Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕЗУЛЬТАТ / ФИРМА / ПРОЦЕСС / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / STRATEGY / RESULT / FIRM / PROCESS / PLANNING / MANAGEMENT / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметшина М.Т.

Рассмотрено понятие стратегии, применительно к экономической организации. Уделено внимание стратегическому планированию. Обращено внимание, что стратегия фирмы может развиваться, и после ее утверждения. Так же в статье говорится, что процесс разработки стратегии чувствителен к изменениям среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF STRATEGIC PLANNING

The concept of strategy, in relation to the economic organization is considered. Attention is paid to strategic planning. The attention is paid that the strategy of firm can develop, and after her statement. Also in article it is said that process of development of strategy is sensitive to changes of the environment.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ»

http ://ecsocman.hse. ru/data/138/801/1219/015 Isakova.pdf. (Дата обращения 16.09.18).

2. В. Г. Мозгот. Музыкальные вкусы молодежи / [Электронный ресурс] -Режим доступа:

http://ecsocman.hse.ru/data/2013/03/11/1251433799/Mozgot.pdf. (Дата

обращения 16.09.18).

УДК 338.2

Ахметшина М. Т. студент магистратуры 3 курса кафедра «Экономика и организация производства» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация: Рассмотрено понятие стратегии, применительно к экономической организации. Уделено внимание стратегическому планированию. Обращено внимание, что стратегия фирмы может развиваться, и после ее утверждения. Так же в статье говорится, что процесс разработки стратегии чувствителен к изменениям среды.

Ключевые слова: стратегия, результат, фирма, процесс, планирование, управление, контроль.

Akhmetshina M. T.

3-year student of master's programme Dept. Economy and organization of production Kazan state power engineering university

Russia, Kazan

ESSENCE OF STRATEGIC PLANNING

Annotation: The concept of strategy, in relation to the economic organization is considered. Attention is paid to strategic planning. The attention is paid that the strategy of firm can develop, and after her statement. Also in article it is said that process of development of strategy is sensitive to changes of the environment.

Keywords: strategy, result, firm, process, planning, management, control.

Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в) собственным ресурсным возможностям. Такая программа отражает стратегию фирмы. Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической организации стратегия — это совокупность ее главных целей и основных способов их

достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.

Термин "стратегия" в переводе с греческого означает "stratos" — войско и "ago" — веду. Применение в управлении военной терминологии, видимо, лишний раз подтверждает боевой характер предпринимательства.

Стратегия — понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:

■ средство достижения конечного результата;

■ объединение всех частей организации в единое целое;

■ охват всех основных аспектов деятельности фирмы;

■ обеспечение совместимости всех планов фирмы;

■ план действий;

■ прикрытие, т. е. рассматривается как действия, нацеленные на победу в конкурентной борьбе;

■ порядок действий, т. е. план, может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

■ позиция в окружающей среде, что означает связь со своим окружением;

■ перспектива, т. е. видение того состояния, к которому надо стремиться;

■ результат анализа сильных и слабых сторон организации работы в фирме и определение возможностей и препятствий ее развития;

■ заранее подготовленная реакция фирмы на изменения внешней среды.

Разрабатывая стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:

■ содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;

■ было обозначено скоординированное руководство;

■ поддерживала прогрессивную инициативу;

■ главные усилия должны быть сконцентрированы в нужное время и в нужном месте;

■ обеспечивала гарантированные ресурсы;

■ предусматривала гибкость поведения в тактических действиях для использования минимума ресурсов при достижении максимума результата.

Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия — это, прежде всего реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

Процесс обоснования стратегии развития обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования, прежде всего

выявления потребностей рынка и определения возможностей фирмы в их удовлетворении.

Стратегия развития фирмы предусматривает разработку комплекса подходов, которые обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после принятия стратегии развития и ее документального подтверждения в виде стратегического плана фирма перейдет к обоснованию своих планов в области маркетинга и производства, построит свою организационную структуру управления, определит размер необходимых инвестиций, установит заработки персоналу и т.д.

Стратегия фирмы может развиваться, и после ее утверждения. Не всегда сразу удается в ней продумать все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Процесс разработки стратегии чувствителен к изменениям среды. А так как на рынке проявляется непредсказуемый характер конкуренции, бывают взлеты и падения цен, появляются новые подходы в государственном регулировании и другие события, то они могут потребовать изменения стратегии субъекта предпринимательства. Всегда находится нечто новое, на что фирме надо реагировать, и в результате этого у нее могут открыться новые стратегические ниши. Поэтому задача совершенствования стратегии бесконечна. Стратегия развития фирмы должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию ее поведения, а также возможность реагирования на ключевые новшества.

Но любое предприятие независимо от среды обитания имеет свою стратегию действий, потому что бизнес не может постоянно менять свой курс, не может быть стопроцентно гибким и реагировать на каждое изменение в среде хозяйствования изменениями своей организации. Месторасположение предприятия, его помещения, оборудование, технология, персонал и другое имеют определенные пространственные и временные рамки. Однажды принятые решения и выполненные для их реализации действия влияют на инертность хозяйствования. Если бы предприятие существовало в статическом окружении, без изменений, то тогда не было бы необходимости в стратегическом планировании. Однако среда хозяйствования динамично меняется экономически, технологически, политически и т.д. Поэтому стратегическое планирование предприятия является и реакцией, и средством адаптации к таким изменениям для создания его будущего в контексте этих изменений.

Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной эластичности фирмы. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы.

Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс

моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.

Использованные источники:

1. Владимирова Л.П., Прогнозирование и планирование в условиях рынка, М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015

2. Уткин Э.А., Стратегическое планирование. М., ЭКМОС, 2014

3. Дафт Р.Л., Менеджмент,СПб., Питер, 2015

4. Забелин П.В., Нестерова П. В., М., ПРИОР, 2016

5. Ефремов В.С., Стратегия бизнеса, М., Финпресс, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.