Научная статья на тему 'Иноязычное образование в контексте непрерывности'

Иноязычное образование в контексте непрерывности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеманаева Мария Александровна

Статья рассматривает содержание иноязычного образования, его потенциал как предмета для программ дополнительного профессионального образования. Особенности иностранного языка и иноязычного образования дают возможность интенсификации и индивидуализации программ дополнительного профессионального иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеманаева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иноязычное образование в контексте непрерывности»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 76126 УДК 372.881.1

Шеманаева Мария Александровна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Института иностранных языков ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск indv2002@mail.ru

Иноязычное образование в контексте непрерывности

Аннотация. Статья рассматривает содержание иноязычного образования, его потенциал как предмета для программ дополнительного профессионального образования. Особенности иностранного языка и иноязычного образования дают возможность интенсификации и индивидуализации программ дополнительного профессионального иноязычного образования.

Ключевые слова: иноязычное образование, дополнительное профессиональное образование.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

«Закон об образовании РФ» определяет дополнительное образование как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». Исходя из определения, можно заключить, что дополнительное образование не имеет возрастных, социальных, психологических и профессиональных детерминант, оно универсально и открыто для любой категории учащихся.

Особую значимость сегодня приобретает дополнительное профессиональное образование, которое нацелено на формирование и совершенствование новых профессиональных компетенций. Актуальность дополнительного профессионального образования постоянно возрастает в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в мировом сообществе.

Современные социокультурные и экономические условия повышают значимость образования каждого человека и человечества в целом, и можно констатировать тот факт, что учение является ...«бесспорным императивом нашего времени, необходимой предпосылкой и условием для эффективной деятельности во всех сферах бытия, а также для поступательного развития человеческого сообщества» [2]. А. Е. Марон и Л. Ю. Монахова отмечают, что образование взрослых определяется различными тенденциями в социально-экономических условиях [5]:

- компьютеризация всех сфер деятельности,

- гиперрасширение информационного массива, доступного каждому,

- изменение и расширение спектра видов деятельности человека,

- увеличение скорости устаревания профессиональных знаний,

- изменение требований к профессиональной и личностной мобильности.

К указанным социально-экономическим трендам следует добавить владение иностранными языками, так как иностранный язык можно рассматривать как инструмент, позволяющий расширить и реализовать предоставленные возможности.

Т. Ю. Ломакина [4] выделяет следующие тенденции, детерминирующие современную образовательную ситуацию:

научно-методический электронный журнал

- растущий спрос и потребность в более высоком уровне профессионального образования, которые обусловлены растущими образовательными потребностями населения,

- развитие междисциплинарности в связи с расширением научного массива,

- изменение роли профессиональных образовательных учреждений, которое вызвано с одной стороны, процессами гуманизации и реформирования образования, а с другой стороны, растущей конкуренцией между профессиональными образовательными учреждениями.

Как раз изменение роли профессиональных образовательных учреждений способствует развитию дополнительного профессионального образования. В России система дополнительного образования ранее не рассматривалась как сфера интересов вузов, однако последнее время все больше современных исследователей обращаются к трактовке миссии университетов как к комплексу, включающему в себя дополнительное профессиональное образование.

В современном обществе университеты играют все большую роль, и их эффективность является одним из факторов, влияющих на экономический рост и социальный прогресс. Традиционно университет рассматривался как образовательный и исследовательский центр. Сегодня эти две миссии все чаще расширяются, так как к ним добавляется так называемая «третья миссия университета». Если две основные миссии университете (обучение и научные исследования) достаточно понятны и вполне измеримы, то «третья миссия» остается вопросом для дальнейших дискуссий и многочисленных обсуждений.

Общее понимание данной миссии сводится к социальной вовлеченности университетов. Определение и измерение параметров именно третьей миссии университетов стало задачей проекта Е3М, который определил параметры, отражающие специфику данной миссии. P. Montesinos, J.-M. Carot, F. Mora выделяют три фактора, лежащие в основе «третьей миссии»: социальный, предпринимательский и инновационный [6, 259-271].

Одним из этих трех важнейших параметров было названо «непрерывное образование», именно к этому разделу относятся программы высшего профессионального образования, и, что нужно особо отметить, программы повышения квалификации, ориентированные на взрослую целевую аудиторию.

Очевидно, что непрерывное образование является императивом современности не только для личности, но и для университетов как образовательных и исследовательских центров. Сегодня университеты выступают авангардом социально-экономических изменений. В условиях жесткой конкуренции они вынуждены реагировать на все вызовы времени, поэтому «третья миссия» как реализация идей непрерывности образования находит отражение и в России, представляя собой одно из важных направлений стратегического развития. Контент-анализ интернет сайтов университетов России показал, что такая структура как институт непрерывного образования существует при большом количестве университетов России [3].

Концепция непрерывного образования является требованием времени, потребностью, вызванной необходимостью реагировать на вызовы современности. Современный специалист и профессионал вынужден меняться и адаптироваться к изменениям в обществе и его потребностям. Система непрерывного образования становится важным инструментом в процессах адаптации и интеграции человека в современное общество и его становлении активным, творческим, способным развиваться и ставить собственные цели и задачи, достигать их, рефлексировать и анализировать результаты своей деятельности.

научно-методический электронный журнал

В ситуации жесткой конкуренции на рынке труда подсистему дополнительного профессионального образования можно считать одним из наиболее гибких звеньев системы непрерывного образования. При этом, с одной стороны, система дополнительного образования достаточно сильно отличается от других ступеней целым рядом параметров, которые необходимо учитывать при разработке программ ДПО. С другой стороны, иноязычное образование имеет ряд отличительных характеристик, которые необходимо учитывать при разработке программ дополнительного профессионального иноязычного образования.

Языковое (иноязычное) образование - многоаспектный термин, который, согласно логике Б. С. Гершунского [1], может рассматриваться в различных ракурсах.

1. Языковое (иноязычное) образование это процесс усвоения знаний, умений и навыков (с. 47), необходимых для осуществления общения на иностранном языке. Данное понимание термина подразумевает непрерывность образовательного процесса, подчеркивает необходимость совершенствования и расширения лингвокуль-турного опыта учащихся в любом возрасте. В парадигме иноязычного личностно-ориентированного образования усиливается акцент на субъектность учащегося, его активность и сознательность. Особое внимание уделяется индивидуализации и дифференциации языкового образования, предоставление каждому учащемуся возможности выбрать свой индивидуальный путь овладения ИЯ.

2. Языковое (иноязычное) образование как результат процесса усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления общения на иностранном языке. Б. С. Гершунский полагает, что минимальным результатом образования является грамотность. «Грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Грамотность обеспечивает человеку определенные стартовые возможности» [1, 62] Следующий элемент в этой цепочке - образованность, затем, профессиональная компетентность, культура и менталитет. В контексте компетентност-ного подхода результат языкового образования можно описать как иноязычную коммуникативную компетенцию (ИКК). Вопросам формирования и развития ИКК посвящены работы таких ученых как Н. И. Алмазова, Н. В. Баграмова, И. А. Зимняя, Н. И. Гез, И. Л. Бим, В. В. Сафонова. Большинство авторов выделяют такие компоненты ИКК: лингвистическая, языковая, дискурсивная, прагматическая, социолингвистическая, стратегическая, компенсаторная и другие компетенции. Н. Д. Гальскова, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева считают, что результатом языкового образования является формирование черт вторичной языковой личности. В данной концепции при изучении иностранного языка у человека формируется дополнительная «картина мира», которая готовит учащихся не только к речевому, но к межкультурному общению.

3. Языковое (иноязычное) образование как система. Концепция системности относится к языковому образованию как педагогической - учебно-воспитательной, с одной стороны. Б. С. Гершунский отмечает, что данной системе свойственны следующие характеристики: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность. Система языкового образования должна гибко адаптироваться к изменениям в обществе, но в то же время должна быть стабильной в своей основе, то есть иметь психолого-педагогическую фундаментальную основу. Преемственность как качество системы языкового образования относится к постепенной смене образовательных парадигм, при этом языковое образование должно ориентироваться на изменение социально-экономической сферы и вариативность профессиональных потребностей населения. С другой стороны можно говорить о системе учреждений, осуществляющих языко-

научно-методический электронный журнал

вую подготовку. В данном аспекте языкового образования, необходимо отметить такую особенность как открытость системы языкового образования, языковое образование может быть элементом системы основного и дополнительного (общего и профессионального) образования.

иноязычное образование

"Л Л

дошкольное (дополнительное)

Л г

школьное

(обязательное и дополнительное)

Л Л

профессиональное

(обязательное и дополнительное)

дополнительное общекультурное

J V

J

Структура иноязычного образования по уровням образования

4. Языковое (иноязычное) образование как ценность. Б. С. Гершунский рассматривает языковое образование с аксиологической позиции, определяя языковое образование как ценность на уровне государства, общества и личности. С его точки зрения, эти 3 блока ценностей логически связаны и взаимодополняющи. Только взаимосвязь государственных, социальных и личностных ценностных ориентаций может создать систему языкового образования, которая будет востребована и эффективна.

Рассмотрев структуру и содержание иноязычного образования, можно заключить, что иностранный язык как предмет обладает огромным потенциалом. Следовательно, овладение иностранным языком сегодня как никогда актуально в постоянно изменяющемся мире, который становится все более глобальным. Владение иностранным языком становится частью функциональной грамотности и компетентности профессионала, интегральным качеством, необходимым для профессионального роста и развития. Таким образом, можно заключить, что программы дополнительного профессионального иноязычного образования являются гибким и адаптивным способом развития профессиональной компетенции.

Ссылки на источники

1. Гершунский Б. С. Философия образования: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. за-вед. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.

2. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие - М.: Академия, 2002.

3. Игнатович Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. -URL: http://Ш21.petrsu.m/joumal/atride.php?id=2085.

4. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006.

5.

6.

научно-методический электронный журнал

Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Ведущие тенденции развития андрагогических исследований // ЧиО. - 2010. - № 1. - С. 32-40.

Montesinos P., Carot J-M., Mora F. Third Mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research // Higher Education in Europe. - 2008. - Vol. 33 (2-3). - P. 195-199.

Рекомендовано к публикации:

Игнатович Е. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 25.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 26.05.16 Опубликована Published 05.06.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Шеманаева М. А., 2016

www.e-koncept.ru

9772304120166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.