Научная статья на тему 'Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории'

Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1776
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеманаева Мария Александровна

В статье рассматривается авторское определение индивидуальной образовательной траектории как формы организации самостоятельной работы. Предлагается алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на примере программ дополнительного профессионального иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеманаева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории»

Шеманаева М. А. Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S12. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470153. htm.

ART 470153 УДК 371.398:372.881.1

Шеманаева Мария Александровна,

старший преподаватель кафедры английского языка Института ино странных языков ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный уни верситет», г. Петрозаводск lndv2Q02@mail.ru

Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории

Аннотация. В статье рассматривается авторское определение индивидуальной образовательной траектории как формы организации самостоятельной работы. Предлагается алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на примере программ дополнительного профессионального иноязычного образования.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычное образование.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Закон об образовании констатирует необходимость использования индивидуальной образовательной траектории на всех уровнях образования. Однако, следует отметить, что методисты и педагоги не сходятся в единой трактовке данного термина, что подчеркивает актуальность исследований в этой области. Так, А. В. Хуторской [1, с. 296] считает, что ИОТ - «это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Он утверждает, что построение каждым учеником индивидуальной траектории своего образования является задачей эвристического обучения. А. В. Хуторской определяет следующие этапы деятельности ученика: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка. Т. А. Тимошина рассматривает понятие ИОТ с позиций антропоцентрического и компетентностного подходов: «Индивидуальная образовательная траектория студента - это индивидуальный путь в образовании, определяемый студентом совместно с преподавателем, организуемый с учетом мотивации, способностей, психических, психологических и физиологических особенностей обучающегося, а также социально-экономических и временных возможностей субъекта образовательного процесса» [2, с. 316]. Как видно из различных определений, понятие ИОТ толкуется исследователями по-разному, в основном, как форма организации учебной деятельности. Однако в нашем исследовании мы рассмотрим ИОТ с другой стороны, а именно, как форму организации самостоятельной образовательной деятельности.

Концептуально, мы согласны с Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк, которые рассматривают ИОТ как условие индивидуализации профессионального становления личности в пространстве непрерывного образования [3, с. 81]. Однако в контексте понимания ИОТ как формы организации самостоятельной деятельности достаточно детальным представляется определение ИОТ, предлагаемое П. В. Сысоевым. В исследованиях П. В. Сысоева под данным термином понимается «персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям. В процессе обучения в образовательном учреждении индивидуальная траектория достижения поставленной цели выстраивается обучающимся совместно с учителем / пре-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шеманаева М. А. Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S12. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470153. htm.

подавателем как с помощью существующих и предлагаемых для общего обучения элементов, так и с помощью дополнительного набора методических элементов» [4, c. 7]. Мы определяем ИОТ как совокупность мер, приемов, форм организации самостоятельной работы, реализующую различные технологии образовательной деятельности и направленную на достижение каждым слушателем общих целей иноязычного образования на вариативном, личностно-значимом содержании

Мы разработали алгоритм разработки ИОТ, который отражает особенности системы ДПИО.

Алгоритм разработки ИОТ в программах ДПИО

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Преподаватель Обучающиеся

1. проводит опрос, анкетирование, вводную беседу с целью выявления потребностей слушателей; 2. проводит «входное» тестирование с целью выявить уровень владения ИЯ; 3. разбивает курс на инвариантные и вариативные модули с учетом приоритетной и возможных дополнительных целей и содержания; 4. разрабатывает инвариантные модули: цель, содержание, методы и технологии, формы, средства и контроль изучения для каждого модуля; 5. разрабатывает общую схему вариативного модуля с учетом потребностей слушателя, уточняет предложения слушателя и обсуждает способы работы; 6. разрабатывает дополнительные вариативные модули по запросам слушателей; 7. координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения обучающихся по ИОТ; 8. оценивает результаты образовательной деятельности слушателей; 9. направляет слушателей на рефлексию хода самостоятельной работы и ее результатов. 1. определяют приоритетную цель и дополнительные цели своего учения; 2. обсуждают с преподавателем цели прохождения программы ДПИО, достаточность своего уровня владения ИЯ; 3. изучают инвариантные модули и предлагают вариативные модули для дальнейшего изучения; 4. определяют способы изучения вариативных модулей самостоятельно или с частичной помощью преподавателя, предлагают источники вариативного содержания; 5. изучают вариативные модули в режиме самостоятельной работы, консультируясь с преподавателем; 6. на занятиях предъявляют и обсуждают отдельные результаты самостоятельной работы с коллегами; 7. оценивают результаты образовательной деятельности, при необходимости, корректируют ИОТ (выбирают дополнительные модули); 8. формируют портфолио с результатами образовательной деятельности (подборка лексики для лекции, план курса лекций, введение лекции, конспекты прослушанных / просмотренных лекций, презентации, аннотации и т. д.) 9. участвуют в рефлексии и проводят саморефлексию

Как видно из определения, ИОТ слушателя ДПИО строится на основе модулей (инвариантный и вариативный) и сопровождается комплексом педагогической поддержки.

Инвариантный модуль Вариативные модули

учебное пособие на основе курса аудирования с целью представления обобщенной модели составления и структурирования лекции задания по развитию и совершенствованию умений аудирования пособие Academic Vocabularyin Use для развития/совершенств ования лексических навыков Электронные ресурсы (http://www.uefa p.com/eDX, Coursera, TED) в качестве источников для собственно содержания лекции Дополнительные материалы для обогащения образовательной среды (грамматич. курс)

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шеманаева М. А. Алгоритм разработки индивидуальной образовательной траектории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S12. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470153.htm.

Педагогическая поддержка со стороны преподавателя включает:

1) текущее индивидуальное консультирование,

2) подбор упражнений на автоматизацию деавтоматизированных грамматических и лексических навыков,

3) текущий контроль и оценивание, анализ хода образовательной деятельности слушателей и предложение вариативных модулей,

4) подбор материала для вариативных модулей по запросу слушателей,

5) подбор форм организации самостоятельной образовательной деятельности,

6) консультирование по работе с англо-английскими словарями, информационными источниками, курсом дистанционного обучения,

7) инструктирование по составлению портфолио с результатами работы,

8) ориентация слушателей в подготовке к итоговому контролю и рефлексии. Таким образом, можно заключить, что индивидуальная образовательная траектория строится на основе инвариантного и вариативного модулей и сопровождается комплексом педагогической поддержки. Предложенная модель организации образовательной деятельности на основе индивидуальной образовательной траектории позволяет удовлетворять и расширять образовательные потребности обучающихся, развивать х субъектную позицию и способствовать их становлению как субъектов системы непрерывного образования.

Ссылки на источники

1. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креатив.обучения. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. - 415 с. : ил., портр. - Библиогр.: с. 400-415.

2. Тимошина Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 7-9 окт. 2010 г.). - Рязань, 2010. - С. 315-320.

3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. - № 3. - С. 74-82.

4. Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных // Иностранные языки в школе. - 2014. -№ 5. - С. 2-11.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 23.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 25.05.17 Опубликована Published 05.06.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Шеманаева М. А., 2017

977230412017362

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.