- инновации в общем и про
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
4. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
5. Комлев A.B. Научное понимание ответственности младшего подростка как основа педагогического целеполагания [Электронный ресурс] // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. 2014. № 3 (30). URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1394792624.pdf.
6. Комлев A.B. Сущностные характеристики ответственности как качества личности младшего подростка : сб. ст. Всерос. интернет-конф. с меж-дунар. участием. 22-25 апр. 2014 г. : СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
7. Шведова Н.Ю., Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997.
* * *
1. Bolshaya entsiklopediya Kirilla i Mefodiya : multimediaentsiklopediya. M., 2000.
2. Boryitko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz byitiya : monogr. / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd : Peremena, 2000.
3. Bratus B.S. Anomalii lichnosti. M., 1988.
4. Ilin V.S. Formirovanie lichnosti shkolnika (tselostnyiy protsess). M., 1984.
5. Komlev A.V. Nauchnoe ponimanie otvetstvennosti mladshego podrostka kak osnova pedagogicheskogo tselepolaganiya [Elektronnyiy resurs] // Grani poznaniya : elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2014. № 3 (30). URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1394792624.pdf.
6. Komlev A.V. Suschnostnyie harakteristiki otvetstvennosti kak kachestva lichnosti mladshego podrostka : sb. st. Vseros. internet-konf. s mezhdunar. uchastiem. 22-25 apr. 2014 g. : SPb. : Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2014.
7. Shvedova N.Yu., Ozhegov S.I. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika. 4-e izd. M., 1997.
Level model of formation of younger teenager's responsibility as the guideline in pedagogic diagnostics and targeting
There is given the scientific definition of younger teenager's responsibility, marked out its levels. There are represented the typological peculiarities of the responsibility function in the individual and personal establishment of a younger teenager at each level and the system of indicators that allow successful diagnostics of each function formation.
Key words: responsibility, younger teenager, function, component, level of formation.
(Статья поступила в редакцию 10.10.2014)
сссионлльном образовании -
т.е. кулик
(волгоград)
сущность учебно-информационных умений старшеклассников в информационном подходе
Рассматриваются учебно-информационные умения в рамках современного информационного подхода в образовании.
Ключевые слова: общеучебные умения, информационные умения, учебно-информационные умения, информационный подход.
Отличительной чертой современного образования становится управление приобретением знаний. Это управление должно быть спланировано и организовано с помощью различных методов и средств. Оно должно учитывать вариативный ряд путей достижения данной цели: каждый старшеклассник априори имеет собственный уровень общего развития и уровень предметной подготовки, свое информационное поле, свой способ и темп восприятия и усвоения материала с учетом индивидуальных способностей, интересов, склонностей в зависимости от внутренних потребностей и уровня интеллекта, нелинейность мышления -готовность к восприятию нового - знаний, методов, форм и средств обучения.
Д.С. Смирнов в своих работах опирается на проблему самостоятельной оценки информации, рассмотренной В.И. Сергеевичем, который выступает против отмены традиционных лекционных занятий и их замены докладами и выступлениями по заранее распределенным и подготовленным вопросам, т.е. когда обучаемый осваивает материал самостоятельно. А также отмечает, что «обучение есть усвоение чужого; только в этом и состоит учение. С этой точки зрения оно всегда пассивно. Но для этого пассивного усвоения нужен, однако, деятельный акт воли. Только в этом смысле и может быть речь о самостоятельности самодеятельности в обучении» [5, с. 7].
Если говорить о самостоятельности старшеклассников в работе с информацией, сегодня необходимо рассматривать информационный подход как актуальный и современный в образовании. Использование данного подхода в содержании образования способствует его
© Кулик Т.С., 2014
ИЗВЕСТИЯ вгпу
модернизации в связи с требованиями современного развития общества в россии. резкое увеличение объемов информации в данный период развития общества определяется как информационный взрыв, характерный для всех областей деятельности человечества. в связи с этим актуальной проблемой для системы российского образования становится формирование учебно-информационных умений старшеклассников в условиях динамично развивающегося информационного образовательного пространства.
П.и. Пидкасистый, А.в. Хуторской и др. рассматривают информатизацию образования как комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационных средств и технологий, использование которых позволяет посмотреть на дидактический процесс как на информационный, включающий получение информации, ее переработку и использование. именно поэтому информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера посредством компьютерных игр, актуальных для подростков и старших подростков, но и как новый подход к организации образования, как новое направление в науке, которое ученые уже прозвали педагогической информатикой.
Если же начать рассматривать процессы получения, преобразования, использования информации, то можно выделить систему информационного взаимодействия субъектов и действий их с объектами познания в информационной среде. А.М. Коротков, Е.в. Данильчук и др. определяют информационную среду общества как среду создания, распространения и использования информационных ресурсов общества (компьютерных и информационных технологий, сетей, средств массовой информации, справочно-поисковых систем, системы образования в целом) [2]. данный термин можно встретить и в педагогике, и в информатике, и в теории коммуникаций. Следует конкретизировать, что понимается под учебно-информационной (или информационно-учебной) средой: совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия обучаемого, учителя и средств новых информационных технологий.
использование информационных технологий требует действий оперирования информационными ресурсами, обеспечения точности, доступности и сохранности этих ресурсов, их использования, а также гибкости мыш-
ления, способности к согласованным действиям с другими людьми, социальной ответственности. в связи с этим возрастает значение универсальных видов деятельности, а в частности информационной, которая представляет собой создание и извлечение знания из полученной информации. На современном этапе образования наблюдается низкая эффективность компьютерного образования, которая во многом объясняет неготовность учащихся к выполнению принципиально иных, чем в традиционном обучении, умственных действий с целью получения, преобразования, усвоения и использования учебной информации. Соответственно, актуальным становится выделение видов учебно-информационных умений. в научной литературе нет единого понимания учебно-информационных умений. рассмотрим постепенное становление данного определения.
так, в общедоступном употреблении понятие «умение» (англ. ability, skill) представляется как промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка, а также как владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками [1, с. 557]. для однозначности понимания понятия дадим свое определение. умение -овладение новым способом действия, которое формируется путем многократных упражнений и основано на каком-либо правиле выполнения, создающего возможность реализации действия не только в конкретных, но и в изменяющихся условиях.
Понятие «умение» является достаточно широким и общим, для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые общеучебные умения. Мм соответствуют такие действия, которые формируются в процессе обучения многим предметам и становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. От результата их усвоения зависят успешность дальнейшего образования человека и его способность решать жизненно важные проблемы (Ю.К. Бабанский, Е.О. Лебедев, Н.Ф. Талызина). Под общеучебными умениями в своем исследовании мы будем понимать такие умения, которые обеспечивают готовность выполнения каких-либо действий, фор-
- ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРО
мируемых в образовательном процессе на различных предметах и позволяющих применять их как в учебной, так и в повседневной деятельности.
Проанализировав общеучебные умения, приходим к выводу о том, что имеют место быть и узкопредметные, а именно информационные умения, сложившиеся в современном обществе сетевой парадигмы образования [6, с. 24-25]. Однако слово «информационные» в данном контексте не означает «компьютерные» умения. Источником информации может быть не только компьютер, но и книга, и другой человек, наконец, опыт, наблюдение, эксперимент. в традиционных школьных программах, к сожалению, обучению работе с различными источниками информации отводится лишь незначительное место. В работах М.Ю. Демидовой, М.В. Дмитриевой, Ю.Д. Ка-лафати, Ж.Г. Калеевой, Ю.В. Семенова под информационными умениями понимаются умения осуществлять поиск информации, перерабатывать и использовать ее.
в настоящее время не представляется возможным свести к единому определению все многообразие дефиниций. Однако, проведя анализ определений информационных умений, мы решили взять за основу трактовку г.А. Сикорской, которая представляет информационные умения в овладении учащимися способами самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информации, а также способами смысловой переработки, запоминания, ее хранения [4, с. 24].
Помимо сказанного (формирование предметных знаний, умений и навыков, которые учитель оценивает в соответствии с нормами и стандартами), формируются надпредмет-ные умения (учебно-информационные). внесем ясность в классификацию умений, чтобы не путать их с информационными. Учебно-информационные умения включают в себя способы поиска, переработки и использования информации. различаются умения:
1) поиска и отбора необходимой информации (библиографическая грамотность), поиска и отбора необходимой информации в Интернете;
2) первичной обработки информации (умения свертывания и развертывания информации);
3) последующей обработки и использования информации:
- перевода текста в другой вид информации (построение рисунка, составление компьютерной презентации);
:ССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ -
- критического осмысления информации (составление суждения, мнения, отзыва);
- творческой переработки информации (написание мини-сочинения, эссе, сочинения, синквейна, стихов, сообщения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы, выполнение проекта);
4) переработки информации с использованием различных каналов восприятия (модальностей):
- восприятие, переработка информации при слушании;
- публичное выступление.
в целом в качестве критериев для отбора учебно-информационных умений следует задать:
- инвариантность умений для как можно большего числа ситуаций взаимодействия человека с информацией;
- ориентированность на учебно-познавательную деятельность как специфическую, пронизывающую всю жизнь:
- степень задействования их не только в наращивании знаний, но и в развитии личности.
Таким образом, понятие «учебно-информационные умения» на современном этапе развития образования имеет широкую интерпретацию и его дальнейшее использование целесообразно в педагогическом процессе. в качестве одной из перспективных исследовательских задач является выявление особенностей приведенных учебно-информационных умений. В процессе обучения одной из важных задач педагога становится обучение детей работать с информацией: искать и получать ее для решения поставленных ими самими познавательных проблем, критически оценивать, перерабатывать, использовать, создавать на ее основе новую. Ранее данные положения были рассмотрены нами в статье о видах учебно-информационных умений [3].
в современных условиях образования должно быть не столько усвоение обучаемым новой информации, новых идей, сколько формирование у него предпосылок для изменений в собственном поведении, которые можно понимать как навыки социализации, как готовность к выполнению предстоящих задач. Информационный подход появился в связи с развитием современного общества на основе информации, знаний и высокоэффективных технологий. Система образования нового информационного общества призвана решать новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности, совер-
известия вгпу
шенно новых для него условий информационного мира. Для решения задач социализации личности принципиальное значение имеет информатизация образования как одна из важнейших задач современной концепции модернизации образования. Это ведет к определенным изменениям в содержании образования в среднем общеобразовательном учреждении. Поэтому необходимо применение новых форм и методов обучения (использование компьютерной техники и педагогических программных средств), позволяющих воспитать у старшеклассника потребность в постоянном самообразовании, сформировать такие личностные качества, как самостоятельность, активность, субъектность.
литература
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.М. Мещеряков, В. Зинченко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
2. Коротков А.М. Готовность старшеклассников к учебной деятельности в компьютерной среде: методология, теория и практика формирования: мо-ногр. Волгоград : Перемена, 2003.
3. Кулик Т.С. Виды учебно-информационных умений [Электронный ресурс] // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. 2014. №3(30). URL:http//www.grani.vspu.ra/files/pubHcs/ 1394792406.pdf.
4. Сикорская Г.А. Формирование интеллектуальных умений старшеклассников в довузовском образовании (на опыте университетской школы) : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2005.
6. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2012. №4.
* * *
1. Bolshoy psihologicheskiy slovar / sost. i obsch. red. B.M. Mescherakov, V. Zinchenko. SPb. : Praym-EVROZNAK, 2004.
2. Korotkov A.M. Gotovnost starsheklassnikov k uchebnoy deyatelnosti v kompyuternoy srede: metodologiya, teoriya i praktika formirovaniya: monogr. Volgograd : Peremena, 2003.
3. Kulik T.S. Vidyi uchebno-informatsionnyih umeniy [Elektronnyiy resurs] // Grani poznaniya. elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. : 2014. № 3(30). URL:http//www.grani.vspu.ru/files/publics/1394792406. pdf.
4. Sikorskaya G.A. Formirovanie intellektualnyih umeniy starsheklassnikov v dovuzovskom obrazovanii
(na opyite universitetskoy shkolyi) : dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2004.
5. Smirnov S.D. Pedagogika i psihologiya vyisshego obrazovaniya: ot deyatelnosti k lichnosti : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / 2-e izd., pererab. i dop. M. : Akademiya, 2005.
6. Testov V.A. Informatsionnoe obschestvo: perehod k novoy paradigme v obrazovanii // Pedagogika. 2012. № 4.
Essence of the learning and informational skills of senior pupils in the informational approach
There are considered the learning and informational skills within the modern informational approach in education.
Key words: learning skills, informational skills, the learning and informational skills, informational approach.
(Статья поступила в редакцию 19.09.2014))
A.A. ГЛЕБОВ, Г.А. ПЛИЕВ (Волгоград)
научные основы построения системы учебных занятий в целостном педагогическом процессе
Приводится анализ имеющихся в науке подходов к организации системы учебных занятий на примере школьных уроков. Раскрываются научные регу-лятивы, обеспечивающие построение и обусловливающие полноту, оптимальность, целостность и функциональность системы занятий как части целостного учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: динамический процесс, критерий, личность, оптимальность, система, структура, уровень, функциональность, целостность.
Формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, определившееся в 1960-х гг. и сохраняющееся «как образовательная цель в постиндустриальном периоде российского общества» [5, с. 4-5], обусловило создание концепции обучения и
© Глебов А.А., Плиев Г.А., 2014