Научная статья на тему 'Образовательный потенциал системы непрерывного образования в развитии профессиональной компетентности'

Образовательный потенциал системы непрерывного образования в развитии профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CONTINUING EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубенкова С.Н.

В статье обосновывается образовательный потенциал системы непрерывного образования в развитии и формировании необходимой работнику профессиональной компетентности. Непрерывное образование рассматривается как упорядоченное множество организаций, обеспечивающих поступательное развитие личности, профессиональной компетентности индивида посредством реализации образовательных программ, реализующихся с учетом образовательных запросов и требований обучающегося, работодателя, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CONTINUING EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article explains the educational potential of continuing education and the formation of the necessary professional competence of an employee. Continuing education is seen as an ordered set of organizations to create a space of educational services, ensuring the satisfaction of personal and social education needs through educational programs

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал системы непрерывного образования в развитии профессиональной компетентности»

УДК 377; 378

С.Н. Трубенкова

старший преподаватель, кафедра управления образованием, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», E-mail: trubenkova@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье обосновывается образовательный потенциал системы непрерывного образования в развитии и формировании необходимой работнику профессиональной компетентности. Непрерывное образование рассматривается как упорядоченное множество организаций, обеспечивающих поступательное развитие личности, профессиональной компетентности индивида посредством реализации образовательных программ, реализующихся с учетом образовательных запросов и требований обучающегося, работодателя, государства.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное образование, профессиональная компетентность.

S.N. Trubenkova, Orenburg State education Pedagogical

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CONTINUING EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL

COMPETENCE

Abstract. The article explains the educational potential of continuing education and the formation of the necessary professional competence of an employee. Continuing education is seen as an ordered set of organizations to create a space of educational services, ensuring the satisfaction of personal and social education needs through educational programs

Keywords: continuing education, vocational education, professional competence.

Непрерывное образование как специальное образовательное пространство - объект достаточно многих педагогических исследований, однако нельзя признать, что понятийный аппарат профессионального образования, в частности дополнительного профессионального образования, является устоявшимся, что требует конкретизации основных понятий.

Обратимся к термину «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность понимается как интегральное качество специалиста, владеющего уровнем разносторонних знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности (Е.И. Карпович, Л.Ю. Кривцов, И.И. Циркун); способность действовать адекватно и самостоятельно в постоянно меняющейся профессиональной деятельности (О.А. Козырева, Л.А. Муравьева); психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, способность выполнять определенные трудовые функции (А.К. Маркова); индивидуально-интегральная качественная характеристика субъекта деятельности, целостное состояние и готовность личности к осуществлению деятельности (Ю.В. Койнова); единство теоретической и практической готовности и способности осуществлять профессиональную деятельность (А.И. Мищенко, В.А. Сластенин).

Согласимся с А.А. Алдашевой, определяющей профессиональную компетентность как «индивидуальный способ решения задач деятельности, опосредованный личностным отношением к делу» и рассматривающей ее как «ресурс устойчивости в изменяющихся профессиональных ситуациях [1]. В целом можно трактовать профессиональную компетентность как способность субъекта в профессиональной деятельности эффективно решать профессиональные задачи. Становление и развитие профессиональной компетентности осуществляется в течение всей сознательной жизни индивида, поэтапно, посредством самообразования и образования в специальных организациях.

Организационно процесс роста и реализации общего и профессионального потенциала личности актуализируется соответствующими индивидуальными и общественными потребностями. По мере социализации и профессионализации индивида меняются и его образователь-

ные стратегии.

Исторически образование есть специально организованный процесс обучения, воспитания, развития с целью адаптации, социализации личности в обществе, экономического, культурного, социального воспроизводства общества. Указанная целесообразность обуславливает выбор образовательными организациями соответствующего содержания, соответствующих технологий, форм, средств - создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение личностных и социальных целей.

В отличие от самообразования, образование (осуществляющееся в специализированных организациях, «институционализированное формальное образование» [10, с. 19]) является нестихийным, социально обусловленным, технологичным процессом, позволяющим прогнозировать результат. В конечном итоге образование позволяет индивиду реализовывать способности в социально значимой (профессиональной) деятельности, а непрерывное образование выступает важным фактором конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда.

Необходимость непрерывного образования обуславливается изменениями в науке и практической деятельности. Так, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет около 6% [10, с. 13]; соответственно, больше половины профессиональных знаний работник объективно может получить после окончания базовой образовательной организации. Исследователи концепции непрерывного образования (Л.П. Буева, А.А. Вербицкий, О.В. Купцов, А.П. Влади-славцев, В.Г. Онушкин [8; 9; 11]) утверждают, что образование личности не является конечным, завершающимся с получением соответствующего документа процессом, а продолжается всю жизнь, т.е., в их трактовке, является непрерывным.

В 1972 г. Э. Джеймс в докладе «Образование и подготовка учителей» высказал достаточно радикальную на тот период времени точку зрения, «согласно которой суть профессиональной подготовки учителя заключается не в первоначальном вузовском образовании (циклы 1 и 2), а в постоянном повышении квалификации на протяжении всей педагогической деятельности, получившем название «третьего цикла». Доклад послужил основой английской модели непрерывного педагогического образования, включающей три уровня профессионального становления учителя: начальный (годы обучения в педагогическом учебном заведении), пробный год (год стажировки в школе после окончания педагогического вуза) и послевузовского обучения (на протяжении всех лет работы) [9, с. 120].

Понятие «непрерывное образование» впервые появилось в материалах ЮНЕСКО в 1968 г [10, с. 29]; с тех пор оно рассматривается и как образование взрослых, и как система непрерывного профессионального образования (высшее профессиональное - послевузовское образование - повышение квалификации и переподготовка), и как образование в течение всей жизни человека. Анализ публикаций [3; 4; 5; 6; 14] выявил наличие нескольких терминов, употребляющихся почти в качестве синонимов: «непрерывное образование», «многоуровневое образование», «непрерывная подготовка», «обучение в течение жизни», что определяет необходимость уточнения содержания непрерывного образования.

Связывая непрерывность с развитием личности и формированием компетенциями самоорганизации, Н.В. Ходякова непрерывное образование трактует как «взаимосвязанное единство процессов непрерывного образования и непрерывного развития личности» [17, с. 2]. Я.А. Ильинская говорит о непрерывном образовании как «личной потребности, мотивации человека к поддержанию определенного уровня профессионализма на протяжении всей жизни» [5, с. 111]. В силу отсутствия конкретного содержания мы не может согласиться с данными трактовками.

Существует точка зрения, согласно которой непрерывное образование - это «система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека, с учетом общественных потребностей и личных его запросов» (В.Г. Онушкин, Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Жарикова [9; 11]). Как педагогическая

система непрерывное образование представляет собой «совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости»; механизм расширенного воспроизводства профессионального и культурного общественного потенциала, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов [8, с. 18].

О.М. Колотова тоже видит необходимость органичного сочетания профессионального и общего образования, подчеркивая, что цель непрерывного образования - «непрерывное развитие личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности». Важнейшими категориями непрерывного образования она считает целостность, целенаправленность, преемственность, поступательность, гибкость, динамичность [6].

Проанализировав теоретические представления, непрерывное образование будем понимать как процесс личностного и профессионального развития (формирования системы знаний, умений, ценностей, качеств) посредством последовательного освоения социального опыта. Данный процесс имеет признаки систем (целенаправленность, интегративный результат, наличие структуры), что позволяет говорить о системе непрерывного образования.

Отметим, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 10) выделяются общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность непрерывного образования. Система образования, согласно указанному закону, включает в себя: образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность и ее обеспечение, педагогических работников, обучающихся и родителей, органы управления в сфере образования, объединения юридических лиц, работодателей, общественные объединения [15].

Основываясь на работах В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, систему непрерывного образования будем рассматривать как упорядоченное множество организаций, обеспечивающих поступательное развитие личности, профессиональной компетентности посредством реализации образовательных программ, реализующихся с учетом образовательных запросов и требований индивида, работодателя, государства. К таким организациям относятся образовательные (школы, колледжи, лицеи, вузы, центры повышения квалификации и переподготовки и пр.), консалтинговые, тренинговые организации, кадровые агентства, государственные службы и пр. Субъектами системы непрерывного образования выступают обучающиеся, обучающие, органы управления, работодатели. Предметом их взаимодействия является содержание непрерывного образования, формально представленное в виде образовательных программ. Отметим, что считаем актуальным внедрение модульно-компетентностного подхода к проектированию и реализации образовательных программ на уровне профессионального образования и профессионального обучения.

Для обоснования образовательного потенциала системы непрерывного образования уточним содержание категории «потенциал». Являясь междисциплинарной категорией, потенциал понимается как способ перевода возможности в действительность (Аристотель [16, с. 592]); совокупность способностей/возможностей к оптимальному осуществлению деятельности (Б.Г. Ананьев [2, с. 63]); средства, которые могут быть использованы, возможности ([12]). В специализированных научных исследованиях (например, [13; 14; 18]) потенциал чаще всего рассматривается как совокупность ресурсов, резервов и возможностей.

Возможности трактуются нами как средства, условия, необходимые для осуществления деятельности, а ресурсы - как средства/условия, имеющиеся у системы и используемые при необходимости.

Таким образом, образовательный потенциал системы непрерывного образования

представляет собой совокупность характеристик, параметров, обуславливающих возможности

и ресурсы, проявление которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях для достижения образовательных результатов. Формальный образовательный потенциал - возможности и ресурсы системы, соответствующие нормативным требованиям. Например, уровень квалификации преподавателей вуза, количество материально-технических ресурсов и т.п. в соотнесении с требованиями образовательных стандартов. Реальный потенциал -возможности и ресурсы, реально характеризующие данную образовательную организацию и проявляющиеся в определенных условиях.

Проанализировав нормативные требования к системе образования, структуру образовательных и профессиональных стандартов, представления о ресурсах в экономической деятельности, в структуре образовательного потенциала системы непрерывного образования выделим педагогические, управленческие, информационные, содержательные, материально-технические ресурсы и возможности.

Важной характеристикой образовательного потенциала системы непрерывного образования является относительная согласованность и преемственность требований к возможностям и результатам, что закрепляется в образовательных стандартах. Полагаем, что каждый элемент системы, характеризующийся специфической целью (и результатом), последовательно и в то же время нелинейно обеспечивает формирование и развитие профессиональной компетентности (в частности, от универсальных учебных действий через общепрофессиональные и профессиональные компетенции к конкретным видам профессиональной компетентности), актуализацию ценности личностного и профессионального саморазвития.

Таким образом, система непрерывного образования представляет собой упорядоченное множество организаций, обеспечивающих поступательное развитие личности, профессиональной компетентности индивида посредством реализации образовательных программ, реализующихся с учетом образовательных запросов и требований обучающегося, работодателя, государства. Система непрерывного образования является системообразующим фактором формирования профессиональной компетентности личности за счет образовательного потенциала.

Список литературы:

1. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/professionalnaya-kompetentnost-ponyatie-i-struktura (дата обращения: 19.06.2015).

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

3. Блинова М.Л. Профессиональная компетентность специалиста: особенности развития // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сб. статей по мат. II Междун. науч.-практ. конф. 26-28 декабря 2011 г. / под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола: МОСИ, 2012. С. 65-68.

4. Жарикова Л.И. Непрерывное образование в системе наук о человеке // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 8. С. 32-35.

5. Ильинская Я.А. История формирования концепции дополнительного непрерывного образования // Вестник Челябинского университета. 2013. № 4. С. 110-125.

6. Колотова О.М. Социально-педагогические тенденции развития непрерывного профессионального образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. Вып. 1. С. 17-21.

7. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебное пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. СПб.: СПбГУ, 1993. 63 с.

9. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. 128 с.

10. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические

аспекты / С.А. Беляков, В.С. Вахштайн, В.А. Галичин и др. М.: МАКС Пресс, 2007. 340 с.

11. Онушкин, В.Г. Концепция повышения квалификации педагогических кад-ров в системе непрерывного образования / В.Г. Онушкин. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1982. 96 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Бим-Бад Б.М. [и др.]; отв.ред. Бим-Бад Б.М. М.: Большая Рос. энцикл., 2009. 528 с.

13. Реанович Е.А. Смысловые значения понятия «потенциал»: [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Режим доступа: http://research-journal.org/economical/smyslovye-znachenie-ponyatiya-potencial/ (дата обращения11.04.2015).

14. Тамочкин В.Н. Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 23 с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.05 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс.

16. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. ЭКСМО-Пресс; Харьков, 1999. 1056 с.

17. Ходякова Н.В. Проектирование сред непрерывного образования личности [Электронный ресурс] // Непрерывное образование. XXI век. 2013. Вып. 4. Режим доступа: http LLL21 .petrsu.ru/journal/article.php?id=2162 (дата обращения 19.05.2015.).

18. Шафиков М.Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен: автореф. дис. ... д-ра филос. Наук. Уфа, 2006. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.