Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА / СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Хабибулин Денис Асхатович, Егоров Владислав Вадимович

В статье поднимается вопрос исследования сущности личностного потенциала, который проявляется у студентов высших учебных заведений как возможность личностного развития в рамках образовательной программы. Целью написания статьи является анализ различных подходов к понятию личностного потенциала, возможности наблюдения его проявления и развития у студентов вуза, концепции сущностной природы человека и возможные формы взаимодействия с ним в зависимости от научного подхода. А также раскрытие личностного потенциала как возможность развития человека в лучшую сторону под влиянием внутренних и внешних факторов. Вопросы трансформации образования в России, в том числе на государственном уровне, образуют вопросы и исследования, направленные на изучение развития студенчества, в том числе определённые возможности, связанные с актуализацией и личностным ростом учеников. В ходе исследования изучены различные представления составляющих структуры личности, включающие познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющую, а также уровни развития личности, способствующие раскрытию понятия «человеческий потенциал». Представлен анализ специфических формы проявления личностного потенциала, одной из которых является преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. В статье выделены определяющие факторы личностного потенциала - личностная автономия и независимость, осмысленность жизни, жизнестойкость в сложных обстоятельствах, готовность к внутренним изменениям, временная перспектива личности. В результате анализа научной литературы был сделан вывод, что личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя. Это позволит выявить возможности развития личностного потенциала самим студентом. Однако его изменение может проходить как в лучшую, так и в худшую сторону под влиянием внутренних и внешних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Хабибулин Денис Асхатович, Егоров Владислав Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ANXIETY AND FEARS IN CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE FROM FULL AND INCOMPLETE FAMILIES

The article raises the question of studying the essence of personal potential, which manifests itself in students of higher educational institutions as an opportunity for personal development within the framework of an educational program. The purpose of this article is to analyze various approaches to the concept of personal potential, the possibility of observing its manifestation and development in university students, the concept of the essential nature of man and possible forms of interaction with him, depending on the scientific approach. As well as the disclosure of personal potential as an opportunity for human development for the better under the influence of internal and external factors. The issues of transformation of education in Russia, including at the state level, form questions and studies aimed at studying the development of students, including certain opportunities associated with the actualization and personal growth of students. In the course of the study, various representations of the components of the personality structure were studied, including cognitive, emotional and behavioral components, as well as levels of personality development that contribute to the disclosure of the concept of "human potential". The analysis of specific forms of personal potential manifestation is presented, one of which is overcoming unfavorable conditions of its development by a personality. The article highlights the determining factors of personal potential - personal autonomy and independence, meaningfulness of life, resilience in difficult circumstances, readiness for internal changes, a temporary perspective of the individual. As a result of the analysis of the scientific literature, it was concluded that the personal potential reflects the measure of overcoming the given circumstances by the personality, ultimately, overcoming by the personality itself. This will reveal the possibilities of personal potential development by the student himself. However, its change can take place both for the better and for the worse under the influence of internal and external factors.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki. com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https ://mir-nauki.com/issue-2-2023. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Савва, Л. И. Сущность, содержание и структура личностного потенциала студентов университета / Л. И. Савва, Д. А. Хабибулин, В. В. Егоров // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN223 .pdf

For citation:

Savva L.I., Khabibulin D.A., Egorov V.V. Features of anxiety and fears in children of middle preschool age from full and incomplete families. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 11PDMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Савва Любовь Ивановна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Профессор кафедры «Педагогического образования и документоведения»

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: savva.53@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8340-3742 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=426001 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57188835268

Хабибулин Денис Асхатович

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: habibulin-denis@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=463474

Егоров Владислав Вадимович

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

E-mail: vladik-2000.00@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1173871

Сущность, содержание и структура личностного потенциала студентов университета

Аннотация. В статье поднимается вопрос исследования сущности личностного потенциала, который проявляется у студентов высших учебных заведений как возможность личностного развития в рамках образовательной программы. Целью написания статьи является анализ различных подходов к понятию личностного потенциала, возможности наблюдения его проявления и развития у студентов вуза, концепции сущностной природы человека и возможные формы взаимодействия с ним в зависимости от научного подхода. А также раскрытие личностного потенциала как возможность развития человека в лучшую сторону под влиянием внутренних и внешних факторов. Вопросы трансформации образования в России, в том числе на государственном уровне, образуют вопросы и исследования, направленные на изучение развития студенчества, в том числе определённые возможности, связанные с актуализацией и личностным ростом учеников.

В ходе исследования изучены различные представления составляющих структуры личности, включающие познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющую, а также уровни развития личности, способствующие раскрытию понятия «человеческий потенциал». Представлен анализ специфических формы проявления личностного потенциала,

одной из которых является преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. В статье выделены определяющие факторы личностного потенциала — личностная автономия и независимость, осмысленность жизни, жизнестойкость в сложных обстоятельствах, готовность к внутренним изменениям, временная перспектива личности.

В результате анализа научной литературы был сделан вывод, что личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя. Это позволит выявить возможности развития личностного потенциала самим студентом. Однако его изменение может проходить как в лучшую, так и в худшую сторону под влиянием внутренних и внешних факторов.

Ключевые слова: личностный потенциал; студенты университета; сущность; содержание и структура

Введение

В современном мире существенно повышается значение системы образования, обеспечивающей формирование мировоззрения подрастающего поколения, решающей социально-педагогические и психологические проблемы развития молодежи, включая личностных потенциалов индивидов, становления граждан страны.

Однако существует проблема того, что за последние годы ухудшилось достаточно заметно положение молодёжи на территории России. Данная проблема представлена трудностями с обеспечением условий возможности обрести полноценное образование, определённое понижение уровня жизни и здоровья молодёжи, сложности с трудоустройством и увеличенному темпу депопуляции. Также популяризация зависимости от наркотиков, делинквентного поведения в среде молодежи становятся ингибиторами созидательной стороны молодых людей, из-за чего важно активизировать молодёжную политику государства (В.А. Фокин, В.Н. Просвиркин, А.С. Горшков, В.А. Медик, А.М. Осипов)1.

В данных условиях образовательные учреждения всех вариаций, реализуя принципы гуманистического характера образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», все активнее обращаются к вопросам реализации воспитательных мер в современных условиях, создают свои системы воспитания (Е.М. Смекалова) [1]. Кроме того, вопросы развития образования рассматриваются на государственном уровне, в подтверждении тому является предложение президента РФ в 2023 году синтеза того, что было в советской системе образования и современного опыта через возвращение «профессионалитета».

Результаты исследования

Известно, что образование и воспитание подготавливает студента к деятельности, производит сопровождение во время каждого аспекта жизни, в том числе помогая расти и развиваться. У образования имеются различные функции, такие как основная деятельность в целом, стимулятор, позволяющий достичь какие-либо цели в жизни или даже компенсировать аспекты человека, если он сильно не доволен соответствующим образом жизни (В.Г. Воронцова). Высшее профессиональное образование и воспитание призваны предоставить всем студентам широкий спектр возможностей для непрерывного расширения и

1 Медик, В.А., Лисицин В.И., Токмачев, М.С. Общественное здоровье и здравоохранение Руководство к практическим занятиям. 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2018. — 464 с.

обновления знаний, постоянного роста квалификационного уровня и общей культуры, развития их личностных потенциалов [2].

Можно констатировать тот факт, что формирование личности рассматривается с двух позиций — наличие врождённых качеств и усвоение опыта через окружающие социальные структуры, такие как детский сад, школа, окружения и прочее. Кроме того, активную роль в личностном развитии играет предметная деятельность. Благодаря вышеописанным позициям можно выделить такие качества, как устойчивость личности из биологической природы, так и адаптивность из-за изменений окружающей среды.

Современная психология личности представляет собой большое разнообразие взглядов на одни и те же предметы, из-за чего возникает трудность с определением границ предметного содержимого. В различных материалах, описывающих личность со стороны её психологии и развития, специфическое содержание представлено зачастую с разных сторон без определённого представления. Это можно рассматривать как главный барьер, тормозящий раскрытие различных аспектов данной области научных знаний, которые на данный момент продвигаются в умеренном темпе без твёрдого представления о чётком направлении.

Различные авторы в рамках своих подходов и периодов времени старались выделить личность с точки зрения её специфического содержания. Это:

• Идея А.Н. Леонтьева, который рассматривал личность как особое измерение, несводимое к тому, в котором ведется изучение психических процессов.

• Идея В. Франкла о ноэтическом, духовном измерении, которое надстраивается над измерением собственно психологическим.

• Идея Б.С. Братуся, который разделял подход к личности на узкий и широкий смысл. Разведение личности в узком смысле слова, характеризующееся особым содержанием.

Каждый из приведённых примеров рассматривал специфическое содержание личности как ее смысловое измерение, ее внутренний мир, что в последствие раскрылось в различных вариантах моделей структуры личности (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев), которые достаточно близки. Каждая из трёх представленных моделей выделяет смысловую сферу личности как специфическое измерение.

Но пока что нельзя сказать об имманентной динамике собственно личностного измерения. То есть о личностном развитии в отличие от развития личности, личностном здоровье в отличие от здоровья личности (понятия зрелости, развития и здоровья описывают с разных сторон фактически одно и то же), которое не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. Имеется достаточно данных о различии интеллекта, познания, нравственности, смысловой сферы и другого, у незрелых и зрелых людей, личностно здоровых и нездоровых, сформировавшихся личностно и нет, но эти глубокие отличия не первичны [3].

Человек является участником историко-эволюционного процесса, носит социальные роли и может выбирать жизненный путь, преобразуя природу, общество и самого себя. Так, личность представляет собой сущность человека с психикой, душой, выступая в разнообразных обобщенных системах качеств:

• набор важных для общества свойств человека;

• мировоззрение, самоотношение;

• поведенческие проявления, совершение своей социальном роли, система деятельности;

• осознание окружающего мира и своего места в нем и пр.

Ввиду того, что задатки человека и его индивидуальный опыт отличаются от остальных людей, стоит отметить уникальность каждой личности (имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека). Но несмотря на это, можно обнаружить общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность. Так, личность структурно делится на три критерия зрелости:

1. Познавательная составляющая — то, как личность оценивает себя, мир. В этом аспекте зрелость личности определяется самооценкой, строящейся на активной жизнедеятельности, свободе выбора, ответственности за него. А также оценке других людей индивидуально и как личностей с такими же возможностями жизнедеятельности. Мир для зрелой личности изменчив, и в этом смысле предоставляет пространство для реализации возможностей.

2. Эмоциональная составляющая — умение доверять своим ощущениям, воспринимая их основой выбора поведения, уверенность в правильном представлении мира, умении принимать и осуществлять решения личностью. Зрелая личность принимает себя и других, по-настоящему интересуется другими людьми, миром, позитивными сторонами представленной картины мира, переживает сильные эмоции разной направленности, соответствующие реальной ситуации.

3. Поведенческая составляющая — производимые действия также по трём направлениям — на себя, на других людей и на мир в целом. Зрелая личность направлена на саморазвитие, самореализацию, проявляет к другим уважение и доброжелательность, преумножает и восстанавливает ресурсы в мире при помощи творчества, а также бережное обращение с уже имеющимися ресурсами мира [4].

Выделяются три уровня организации личности:

1. Низший, как биологическая основа с возрастными, половыми свойствами психики, врожденными свойствами НС и темпераментом. На данном уровне личность сознательно не регулирует себя и не тренируется.

2. Средний, который строится на личностных особенностях процессов психики человека. Эти особенности — память, ощущения, восприятие эмоции, способности. Их уровень зависит от врожденных факторов и индивидуального опыта, тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Высший, строится на личном социальном опыте личности. В него входят знания, умения, навыки, которые приобрёл человек. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки. Данный уровень организации личности — внутренний стержень, составляет ее ценностные ориентации, под которыми мы понимаем основания для субъективной оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости, то есть всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Важно отметить, что при изучении проблематики личности, сразу наблюдается сложная теоретическая и методологическая проблема, заключающаяся в разных трактовках понятия «человек». Можно говорить о многообразии трактовок данного понятия [5], однако, с нашей точки зрения, мы можем допустить ошибки, как в содержательном, так и в ценностном отношении. С учётом этого «человек» стоит рассматривать как «регулятивную идею» (И. Кант), а в виде рабочего инструмента. И в этом последнем качестве мы используем понятие «человеческий потенциал». В данном случае можно говорить об инструменте для поиска соответствия между мыслями с точки зрения философии. То есть с одной стороны — цель жизни человека, сущность, смысл существования, а с другой — многообразные конкретно-научными разработки, для описания, оценки, прогнозирование перспектив существования и реализации возможностей человека.

В экзистенциальном подходе В. Франкла и Дж. Бюджентала можно обнаружить то, что сам человек не имеет сущности до самоактуализации, причем не всегда позитивной, но это остаётся собственным выбором человека.

Большое распространение получила позиция, исключающая природную сущность (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии). В ней человек представлен нейтральным объектом, обретающий «сущность» через внешние влияния. Этот подход затрудняет определение личностного роста, скорее обращая внимание на развитие личностного потенциала.

В классическом фрейдизме природа человека строится как асоциальная и деструктивная, причем она не решается личностью без помощи психоаналитика. Поэтому психоанализ не предполагает наличие понятия «личностного роста».

Большую значимость приобрели взгляды Синтона, который считает, что потенциал у людей имеет разную природу: бывает личность, как с позитивным потенциалом, так и с неустойчивым или даже с негативным потенциалом. Но правильный подход может обеспечить коррекцию и личностный рост в дальнейшем.

На данный момент выделяются три направления в развитии представлений о потенциале:

1. потенциал — это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных ресурсов, главным образом экономических, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением НТП;

2. сторонники второго направления представляют потенциал как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства;

3. и, наконец, сторонники третьего направления рассматривают потенциал как способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи.

Таким образом, потенциал рассматривается как общее выражение возможности коллектива, чтобы они могли выполнить определённые задачи, на основе чего делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива. Получается, что удачное сложение структуры объекта и подходящие структурные и функциональные элементы повышают потенциал и эффективность объекта.

Понятие потенциала, как известно, было основательно проработано в физике, когда исследовали системы, находящиеся в динамике. Основным моментом можно отметить, что потенциал системы — это ее способность (возможность) совершить некоторую работу. Данное определение даёт нам вполне осязаемый вектор, измеряемый в дальнейшем. Однако

стоит отметить, что эта мера не становится абсолютной характеристикой системы. Говоря о работе, которую может выполнить данная система, принято определять ее через разность потенциалов [6].

По сходным моментам потенциал человека (или даже определённой социальной группы) станет величиной, рассматриваемой как соотношение, то есть её можно будет раскрыть со стороны внутренних характеристик, аналогично с предрасположенностью, и в динамике, в изменении потенциала от изменений окружающей среды, с которой производится взаимодействие. Важность двойственности характеристики подтверждается тем, что потенциал личности имеет лишь частичное формирование от изначальных признаков, данных при рождении — гораздо большее развитие и формирование происходит во время социализации личности. Это важно также и в том смысле, что и актуально имеющийся, сформированный у человека потенциал может раскрываться, реализовываться в разной степени в зависимости, как от внешних условий, так и от самого индивида.

Необходимо также сказать об одном принципиальном отличии понятия потенциала, когда оно применяется к человеку (личностный потенциал), от тех случаев, когда оно применяется к физическим системам. В последнем случае осуществление системой работы, т. е. реализация ее потенциала, всегда ведет к его уменьшению. Иначе обстоит дело с личностным потенциалом, поскольку его продуктивная реализация во многих случаях ведет не к уменьшению, а к развитию, обогащению его потенциала.

Покажем еще одно различие. Среди внешних обстоятельств можно выделить, с одной стороны, те, которые неподвластны нашему влиянию и которые нам приходится принимать как данное и, с другой стороны, то, на что можно воздействовать, имея в виду, помимо всего прочего, и улучшение условий для сохранения, развития и реализации личностного потенциала. В этом месте имеет смысл обратить внимание на то, что в понятии личностного потенциала обнаруживается не только дескриптивные, но и нормативные составляющие [7].

Мы считаем важным обратить на это внимание так, как концепция личностного потенциала — и в том виде, в котором она представлена в ежегодных докладах Программы развития ООН [8] и в том ее варианте, который разрабатывается в Институте человека, имеет не только теоретические и методологические, но и ценностные основания. Наличие таких оснований, очевидно, характерно не только для этой, но и для любой другой концепции, развиваемой в рамках социального познания. Однако если существующая традиция предписывает автору экспликацию методологических и теоретических оснований предлагаемых им построений, то экспликация ценностных оснований обычно оказывается уделом того, кто осуществляет их критический разбор.

Имеющиеся взгляды, рассматривающие сущность потенциала, определяют заранее подход к его оценке, измерению и управлению. Во время изучения потенциала со стороны совокупности ресурсов, можно заключить его оценку в определении характеристик значений как качественных, так и количественных, говоря об определённых видах ресурсов. Важно отметить, что при этом не происходит измерение или учёт их взаимного влияния. Когда речь идет о системе ресурсов, то характеристики ее отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом.

Потенциал человека (личностный потенциал) как социально-личностная система, по В.Н. Маркову, имеет иерархическую структуру. Первый уровень этой структуры составляет биологический потенциал индивида, определяющийся спецификой биоэнергетических процессов в организме. Вышележащие уровни данной иерархии предназначены для информационно-целостной регуляции нижележащих уровней. Так, второй уровень иерархии связан с психической регуляцией и определяет психофизиологический потенциал. Третий

уровень, базирующийся на личностно-смысловом саморазвитии, представляет собой собственно личностный потенциал. Выделенные уровни потенциала являются относительными, поскольку система индивидуальной регуляции потенциала непрерывна, и уровни можно выделять на разных основаниях.

Имеется прямая связь между развитием потенциала и личностным ростом. Личностный рост — сформулированное в гуманистической концепции (А. Маслоу, К. Роджерс) понятие психологии стало важным компонентам и в других направлениях психологии [9]. Данное понятие берёт свою основу из позитивного видения природы человека, а также возможности развития внутреннего потенциала. Но научные представления и концепции психологии могут исходить из разных типов природы человека. По представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на пять групп:

Таблица 1

Научные представления о сущностной природе и потенциале человека

Природа человека Смысл воспитания Основные представители

Безусловно позитивная Помощь в актуализации Концепции К. Роджерса, А. Маслоу

Условно позитивная Помощь в выборе Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала

Нейтральная Формирование, коррекция Бихевиоризм, большинство подходов в советской психологии

Повреждённая Исправление, компенсация Классический фрейдизм, представители ортодоксальной православной психологии

Разнообразная Зависит от конкретной личности и этапа развития Синтон

Составлено авторами на основе статьи «Развитие творческого потенциала личности как педагогическая проблема» Волгиной О.В. [10]

Рост личности строится на развитии личностного потенциала, причём важную роль в этом всём играют усилия самой личности. Окончательное становление личности возможно же при опоре человека на помощь окружающих при получении уважения и признания от других людей. Развитие личностного роста происходит через изменения как человека изнутри, его изменения самого себя, так и во взаимоотношениях с внешним миром. Он адекватно оценивает свои способности и может взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами. Личностный рост дает человеку возможность преодоления жизненных кризисов.

Во время изучения личностного роста человека можно говорить о постоянном развитии личностного потенциала, их пропорциональной зависимости. Это даёт личностному потенциалу следующую характеристику: обобщённая системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, которая строится на том, что личность собирается из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохраняет стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях. Другими словами, личностный потенциал можно представить как набор качеств человека, позволяющий проводить регуляцию поведения и производить процесс принятие решений, с учётом и оценкой ситуации, основываясь на внутренних представлениях и критериях.

Д.А. Леонтьев использует личностный потенциал в понятийном смысле для демонстрации стержня личности и базовых её характеристик. По его версии потенциал личности можно рассматривать как интегральную характеристику уровня личностной зрелости, взяв самодетерминацию личности как основной феномен зрелости личности и

формой проявления её потенциала. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [11].

Личностный потенциал это, безусловно, возможности человека выполнять свои биологические, социальные и духовно-нравственные функции в системе Природа-Общество-Человек; человеческий фактор, человеческий капитал, то есть качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены.

Содержательная сторона личностного потенциала включает в себя такие компоненты как здоровье, степень физиологической, психологической и социальной активности, уровень усвоенной гигиенической и социальной культуры, совокупность знаний, умений, навыков профессионального и бытового характера, совокупность личностных качеств и, самое главное, уровень духовно-нравственного развития личности.

Личностный потенциал включает в себя совокупность следующих свойств личности:

1. Тип и особенности нервной системы индивидов;

2. Актуализированные потребности индивидов;

3. Мотивационный комплекс индивидов;

4. Способ взаимодействия с социумом; характерологические особенности личности.

Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и другое. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «жизнестойкость», введенное С. Мадди.

Теория С. Мадди [12] об особом личностном качестве «жизнестойкости» возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. С его точки зрения, эти проблемы наиболее логично связываются, анализируются и интегрируются в рамках разработанной им концепции. Через углубление аттитюдов включенности, контроля и вызова (принятия вызова жизни), обозначенных как «жизнестойкость», человек может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути.

Большое количество исследователей рассматривает её в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем. Сам С. Мадди [13] рассматривает открытый им феномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но и организационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие «жизнестойкости», могло бы стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превращения препятствий и стрессов в источник роста и развития. А главное, это тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. С нашей точки зрения, речь в изложенных концепциях идет не о разных подходах к проблеме психологической устойчивости и жизнестойкости человека, а о разных уровнях анализа этого процесса: от адаптации к самодетерминации и реализации своего жизненного предназначения.

Вместе с тем все упомянутые понятия, хоть и имеют самое прямое отношение к личностному потенциалу, однако описывают лишь отдельные его грани. Когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования. Например, В.А. Иванников [14] убедительно показал, что воля обнаруживает себя не столько как сила, сколько как техника саморегуляции через опосредствование мотивации (В.А. Иванников). Путь к решению проблемы развития личностного потенциала, по нашему убеждению, лежит через смычку, с одной стороны, экзистенциальной психологии, которая на сегодняшний день уделяет большое внимание феноменологии личностного потенциала и попыткам его концептуализировать, и, с другой стороны, культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Основной вклад Л.С. Выготского [15] в психологию личности заключается в четком и развернутом формулировании идеи о том, что сущностной психологической характеристикой личности является овладение собственным поведением через его опосредствование (Л.С. Выготский) [3].

С этим постулатом перекликаются идеи С. Мадди, который показал, что в тех случаях, когда доминируют биологические и социальные потребности, человек воспринимает себя как воплощение социальных нужд и ролей и плывет «по течению», то есть строит жизнь адаптивным образом. Другое дело, когда на первое место выходят психологические потребности. В этом случае человек задается вопросом о смысле, строит образ будущего и у него возникает мощная опора для опосредствования своей жизни в виде жизненных целей, смыслов и т. д., что полностью перестаивает структуру регуляции его деятельности.

Одна из специфических форм проявления личностного потенциала студентов университета — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут — внешними неблагоприятными условиями. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности студента, они могут действительно крайне негативно влиять на его развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

Рассматривая концепцию личностного потенциала, отметим, что она содержит на уровне предпосылок определенные представления о человеке, его месте в мире, его взаимоотношениях с окружающими социальными структурами и т. д., и в этом смысле представления о человеке, на которые опирается концепция личностного потенциала, можно назвать широкими не только в количественном, но и в качественном смысле. К узким отнесем такие трактовки человека, которые стремятся представить все (или, по крайней мере, основное, его сущность), что есть в человеке, как определяемое каким-то одним фактором, одним основанием, одной причиной. Для З. Фрейда, к примеру, это будет либидо, для М. Фуко — власть; нетрудно привести и множество других примеров [16].

Характерным свойством личностного потенциала студентов университета является непрерывное его изменение либо в лучшую, либо в худшую сторону под влиянием внутренних и внешних факторов. Если студент не стремится к самосовершенствованию, он входит в противоречие с природным законом Эволюции, что порождает множество проблем во всех сторонах его жизнедеятельности, так как в этом случае начинает проявляться действие закона Инволюции (деградации) посредством механизмов причинно-следственных связей.

Однако целостного представления о структуре профессионально-личностного потенциала, путях и психологических механизмах его развития в педагогической психологии

пока нет. В последнее время серьезно поставлен вопрос о роли духовно-нравственных качеств личности в профессиональном облике специалиста и в оценке уровня его профессионализма (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков) [17]. Наметились первые подходы к принципиальному различению специалиста и профессионала. При этом специальных исследований в данном направлении почти не проводилось. Очевидна необходимость комплексного подхода к разработке психологической модели личностного потенциала.

Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя. Возьмем за основу антропологическую модель Э. Фромма, которая представляется нам весьма точным и полным образом человека. Э. Фромм констатирует фундаментальную двойственность человека. С одной стороны, человек вышел из мира природы и его тянет по начертанному природой пути наименьшего сопротивления. Это путь возвращения в лоно матери-природы, путь слияния с родом, кланом и так далее, путь отказа от самостоятельности, от собственного принятия решения, в конечном счете, от сознания, и бегства от свободы. Но поскольку человек не может вернуться в это лоно, он изгнан из рая, он должен искать свой, уже человеческий путь, в чем ему никто не может помочь; он должен идти по краю и создавать основания для своей жизни, поскольку он лишен тех оснований, которые есть у всех прочих живых существ. Собственно говоря, в том, в какой мере человек самоопределяется по отношению к этой дихотомии, также находит свое проявление личностное в личности, личностный потенциал. По сути, личностный потенциал отражает, в какой степени данный индивид произошел от обезьяны. Каждый человек на протяжении всей своей жизни продолжает решать эту задачу, и результатом разнообразия ответов на этот эволюционный вызов является очень большой спектр индивидуальных вариаций степени человечности [3; 18].

Важно отметить, что развитие интеллектуальной компоненты личностного потенциала студента университета происходит не само по себе, а в результате взаимодействия с другими людьми: в общении, в деятельности различного рода, в специфических видах деятельности. Развитие личностного потенциала студента университета должно оцениваться по глубине, полноте, прочности знаний и умений и способности сохранять их в памяти, но продуктивно и эффективно их использовать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие интеллектуальной компоненты особенно проявляется в студенческом возрасте, так как умственные способности уже сформированы, однако они продолжают развиваться. Студенты, по мнению исследователей школы Б.Г. Ананьева, сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их интеллектуальная деятельность становится устойчивой и эффективной [19].

Главным новообразованием в процессе профессиональной подготовки студентов университета является готовность к:

1. Профессиональному и личностному самоделению.

2. Формирующейся системе ценностных ориентаций (в нашем случае это выражается в присвоении ценностей физической культуры и спорта, что возможно при формировании их эмоционально-ценностного отношения к ним).

3. Развитию различных форм мышления, овладению методами научного познания, умению самовоспитания2.

2 Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов изд-е 2-е., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384 с.

Творческий потенциал студентов университета представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [20]. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование. Оно включает мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Заключение

Научно-теоретический обзор различных взглядов на проблему сущности, содержания и структуры личностного потенциала студентов университета позволил произвести следующие выводы:

Личностный потенциал представляет собой меру преодоления личностью определённых обстоятельств и собственного этапа развития. Личностный потенциал определяется как самим субъектом, так и его окружением, благодаря которому он формируется и развивается в процессе социализации личности. Сущностная природа и потенциал человека рассматривается по-разному в зависимости от применяемого научного подхода. От помощи в актуализации в концепции А. Маслоу до исправления и компенсации в подходе классического Фрейдизма. Личностный потенциал включает такие свойства личности, как особенности нервной системы, актуализированные потребности, способы взаимодействия в социуме, определённые особенности мотивации и особенности характера личности.

Анализ научно-практической литературы позволил выделить такие показатели личностного потенциала студентов университета, как личностная автономия и независимость, внутренняя свобода, осмысленность жизни, жизнестойкость в сложных обстоятельствах, готовность к внутренним изменениям, способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к действию, особенности планирования деятельности, временная перспектива личности. Совокупность данных показателей позволяет более точно определять аспекты личностного потенциала студентов, изучать сильные и слабые стороны возможных особенностей личностного роста личности, а также выбирать методы и способы развития личностного потенциала студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Е.Б. Экосистемный подход как механизм исследования региональной системы дополнительного образования детей / Е.Б. Андреева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. — 2021. — № 6(40). — С. 27-37.

2. Бикменева, Е.Г. Развитие непрерывного образования / Е.Г. Бикменева // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2021. — С. 773-778.

3. Леонтьев, Д.А. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. — Вып. 1 / Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2002. — С. 56-65.

4. Балык, А.С., Цыбуленко О.П. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы / А.С. Балык. О.П. Цыбуленко // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 12. — С. 25-30.

5. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 178 с.

6. Ашмарин, И.И. Концепция человеческого потенциала в творчестве Б.Г. Юдина / И.И. Ашмарин // Человек. — 2018. — № 4. — С. 39-38.

7. Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / колл. моногр.; под общ. ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. С. 175-186.

8. Рощин, С.Ю. Основы изучения человеческого развития / Н.Б. Баркалов, С.Ф. Иванов. — М.: 1998. — 168 с.

9. Суркова, Е.Г. Сущность понятия "личностный рост" в современной психологии (системный подход) / Е.Г. Суркова // Акмеология. — 2014 — С. 58-65.

10. Волгина О.В. Развитие творческого потенциала личности как педагогическая проблема (К истории вопроса) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 284-287.

11. Васильева, А.В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли / А.В. Васильева // Человек и образование. — 2016 — № 2(47). — С. 128133.

12. Maddi, S.R. The search for meaning // The Nebraska symposium on motivation 1970 / W.J. Arnold, M.H. Page (Eds.). Lincoln: University of Nebraska press, 1971. p. 137186.

13. Maddi, S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed.by P.T.P. Wong, P.S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998, p. 1-25.

14. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 204 c.

15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. Т. 3. — 448 с.

16. Суворова, Е.В. Андреева, О.В. Емец, Т.В. Профессионально-личностный потенциал и параметры оценки его развития / Суворова Е.В., Андреева О.В., Емец Т.В. — Doi. 10.32744/pse.2019.3.7 — Перспективы науки и образования. — 2019. — № 3(39). — С. 88-100.

17. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога / Н.Ю. Марчук // Образование и наука. — 2011. — № 6(85). — C. 6071.

18. Суворова Е.В., Полякова Л.С., Южакова Ю.В. Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 № 1, https://mir-nauki com/PDF/91PDMN 119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

19. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. / А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов. — М.: Педагогика, 1980. — 385 с.

20. Dyorina N.V., Savva L.I., Balashenkov D.A. Students' professional and personal potential as a basis for self-organisation of activities in the information and education environment // Humanitarian and Pedagogical Research, 2021. Т. 5. № 3. С. 11-18.

Savva Lyubov Ivanovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

E-mail: savva.53@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8340-3742 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=426001 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57188835268

Khabibulin Denis Askhatovich

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

E-mail: habibulin-denis@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=463474

Egorov Vladislav Vadimovich

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

E-mail: vladik-2000.00@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1173871

Features of anxiety and fears in children of middle preschool age from full and incomplete families

Abstract. The article raises the question of studying the essence of personal potential, which manifests itself in students of higher educational institutions as an opportunity for personal development within the framework of an educational program. The purpose of this article is to analyze various approaches to the concept of personal potential, the possibility of observing its manifestation and development in university students, the concept of the essential nature of man and possible forms of interaction with him, depending on the scientific approach. As well as the disclosure of personal potential as an opportunity for human development for the better under the influence of internal and external factors. The issues of transformation of education in Russia, including at the state level, form questions and studies aimed at studying the development of students, including certain opportunities associated with the actualization and personal growth of students.

In the course of the study, various representations of the components of the personality structure were studied, including cognitive, emotional and behavioral components, as well as levels of personality development that contribute to the disclosure of the concept of "human potential". The analysis of specific forms of personal potential manifestation is presented, one of which is overcoming unfavorable conditions of its development by a personality. The article highlights the determining factors of personal potential — personal autonomy and independence, meaningfulness of life, resilience in difficult circumstances, readiness for internal changes, a temporary perspective of the individual.

As a result of the analysis of the scientific literature, it was concluded that the personal potential reflects the measure of overcoming the given circumstances by the personality, ultimately, overcoming by the personality itself. This will reveal the possibilities of personal potential development by the student himself. However, its change can take place both for the better and for the worse under the influence of internal and external factors.

Keywords: personal potential; university students; essence; content and structure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.