УДК-339.137.22:658
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
И.В. Гуськова, И.Д. Кузнецова
Ивановский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
В статье рассматривается специфика применения торговыми предприятиями стратегического планирования. Авторами сформулировано понятие «стратегическое планирование торгового предприятия» и определены его этапы, такие как бизнес-процесс, реинжиниринг, стратегия. Предложено использование комбинированной стратегии развития розничного торгового предприятия.
Ключевые слова: торговое предприятие, стратегическое планирование, бизнес-процесс, реинжиниринг, комбинированная стратегия.
Глобализация мировой экономики, открытость российских рынков для внешних товаропроизводителей: все это, с одной стороны, резко обострило конкуренцию среди производителей, с другой - ускорило изменение потребительских предпочтений. Поэтому, в современных рыночных условиях, планирование в России приобретает особую актуальность.
В условиях рыночной экономики большое значение для развития деятельности предприятия имеет стратегическое планирование. Оно придает фирме такие качества, как определенность и индивидуальность, обеспечивает специфику, создает условия для возникновения и развития ряда важных и существенных факторов, позитивно влияющих на ее деятельность.
В отечественной экономической литературе до 1992 года проблема стратегического планирования рассматривалась лишь эпизодически, прежде всего, как опыт управления в капиталистических фирмах. Исторически первыми работами в области стратегического планирования являются монографии А.Н. Петрова, Ю.В. Гусева. Этому вопросу уделяли внимание: С.П. Болотина, О.С. Виханский, Р.А. Фатхутдинов, Э.А. Уткин и др. Существующий объем научных публикаций по данной проблематике невелик. В последнее время, в нашей стране большой вклад в
развитие стратегического планирования внесли такие ученые как: В.И. Ляско, Г.А. Маховикова, М.И. Бухалков, С.И. Кукушкина, В. Позднякова, Е.С. Васильева, АН. Петров, Т.П. Лобанова, Л.В. Мясо-едова, Ю.А. Олейникова и др. Развитие научной мысли по стратегическому планированию приходится на период с 2005 г. по настоящее время. Это объясняется следующими обстоятельствами:
- наша страна вошла в фазу развития цивилизованной рыночной экономики, накопив опыт планирования;
- зарубежный информационный поток дал возможность изучить методологию стратегического планирования и применить его к российской действительности.
Негативной стороной в исследованиях российских ученых является отсутствие универсального подхода к освещению вопросов по стратегическому планированию и его применению промышленными и торговыми предприятиями.
В табл. 1 приведены различные определения понятия «стратегическое планирование», предлагаемые российскими и зарубежными учеными [6]. Авторы статьи предлагают собственное определение стратегического планирования применительно к торговому предприятию.
Таблица 1
Определения стратегического планирования, предлагаемые различными _российскими и зарубежными учеными_
Автор Определение
Л.А. Брагина, Т.П. Данько «определение стратегической цели развития торгового предприятия на основе прогноза его возможностей и изменений внешней среды, а также выработка программы действий по достижению этой цели»
М.И. Бухалков «долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников»
Г.А. Маховикова, Е.Л. Кантор, И.И. Дрогомирецкий «логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности»
В.И. Ляско «выбор основных направлений производственной деятельности, приемов и методов, обеспечивающих достижение долгосрочных целей предприятия (фирмы) в постоянно меняющихся условиях внешней среды»
Ф. Котлер «управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шагами в сфере маркетинга»
Дж. Штейнер, Дж. Майнер «определение долгосрочных целей и задач корпорации, принятие курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»
Н.У. Нагопетьянц «одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения»
И.Д. Кузнецова, И.В. Гуськова1 «долгосрочное развитие торгового предприятия, на основе формирования и реализации стратегии, для достижения намеченных целей, под влиянием изменяющейся среды в сложившемся конкурентном окружении»
- авторское определение
Таким образом, на основании представленных выше определений, можно сделать вывод, что стратегическое планирование - понятие многоликое, сводящее свою суть к достижению поставленной цели.
Общей методологией стратегического планирования, как и любой науки, является органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и специфической, частной методологии.
Объектом стратегического планирования торговых предприятий является деятельность, нацеленная на получение коммерческого эффекта.
Стратегическое планирование отличается от долгосрочного:
- иным пониманием роли внешнего фактора;
- изучением окружения фирмы и рынка.
На рис. 1 приведена схема стратегического планирования, применяемая для всех отечественных предприятий, производящих товары, их реализующих и оказывающих услуги как коммерческим, так и некоммерческим предприятиям [7]. Для таких торговых предприятий как гипер-маркеты, супермаркеты, главмаги, разработка стратегического плана должна, на наш взгляд, принимать во внимание следующее:
- стратегию, реализуемую в комплексе развития предприятия и выполнения поставленных целей;
- слабые и сильные стороны развития предприятия при изменении окружающей среды;
- риски, с которыми постоянно сталкиваются торговые предприятия;
- учет прогнозов и предложений, нашедших отражение в стратегическом планировании;
- отражение взаимосвязи хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности;
- оценку диверсификации, происходящей в результате слияния и поглощения других предприятий.
Конечно, каждое торговое предприятие, исходя из своей специфики (размера, рода деятельности, места на рынке и т.д.), может конкретизировать процесс стратегического планирования, за счет уменьшения или увеличения его этапов.
Рис. 1. Стратегическое планирование на предприятии
В отечественной экономической литературе процесс стратегического планирования на предприятии представлен в форме методик, состоящих из нескольких этапов решения соответствующих проблем. Анализ методик реализации процесса стратегического планирования приведен в табл. 2.
Из таблицы 2 очевидно, что этапы стратегического планирования варьируются в количестве от 3-х до 8-ми. Авторы данной статьи предлагают семь этапов стратегического планирования, отра-
жающих специфику торговых предприятий.
Стратегическое планирование
предполагает количественную оценку результатов деятельности и, соответственно, к основным показателям стратегического плана торгового предприятия можно отнести следующие:
1. Доля рынка предприятия, %;
2. Ассортимент товара, натур. ед.;
3. Товарооборот, тыс. руб.;
4. Товарные запасы, тыс. руб.;
5. Потребность в продукции, тыс. руб.;
Таблица 2
Сравнение этапов реализации процесса стратегического планирования, приводимых _в публикациях отечественных авторов_
Г.А. Маховико- В.И. Ляско Т.П. Лобанова, И.Д. Кузнецова,
ва, Л.В. Мясоедова, И.В. Гуськова
Е.Л. Кантор, Ю.А. Олейникова
И.И. Драгоми-
рецкий
1. Описание же- 1. Анализ пер- 1.Стратегический анализ 1.Стратегический анализ
лаемого состоя- спектив фирмы 2. Выделение стратегических об- 2.Анализ текущего состоя-
ния фирмы (предприятия) ластей деятельности - стратеги- ния исследуемого предпри-
2. Анализ теку- 2. Анализ позиций ческих зон хозяйствования (СЗХ) ятия
щего состояния фирмы (предпри- или организация стратегических 3. Оценка возможностей
фирмы ятия) центров хозяйствования стратегических позиций с
3. Разработка 3. Выбор страте- 3. Оценка возможностей страте- точки зрения привлека-
стратегии гии гических позиций с точки зрения тельности, конкурентоспо-
4. Анализ путей привлекательности, конкуренто- собности
диверсификации способности 4. Выбор и разработка стра-
5. Решение группы 4. Выбор бизнес-портфеля на ос- тегии
задач: нове оценки СХЗ 5. Разработка финансового
- краткосрочных; 5. Технико-экономическое плани- плана предприятия в ком-
- тактических; рование (ТЭП), т.е. планирование плексе с другими планами
- стратегических по функциям хозяйственной деятельно-
6. Разработка финансового плана сти
предприятия (баланс доходов и 6. Создание стратегическо-
расходов) го плана
7. Документирование ранее про- 7. Контроль и корректиров-
веденных расчетов (стратегиче- ка плана
ский план оформляется в виде
единого документа)
8. Контроль и/или корректировка
плана
6. Потребность в энергетических ресурсах, тыс. руб.;
7. Основные фонды, тыс. руб.;
8. Численность персонала, в том числе, по категориям, чел.;
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб.;
10. Издержки обращения, тыс. руб.;
11. Прибыль, полученная от хозяйственно-финансовой деятельности, тыс. руб.;
12. Прибыль на 1 рубль продаж, руб./руб.;
13. Потребность в дополнительных инвестициях, тыс. руб.
Набор показателей стратегического плана может быть различным, как и период планирования. Это зависит от миссии, цели, задач, которые ставятся торговым предприятием в процессе стратегического планирования.
Таким образом, процесс стратегического планирования на предприятии заключается в достижении стратегической цели через выбор и реализацию стратегии, на основе реализации обоснованных методов и моделей стратегического анализа, формирования программ стратегического плана, а также установления основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности.
Стратегическое планирование торговых предприятий осуществляется путем:
- внутрифирменного планирования;
- планирования их деятельности на потребительском рынке.
На рис. 2 приведена схема, отражающая процессы стратегического планирования торгового предприятия.
Рис. 2. Процесс составления стратегического плана торгового предприятия
о о
<D
Я
0 а с
1
о
<ц
Я
со -
W
Я -
Л S
я
«
S
<Ц
1 о
<Ц
Я
со
Я
Ю
<Ц К Я <D п плана
«
Н
о
о
и
■ к к
л 1-
<u <Ц
i-
а <3
<й а
н
и о
н о к
ю «
а
а S
я
а а
со
Из рис. 2 очевидно, что основные направления развития стратегического планирования включают в себя процессы, применение которых приводит к коренным изменениям результатов деятельности (бизнеса) торгового предприятия.
Рассмотрим некоторые из них.
Изучение бизнес-процессов - это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю [2].
Изучением бизнес-процессов на предприятиях занимаются как зарубежные, так и отечественные авторы (М. Хаммер, С.В. Рубцов и др.) [1].
В ГОСТ РИСО 9001-96 дано определение бизнес-процесса как совокупности взаимосвязанных ресурсов деятельности, которая преобразует входящие ресурсы в выходящие.
Оптимизировать бизнес-процесс -значит оптимизировать саму деятельность организации. Основными причинами, побуждающими торговые предприятия к этому, являются следующие:
- необходимость снижения затрат на реализацию продукции;
- улучшение системы управления качеством торгового предприятия, на основе внедрения программ повышения качества;
- ликвидация внутриорганизацион-ных противоречий;
- повышение уровня удовлетворенности потребителей.
Для обозначения процесса используется понятие «5М» - пять составляющих частей процесса: method - технология процесса, men - персонал организации, machinery - оборудование, material - материалы (товары), milieuouvrier - производственная среда.
«Вход» бизнес процесса - ресурс, необходимый для его выполнения. Ресурсами могут быть: информация, финансы, товар, материалы, персонал, оборудование, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса. Вход обеспечивается поставщиками.
«Выход» бизнес-процесса торгового предприятия - реализованный товар, произведенный продукт или оказанная услуга.
«Входы» и «выходы» бизнес-процесса тесно взаимодействуют с конкретным клиентом, а также с другими процессами в окружении компании.
Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу (продукцию), удовлетворяющую его по стоимости, качеству и сервису (рис. 3).
Рис. 3. Бизнес-процессы торгового предприятия
Бизнес-процесс тесно связан с реинжинирингом бизнеса, представляющим собой перестройку, перепроектирование деловых процессов для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.
Реинжиниринг позволяет: а) начать деловой процесс как бы с «чистого листа», преодолевая негативные хозяйственные воздействия;
Таблица 3
Характеристика ситуации для применения реинжиниринга различными торговыми _предприятиями_
Характеристика ситуации Вид торгового предприятия
1. Состояние глубокого кризиса Мелкие и средние торговые предприятия
2. Текущее положение удовлетворительно, но прогноз достаточно неблагоприятный — Торговые предприятия, акционерные общества, универсамы —
3. Наращивание «отрыва» от ближайших конкурентов и создание уникальных конкурентных преимуществ — — Гипермаркеты, супермаркеты
б) радикально изменить сложившуюся систему, структуру, а, порой, изобрести новые способы хозяйствования;
в) улучшить показатели своей деятельности.
В табл. 3 рассмотрены различные ситуации, характерные для торговых предприятий, применяющих реинжиниринг.
Для проведения реинжиниринга выявляют ключевые бизнес-процессы, существующие сегодня на том или ином предприятии. Например, для торгового предприятия можно выделить следующие бизнес-процессы: информирование поставщиков, мониторинг конкурентов, разработка требований по повышению качества новых продуктов, исследование рынка, маркетинг организации, составление планов (бюджетов) и т.д.
В сложившейся ситуации, исследования бизнес-процессов, проведенные на
конкретном торговом предприятии (ги-пермаркет), изучение степени конкурентной борьбы на продовольственном рынке позволили сделать вывод о необходимости проведения реинжиниринга, нацеленного на перепроектирование организационной структуры, с последующей реализацией бюджетирования, на основе информационных технологий. На рис. 4 представлены информационные потоки гипермаркета, сформированного на основе бизнес-единиц.
Рис. 4. Информационные потоки гипермаркета, сформированного на основе бизнес-единиц
Формирование гипермаркета, как системы бизнес-единиц, обеспечит следующее:
1. Каждая бизнес-единица сформирует в своем центре ответственности бюджет и будет отвечать за конечные результаты своей деятельности.
2. Формирование консолидированного бюджета, путем слияния бюджета из всех бизнес-единиц, на основе внедрения информационной системы «Управление».
3. Ужесточение контроля за финансовыми потоками между структурными бизнес-единицами.
4. Достижение намеченных стратегических целей, на основе коммуникации и координации различных структурных подразделений предприятий, согласования интересов работников и групп в целом в гипермаркете.
Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало бы три основные бюджетные формы:
- бюджет доходов и расходов;
- бюджет движения денежных средств;
- прогнозный баланс.
Если бюджет доходов и расходов отражает операционную деятельность предприятия, показывая ее эффективность, с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации продукции, т.е. доходности предприятия, то бюджет движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для объяснения платежеспособности предприятия.
Следовательно, отслеживая результаты своей деятельности, на основе системы бюджетирования, торговое предприятие добьется успеха в повышении управляемости и прогнозирования будущего.
Постоянный анализ специфики положения предприятий на рынке, внутренних проблем позволяет определить стратегическое положение торговых предприятий и совершенствовать принятую стратегию для повышения эффективности деятельности организации.
Стратегия - это комплексная программа методов и действий на перспективу, адаптированная к окружающей среде организации, для эффективного использования ею ресурсов, на основе принятия управленческих решений.
Следует отметить, что не существует идеальной стратегии, способной разрешить все существующие проблемы предприятия.
В табл. 4 приведены стратегии, соответствующие масштабу деятельности торгового предприятия. Авторами статьи предлагается разработка и использование
торговыми предприятиями комбинированной системы, сущность которой заключается в одновременной реализации нескольких стратегий.
В табл. 5 приведены отличия корпоративной и комбинированной стратегий.
Таблица 4
Применение стратегий торговыми предприятиями
Вид стратегии Торговые предприятия
ИП, розничные точки Розничные магазины Универсамы Гипермаркеты, супермаркеты
Корпоративная + (При наличии дочерних предприятий, процесса диверсификации)
Функциональная - + + +
Деловая («бизнес-стратегия») + + + +
Комбинированная - + + +
Таблица 5
Сравнительная характеристика корпоративной и комбинированной стратегий
Признаки отличия Стратегия
Корпоративная Комбинированная
1. Цель стратегии Достижение бизнес-единицами всех целей для получения определенного эффекта Реализация совокупности (нескольких) стратегий для получения максимальной величины прибыли
2. Деятельность предприятия Диверсифицированная Не диверсифицированная
3. Тип предприятий Холдинги, альянсы, ФПГ, акционерные общества Торговые предприятия: гипермаркеты, супермаркеты
4. Включаемые группы стратегий Портфельные, стратегии роста, конкурентные Маркетинговая, финансовая, товарная, стратегия конкурентоспособности, ценовая и т.д.
5. Эффект Синергетический Прибыль (доход)
6. Сложность разработки Имеются некоторые разработки; Отсутствие единого аппарата Отсутствие комплексного подхода к данной разработке
В зависимости от финансовых, маркетинговых и других возможностей, в качестве примера можно предложить следующее:
а) для индивидуальных предпринимателей - единственную ценовую, либо маркетинговую, либо конкурентную, либо стратегию диверсификации и т.д.;
б) для розничных торговых универсамов возможно применение не менее двух стратегий (например, ассортимент-
ной и ценовой; ценовой и конкурентоспособной; товарной и маркетинговой);
в) для супермаркетов, гипермарке-тов, главмагов - комбинированную стратегию, включающую в себя товарную, ценовую, маркетинговую, финансовую.
На рис. 5 приведен пример комбинированной стратегии розничного торгового предприятия [4, 5].
Рис. 5. Предлагаемый вариант комбинированной стратегии торгового предприятия
Проведенное теоретическое исследование, изучение и обобщение опыта торговых предприятий, разработка предложений по улучшению организационной структуры гипермаркета, как системы бизнес-единиц, позволяет сделать вывод о том, что стратегическое планирование торгового предприятия - необходимое и обязательное условие его долговременного успешного развития. Используя, в зависимости от условий, ту или иную стратегию, торговая организация обеспечит себе устойчивое финансовое положение, конкурентоспособность и перспективное развитие на длительный период в условиях рыночной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятии торговли и питания: Учебник / Т.И. Арзуманова, Н.И. Мачабели. - М. : Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 276 с.
2. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: Учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрушин. - М.: Омега-Л., 2004.
3. Кузнецова И.Д. Стратегия в деятельности российских предприятий (фирм) / И.Д. Кузнецова // Сборник научных трудов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». - Иваново, 2006. - Вып. 20. - С. 314-320.
4. Кузнецова И.Д. Стратегия диверсификации торгового предприятия / И.Д. Кузнецова, И.В. Гуськова // Актуальные проблемы экономики, торговли и управления: сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и аспирантов с международным участием. -М.: ТиРу, 2013. - С. 178-184.
5. Кузнецова И.Д. Маркетинговая стратегия торговых предприятий / И.Д. Кузнецова, И.В. Гусь-кова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования: Научно-практический журнал. Серия «Экономика, право, социология, философия». - 2014. - № 1 (4). - С. 312-316.
6. Кузнецова И.Д. Стратегическое планирование в коммерческой деятельности: Учебное пособие / И.Д. Кузнецова, И.В. Гуськова. - Иваново, 2014.
7. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов / Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. -М.: ИКУ «Март»; Ростов на Дону, 2005.
Рукопись поступила в редакцию 02.12.2014.
STRATEGIC PLANNING OF TRADE ENTERPRISE COMMERCIAL ACTIVITY
I. Guskova, I, Kuznetsova
In the article the application of trade enterprise activity strategic planning is carried out. The authors defined the concept of trade enterprise strategic planning and its steps such as business processes, reengineering, strategy are carried out. The use of combined strategy of retail trade enterprise development is offered.
Key words: trade enterprise, strategic planning, business process, reengineering, combined strategy.