Научная статья на тему 'Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза'

Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / СИСТЕМНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / МОТИВАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / SELF-DETERMINATION / SELF-REFLECTION / PERSONAL POTENTIAL DEVELOPMENT / SYSTEMIC SELFREFLECTION / PROFESSIONAL PERSONAL POTENTIAL / CREATIVE MEDIUM / INDIVIDUAL RESOURCES / MOTIVATION / STUDENTS / A MODEL OF PROFESSIONAL PERSONAL POTENTIAL DEVELOPMENT / ADAPTABILITY / DIALECTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Елена Владимировна, Полякова Лилия Сергеевна, Южакова Юлия Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития и формирования профессионально-личностного потенциала. Основная цель статьи обозначить границы научно-теоретического понимания личностного потенциала с целью их проецирования на развитие профессионально-личностного потенциала студентов вуза; оценить практическое понимание студентами вуза сути профессионально-личностного потенциала и условий его развития; охарактеризовать уровень развития профессионально-личностного потенциала студентов на основе самостоятельного субъективного оценивания и сравнения с объективными показателями академической успеваемости; представить модель развития профессионально-личностного потенциала на основе развития и формирования у студентов вуза самодетерминированного поведения, включающего саморефлексию, постепенно развивающуюся в системную рефлексию. Способность к самодетерминации и системной рефлексии рассматривается как наивысшая форма развития личностного потенциала, позволяющая индивиду управлять своим развитием, адаптируясь к окружающей среде и трансформируя ее с учетом своих потребностей. В статье приводится сравнение научно -теоретической трактовки личностного потенциала и практического понимания личностного потенциала студентами вуза. Делается вывод о том, что у подавляющего большинства студентов это понятие не сформировано, а в качестве условий развития личностного потенциала рассматриваются, как правило, внешние факторы воздействия. Делается вывод, что необходимым и достаточным условием формирования профессионально-личностного потенциала студента вуза станет создание конкурентной, креативной, положительно эмоционально насыщенной среды, вовлекающей студента в активную научную и общественную жизнь вуза с учетом индивидуально-личностного подхода к развитию доминирующих в структуре личности профессиональных и индивидуально-личностных ресурсов, акцентируется внимание на способности студентов самостоятельно ставить перед собой цели и двигаться к ним, всестороннее оценивая складывающуюся ситуацию личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Елена Владимировна, Полякова Лилия Сергеевна, Южакова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of professional personal potential development of university students

The article is devoted to the problem of personal potential development and formation. The main aim of the article is to identify the boundaries of the scientific theoretical understanding of the personal potential with an aim to project them onto the development of the professional personal potential of university students; to evaluate the practical students’ understanding of the personal potential on the basis of subjective self-assessment and its comparison with the objective criteria of their academic success; to present a model of the professional personal potential on the basis of development students’ self-determined behavior, including self-reflection that gradually turns into systemic reflection. The capacity for self-determination and systemic reflection are taken as the highest form of personal potential development that would allow the individual to control his/her development adopting to the environment and changing it to suit the individual’s goals of self-development. The article compares the scientific theoretical understanding of the personal potential and practical defining of the personal potential by university students and concludes that the majority of students do not have articulated the personal potential. As a rule, the students consider outer factors as the main ways of their professional personal potential development. The article suggests that the necessary and sufficient condition of the professional personal potential development will be the creation of a creative, competing, positively emotional medium, providing students with an individually oriented opportunity to lead an active scientific and social life at a university and develop the dominant professional and individual resources.

Текст научной работы на тему «Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 28.02.2019; опубликована 19.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Суворова Е.В., Полякова Л.С., Южакова Ю.В. Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Suvorova E.V., Polyakova L.S., Yuzhakova Yu.V. (2019). The model of professional personal potential development of university students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 378 ББК 74.48 ГРНТИ 14.35.05

Суворова Елена Владимировна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков по техническим направлениям»

Кандидат педагогических наук E-mail: suvorlen@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=444857

Полякова Лилия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков по техническим направлениям»

Кандидат филологических наук E-mail: lilitmgn@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=663835

Южакова Юлия Владимировна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков по техническим направлениям»

Кандидат филологических наук E-mail: Julia_south@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=661090

Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы развития и формирования профессионально-личностного потенциала. Основная цель статьи - обозначить границы научно-теоретического понимания личностного потенциала с целью их проецирования на развитие профессионально-личностного потенциала студентов вуза; оценить практическое понимание студентами вуза сути профессионально-личностного потенциала и условий его развития; охарактеризовать уровень развития профессионально-личностного потенциала студентов на основе самостоятельного субъективного оценивания и сравнения с объективными показателями академической успеваемости; представить модель развития профессионально-личностного потенциала на основе развития и формирования у студентов вуза

https://mir-nauki.com

самодетерминированного поведения, включающего саморефлексию, постепенно развивающуюся в системную рефлексию. Способность к самодетерминации и системной рефлексии рассматривается как наивысшая форма развития личностного потенциала, позволяющая индивиду управлять своим развитием, адаптируясь к окружающей среде и трансформируя ее с учетом своих потребностей. В статье приводится сравнение научно -теоретической трактовки личностного потенциала и практического понимания личностного потенциала студентами вуза. Делается вывод о том, что у подавляющего большинства студентов это понятие не сформировано, а в качестве условий развития личностного потенциала рассматриваются, как правило, внешние факторы воздействия. Делается вывод, что необходимым и достаточным условием формирования профессионально-личностного потенциала студента вуза станет создание конкурентной, креативной, положительно эмоционально насыщенной среды, вовлекающей студента в активную научную и общественную жизнь вуза с учетом индивидуально-личностного подхода к развитию доминирующих в структуре личности профессиональных и индивидуально-личностных ресурсов, акцентируется внимание на способности студентов самостоятельно ставить перед собой цели и двигаться к ним, всестороннее оценивая складывающуюся ситуацию личностного развития.

Ключевые слова: самодетерминация; системная рефлексия; профессионально-личностный потенциал; креативная среда; индивидуально-личностные ресурсы; мотивация; адаптивность

Современная экономическая ситуация требует принятия системных, качественных шагов, направленных на защиту личности, и включающих работу управленческого, идеологического и психологического характера» [1, с. 13]. В этой связи за последние полвека мы наблюдаем радикальное переосмысление понятия личности и, следовательно, ориентиров ее развития. Осуществляется кардинальный переход от восприятия человека, зажатого рамками действительности, направляемого извне в своем познании себя и мира, к пониманию человека способного оценить и преобразовать и окружающую ситуацию, и себя в ней.

Реализация своих планов и стратегий, нацеленных на завтрашний день, становится внутренне детерминированным процессом перехода от управляемого внешними условиями поведения к саморефлексии (под которой мы понимаем направленность мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты), а далее к системной рефлексии и самодетерминации, т. е. самостоятельному управлению своим поведением, учитывающим соотношение внешнего воздействия, внутренних ресурсов и возможностей их реализации, а также оценке собственной деятельности на основе всех элементов развития. Организуя собственное развитие, человек переходит из положения управляемого в ранг управляющего собственной жизнедеятельностью. Такое детерминирование процесса собственного развития характерно только для высшего уровня сформированности личностного потенциала, на котором происходит полная реализация наличествующих ресурсов в волевой, подчиненной поставленным целям деятельности индивида. Принципиальная переоценка взглядов на внешнюю развивающую среду, как на область возможностей самореализации, позволяет по-новому оценить перспективы и условия саморазвития. Описываемая картина изменений в стратегиях создания среды личностного роста полностью проецируется на этапы развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза, тем более что «сейчас растут потребности современного экономического рынка в специалистах, обладающих высоким уровнем мобильности и прогрессивного мышления» [2, с. 8].

Введение

https://mir-nauki.com

Цель исследования - обозначить границы научно-теоретического понимания личностного потенциала с целью их проецирования на развитие профессионально-личностного потенциала студентов вуза; оценить практическое понимание студентами вуза сути профессионально-личностного потенциала и условий его развития; охарактеризовать уровень развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза на основе самостоятельного субъективного оценивания и сравнения с объективными показателями академической успеваемости; выделить педагогические условия для его развития.

Материалом для исследования стала научно-практическая литература по разрабатываемой проблеме, сравнительно-аналитический опрос студентов 1-2 курсов МГТУ им. Г.И. Носова, рейтинг академической успеваемости, участие исследуемой группы в научной и общественной жизни университета. Ведущими методами исследования были беседа, сравнительный анализ, обобщение и систематизация теоретического и практического материала студенческих анкет, моделирование.

Цель научить будущих выпускников автономной, целенаправленной работе над собой, развить у них умение управлять обстоятельствами, адаптируясь к ним [3, с. 41], потребовала обращения к имеющимся научно-теоретическим разработкам в области развития личностного и профессионально-личностного потенциала. Обзор теоретической и научно-практической литературы по проблеме развития личностного потенциала, а также рассмотрение трансформаций личностного потенциала с позиций доминирования в них какого-либо одного направления (профессионального, творческого, коммуникативного, научного), позволил обозначить ряд направлений в изучении данного явления: философское, психологическое, социологическое и педагогическое.

Философский взгляд на феномен человеческого потенциала (в этом случае мы рассматриваем человеческий потенциал приближенно к личностному) представлен работами Е.Г. Куделина, А.П. Белика, О.Л. Краевой и др. и основан на противопоставлении сущности и форм существования, потребности и способности как основных компонентов человеческого потенциала. Потребность определяется как сущностная сила человека, которая отражает не только предметную положенность человека, зависимость от объективных условий, но и активное противоборство с ними, а способность - как сознательный путь соединения любых функциональных систем деятельности, характеризующийся универсальностью и разносторонностью деятельностных проявлений [4]. Важным моментом философского понимания человеческого потенциала является наделение человека энергетикой противостояния объективной реальности, способностью к самодетерминации, движущей силой которой выступает борьба противоречий: необходимости и свободы, возможностей и среды, единичного и общего, творчества и культуры.

Психологический подход к осознанию личностного потенциала представлен работами А.Д. Леонтьева, В.А. Иванниковой, А.Г. Асмолов и др. В сфере данного подхода представляется важным выделить следующие моменты: (1) значимой психологической характеристикой личности является овладение собственным поведением через его опосредование; (2) личностный потенциал - это совокупная характеристика качества личностной зрелости, проявлением которой является самодетерминация, то есть деятельность свободная как от условий, навязанных из вне, так и внутренних условий: физических и характерологических предпосылок и других устойчивых структур психики; (3) самодетерминация определяет возможность противостояния внешним и внутренним условиям [5]; (4) идея изменяющейся личности в изменяющемся мире раскрывает сложные механизмы

Результаты исследования и их обсуждение

адаптации к имеющимся условиям, готовность к их трансформации и способность к самостоятельному определению стратегий развития.

В современной социологии личности часто отводится пассивная роль. Личность рассматривается как результат подсознательно навязанных обществом установок или норм поведения. В частности, социологические теории, разработанные Ч. Кули, Дж. Мидом и др. трактуют личность с точки зрения совокупности социальных потребностей и ориентаций. Развиваясь, общество «порождает новые разнообразные потребности, за счет которых идет развитие личности» [6, с. 43]. Стержень личности, самосознание, - есть не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей [7, с. 85].

Основным акцентом в исследовании стало рассмотрение личностного потенциала с позиций педагогики (И.П. Подласый, А.Г. Маклаков, Ю.А. Савинова и др.). В основе педагогической трактовки личностного потенциала лежит «ресурсность» [8, с. 639], т. е. разного рода задатки и способности, требующие дальнейшего развития и применения. На фундаменте «ресурсности» построено множество определений личностного потенциала; (1) включающих в структуру личностного потенциала другие потенциалы: гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный [9]; (2) рассматривающих личностный потенциал через систему свойств, составляющих основу личностного и профессионально-личностного развития человека и гарантирующих достижения в профессиональном и личностном саморазвитии [10]; (3) определяющих личностный потенциал как самоуправляемую систему внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально-значимых результатов [11]. Отталкиваясь от сути понятия потенциал (от лат. potentia - сила, возможность), мы считаем необходимым несколько изменить основной подход к этому понятию, полагая, что помимо ресурсности оно должно включать в себя понятие возможности. Под возможностью понимается переход от пассивной жизнедеятельности, когда ресурсность используется не в полной мере, к самодетерминированной деятельности, строящейся на основе системной рефлексии. Самодетерминированная деятельность предполагает управление своими ресурсами: их развитие и максимальное применение в деятельности, а системная рефлексия -определенный прогностический «самоотчет» по текущей ситуации развития, включающий самоконтроль, оценку достоинств и недостатков как самого себя, так и имеющихся обстоятельств, а также прогностический план саморазвития с учетом достигнутых результатов и поставленных целей [12].

Опираясь на рассмотренные философский, психологический, социологический и педагогический подходы к пониманию личностного потенциала, обозначим границы научно -теоретического понимания личностного потенциала и характер его развития. Во-первых, в основе развития личностного потенциала лежит принцип диалектики, под которым мы понимаем столкновение противоположностей, скачкообразно приводящее к новому уровню развития. Под столкновением противоположностей мы понимаем, с одной стороны, целенаправленную активную деятельность, осуществляемую с учетом самоорганизации, самодисциплины, саморефлексии (самооценки и самоконтроля), самодетерминации (постановки целей и их достижения вне зависимости от условий или влияний из вне), креативности (независимости от стандартов, неординарности принимаемых решений), а с другой стороны - пассивную деятельность, ограниченную рамками влияния среды, руслом привычного для этой среды существования и развития. Другими словами, личность, несмотря на приписываемую ей социологами пассивную роль, будет активно развиваться только в том случае, если, адаптируясь к общественным нормам и правилам, будет трансформировать их, сохраняя свою уникальность и самобытность, самостоятельно задавая тон своему развитию. Во-вторых, принцип диалектики лежит в основе развиваемых личностных ресурсов. Простое

наличие заложенных природой ресурсов: способностей, задатков, наклонностей, темперамента, скорости принятия решений и т. п. не может послужить толчком к развитию личности (в том числе профессиональному). В основе толчка должен лежать интерес и мотивация, вызываемые либо пассивно, окружающей средой, либо активным педагогическим воздействием, спроецированным на окружающую среду (использующим окружающую среду как основу для пробуждения интереса). Толчок к развитию, создаваемый извне, как правило, приводит к описываемому выше диалектическому столкновению: когда имеющиеся ресурсы становятся знаниями, умениями и навыками благодаря воздействию частично природных, частично воспитываемых сил (характеру, воле, энергии, трудолюбию). Через опосредованное поведение или, другими словами, полную когнитивную переработку собственного поведения, саморефлексию, готовность развиваться через постановку целей и их достижение, личность способна привести в движение генетически заложенный потенциал и в зависимости от приложения сил максимально его использовать.

Все вышесказанное может быть полностью спроецировано на феномен профессионально-личностного потенциала. К сожалению, в современной научно-педагогической литературе понятие профессионально-личностного потенциала в подавляющем большинстве случаев встречается в исследованиях личности педагога (И.В. Васютенкова, И.П. Подласый, А.М. Боднар и др.). Есть отдельные исследования, посвященные изучению личности предпринимателя (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова и др.), экономиста (И.Г. Баканова), юриста (Е.Б. Матрешина) и т. д., однако данные исследования не охватывают феномен профессионально-личностного потенциала в целом.

Проведя теоретический анализ личностного потенциала, как смежного понятия, мы пришли к выводу, что профессионально-личностный потенциал - это также открытая к внешним воздействиям синергетическая система, диалектика развития которой предполагает профессиональное самосовершенствование через столкновение возможностей и потребностей. Основными характеристиками такой системы являются открытость к внешним воздействиям и способность к трансформации под влиянием внешней среды; нелинейность; неравновесность; неустойчивость; саморегуляция и саморазвитие [3, с. 223]. Тенденции к росту профессионально-личностных ресурсов (способностей в области выбранной специальности, умений и зачатков профессиональных знаний) реализуются через возможности (энергетику, качества характера, волю, стремление и т. п.), т. е. через постепенный переход от осознания цели развития к само детерминированному поведению и системной рефлексии на основе адаптации к окружающей среде и осознанной трансформации к ее условиям. Рассмотрение профессионально-личностного потенциала в виде открытой к внешним воздействиям синергетической системы заставляет прийти к выводу, что компоненты данной системы, будучи динамически трансформируемыми под влиянием внешних воздействий, не могут рассматриваться в виде жесткой структуры. Компонентами профессионально-личностного потенциала являются профессионально-личностные ресурсы и возможности к их развитию. Основное различие между такими похожими понятиями как личностный и профессионально-личностный потенциал лежит в области их применения и реализации. Для развития профессионально-личностного потенциала требуется профессиональная, в том числе научно -образовательная среда. Необходимо также указать на зависимость развития профессионально-личностного потенциала от развития личностного потенциала в целом, т. е. от саморазвития и самореализации самой личности.

Воздействие на синергетическую систему, как правило, носит системный характер, т. е. включает активное воздействие на все ее компоненты. Однако, чтобы прояснить условия и характер системного воздействия, необходим отклик от самой системы. Другими словами, необходимо определить границы и специфику понимания феномена профессионально-личностного потенциала и, следовательно, условий его развития личностью, которая

https://mir-nauki.com

становится объектом данного системного педагогического воздействия. С этой целью было проведено анкетирование (при необходимости беседа) и сравнительная оценка того, как студенты вуза (будущие специалисты) понимают профессионально-личностный потенциал и условия его развития. Целью такого сравнительного анализа стала корректировка педагогического воздействия на личность студентов с учетом обратной связи.

Любое активное педагогическое воздействие на личность опирается как на пассивный, так и на активный отклик со стороны самой личности, ведущий к обоюдному согласованию и координации действий воспитателя и воспитуемого. Под пассивным откликом мы понимаем изменение личностных характеристик, т. е. тех критериев личностного развития, которые характеризуют развитие личностного (профессионально-личностного) потенциала. В качестве активного оклика следует рассматривать способность личности сначала к саморефлексии, а затем к системной рефлексии.

Понятие рефлексии, зародившееся в философии Дж. Локка и Гегеля, а затем нашедшее место в психологии, как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник), было успешно заимствовано в педагогическую науку и рассматривается в качестве процесса и результата фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и связанных с ними причин, так называемой саморефлексии. Важным коррелирующим понятием в этой связи стало понятие системной рефлексии, предложенное Д.А. Леонтьевым. Системная рефлексия - явление более высокого порядка, чем рефлексия или саморефлексия. Ее наличие указывает на зрелость личности, поскольку именно она позволяет приподниматься над ситуацией, учитывая все ее элементы, включая самого себя. Только зрелая личность способна оценить ситуацию во всех ее аспектах, включая «и полюс субъекта, и полюс объекта, и альтернативные возможности» [12]. Именно такой взгляд позволяет обнаружить новое качество себя, что является основой для дальнейшего самопознания и работы с внутренним миром. Через активное самопознание, личность способна адекватно оценить себя, свое личностное взросление, скорректировать и наметить дальнейшие пути самосовершенствования.

Чтобы оценить способность студентов к саморефлексии и приблизительно, субъективно определить их возможности дальнейшего развития, мы провели анкетирование 50 студентов «МГТУ им. Г.И. Носова». В анкете было три вопроса: (1) Что Вы понимаете под «профессионально-личностным потенциалом»? (2) Какими могут быть условия развития профессионально-личностного потенциала? (3) Способны ли Вы постоянно оценивать уровень своего развития, ставить перед собой значимые для саморазвития цели и достигать их? Если да, то определите свою способность по шкале 0-5, где 0 - полное отсутствие критической оценки себя со стороны.

Анкетирование показало, что основной акцент в понимании того, что такое профессионально-личностный потенциал студенты делают на ресурсности: скрытых физических и интеллектуальных способностях, внутренней силе, способности к развитию и самореализации и т. п., что говорит о «незрелом» отношении и к собственному развитию, и к жизни в целом. Анализируя условия реализации профессионально-личностного потенциала, отмечаемые анкетируемыми, мы обратили внимание на их внешнюю направленность, акцент на внешней среде (комфортной или наоборот стрессовой среде, возможности саморазвития и самореализации в обществе и профессии, наличии места, времени, финансовых ресурсов и т. д.). Немногие из студентов (2 человека) отметили необходимость внутренней работы над собой, и только трое человек в качестве основного условия реализации профессионально-личностного потенциала назвали необходимость ставить перед собой цели и добиваться их. Это говорит о неспособности большинства студентов к самодетерминации, управлению своими

ресурсами при достижении поставленной цели. Тем не менее, очевидны их способности к саморефлексии, позволяющие анкетируемым студентам описывать условия, в которых они могли бы реализовать свой личностный потенциал. Если целью первых двух вопросов стало сопоставить теоретическое и практическое понимание профессионально-личностного потенциала, то для определения направления педагогической работы и отладки обратной связи с воспитуемыми был поставлен третий вопрос - «Способны ли Вы постоянно оценивать уровень своего развития, ставить перед собой значимые для саморазвития цели и достигать их?». Результат оценки оказался ожидаемым. Шкала оценивания показала, что студенты стараются оценить свой уровень саморефлексии и самодетерминации, как основных показателей зрелости развития профессионально-личностного потенциала, в районе 3-4 баллов по указанной шкале. Из 50 испытуемых 23 студента отметили свой уровень рефлексии на отметке 3, 22 студента - на отметке 4, один студент отметил уровень 5, один студент уровень 1, нулевой уровень не отметил ни один из студентов, участвующих в эксперименте. Такой уровень оценок заставил нас усомниться в объективности проведенной студентами самооценки. Поэтому ради достоверности дальнейшего анализа полученных результатов, мы проанализировали уровень академической успеваемости студентов и степень их участия в общественной и научной жизни университета. Уровень академической успеваемости (наличие или отсутствие задолженностей, общий показатель успеваемости в группе), а также участие в научных конференциях, олимпиадах, соревнованиях и культурно-массовых мероприятиях мог указывать на то, способен ли студент ставить перед собой цели, достигать их, учитывать свои успехи и неудачи. Проводимый анализ носил общий характер, поскольку изначально проводимое анкетирование носило анонимный характер, и мы не могли проверить уровень саморефлексии и самодетерминации на основе анализа академической успеваемости каждого из опрошенных. Как показала общая оценка успеваемости группы, у некоторых из студентов (16 человек из 50), отметивших свой уровень саморефлексии и самодетерминации как 3 или 4, имели академические задолженности, а также тройки по некоторым предметам (16 * 100 / 50 = 32 %). Количество таких студентов от общего числа составило 32 %. Учитывая, что ни один из студентов группы не принимал участия в научных конференциях, соревнованиях и культурно-массовых мероприятиях, уровень их самооценки был завышен и по нашим субъективным оценкам составлял 2-3 балла, что могло означать только одно - студенты, участвующие в опросе, не владеют навыками саморефлексии и находятся на начальном уровне развития профессионально-личностного потенциала. Согласно выявленному уровню саморефлексии и самодетерминации студентов были спроектированы этапы оптимального развития профессионально-личностного потенциала и осуществлен поиск необходимых и достаточных условий осуществления поэтапного развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза.

Основным спусковым устройством начала развития профессионально-личностного потенциала является интерес, вызванный либо условно пассивной средой (даже инертная среда несет в себе определенный заряд, провоцирующий развитие интереса; например, газеты с математическими формулами на стенах в случае с С. Ковалевской), либо активным педагогическим воздействием. Интерес создает мотивацию, которая в свою очередь пробуждает ту энергию, которая способствует развитию имеющихся природных ресурсов. В современной иностранной литературе часто встречается термин resilience, обозначающий черты характера, ведущие человека к положительному результату, даже если его развитие находится под угрозой [13]. Как показывают исследования, «resilient individual» (человек, способный преодолевать трудности, - перевод авторов статьи: Е.В. Суворовой, Ю.В. Южаковой, Л.С. Поляковой) способен сохранять физический, психологический, адаптивный баланс в условиях стресса [14] и двигаться вперед, преодолевая препятствия [15]. Каждый раз через преодоление трудностей (диалектическую борьбу между пассивным времяпрепровождением и движением вперед) и опосредованное восприятие своего

личностного развития личность совершает качественный переход на следующую ступень: сначала к самодетерминированному поведению, затем к системной рефлексии, позволяющей не только ставить цели и достигать их, но и прогнозировать свои собственные возможные ошибки. На рисунке 1 представлены этапы оптимального развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза.

Развитие на основе само детерминированного поведения и системной рефлексии

Развитие на основе само

детерминированного

поведения

Рисунок 1. Этапы диалектического развития профессионально-личностного потенциала студентов

Говоря об овладении своим поведением через его опосредование, мы имеем в виду развитие профессионально-личностного потенциала через понимание необходимых и достаточных условий, которые могут этому способствовать. Другими словами, обозначая пути развития профессионально-личностного потенциала у студентов вуза, мы в первую очередь должны научить их ставить перед собой правильные цели и уметь к ним идти. Под правильными целями мы подразумеваем, в первую очередь, их морально-нравственную основу, во вторую очередь, реальную достижимость, планомерность, в-третьих, адаптивность к окружающим условиям, т. е. выполнимость с учетом тех факторов, которые могут ускорить или затормозить их реализацию. Под умением идти к цели рассматривается развитие в тех качеств, которые будут способствовать самодетерминации, а именно целеустремленности, трудолюбия, работоспособности и т. п. Понимая, что в этом случае мы говорим об идеальном пути развития профессионально-личностного потенциала (большинство людей проживает жизнь, так и не развив свой личностный потенциал), мы, тем не менее, считаем, что обучая студентов самодетерминированному поведению через саморефлексию, мы предлагаем им возможность нового пути развития.

Опираясь на понимание феномена профессионально-личностного потенциала, как синергетической системы и учитывая оптимальные этапы его развития, мы полагаем, что необходимыми и достаточными условиями его формирования станут: (1) создание конкурентной, креативной, эмоционально насыщенной среды, вовлекающей студента в активную научную и общественную жизнь вуза; (2) учет специфики индивидуально-личностных ресурсов (доминирования способностей, склонностей, увлечений в системе индивидуально-личностных ресурсов, уровня интеллектуальных способностей); (3) реализация возможностей самореализации и саморазвития (сформированность характера, стрессоустойчивость, способность противостоять трудностям, умение концентрироваться на поставленных целях и т. п.); (4) корректирование педагогического воздействия в соответствии с постоянным контролем за прогрессом и откликом от объектов педагогического влияния. В качестве форм работы по развитию профессионально-личностного потенциала могут

Развитие личностных ресурсов, включая волю, характер и способность противостоять трудностям

выступать конференции, спортивные мероприятия, волонтерская работа и т. п. В качестве примера приема формирования саморефлексивного и самодетерминированного поведения может стать использование «дневника личностного роста», в котором фиксируются цели и их реализация. В этой связи важно учитывать зоны ближайшего и актуального развития индивидуальных личностных ресурсов. Зона актуального развития, как известно, - это текущий уровень развития способностей индивида, тогда как зона ближайшего развития - это потенциальная зона роста [16].

Заключение

Научно-теоретический обзор философских, психологических, социологических и педагогических взглядов на проблему личностного и профессионально-личностного потенциала позволил выявить следующее: (1) развитие личностного и профессионально-личностного потенциала основано на диалектическом противопоставлении сущности и существования, потребности и способности как интегральных составляющих; (2) наивысшим уровнем развития личностного (профессионально-личностного) потенциала является самодетерминация и системная рефлексия, предполагающие сознательное опосредованное овладение собственным поведением, саморазвитие и самоконтроль, адаптацию к заданным условиям и готовность к их изменениям; (3) личностный и профессионально-личностный потенциалы являются продуктами общественного воздействия на индивида через формирование его социогенных потребностей и ориентаций; (4) профессионально-личностный потенциал - это открытая к внешним воздействиям синергетическая система, диалектика развития которой предполагает профессиональное самосовершенствование через столкновение возможностей и потребностей. Основными характеристиками такой системы являются открытость к внешним воздействиям и способность к трансформации под влиянием внешней среды; нелинейность; неравновесность; неустойчивость; саморегуляция и саморазвитие; (5) эффективное формирование профессионально-личностного потенциала предполагает скачкообразный, основанный на диалектическом принципе переход от развития личностных ресурсов, включая волю, характер и способность противостоять трудностям к самодетерминированной деятельности и далее к развитию на основе само детерминированного поведения и системной рефлексии; (6) основными условием развития профессионально-личностного потенциала должно стать создание мотивирующей среды, учитывающей специфику индивидуально-личностных ресурсов, возможностей их реализации и развития, а также коррекцию педагогического воздействия в соответствии с постоянным контролем за прогрессом в развитии и откликом от объектов педагогического влияния. Сравнивая границы научно-теоретического понимания личностного потенциала и практической трактовки личностного потенциала студентами вуза, мы пришли к выводу, что у студентов вуза не сформировано понимание путей и конечной цели развития личностного потенциала -приобретение навыков самодетерминированной деятельности через системную саморефлексию, поэтому в качестве основного пути развития личностного потенциала мы видим необходимость обучать студентов ставить перед собой правильные цели и развивать личностные качества, которые способствуют их достижению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оринина Л.В., Овсянникова Е.А. Экономический патриотизм учащейся молодежи: анализ понятия в психолого-педагогической теории и практике // Экономика и управление. 2017. № 6 (140). С. 13-17.

2. Оринина Л.В. Стратегии сохранения и поддержания психического здоровья студенческой молодежи // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 39-45.

3. Суворова Е.В. Развитие личностного потенциала студентов вуза с позиций синергетического подхода / Е.В. Суворова, Н.А. Козько // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 10. С. 221-226.

4. Краева О.Л. Социально-философский анализ потенциала человека: Автореф. дис. ... доктора философских наук. - Н. Новгород, 1999. - 46 с.

5. Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.

6. Bakholskaya N.A. Formation of civil competence of students in a multicultural environment // Bakholskaya N.A., Orinina L.V., Kashuba I.V., Ovsyannikova E.A., Vedeneeva O.A. / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2017. С. 43-50.

7. Кашуба И.В. К вопросу о формировании эмпатической компетенции обучающихся технического университета в условиях гуманитаризации технического образования // Материалы международной научно-методической конференции «Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика», 2018. - С. 84-89.

8. Савинова Ю.А., Заруцкая Ж.Н., Аракчеева З.В. Holding student scientific practical conferences in foreign languages as a means to develop foreign language communicative potential. 2018. №2. С. 195-198. (Перечень ВАК 2018. № 1274).

9. Кузьмина С.В. Развитие личностного потенциала студента с позиций компетентностного подхода / С.В. Кузьмина, Н.В. Власихина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3(1). С. 26-32.

10. Махмутова М., Белоусова И., Савинова Ю.А., Лактионова Ю., Самарокова И. Training of IT-specialists within the university information-educational environment. International Journal of Advanced Biotechnology and Research, 2017. Vol.8 (2). P. 753-761.

11. Кошевая Н.С. Саморефлексия как механизм самопроектирования профессиональных компетенций бакалавров экономического направления в системе математической подготовки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 5(51). - Новосибирск: СибАК, 2015.

12. Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.02.2019).

13. Ercan H. The Relationship between Resilience and the Big Five Personality Traits in Emerging Adulthood // Eurasian Journal of Educational Research, 2017. Vol. 70. P. 83103.

14. Johnson, R., Johnson, C.W., Vijayan, S., Tata, D., Villegas, R. (2018). Diagnosis, Prescription, Intervention, Evaluation, Advanced Academic Training, and College Student Success. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, June 25th. Retrieved February 11, 2019 from https://journals.sagepub.com/doi/pdf/ 10.1177/1521025118779803.

15. West, M R., Kraft, M.A., Finn, A.S., Martin, R.E., Duckworth, A.L., Gabrieli, Ch.F.O., Gabrieli, Jh.D.E. (2015). Promise and Paradox: Measuring Students' Non-Cognitive Skills and the Impact of Schooling. Educational Evaluation and Policy Analysis., 20 (10), 1-23.

16. Aydin G. Personal Factors Predicting College Student Success // Eurasian Journal of Educational Research, 2017. Vol. 69. P. 93-112

Suvorova Elena Vladimirovna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: suvorlen@yandex.ru

Polyakova Liliya Sergeevna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: lilitmgn@mail.ru

Yuzhakova Yulya Vladimirovna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: Julia_south@mail.ru

The model of professional personal potential development of university students

Abstract. The article is devoted to the problem of personal potential development and formation. The main aim of the article is to identify the boundaries of the scientific theoretical understanding of the personal potential with an aim to project them onto the development of the professional personal potential of university students; to evaluate the practical students' understanding of the personal potential on the basis of subjective self-assessment and its comparison with the objective criteria of their academic success; to present a model of the professional personal potential on the basis of development students' self-determined behavior, including self-reflection that gradually turns into systemic reflection.

The capacity for self-determination and systemic reflection are taken as the highest form of personal potential development that would allow the individual to control his/her development adopting to the environment and changing it to suit the individual's goals of self-development. The article compares the scientific theoretical understanding of the personal potential and practical defining of the personal potential by university students and concludes that the majority of students do not have articulated the personal potential. As a rule, the students consider outer factors as the main ways of their professional personal potential development. The article suggests that the necessary and sufficient condition of the professional personal potential development will be the creation of a creative, competing, positively emotional medium, providing students with an individually oriented opportunity to lead an active scientific and social life at a university and develop the dominant professional and individual resources.

Keywords: self-determination; self-reflection; personal potential development; systemic self-reflection; professional personal potential; creative medium; individual resources; motivation; students; a model of professional personal potential development; adaptability; dialectics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.