колесникова отмечает необходимость выявления, описания и изучения темпоральных характеристик «человека учащегося». Под данным термином понимается способность учащихся актуализировать свои способности, варьировать учебно-познавательную интенцию, развивать и регулировать свою субъектность [2].

В. Н. Введенский считает, что непрерывное образование можно рассматривать с позиций личности, образовательного процесса и с позиций структуры самого образования, выделяя в структуре общее, профессиональное и дополнительное образование.

Таким образом, можно заключить, что непрерывное образование может рассматриваться как концепция, существующая на различных уровнях: на уровне мирового сообщества, на государственном уровне, на уровне профессионального образовательного учреждения, на уровне личности. Данное положение может подтвердить позиция Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования, которая считает, что непрерывность образования - это не столько отдельная система образования, сколько принципы, на которых должна базироваться вся система образования и которая предоставляет развитие всех её составляющих частей. Таким образом, дополнительное профессиональное образование становится интегральной частью системы образования, обеспечивая принцип непрерывности образования на протяжении всей профессиональной жизни.

Важно отметить, что согласно позиции ЮНЕСКО, цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.

Как видно из содержания непрерывного образования, оно напрямую соотносится с программами ДПО. Таким образом, можно заключить, что поиск новых способов организации образовательной деятельности взрослых является актуальной проблемой, которая нуждается в дальнейших исследованиях.

Ссылки на источники

1. Введенский В. Н. Методологические проблемы непрерывного профессионального образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2015. - № 13. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-problemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya.

2. Колесникова И. А. Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования. - URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1941.

3. Ломакина Т. Ю. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития // Проблемы современного образования. - 2013. - № 5. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya.

4. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование - приоритетное направление науки // Сов. педагогика. - 1989. - № 2. - С. 88-102.

5. Турченко В. Н. Непрерывное образование как система // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции. - М.: Педагогика, 1981. - Ч. 1. - С. 12-25. Турченко В. Н. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования // Актуальные проблемы непрерывного образования. - М.: Педагогика, 1983. - С. 1-28.

ISSN 2Э04-120Х

6.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шеманаева М. А. Программы дополнительного профессионального образования в контексте содержания непрерывности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76125.htm.

Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (A Memorandum on Lifelong Learning). - URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Рекомендовано к публикации:

Игнатович Е. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 25.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 26.05.16 Опубликована Published 05.06.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Шеманаева М. А., 2016

9772304120166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.