_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 159.923 +378
Климов Владимир Михайлович
Аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Галай Игорь Алексеевич
Доцент кафедры педагогики, Куйбышевский филиал, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Куйбышев
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
личностный потенциал студентов
как фактор профессионального успеха
(обзор литературы)
Аннотация. В статье рассматривается значение личностного потенциала студентов для успешной профессиональной деятельности. Представлены различные взгляды на структуру личностного потенциала человека. На основе анализа литературы по проблеме выделены основные компоненты в структуре личностного потенциала: жизнестойкость, саморегуляция, целеустремленность, базисные убеждения и ценности, адаптивность, самореализация, коммуникативные способности, устойчивость. Обсуждаются факторы, влияющие на формирование и развитие личностного потенциала: пол, возраст, типология нервной системы, условия проживания, коммуникативные особенности. Предложены пути его развития у студентов при реализации образовательного и воспитательного процессов в вузе.
Ключевые слова: личностный потенциал, профессиональная деятельность, самодетерминация, саморегуляция, самореализация, адаптивность, коммуникативные способности.
Профессиональный успех - естественный результат самореализации в профессии, обеспечивающий высокий социальный статус, финансовую обеспеченность, продвижение по карьерной лестнице. Профессиональный успех является одной из важнейших составляющих развития и социализации человека [17].
Профессиональная успешность зависит от многих детерминант: профессиональных знаний, умений, личностных качеств, среди которых умение использовать свой личностный потенциал является одним из определяющих факторов [14].
При получении профессионального образования студенты оцениваются на экзаменах и зачетах по знаниям и умениям, реже по навыкам, а личностные качества подготовленности выпускника к профессиональному труду уходят на второй план. Как показывает жизнь, ценность специалиста часто зависит от его уверенности, активности, самоорганизации, умения управлять своими эмоциями, адаптивности к жизни. Многие люди, стремящиеся к профессиональному успеху, из-за своей робости, лени, страха перед из-
менениями упускают уникальные возможности, боятся проявить себя [16].
Исследования, проведенные российскими и зарубежными авторами, показали зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки человека [1; 3; 8; 11-13; 15; 32]. Все авторы сходятся во мнении о негативном влиянии неадекватной самооценки на социальное поведение человека и его деятельность.
Таким образом, в процессе обучения в вузе студенты должны формироваться не только в профессиональном плане, но и как специалисты с высоким личностным потенциалом. Наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности [7].
Структура личностного потенциала.
Как считают С. А. Богомаз и В. В. Ма-цута, личностный потенциал является системной характеристикой и объединяет
в единый конструкт устойчивость и гибкость, способность противостоять нежелательным изменениям и одновременно инициировать и осуществлять желательные [7].
По определению А. Г. Маклакова, личностной потенциал - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья.
Под личностным потенциалом Д. А. Леонтьев рассматривает «системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе ее способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [9, с. 157]. Личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности. Он включает в себя три подсистемы, соответствующие трем функциям саморегуляции. Первая из них - функция реализации, обеспечивающая успешную реализацию поставленных целей; вторая - функция ориентации, которая обеспечивает выбор целей, гибкое переключение с одних на другие и своевременный отказ от исчерпавших себя или дискредитировавших себя целей, т. е. саморазвитие, самосовершенствование; третья - функция сохранения, обеспечивающая устойчивость под давлением неблагоприятных обстоятельств [9].
Г. В. Осипов раскрывает личностный потенциал на основе социальных качеств личности как совокупность связанных между собой элементов, основанных на взаимодействии индивида с другими людьми: мотивированная жизненная цель; роль и положение человека в обществе; жизненные принципы и моральные убеждения; законы, которыми руководствуется человек; уровень интеллектуального развития, позволяющий занимать определенное положение в обществе и решать поставленные задачи; наличие образования; особенности психологических качеств индивида, его умение быстро и самостоятельно принимать решения [25].
Какова же структура личностного потенциала? В психологии достаточно сложным
является вопрос о параметрах личностного потенциала человека. В работах разных авторов приведены различные точки зрения. Однако в целом можно сделать вывод о том, что личностный потенциал может быть оценен по наличию у человека личностных качеств, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности и достижения значимых результатов [5].
B. В. Соколов выделяет следующие элементы в структуре личностного потенциала: интеллектуальные способности человека; профессиональный потенциал (знания, умения и навыки); способность к производственно-трудовой деятельности; способность к творческой самореализации; духовный потенциал (моральные, нравственные качества) [29].
C. А. Богомаз, В. В. Мацута включают в личностный потенциал такие параметры, как рефлексивность, жизнестойкость, самоорганизация деятельности, самодетерминация, качество жизни и удовлетворенность ею, показатели якоря карьеры и ценности [6].
На основании анализа литературных данных, А. В. Будакова, Ю. В. Сметанова выделяют следующие характеристики личностного потенциала: жизнестойкость как система убеждений в собственных возможностях преодолевать трудные жизненные ситуации; целеустремленность как способность ставить цели и достигать их; личностный рост как прогрессивная динамика внутреннего мира человека; автономия как стремление к самоуправлению, а также способность к управлению жизненными событиями [9].
Эмпирическими критериями самодетерминации выступают такие психологические показатели, как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действий, ощущение себя свободным, а также отдельные психолингвистические индикаторы (преобладание в речи глагола «хочу» над «должен»). Самодетерминация позволяет человеку согласовать имеющиеся у него ресурсы, к числу которых могут быть отнесены способности, личностные черты, нераскрытые возможности и задатки, для организации собственной жизнедеятельности в целом и для достижения поставленной цели в частности [20].
С. А. Богомаз, М. А. Мартынова в ходе
экспериментального исследования установили, что современным молодым людям свойственно высокое стремление к самодетерминации. Ее показатели коррелируют с жизнестойкостью, целеустремленностью, базисными убеждениями и удовлетворенностью жизнью, которые авторы рассматривают в качестве основных компонентов личностного потенциала [5].
И. И. Ашмарин рассматривает самоорганизацию в личностном потенциале как ядро личности, которое минимально подвержено влиянию социальной среды и позволяет преодолевать сложные жизненные ситуации [2].
В. Н. Куницына выделяет коммуникативно-личностный потенциал как комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируется такое интегральное коммуникативное свойство, как коммуникативная совместимость [18].
Личностный потенциал Т. В. Чернянов-ская с соавторами рассматривает как степень адаптивности студентов, которая зависит от личностных характеристик: уровня самооценки, особенностей эмоциональности и особенностей поведения [31].
По мнению Е. В. Разумовской, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [28, с. 11].
Одним из важнейших качеств потенциала личности, которое помогает раскрывать собственное «Я» в трудовой деятельности и жизни вообще, Е. Е. Киенко и И. С. Морозова считают самореализацию. Некоторые ученые рассматривают «самоактуализацию» и «самореализацию» как синонимы, отражающие стремление к раскрытию собственного потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), что соответствует исследовательской позиции Е. Е. Киенко и И. С. Морозовой [14].
К. Гольштейн ввел близкое к определению самореализации понятие «самоактуализация личности» как единственный существенный мотив [10].
Современной сложноорганизованной деятельности, в которую оказывается вовлеченным большое количество людей с разными социальными позициями, по мнению
С. А. Богомаз и О. В. Каракуловой, должен соответствовать профессионал, способный организовать эффективную коммуникацию. Проведенный корреляционный анализ продемонстрировал, что показатели коммуникации по методике «Диагностика особенностей общения» достоверно связаны с показателями толерантности к неопределенности, жизнестойкости, склонности к самоорганизации деятельности и удовлетворенности жизнью. Повышение коммуникативного потенциала у человека сопровождается тенденцией к более высокой его способности контролировать новые и экстремальные жизненные ситуации, а также тенденцией к более высокой жизнестойкости и склонности к самоорганизации деятельности [4].
Таким образом, на основании анализа литературы в структуре личностного потенциала можно выделить следующие основные характеристики:
- самодетерминация;
- жизнестойкость;
- саморегуляция;
- целеустремление;
- базисные убеждения и ценности;
- самоорганизация деятельности;
- устойчивость, сопротивляемость;
- гибкость (пластичность), адаптивность;
- инициатива, активность;
- самореализация, самоактуализация;
- коммуникативные способности.
Факторы, влияющие на формирование
и развитие личностного потенциала.
Говоря о факторах, влияющих на развитие личностного потенциала, необходимо обратиться к понятию «психологическая безопасность». Здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений нормального человека. А. В. Будакова с соавторами выдвигает предположение о том, что формирование позитивных базисных убеждений и чувство психологической безопасности являются одним из важнейших условий для развития личностного потенциала современных молодых людей [9]. По исследованиям, проведенным среди студенческой молодежи, авторы делают заключение о том, что для молодых людей характерна средняя степень убежденности в способности эффективно контролировать экстремальные ситуации. Вместе с тем у молодежи наблюдается и средняя степень выраженности
всех параметров, которые входят в структуру психологического благополучия.
Еще одним из важных факторов, влияющих на формирование личностного потенциала человека, является типология нервной системы. В одном из исследований С. А. Богомаз утверждает, что иррациональных экстравертов (в особенности интуитивных) можно характеризовать как тот тип людей, которые не склонны к целеполага-нию и самоорганизации собственной деятельности. Им более свойственно «плыть по течению, куда вынесет», импульсивно реагируя на меняющиеся ситуации. Они мало предсказуемы как для окружающих, так и для самих себя. Напротив, целеустремленность оказывается важным свойством рациональных интровертов, а склонность рационально организовывать свою деятельность - свойством рациональных экстравертов (в особенности сенсорных). Принадлежность человека к одному из этих типов целесообразно учитывать при прогнозировании особенностей его поведения и способности к самоорганизации деятельности [7].
Рассматривая темперамент с позиции степени выраженности определенных качеств, Н. А. Никашина предполагает, что в одной и той же деятельности разные люди добьются разных результатов [22]. Темперамент можно назвать «сквозной» характеристикой человека. От его типа зависят все психические процессы. Эта зависимость проявляется в активности памяти, мышления, восприятия, внимания, а значит, темперамент влияет на успешность выполнения деятельности, позволяя человеку выбрать единственно верный для него способ действий. Глубоко интровертированная личность «пропустит» некоторые предлагаемые ей возможности, но при этом сможет глубоко погрузиться в изучаемую на данный момент времени проблему. Экстравертированная личность сможет реализовать себя более успешно [22].
В развитие личностного потенциала вносят коррективы гендерные особенности. По результатам статистического анализа сравнения различных компонентов личностного потенциала студентов 4-го курса разных специальностей ведущих вузов г. Томска выявлены достоверные различия. У юношей в большей мере присутствует убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на ре-
зультат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Также достоверные различия в этих группах имеются по общему показателю жизнестойкости. Юноши имеют более высокие показатели жизнестойкости, способны выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности по сравнению с девушками. Эти данные также могут объяснить выбор юношами более «инструментальных» стратегий поведения [21].
Гендерную интерпретацию личностного потенциала затрагивает Л. Н. Ожигова [24]. Постоянное соотношение стратегий профессионализации с гендерной ролью способствует появлению напряжения, неудовлетворенности и ограничивает женщину в самореализации: профессиональные цели либо отсутствуют, либо постоянно отодвигаются, либо достижение их переживается как «проблемное» [14].
В своей работе С. А. Богомаз и О. В. Ка-ракулова провели анализ половых различий в особенностях коммуникации современной вузовской молодежи, который позволил выявить несколько более высокие значения показателя «конгруэнтность в коммуникации» у девушек в отличие от юношей. Следовательно, это может влиять на такой компонент личностного потенциала, как «коммуникативные способности»: однозначность и ясность своих сообщений, открытость и искренность в общении [4].
Условия проживания (социальная среда, географическое местоположение) также влияют на формирование личностного потенциала человека. Р. И. Айзман, И. А. Галай, А. В. Лебедев исследовали сравнительную характеристику личностного потенциала студентов первого курса НГПУ в г. Новосибирске (мегаполис) и филиале университета в г. Куйбышеве (районный центр) [19]. Оценка личностного потенциала студенток обоих городов свидетельствует как о наличии общих личностных качеств, характеризующих высокий уровень их жизненного потенциала, так и о наличии различий, связанных с условиями проживания. У студенток г. Новосибирска более выражены уровень рефлексии, жизнестойкости, удовлетворенности жизнью, самодетерминации, аутентичности и воспринимаемого
выбора, ориентации на карьеру и профессиональное становление, тогда как у студенток г. Куйбышева выше уровень целеустремленности, самоорганизации и физического здоровья. Авторы отмечают похожие различия в оценке личностного потенциала у юношей 1-го курса.
Влияние возрастного фактора тесным образом связано с ориентацией вузовской молодежи на профессиональную деятельность. Возрастные особенности оказывают влияние на базисные ценности и возможности их реализации («служение людям», «помощь людям», «желание сделать мир лучше»). Также возрастными особенностями объясняется и отсутствие ориентации на стабильность места жительства у молодежи, всегда испытывающей желание «попробовать себя» в разных жизненных ситуациях и побывать в разных географических местах [7].
Профиль обучения влияет на коммуникативные способности. А. В. Будакова отмечает ниже среднего уровень коммуникативно-личностного потенциала будущих технически ориентированных специалистов, показывает их невысокую личностную зрелость [9]. Это говорит о возможных сложностях в процессе дальнейшего профессионального и личностного самоопределения.
Как показывает исследовательский опыт С. А. Богомаз и О. В. Каракуловой, особенно дефицитарными у технически ориентированных юношей и девушек оказываются коммуникативные способности, от уровня развития которых во многом зависит возможность достижения личностно и социально значимых результатов.
О недостаточной степени развитости коммуникативного потенциала вузовской молодежи говорят С. А. Богомаз, В. В. Ма-цута [7]. Причину этого они видят в том, что в вузовском образовательном процессе, особенно на «негуманитарных» факультетах, традиционно не уделяется должное внимание становлению коммуникативной компетентности будущих профессионалов. На подобных факультетах отсутствует какая-либо система развития коммуникативных навыков и рефлексии результатов коммуникации.
Итак, для достижения успехов в профессиональной деятельности необходимо сохранять и развивать высокий личностный потенциал во время обучения в вузе.
Развитие личностного потенциала.
Формирование личности будущего специалиста должно основываться на личност-но-деятельностном подходе к студентам. Личностный подход в профессиональной подготовке осуществляется посредством индивидуального подхода. В образовательном процессе необходимо учитывать индивидуальные отличия (пол, темперамент, способности, интересы и т. д.) и в зависимости от этих различий подбираются темп, формы и методы обучения. Главная идея деятель-ностного подхода - это воспитание студентов в труде, втягивание в активную учебную деятельность, посредством которой осваивается профессиональная деятельность, развиваются память, внимание, мышление, личностный потенциал [16].
К развитию коммуникабельности приводит деятельность в группах из нескольких человек, работающих над одним заданием, проектом. Такие проекты должны проходить конкурсный отбор, который будет дополнительным мотивационным фактором для четкой, слаженной работы в группе, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении всех участников. В ходе совместной работы студенты будут неизбежно сталкиваться с конфликтными ситуациями, преодоление которых позволит приобрести определенный опыт по разрешению или предотвращению конфликтных ситуаций в будущей профессиональной деятельности [26].
Для развития инициативности творческой личности студента в университетах должны создаваться различные общественные организации, где главной действующей силой были бы сами студенты. К таким организациям можно отнести профсоюзы, старо-статы, студенческие ректораты, благодаря которым расширяется участие студентов в различных молодежных проектах, происходит взаимодействие студентов с региональными российскими и международными молодежными сообществами. Процесс работы в таких объединениях будет способствовать развитию организаторских способностей [30].
Участие студентов в конкурсах, олимпиадах, семинарах, конференциях формирует навыки влияния на окружающих, умение убеждать. В дискуссиях обучающиеся учатся четкой аргументации, сохранять выдерж-
ку и спокойствие в критических ситуациях.
Развитию социально значимых качеств личности способствует развитие информационных технологий в вузе. Их применение активирует мыслительную деятельность студентов, позволяет развивать креативность, самостоятельность обучающихся. Используя компьютерные возможности, студенты могут создавать проекты, презентации [23].
Построение образовательного процесса в вузе должно предусматривать все многообразные средства, формы и методы, направленные не только на эффективное формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и на развитие личностно ориентированных качеств студента, способствующих будущему профессиональному успеху.
На различные виды социальной активности студентов, способствующие развитию личностного потенциала ориентирует «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.», которая предусматривает проведение регулярных сезонных школ для активных участников социальных проектов, поддержку волонтерских проектов, разработку программ развития студентов в работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательными организациями [27].
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. О проблеме современного че-ловекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
2. Ашмарин И. И. «.. .Сладостное и всегда новое удовольствие...» // Человек. - 1999. - № 3. -С. 170-185.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
4. Богомаз С. А., Каракулова О. В. Типологические особенности коммуникативного потенциала // Вестник ТГУ. - 2011. - № 347. - С. 126-130.
5. Богомаз С. А., Мартынова М. А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи // Вестник ТГУ - 2012. - № 357. - С. 164-168.
6. Богомаз С. А., Мацута В. В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство: метод. пособ. -Томск: ТГУ, 2012. - 39 с.
7. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. - Вып. 12 - М.: СГУ, 2010. - С. 77-88.
8. Борисов Ю. А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 1. -С. 91-103.
9. Будакова А. В., Сметанова Ю. В., Богомаз С. А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник Томского государственного университета. -
2010. - № 338. - С. 156-159.
10. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации личности. - М.: МПА, 2001. - 158 с.
11. Гульянова Н. А. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник моск. ун-та. Психология. - 2001. -№ 3. - С. 68-75.
12. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
13. Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. - С. 58.
14. Киенко Е. В., Морозова И. С. Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности // Вестник КемГУ. - 2010. - № 3. -С. 69-78.
15. Корнеева Л. Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГ. - 1989. - Вып. 4. - С. 91-96.
16. Корчагин Е. А., Сафин Р. С., Осипов П. Н., Яруллина Л. П. Личностно-развивающий потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 1 (13). -С. 24-31.
17. Котовский В. В., Краснощеченко И. П. Представление студенческой молодежи о профессиональном успехе // Вестник ЧГПУ. - 2014. -№ 6. - С. 58-68.
18. КуницынаВ. Н., КазариноваН. В., Поголь-ша В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
19. Лебедев А. В., Галай И. А., Айзман Н. И., Айзман Р. И. Личностный потенциал студентов 1-го курса НГПУ // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 69-73.
20. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл,
2011. - 679 с.
21. Нефедова Д. И. Жизненные стратегии студенческой молодежи в процессах вхождения в инновационную деятельность // Инновационный личностный потенциал современной молодежи в развивающейся России: сборник материалов II Молодежного сибирского психологического форума и Всероссийской научной школы для молодежи (22 сентября - 2 октября 2009 г, Томск; Горно-Алтайск) / под ред. С. А. Богомаза,
Ю. В. Сметановой. - Томск: Издательство ТГУ, 2009. - С. 249-254.
22. Никашина Н. А. Темпераментальные особенности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 1 (4). - С. 45-61.
23. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел: Орловский государственный технический университет, 2000. - 145 с.
24. Ожигова Л. Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в професссии (на материале педагогической профессии): дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2000. - 21 с.
25. Осипов Г. В. Рабочая книга социолога. -М.: Либроком, 2009. - 287 с.
26. Практикум по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» / авт-сост. Е. Г. Агапова. - Самара: Изд-во СГЭА, 2009. - 84 с.
27. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180188 (дата обращения: 25.04.2015).
28. Разумовская Е. В. Социализация студенческой молодежи // Учитель. - 2005. - № 2. -С. 11-12.
29. Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта. - М.: Либроком, 2011. - С. 78-81.
30. Студенческое самоуправление в вузах России: материалы VI Общероссийской студенческой научно-практической конференции / ред. И. П. Кисилев, Д. М. Рябов. - СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2011. - 164 с.
31. Черняновская Т. В., Шептицкая Ю. В., Костенко Е. В. Личностные особенности, способствующие социально-психологической адаптации студентов к вузу [Электронный ресурс] // Третья Всероссийская интернет-конференция «Потенциал личности: комплексная проблема». - URL: http://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/ lichnostnyy-potencial-struktura-i-diagnostika/chitat-onlayn/page-7/ (дата обращения: 12.03.2015).
32. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. - 656 с.
33. Ellis A. The impossibility of achieving consistently good mental health // American psychology. - 1987. - Vol. 42. - Р. 75-91.
Klimov Vladimir Mihailovich
Graduate Student, Department of Anatomy, Physiology and Safet, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected]., Novosibirsk
Galai Igor Alekseevich
Assis. Prof., of the Department of Head of the Department of the Pedagogics, Kuibyshev Branch, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Kuibyshev
Aizman Roman Idelevich
Dr. Sci. (Biolog.), Prof., Head of the Department ofAnatomy, Physiology and Safety, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
personal potential of students as the factor of professional success (review literature)
Abstract. The article reviewed the significance of the personal potential of students for their successful professional activity. The different opinions of the structure of the personal human potential are presented. The analysis of the different articles on the subject allows us to pinpoint the main components in the structure of personal potential: vital capacity, auto regulation, sense of purpose, basic beliefs and values, adaptability, personal fulfillment, communication skills, stability. The following factors, influencing the formation and development of personal potential - sex, age, typology of the nervous system, housing conditions, special aspects of communicating - are discussed in the article. The ways of development of the personal potential of students, during their educational and training processes at the university, is suggested.
Keywords: personal potential, professional activity, auto regulation, personal fulfillment, adaptability, communication skills.
Поступила в редакцию 12.04.2015