Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЙ И БЫТИЙНЫЙ СМЫСЛ ЛИЧНОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ'

ЖИЗНЕННЫЙ И БЫТИЙНЫЙ СМЫСЛ ЛИЧНОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / БЫТИЙНЫЙ СМЫСЛ / ЛИЧНОСТЬ / СИТУАЦИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ В СИТУАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Удачина Полина Юрьевна, Егикян Манушак Араратовна

В статье обсуждается важность психологического ресурса человека, в контексте онкологического заболевания. В качестве такого внутреннего ресурса мы выделили жизненный и бытийный смыслы, а также определили разницу между этими двумя понятиями. Анализ литературы показал, что одной из основных проблем психологической науки является не понимание смысла жизни, а поиск психологических причин его утраты и возможности обрести вновь. Также мы выявили, что значительную роль в обретении и утрате смыслов могут играть не только обстоятельства жизни, но и личностные качества человека, его отношение к себе, к окружающему миру, способность нести ответственность за себя и свою жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE AND EXISTENTIAL MEANING OF THE PERSONALITY OF AN ONCOLOGICAL PATIENT: A MEANING ANALYSIS OF CONCEPT

The article discusses the importance of personal psychological resource in the context of cancer. As such an internal resource, we have identified the vital and existential meanings, and we also determined the difference between these two concepts. The analysis of the literature has shown that one of the main problems of psychological science is search for psychological reasons for its loss and the possibility of finding meaning of life again and again rather than understanding it. We also found that a significant role in the acquisition and loss of meanings can be played by the personal qualities, personal attitude towards oneself, towards the world around, the ability to self-responsibility and to responsibility for own life.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЙ И БЫТИЙНЫЙ СМЫСЛ ЛИЧНОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 3. С. 83-90. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 83-90. ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 159.9:316.6

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-83-90

ЖИЗНЕННЫЙ И БЫТИЙНЫЙ СМЫСЛ ЛИЧНОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

Удачина Полина Юрьевна, кандидат психологических наук, Кубанский государственный университет, Краснодар, udachina777@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1082-7303

Егикян Манушак Араратовна, Кубанский государственный университет, Краснодар, manushe@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-4859-8465

Аннотация. В статье обсуждается важность психологического ресурса человека, в контексте онкологического заболевания. В качестве такого внутреннего ресурса мы выделили жизненный и бытийный смыслы, а также определили разницу между этими двумя понятиями. Анализ литературы показал, что одной из основных проблем психологической науки является не понимание смысла жизни, а поиск психологических причин его утраты и возможности обрести вновь. Также мы выявили, что значительную роль в обретении и утрате смыслов могут играть не только обстоятельства жизни, но и личностные качества человека, его отношение к себе, к окружающему миру, способность нести ответственность за себя и свою жизнь.

Ключевые слова: смысл жизни, бытийный смысл, личность, ситуация онкологического заболевания, личность как субъект в ситуации онкологического заболевания.

Для цитирования: Удачина П.Ю., Егикян М.А. Жизненные и бытийные смыслы личности онкологического больного: содержательный анализ понятий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 83-90. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-83-90

Research Article

THE LIFE AND EXISTENTIAL MEANING OF THE PERSONALITY OF AN ONCOLOGICAL PATIENT: A MEANING ANALYSIS OF CONCEPT

Polina Y. Udachina, Candidate of Psychological Sciences, The Kuban State University, Krasnodar, udachina777@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1082-7303

Manushak A. Egikyan, Kuban State University, Krasnodar, manushe@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4859-8465

Annotation. The article discusses the importance of personal psychological resource in the context of cancer. As such an internal resource, we have identified the vital and existential meanings, and we also determined the difference between these two concepts. The analysis of the literature has shown that one of the main problems of psychological science is search for psychological reasons for its loss and the possibility of finding meaning of life again and again rather than understanding it. We also found that a significant role in the acquisition and loss of meanings can be played by the personal qualities, personal attitude towards oneself, towards the world around, the ability to self-responsibility and to responsibility for own life.

Keywords: meaning of life, meaning of being, personality, situation of cancer, personality as subject in situation of illness.

For citation: Udachina P. Yu., Egikyan M. A. The life and existential meaning of the personality of an oncological patient: a meaning analysis of concept // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 83-90. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-83-90

© Удачина П.Ю., Егикян М.А., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -щ. № 3 83

Последние три десятилетия ознаменованы серьезным прорывом в исследовании онкологических заболеваний. Созданы новые способы диагностики, а также методы лечения этого тяжелого недуга, но универсального и гарантированного метода до сих пор не существует. Представители многих психологических, философских направлений, а также медицины сходятся во мнение, что внутренний ресурс каждого человека, способен повлиять на положительную динамику в лечении онкологического заболевания, тем самым значительно улучшить качество жизни больного. В качестве такого внутреннего ресурса можно выделить жизненные и бытийные смыслы.

Цель исследования. Провести анализ научной литературы и оценить меру изученности проблемы жизненных и бытийных смыслов личности онкологического больного, а также содержательный анализ понятий смысл жизни и бытийный смысл, теоретически обосновать их роль в преодолении болезни и улучшении качества жизни онкологического больного.

Объект исследования. Личность, находящаяся в ситуации преодоления онкологического заболевания.

Предмет исследования. Смысл жизни и бытийные смыслы личности как ресурс преодоления болезни и улучшения качества жизни онкологического больного.

Проанализируем степень разработанности проблемы смысла жизни и бытийного смысла в различных науках.

Описание разработанности проблемы смысла жизни и бытия в разных науках. В различных направлениях педагогики: И.В. Ульянова рассмотрела формирование смысложизненных ориентаций личности в педагогическом взаимодействии; О.Е. Фомина изучила особенности формирования смысложизненных ориентаций у учащихся художественных школ, 2009; Е.В. Белова исследовала особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников, 2008 и др.

В различных направлениях социологии смысло-жизненные ориентации изучались в контексте: социальной культуры личности Н.С. Тимченко, 2000; в контексте журнальной прозы молодых авторов Миронова С.В., 2002; в контексте динамики ценностей на примере российских студентов Д.С. Леденцов и др.

В различных направлениях медицины: смысло-жизненные ориентации изучались в контексте: реабилитации больных с соматическими заболеваниями Э.Р. Габбасова, 2009; исследования личностных особенностей у пациентов с ишемической болезнью сердца Ю.В. Женчевская, 2009; ценностных особенностей лиц с наркотической зависимостью: Н.В. Ка-клюгин, 2013.

Описание разработанности проблемы смысла жизни и бытия в философской науке. Как показал проведенный анализ философы активно исследуют различные аспекты проблемы смысла жизни, так мы обнаружили множество исследований по данной теме: смысл жизни и свобода исследованы Г.И. Русия, С.В. Кузнецов изучил смысл жизни как нравственную проблему, З.Г. Максютова подробно описала роль смысла жизни в развитии личности, Г.А. Хасанов раскрыл гносеологический аспект смысла жизни человека, Ю.В. Маслянка сделала попытку обобщения накопленного материала по проблеме смысла жизни в философии, Г. С. Малыгин рассмотрел смысла жизни в рамках диалектико- материалистического подхода и др.

Остановимся на нескольких наиболее интересных для нашего исследования определениях смысла жизни личности.

Г. С. Малыгин в своей диссертации, рассматривает смысл жизни как процесс и результат ее осмысления. Смысл жизни при этом является способом и условием духовного бытия и самосовершенствования индивида, следовательно, общества. Автор считает, что содержательный, позитивный и плодотворный смысл жизни является источником созидательного самодвижения духовной и материальной культуры, в ее социальных и индивидуальных проявлениях. Чем выше культура индивидуального самосознания, тем более органичнее человек связывает смысл своей жизни с осмыслением своей социальной среды, с осмыслением исторического процесса. Малыгин Г.С. отмечает, что у каждого человека есть свои мысли, свое осмысление, свой смысл жизни. Найти его можно в любви, творчестве, и т.д. Смысл жизни - это очень личное для каждого, у каждого из нас он свой, поэтому определение смысла жизни, является сверхзадачей [Малыгин Г.С.: 10].

Инговатов В.Ю., опираясь на работы Е.Н. Трубецкого, считает, что именно кризисы пробуждают интерес к смыслу человеческого существования. Сложные противоречия, с которыми приходится сталкиваться в современных реалиях, заставляют человека искать выход из сложившейся ситуации. Так кризис, переживаемый личностью в ситуации после постановки диагноза - «онкология» и последующее преодоление данного кризиса, по мнению автора, может способствовать обретению реального смысла жизни и бытийных смыслов вместо имевших место до этого виртуальных, материальных ценностей и замыкания на самом себе [Инговатов В.Ю.: 8].

Исаевский А.В. рассматривает смысл жизни как фактор, позволяющий преодолеть духовный кризис. В своей работе автор опирается на концепции Э.З. Фромма. Фромм Э.З. видел смысл жизни в стремлении личности быть, а не обладать, именно бытие,

а не обладание, раскрывает перед индивидом смысл его существования. Человек обретает себя благодаря духовным, а не материальным ценностям. Франкл В.Э. отмечал, что смысл есть в каждой жизненной ситуации, но общего для всех людей смысла жизни не может быть в принципе [Исаевский А.В.: 6]. Нам близок подход данного автора, поскольку при онкологическом заболевании у людей на первый план выходят иные ценности, нежели до ситуации хронического соматического заболевания.

Выводы. Философская наука рассматривает смысл жизни во многих контекстах: как фактор, позволяющий преодолеть духовный кризис, как процесс и результат осмысления. В вопросах жизни и смерти философия всегда обращается к смыслу жизни. Несомненно, смысл жизни и смысл бытия, являются мощным внутренним ресурсом человека. Остается не ясным как смысл жизни теряется и как его снова обрести, какие факторы этому способствуют. Таким образом, из всех наук, помимо психологии, наиболее глубинная проработка проблемы смысла жизни и бытия осуществлялась философской наукой.

Описание разработанности проблемы смысла жизни и бытия в психологической науке. В контексте смысла жизни и смысложизненных кризисов, существует огромное множество как теоретических, так и эмпирических исследований, которые обращены к различным аспектам кризиса смысла жизни: К.В. Карпинский, Е.А. Лысенкова, Р.А. Ах-меров, В.С. Горбунова, Ф.Е. Василюк, Е.Н. Осин,

B.Э. Франкл, М.Ш. Магомед-Эминов, Л.А. Пергамен-щик, В.В. Котляров, А.М. Колышко, А. Лэнглэ и др.

В работах зарубежных психологов А. Адлера, Дж.А. Келли, К.Ц. Левина, А.Х. Маслоу, Г.У. Олпорта, К.Р. Роджерса, Э.З. Фромма, К.Г. Юнга и др. можно встретить рассмотрение смысла жизни и бытийных смыслов в различных контекстах. Среди отечественных психологов данная проблема также подробно изучена и по ней имеется ряд работ (Б.С. Бра-тусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн и др.). Проблема смысловой сферы и смысложизненных ориентаций широко представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской, М.Я. Дво-рецкой, Г.Л. Будинайте, Е.К. Веселовой, Е.И. Исаева Е.В. Корниловой, В.И. Слободчиковой, А.В. Серого, М.С. Яницкого, Г.Л. Вайзер, Д.А. Медведевой и др.

Отдельные отрасли и психологические школы внесли немалый вклад в исследование проблемы смысла жизни и бытийных смыслов личности.

В общей психологии и психологии личности: осмысленность жизни, в контексте благополучия личности П.П. Фесенко, 2005; особенности и различия смысловой сферы у близнецов разного типа А.В. Крылова, 2008; ценностно-смысловые составляющие образа мира супругов, в период построения отношений

Ю.В. Трофимова, 2002; смысложизненные ориентации женщин в период кризиса середины жизни Т.Ф. Куликова, 2004; исследование процесса проявления субъектности личности в выборе, его соотношение со смысложизненными и ценностными ориентация-ми О.В. Киреева, 2007; смысложизненные ориентации в контексте возрастных и гендерных особенностей личности И.П. Макарова, 2014; связь саморегуляции с осмысленностью жизни Д.Г. Бадмаева, 2004; в контексте смыслообразования в командном взаимодействии Е.А. Проненко, 2019; смысл жизни в контексте самоактуализации личности на разных этапах обучения в вузе исследовался Е.В. Самаль, 2008; смысложизненные ориентации как детерминанты формирования субъектности личности исследовались на военнослужащих в различных условиях службы Э.А. Бабаян, 2005; смысловые образования личности и их значимость в совладании с трудными жизненными ситуациями А.В. Котельникова, 2009; зависимость волевой регуляции студентов от смысложизненных ориентаций Д.Д. Барабанов, 2015; значение ценностно-смысловых факторов в трудных жизненных ситуациях А.А. Калиненко, 2016; связь смысложизненных ориентации девочек подростков с девиантным поведением П.Е. Разумовская, 2009; особенности ценностных структур и смысложизненных ориентаций студентов Ф.Б. Яшин, 2006; связь инновационного потенциала профессионала с карьерными и смысложизненными ориентациями Т.Д. Ким, 2013; особенности ценностно-смысловой сферы личности разного вик-тимного (от лат. victim - жертва) типа Н.Ю. Черно-бровкина, 2013; особенности интерпретации смысла жизни взрослыми, принадлежащими к разным этно-конфессиональным группам Е.Н. Ростова, 2013; ценностно-смысловая сфера молодежи с активным социальным поведением А.А. Левшина, 2011; особенности ценностно-смысловой сферы и образа мира у молодежи Д.Р. Базарова, 2011; особенности ценностно-смысловой сферы и образа мира у иностранных студентов Ю.А. Гришенина, 2009 и др.

В социальной психологии: исследование структуры личности студента ее уровни в контексте социальной психологии С.В. Морозова, 2005; специфика смысложизненных ориентаций различных групп молодежи Н.Л. Быкова, 2005; особенности социального представления у лиц с разными типами ценностно-смысловых позиций С.И. Соболев, 2006; аспект жизнедеятельности и ее связь со свойствами личности Т.В. Наливайко, 2006; исследование смысловой сферы субъектов управления Ю.В. Резниченко, 2008; дисгармония межличностных отношений в ценностно-смысловой сфере старшеклассников Е.В. Некрасова, 2012; социально-психологические условия формирования имиджа женщин руководителей Т.Н. Матвеева, 2005; особенности смысложизненных

ориентаций спасателей МЧС Н.В. Потехина, 2005; исследование смысложизненных ориентаций у сельских жителей после природных катастроф И.А. Гор-бушина, 2004; исследование смысложизненных ориентаций трудовых мигрантов, их психологического состояния, факторов адаптации О.Г. Мокрецо-ва, 2016; смысложизненные ориентации и самооценка различных групп йеменских женщин Абдул Салам Мухаммад Раген Исмаил, 2009 и др.

В педагогической психологии: связь агрессивности и смысложизненной концепции школьников подростков. Т.В. Слотина, 2005; смысложизненные ориентации студентов, их адаптивные свойства личности Н.В. Шаньгина, 2007; особенности смысловой сферы учащихся различных общеобразовательных школ Н.О. Симаченко, 2008; психологические механизмы развития и функционирования смыслов А.В. Серый, 1996; межличностный диалог как способ развития мотивационно-смысловой сферы младших школьников М.А. Лукьяненко, 2005; содержание образа профессионального «Я», в зависимости от изменений ценностно-смысловых ориентаций студентов А.А. Шатохин, 2005; особенности ценностно-смысловой сферы педагогов школ с синдромом эмоционального выгорания Е.Г. Ожогова, 2008; особенности смысловой сферы педагога, в контексте повышения профессиональной квалификации Г.В. Ми-шенина, 2009; смысложизненный аспект становления «Я-концепции» у подростков Т. А. Попова, 2009; связь феномена смысла жизни с педагогическим творчеством Е.А. Максимова, 2001; связь профессионального самопрогнозирования будущего педагога с смыс-ложизненными ориентациями В.Е. Сараева, 2003; межличностная изоляция старшеклассников, ее преодоление через формирование смысложизненных ориентаций М.А. Чулкова, 2007; роль смысложизненных ориентаций как фактора подготовки к профессиональной деятельности Е.В. Мартынова, 2002; ценностно-смысловые особенности в период профессионального становления О.Г. Кагальницкая, 2006, личностная рефлексия как фактор формирования смысложизненных ориентаций у старшеклассников Ю.В. Епимахина, 2008; особенности влияния смысложизненных ориентаций на процесс социальной адаптации студентов С.В. Шкилев, 2006; особенности и динамика структуры ценностно-смысловых ориентаций студентов педагогических вузов Насраддин Е. Мохаммад, 2010; смысложизненный аспект будущих практических психологов А.Н Смирнов, 2006; формирование смысложизненных ориентаций у студентов психологов Н.И. Аркаева, 2012; переживание страха смерти как ценностно-смыслового барьера С.А. Абдулгалимова, 2010; развитие смысложизненных ориентаций студентов в процессе образования (богословского и светского) Н.В. Моздор,

2007; смысложизненные и ценностные ориентации в отношении жизни и смерти у юношей Л.В. Шутова, 2005; влияние полиэтнической образовательной среды вуза на динамику ценностно-смысловой ориентации выпускников школ А.Г. Хайбулаева, 2015; личностная адаптация российских и вьетнамских студентов психологов, их личностно-профессиональных качеств, смысложизненных ориентаций на будущую профессию Нгуен Тхи Чам Ань, 2009; особенности смысложизненных стратегий подростков мигрантов И.С. Сапожникова, 2007; исследование деформации смысловой сферы школьников подростков в постконфликтном регионе А.А. Газдиева, 2008; особенности трансформации смысловой сферы юношами с различным уровнем компьютерной зависимости

A.В. Мирошниченко, 2010; ценностно-смысловая сфера студентов в контексте изучения иностранного языка Е.В. Стаканова, 2006; интегральная смысловая регуляция студентов вузов, особенности их психологического сопровождения В.С. Кислова, 2006; особенности смысложизненных ориентаций одаренных подростков М.Е. Кореневская, 2006; структурные компоненты ценностно-смысловой сферы старшеклассников со скрытой формой интеллектуальной одаренности Т. С. Спешинова, 2013; особенности ценностно-смысловых ориентаций подростков с наркотической зависимостью И.А. Килина, 2005 и др.

В психологии развития: особенности ценностно-смысловой сферы музыкантов профессионалов и любителей музыки К.В. Бондарь, 2010; особенности смысложизненных ориентаций пожилых людей, переживание одиночества в пожилом возрасте И.А. Дьяченко, 2014; психологические и акмеоло-гические особенности развития смысложизненных ценностей студентов (гуманитарных профилей)

B.А. Семиков, 2009; особенности смысловой сферы банковских служащих Н.М. Кадякина, 2009; смыс-лообразования в структуре саморегуляции личности с психологической зависимостью в юности М.Г. Рябова, 2010; миропонимание как компонент ценностно-смысловой сферы Н.М. Грачева, 2017; исследована роль СЖО людей, работающих в разных условиях деятельности Н.С. Терехина, 2014; осмысленность жизни как ресурс, обеспечивающий субъективное благополучие О.А. Елисеева, 2011; особенности смысловой сферы врачей урологической и терапевтической специализации Е.В. Криченко, 2006; совла-дающее поведение как личностный конструкт преодоления ценностно-смысловых барьеров пожилыми людьми Е.Б. Лунина, 2009; особенности ценностно-смысловой сферы личности российских предпринимателей С.В. Мещерякова, 2008; акмеологический смысл жизни как фактор эффективности самореализации молодых студентов А.А. Скрипкин, 2009; особенности ценностно-смыслового самоопределения

у старшеклассников Ф.К. Нуриманова, 2006; связь субъективного качества жизни со смысложизненными ориентациями и психической ригидностью В.А. Непомнящая, 2005; влияние смысложизненных ориентаций педагогов на уровень их профессионального развития К.В. Пирумова, 2005 и др.

В психологии труда: смысложизненные ориентации профессиональных спортсменов Д.С. Бакуняе-ва, 2018; связь личностных и ценностно-смысловых переменных с устойчивостью к профессиональному выгоранию учителей А.Н. Густелева, 2009 и др.

В юридической психологии: смысловая ориентация личности как компонент профессиональной успешности частных охранных предприятий и служб безопасности Ю.Ю. Бузакина, 2005 и др.

В медицинской психологии: роль смысложизненных ориентаций в формировании стрессоустойчиво-сти А.А. Гриднева, 2018; смысл жизни и закономерности психологической адаптации у пациентов со злокачественными лимфомами Е.В. Пестерева, 2011; исследование смысложизненных ориентаций ише-мических пациентов И.Л. Гуреева, 2009; особенности смысложизненных ориентации шахтеров переживших витальную угрозу А.В. Цымбал, 2013и др.

Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что психологическая наука, обладает достаточным объемом материалов и инструментарием, для исследования проблемы смысла жизни и бытийных смыслов личности. Современная психологическая наука, не пытается продолжить поиск ответа на вопрос, в чем состоит смысл жизни, ее интересует: какое влияние оказывает этот смысл или его отсутствие на жизнь человека. Ученые ведут поиск психологических причин утраты смысла жизни и возможности его обретения.

Остановимся на нескольких наиболее важных для нашей работы определениях смысла жизни и бытийного смысла представителей психологической науки. И проанализируем более подробно как ученые разных школ и направлений психологии рассматривают смысл жизни и бытийных смысл личности, останавливаясь на тех, где данные понятия исследованы наиболее глубоко и им даны наиболее исчерпывающие определения.

Представители экзистенциальной психологии и философии, отмечают, что успешное лечение хронических соматических болезней во многом облегчается благодаря таким факторам как: любовь к родным, к миру, к жизни, в возможности реализации себя как личности и другим значимым для личности и наполненным смыслом аспектам бытия. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В.Э. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем пове-

дения и развития личности. Из жизненных наблюдений, профессиональной практики и разнообразных эмпирических данных В.Э. Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. «Даже самоубийца верит в смысл - если не жизни, то смерти» [Франкл В.Э.: 45]. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум характеризуется потерей интереса, что ведет к скуке, сопровождается отсутствием инициативы и как следствие возникает чувство бессмысленности. Каждый человек делает свое существование осмысленным. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. В.Э. Франкл говорил: «... смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос». Так ситуация тяжелого заболевания может подтолкнуть личность к осознанию собственной ценности, пониманию своей нужности, необходимости бороться за свою жизнь, нужности себя для кого-то (ребенка, любимого, дела.), наполнению смыслом простых аспектов бытия, которые до проявления болезни не рефлексировались: как прекрасна жизнь, как прекрасно быть здоровым или просто себя хорошо чувствовать, человек находит смысл в любовании природой и др.

Личностно-центрированный подход рассматривает смысл жизни в качестве актуализирующей тенденции, которая проявляется в личностном росте, в развитии и реализации собственного потенциала. Представители данного направления считают самопознание, развитие, самосовершенствование и самоактуализацию важными, наполненными смыслом неотъемлемыми компонентами жизни личности, опосредующими ее здоровье. Реализация себя наполняет, выступает бытийным смыслом жизни человека. Качество жизни в рамках данного подхода осуществляет функцию двигателя человека в направлении: «...К полному развитию и высвобождению своей позитивной энергии» [Давыдов Д.Г.: 56]. По мнению К.Р. Роджерса, человек обладает огромными, внутренними ресурсами самопознания и понимания собственного поведения, однако доступ к этим ресурсам возможен лишь в случае создания определенного со-

циально-психологического климата, например, когда внешние ограничения не противоречат внутренним потребностям (прежде всего потребность в самоактуализации). Это представляется особенно важным в улучшении качества жизни человека в контексте исследуемого заболевания.

Представитель клинического направления психологии, Т.В. Рогачева, рассматривает в своей работе не смысл жизни как основную проблему, с которой сталкивается пациент, а смысл болезни. Болезнь проявляется не столько в физическом изменении организма, сколько психологическом. Она становится более личной.

Субъектно-бытийный подход рассматривает больного как осознанную, активную личность, способную принимать решение и нести ответственность за себя, за свое здоровье, вести осмысленный образ жизни. Активность и осознанность являются основными, внутренними критериями личности как субъекта по отношению к своей жизни и здоровью [Абуль-ханова-Славская К.А.: 39].

С точки зрения субъектно-бытийного подхода значительную роль в поиске смысла жизни играют личностные качества человека, его отношение к себе, к окружающему миру, способность нести ответственность и решать возникающие противоречия. Противоречия являются механизмом развития личности (А.В. Брушлинский), способствуют ее переходу на новый, более сложный уровень, что дает возможность реализовать себя, во всех сферах, наполнить свое бытие и жизнь смыслом [Фахрутдинова Л.Р.: 41]. Оказываясь в трудных жизненных ситуациях, разрешая противоречия личность обретает опыт нахождения новых смыслов, так, например, оказавшись в ситуации болезни человек может предаться унынию, апатии, оказаться в экзистенциальном вакууме, а может найти новые поводы, новые смыслы ради которых стоит бороться и жить дальше. Осуществление смысла является для человека законной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия индивида в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет индивиду каждая конкретная ситуация [Франкл В.Э.: 66].

Представитель деятельностного подхода в психологии, А.Н. Леонтьев под смыслом жизни понимал объективную характеристику места и роли объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни. «Жизненный смысл объективен, ибо не зависит от его осознания, при этом он индивидуален, неповторим. Это не психологическое, а скорее метафизическое понятие» [Д.А. Леонтьев: 101].

Другой представитель отечественной психологии, Р.Р. Гарифуллин, в своей монографии отмечает,

что «смысл жизни часто путают со смыслом бытия». Смысл жизни по Гарифуллину Р.Р. - это ценности, которые делают жизнь человека привлекательной, привязывают человека к этой жизни. Одной из таких ценностей автор выделяет переживания экзистенции. Экзистенция (лат.existentia/exsistentia -появляюсь, возникаю, существую и т.д.) -существование. Переживание экзистенции - это чувство, в основе которого лежит ощущение смысла бытия, когда человек чувствует связь с миром, нуждается в нем, а мир нуждается в человеке - «бытие-в-мире» (забота по М. Хайдеггеру). Забота определяет саму суть человека, а человек всегда связан с миром [Гарифуллин Р.Р.: 57]. То есть, смысл жизни проявляется в степени значимости для личности ее существования, той ценности, который является возможность жить, выполняя то, что личность считает для себя ценным. Переживание экзистенции достигается благодаря тому, что личность осознает необходимость своего существования, удовлетворенность или счастье от того, что оно есть.

Смысл жизни Р.Р. Гарифуллин рассматривает как, некий внутренний психический смысл бытия человека, а под бытийным смыслом понимает смысл (трансцендентный), который выходит за пределы человека, но открыт к нему, наполняет его смысл жизни.

Выводы. Подводя итог всего вышеописанного, можно сформулировать следующие определения: смысл жизни - внутренний, психический смысл бытия человека проявляется в степени значимости для личности ее существования, той ценности, который является возможность жить стремясь к тому, выполняя и получая то, что личность считает для себя ценным, осознавая необходимость своего существования и счастье либо удовлетворение от того, что жива и можно делать то что важно, то что радует, это результат осмысления личностью бытия, то что питает личность, наполняет ее жизнь красками, чувствами и эмоциями; бытийный смысл выходит за пределы человека, но открыт к нему, придавая жизни личности ценность, значимость и смысл. Также можно выделить те смыслы, которые появляются у личности и привязаны к различным сферам бытия природе, семье, работе, отношениям с людьми и др. (например, красота природы, сама жизнь, дети, написание научной работы, сохранение своего дела и т.д.). Личность, находящаяся в ситуации хронического соматического заболевания, ощущая предельность своего существования способна ярче, осмысленнее воспринимать то, что чувствует, видит, переживает, находить смысл в простых вещах, быть счастливой от того, что: жива, от красоты мира, природы и возможности ей любоваться, от вида и вкуса пищи и возможности ими наслаждаться, от того

что есть у личности в данный момент; от общения с детьми, внуками, любимыми людьми, возможности видеть своих близких и др. В ситуации онкологического заболевании при переживании предельности существования человек, может понять, как мало и одновременно много ему надо и все это дает одна возможность - возможность жить, преодолев болезнь. Переживание экзистенции достигается благодаря тому, что личность осознает необходимость своего существования, удовлетворенность или счастье от того, что оно есть.

Таким образом, целостность жизни для личности, ее направленная активность может стать ключом к решению проблемы обретения смысла жизни и бытия, а они в свою очередь конструктом преодоления болезни. Личность как субъект относящаяся к своему здоровью не будет безучастно следить за ходом лечения и «сидеть сложив руки», она будет проявлять активность собирая информацию о своей болезни и стратегии излечения, ведя поиск оптимальной стратегии, будет искать специалистов и консультироваться с ними, будет приминать меры, посещая врачей и соблюдая их рекомендации, но при этом и сама будет вносить посильный вклад в процесс своего исцеления, ведя поиск внутренних ресурсов и резервов для борьбы с болезнью, занимая активную позицию и борясь до последнего.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Изд. «Мысль». М.: 1991. 155 с.

Давыдов Д.Г. Современные подходы к исследованию качества жизни // Социальные науки и современное общество. МАБиУ, № 2 (16), с. 54-67,

Гарифуллин Р.Р. Постмодернизм в психологии. Монография. 2005. URL: psyfactor.org (04.07.2021)

Исаевский А.В. Смысл жизни как фактор преодоления духовного кризиса: авт. дис. ... канд. филос. наук. 2009 . 22 с. URL: dissercat. сот (04.04.2021)

Инговатов В.Ю., Смысл существования как взаимодействие социального и экзистенциального в человеке: дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 2002, 25 с. URL: dissercat. сот (04.04.2021)

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Смысл 2003, 486 с. URL: lib.uni-dubna.ru (25.04.2021)

Карпинский К.В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: дис. ... док. психол. наук. М., 2017, 563 с.

Кузнецов С.В. Смысл жизни как нравственная проблема: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1999, 134 с.

Максютова З.Г. Роль смысла жизни в развитии личности: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2008. 156 с.

МалыгинГ.С. Смысл жизни как способ реализации сущности человека: дис. ... док. филос. наук. Иркутск, 1999. 34 с. URL: dissercat.сom (08.04.2021)

Маслянка Ю.В. Проблема смысла жизни в современной философии: дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2008, 276 с.

Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ (на материале болезней и нарушений системы кровообращения): авт. дис. ... док. психол. наук. Томск, 2004 г., 36 с.

Русия Г.И. Свобода - смысл жизни: дис. ... док. филос. наук. Тбилиси, 1981, 342 с.

Фахрутдинова Л.Р. Бытие и переживание человека. Личность и бытие: Субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А.В. Брушлинского). М. - Краснодар: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с иностранным участием), 2526 октября 2013 г., с. 44

Франкл В.Э. Доктор и душа. Санкт-Петербург: «Ювента», 1997 г.

Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. Москва: «Прогресс», 1990, 368 с.

Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: гносеологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. Магнитогорск, 2005, 141 с.

Frankl V.E. The Unconcious God. New York: Washington Square Press., 1975, 161 p.

Frankl V.E. Man's search for meaning: an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press books, 1992

References

Abul'khanova-Slavskaia K.A. Strategii zhizni [Life strategies]. Izd. «Mysl'». Moscow: 1991, 155 p. (In Russ.).

Davydov D.G. Sovremennye podkhody k issledova-niiu kachestva zhizni /Modern approaches to the study of the quality of life]. Sotsial'nye nauki i sovremennoe ob-shchestvo. MABiU [Social sciences and modern society]. № 2 (16), p. 54-67. (In Russ.).

Garifullin R.R. Postmodernizm v psikhologii. Mono-grafiia [Postmodernism in psychology. Monograph]. 2005, URL: psyfactor.org (04.07.2021) (In Russ.).

Isaevskii A.V Smysl zhizni kak faktor preodoleniia dukhovnogo krizisa: avt. dis. ... kand. filos. Nauk [The meaning of life as a factor in overcoming a spiritual crisis: ed. dis. ... cand. philos. sciences]. 2009. 22 p. URL: dissercat. som (04.04.2021) (In Russ.).

Ingovatov VIu. Smysl sushchestvovaniia kak vzaimo-deistvie sotsial'nogo i ekzistentsial'nogo v cheloveke: dis. ... kand. filos. Nauk [The meaning of existence as the interaction of the social and the existential in man: dis. ... cand. philos. sciences]. Barnaul, 2002, 25 p. URL: dissercat. som (04.04.2021) (In Russ.).

Leont'ev D.A. Psikhologiia smysla: priroda, stroe-nie i dinamika smyslovoi real'nosti: ucheb. posobie dlia

studentov vuzov, obuchaiushchikhsia po napravleniiu i spetsial'nostiam psikhologii [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaningful reality: textbook. manual for university students studying in the direction and specialties of psychology]. Moscow: Smysl 2003, 486 p. URL: lib.uni-dubna.ru (25.04.2021) (In Russ.).

Karpinskii K.V. Smyslozhiznennyi krizis lichnosti: fenomenologiia, mekhanizmy, zakonomernosti: dis. ... dok. psikhol. Nauk [Life-meaning crisis of personality: phenomenology, mechanisms, patterns: dis. ... doc. psy-chol. science]. Moscow, 2017, 563 p. (In Russ.).

Kuznetsov S.V. Smyslzhizni kaknravstvennaiaprob-lema: dis. ... kand. filos. Nauk [The meaning of life as a moral problem: dis. ... cand. philos. sciences.]. Sankt-Peterburg, 1999, 134 p. (In Russ.).

Maksiutova Z.G. Rol' smysla zhizni v razvitii lichnosti: dis. ... kand. filos. Nauk [The role of the meaning of life in the development of personality: dis. ... cand. philos. sciences]. Ufa, 2008, 156 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Malygin G.S. Smysl zhizni kak sposob realizatsii su-shchnosti cheloveka: dis. ... dok. filos. Nauk [The meaning of life as a way of realizing the essence of man: dis. ... doc. philos. sciences]. Irkutsk, 1999, 34 p. URL: disser-cat.som (08.04.2021) (In Russ.).

Maslianka Iu.V Problema smysla zhizni v sovremen-noi filosofii: dis. ... kand. filos. Nauk [The problem of the meaning of life in modern philosophy: dis. ... cand. philos. sciences]. Perm', 2008, 276 p. (In Russ.).

Rogacheva T.V. Smyslovaia real'nost' boleiushchei lichnosti: strukturno-funktsional'nyi analiz (na materia-le boleznei i narushenii sistemy krovoobrashcheniia): avt. dis. ... dok. psikhol. nauk [The semantic reality of a sick person: structural and functional analysis (based on dise-

ases and disorders of the circulatory system): ed. dis. ... doc. psychol. sciences]. Tomsk, 2004, 36 p. (In Russ.).

Rusiia G.I. Svoboda - smysl zhizni: dis. ... dok. filos. Nauk [Freedom is the meaning of life: dis. ... doc. philos. sciences]. Tbilisi, 1981, 342 p. (In Russ.).

Fakhrutdinova L.R. Bytie i perezhivanie cheloveka. Lichnost' i bytie: Sub"ektnyipodkhod (k80-letiiu so dnia rozhdeniiaA.V. Brushlinskogo) [Being and experience of a person. Personality and Being: Subjective Approach (to the 80th anniversary of the birth of A.V. Brushlinsky)]. Moscow - Krasnodar: Materialy VI Vserossiiskoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii (s inostrannym uchast-iem) [Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference (with foreign participation)], 2526 oktiabria 2013, p. 44 (In Russ.).

Frankl VE. Doktor i dusha [Doctor and soul]. Sankt-Peterburg: «Iuventa», 1997. (In Russ.).

Frankl V.E. Chelovek v poiskakh smysla [A man in search of meaning]. Moscow: «Progress», 1990, 368 p. (In Russ.).

Khasanov G.A. Smysl zhizni cheloveka: gnoseolo-gicheskii analiz: dis. ... kand. filos. Nauk [The meaning of human life: epistemological analysis: dis. ... cand. philos. sciences]. Magnitogorsk, 2005, 141 p. (In Russ.).

Frankl V.E. The Unconcious God. New York: Washington Square Press. 1975, 161 p. (In Russ.).

Frankl V.E. Man's search for meaning: an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press books, 1992

Статья поступила в редакцию 01.06.2021; одобрена после рецензирования 22.06.2021; принята к публикации 08.08.2021.

The article was submitted 01.06.2021; approved after reviewing22.06.2021; acceptedfor publication 08.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.