Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика личностного потенциала юношей вуза в крупном городе и районном центре'

Сравнительная характеристика личностного потенциала юношей вуза в крупном городе и районном центре Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТЫ / МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КАРЬЕРА / PERSONAL POTENTIAL / STUDENTS / A PLACE OF LIVING / REFLEXIVITY / VITALITY / SELF-ORGANIZATION / QUALITY AND LIFE SATISFACTION / LIFE VALUES / CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галай Игорь Алексеевич, Лебедев Алексей Владимирович, Айзман Роман Иделевич

Статья посвящена изучению личностного потенциала студентов вуза крупного города и районного центра. Проведено исследование личностных характеристик юношей 18-20 лет, обучающихся по естественнонаучному и гуманитарному направлениям на первом курсе НГПУ в г. Новосибирске (25 чел.) и филиале университета в г. Куйбышеве (24 чел.). Изучение личностных характеристик проводили по тестам С. А. Богомаза и соавторов с помощью разработанной нами компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов». Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкоксона-Манна-Уитни. При оценке личностного потенциала обследуемых юношей установлено, что имеются как сходства в характеристике личностных установок, так и различия, связанные с условиями проживания. Среди студентов г. Новосибирска более выражены уровень рефлексии, жизнестойкости, удовлетворенности жизнью, самоорганизации, тогда как у студентов г. Куйбышева выше уровень целеустремлённости, ориентации на карьеру и профессиональное становление. Полученные результаты могут быть основой для организации воспитательного процесса с учетом выявленных личностных особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галай Игорь Алексеевич, Лебедев Алексей Владимирович, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to study the personal potential of University students in a megacity and the regional center. A study of the personal characteristics of the 1-st year mail students, 18-20-years old, enrolled in the natural sciences and the humanities fields at Novosibirsk State Pedagogical University in Novosibirsk (25 persons) and a branch of the University in Kuibyshev (24 people) has been performed. The study was carried out by Bogomaz’ SA et al. personal characteristics tests that have developed with the help of a computer program "Evaluation of social and psychological adjustment and personal potential of students". The results were analized by methods of variation statistics using a nonparametric Wilcoxon-Mann-Whitney test for independent parameters. At an estimation of personal potential of surveyed young men it is established, that there are both similarities in the characteristic of personal potential, and the differences related to living conditions. Among students in Novosibirsk there is more pronounced level of reflection, vitality, life satisfaction, self-organization, whereas the students in Kuibyshev have higher level of commitment, orientation on career and professional development. The results can be the basis for the organization of educational process taking into account the personal characteristics of identified students.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика личностного потенциала юношей вуза в крупном городе и районном центре»

3(25)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© И. А. Галай, А. В. Лебедев, Р. И. Айзман

DOI: 10.15293/2226-3365.1503.09

УДК 612.821 + 159.9 + 378 + 316.6

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНОШЕЙ

и

ВУЗА В КРУПНОМ ГОРОДЕ И РАЙОННОМ ЦЕНТРЕ*

И. А. Галай (Куйбышев, Россия), А. В. Лебедев, Р. И. Айзман (Новосибирск, Россия)

Статья посвящена изучению личностного потенциала студентов вуза крупного города и районного центра. Проведено исследование личностных характеристик юношей 18-20 лет, обучающихся по естественнонаучному и гуманитарному направлениям на первом курсе НГПУ в г. Новосибирске (25 чел.) и филиале университета в г. Куйбышеве (24 чел.). Изучение личностных характеристик проводили по тестам С. А. Богомаза и соавторов с помощью разработанной нами компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов». Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкоксона-Манна-Уитни. При оценке личностного потенциала обследуемых юношей установлено, что имеются как сходства в характеристике личностных установок, так и различия, связанные с условиями проживания. Среди студентов г. Новосибирска более выражены уровень рефлексии, жизнестойкости, удовлетворенности жизнью, самоорганизации, тогда как у студентов г. Куйбышева выше уровень целеустремлённости, ориентации на карьеру и профессиональное становление. Полученные результаты могут быть основой для организации воспитательного процесса с учетом выявленных личностных особенностей студентов.

Ключевые слова: личностный потенциал, студенты, место проживания, рефлексивность, жизнестойкость, самоорганизация, качество и удовлетворенность жизнью, жизненные ценности, карьера.

* Подготовлено и издано в рамках реализации Государственного задания № 2014/366 на выполнение НИР «Здоровье и безопасность в системе образования».

Галай Игорь Алексеевич - заведующий кафедрой физической культуры, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета; аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Куйбышев, Россия. E-mail: galay.igor@mail.ru

Лебедев Алексей Владимирович - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия. E-mail: lebedev_05@mail.ru

Айзман Роман Иделевич - доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия. E-mail: aizman.roman@mailyandex.ru

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

94

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

В условиях рынка труда к выпускникам вуза в первую очередь предъявляются не требования к готовому набору профессионально значимых качеств личности, а деятельностно-организационная способность «расти» в профессии, умение анализировать свою деятельность, быстро конструировать профессиональные навыки, осваивать новые профессиональные зоны, что возможно за счет актуализации личностного потенциала [14].

В этой связи приобретает важное значение правильная и оперативная диагностика указанных показателей, характеризующих личностный потенциал человека [1]. Особенно это актуально для будущих педагогов, родителей, поскольку именно они принимают участие в развитии личности и закладывают личностный потенциал ребёнка [2; 10].

В то же время характеристика личностного потенциала студенческой молодежи в динамике обучения в вузе, а также в зависимости от места проживания, профиля обучения, психофизиологических характеристик в литературе описана фрагментарно [9; 11; 13]. Решению некоторых из этих вопросов посвящена настоящая работа.

Цель исследования Изучить личностный потенциал юношей первого курса НГПУ, обучающихся в крупном научно-культурном городе и районом центре (на примере г. Новосибирска и г. Куйбышева). Методы и организация исследования Исходя из цели работы, в 2013-2014 гг. было проведено исследование личностных характеристик юношей 18-20 лет, обучающихся по естественнонаучному и гуманитарному направлениям на первом курсе НГПУ в г. Новосибирске (25 чел.) и филиале университета в г. Куйбышеве (24 чел.). Все обследованные были практически здоровыми (относились к III группам здоровья) и на момент исследова-

ния не имели острых заболеваний. Обследования выполнялись в первой половине дня (с 9 до 12 часов).

Изучение личностных характеристик проводили по тестам С. А. Богомаза и соавт. [5-7] с помощью разработанной нами компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов» [3; 12]. Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкок-сона-Манна-Уитни и считались достоверными прир < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ личностных показателей обследуемых студентов выявил различия по многим параметрам (табл. 1).

Большую роль в формировании личностного потенциала, успешной социально-психологической адаптации студентов и реализации их жизненных целевых установок имеет самоорганизация деятельности.

Полученные результаты по тесту «Самоорганизация деятельности» (табл. 1) указывают на наличие достоверных различий между студентами по нескольким аспектам. Так, показатель настойчивости оказался выше у куйбышевской группы, тогда как новосибирские студенты показали более высокие результаты по самоорганизации. По остальным параметрам достоверных различий не выявлено. Таким образом, полученные результаты, с одной стороны, могут свидетельствовать о различии доминирующих стимулов в организации учебной деятельности, с другой - о наличии у студентов обеих групп достаточно высокой самоорганизации.

Шкала удовлетворённости жизнью измеряет когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида и

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

95

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

отражает общую меру внутренней гармонии и психологической удовлетворенности [15]. У юношей г. Новосибирска обнаружена тенден-

ция к более высокому уровню удовлетворенности жизнью, что может быть обусловлено большим выбором возможностей и лучшими социально-экономическими условиями.

Таблица 1

Сравнение личностных показателей юношей 18-20 лет (баллы)

Показатель личностного потенциала Куйбышев Новосибирск Достоверность различий

Самоорганизация деятельности планомерность 16,9 ± 1,03 17,8 ± 1,0 н/д

целеустремленность 34,5 ± 1,22 34,0 ± 1,18 н/д

настойчивость 24,6 ± 1,01 21,8 ± 0,7 *

фиксация 19,7 ± 0,9 19,2 ± 1,12 н/д

самоорганизация 6,0 ± 0,49 8,0 ± 0,84 *

ориентация на настоящее 8,7 ± 0,37 8,2 ± 0,4 н/д

Удовлетворённость жизнью 21,8 ± 1,09 24,4 ± 1,13 н/д

Жизнестойкость 112,7 ± 4,31 120,2 ± 4,57 н/д

Якорь карьеры служение 4,8 ± 0,19 5,4 ± 0,23 н/д

вызов 4,6 ± 0,2 4,7 ± 0,22 н/д

предпринимательство 4,2 ± 0,22 4,7 ± 0,2 н/д

свобода для 5,1 ± 0,17 4,3 ± 0,16 **

свобода от 4,9 ± 0,17 4,1 ± 0,13 **

Самодетерминация аутентичность 14,0 ± 0,72 15,5 ± 0,45 н/д

самовыражение 10,1 ± 0,48 10,3 ± 0,51 н/д

выбор 18,0 ± 0,71 17,9 ± 0,59 н/д

Качество жизни физическое здоровье 14,4 ± 0,54 14,1 ± 0,47 н/д

переживания 19,3 ± 0,61 20,3 ± 0,45 н/д

активность в свободное время 12,2 ± 0,43 10,3 ± 0,36 **

сфера общения 18,4 ± 0,8 19,8 ± 0,51 н/д

Дифференциальная диагностика рефлексивности системная рефлексия 34,0 ± 1,49 37,6 ± 0,88 *

самокопание 19,4 ± 1,32 23,7 ± 1,02 *

фантазия 19,9 ± 1,29 25,0 ± 1,22 **

Примечание: * - достоверные различия между юношами г. Н * - р < 0,05;** - р < 0,01 овосибирска и г. Куйбышева:

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

96

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Жизнестойкость человека является одним из ключевых параметров личностного потенциала [3-4; 8]. Как показывают результаты исследования (табл. 1), достоверных отличий между юношами обеих групп не установлено, а абсолютные значения соответствовали среднему уровню условных норм, что может свидетельствовать о хорошем внутреннем потенциале и о больших возможностях юношей к успешной адаптации в условиях изменяющейся среды.

Для выявления желания и способности к сознательному планированию карьеры мы использовали модифицированный тест «Якоря карьеры». Установлено, что у юношей г. Куйбышева более высокие значения параметров «свобода для», и «свобода от», чем у юношей г. Новосибирска. Это может свидетельствовать о более высокой целеустремленности провинциальных жителей к профессиональной деятельности, карьере и, возможно, самореализации в целом.

Достоверных отличий по уровню самодетерминации личности между исследуемыми группами юношей не установлено, что указывает на нормальное состояние молодёжи, самотождественность, соответствие жизненных установок статусу организма и его положению.

На уровень жизнестойкости очень сильно влияет качество жизни. Как показали результаты исследования, у юношей г. Новосибирска и г. Куйбышева показатели практически не отличались, за исключением «активности в свободное время», где более высокие результаты установлены у юношей г. Куйбышева. Возможно, это обусловлено тем, что студенты-первокурсники легче адаптируются к более «домашней», для многих уже привычной, среде малого города, тогда как мегаполис предъявляет более жёсткие социально-бытовые требования к «вчерашним» школьникам.

При оценке результатов теста дифференциальной диагностики и рефлексивности было выявлено, что все три показателя были достоверно выше у студентов г. Новосибирска по сравнению с представителями г. Куйбышева. Системная рефлексия связана с самодистанцированием и свидетельствует о том, что молодые люди могут оценить себя со стороны, понять какими видят их окружающие, проанализировать отношения с другим субъектом. Более высокий уровень показателя «фантазия» у новосибирских студентов вполне объясним: крупный научно-технический и культурный центр предлагает большее количество соблазнов и, соответственно, гораздо более широкие возможности для развития фантазии. Более скрупулезное «самокопание», по-видимому, также связано с процессом освоения студентами мега-пространства, в котором амбициозная молодёжь оценивает себя, свои возможности и желания сквозь призму чужих жизненных достижений в искусстве, науке, спорте и т. д.

Для более глубокого понимания восприятия студенческой молодёжью окружающей социокультурной среды через призму субъективных стандартов «хорошей жизни» использовался тест «Базисные ценности». Анализируя результаты теста оценки ценностей по 20 утверждениям, важных для человека, как руководящих принципов в его жизни (табл. 2), мы пришли к выводу при их ранжировании по значимости, что для большинства студентов г. Новосибирска ценности распределись в следующем иерархическом порядке: быть здоровым, иметь семью, достичь желаемой цели, жить полной жизнью, любить и быть любимым. Для юношей г. Куйбышева наиболее значимые оказались ценности: достичь желаемой цели, жить полной жизнью, достичь успеха в профессии, достичь успеха в карьере, иметь хорошую работу.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

97

3(25)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

С одной стороны, эти результаты отражают общие для студенческой молодежи ценности, с другой - демонстрируют отличия,

обусловленные, вероятно, районом проживания, определяющим социально-экономические и культурные ценности населения.

Таблица 2

Базисные ценности студентов первого курса 18-20 лет г. Куйбышева и г. Новосибирска

Ранг Ценности Куйбышев Ранг Ценности Новосибирск

1 цель 6,6 1 здоровье 6,7

2 полнота жизни 6,4 2 семья 6,6

3 профессия 6,3 3 цель 6,6

4 карьера 6,2 4 полнота жизни 6,6

5 работа 6,2 5 любовь 6,6

6 здоровье 6,2 6 смысл 6,4

7 семья 6,0 7 профессия 6,1

Таким образом, оценка личностного потенциала юношей первого курса НГПУ, обучающихся в г. Новосибирске и г. Куйбышеве, свидетельствует как о наличии общих характеристик личностных установок, характеризующих высокий уровень их жизненного потенциала, так и различий, связанных с условиями проживания. У студентов г. Новосибирска бо-

лее выражены уровни рефлексии, жизнестойкости, удовлетворенности жизнью, самоорганизации, тогда как у студентов г. Куйбышева выше уровень ориентации на карьеру и профессиональное становление, целеустремлённости. Полученные результаты могут быть основой для организации воспитательного процесса с учетом выявленных личностных особенностей студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 21-26.

2. Айзман Р. И. Здоровье и безопасность - ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. - 2011. - № 6 (18). - С. 48-52.

3. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ. - Новосибирск: Рекламно-издательская фирма Новосибирск, 2013. - 40 с.

4. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 244-251.

5. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Здоровье нации - основа процветания России: материалы научно-практич. конгрессов Третьего Всерос. форума. - Москва, 2007. - Том 3, Часть 1. - С. 23-25.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

98

3(25)2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

6. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодёжи // Технология развития коммуникативной компетентности у студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации: сборник публикаций участников исследовательского проекта. - М.: СГУ, 2010. - С. 27-35.

7. Богомаз С. А., Мацута В. В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство. - Томск: ТГУ, 2012. - 39 с.

8. Гапонова Г. И. Методологическое обоснование педагогической идеи развития личностного потенциала как фактора профессионализации студента // Научные исследования в образовании. - 2007. - № 2. - С. 54-58.

9. Гапонова Г. И. Реализация личностного потенциала студента в процессе формирования профессионализма: монография. - Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2010. - 180 с.

10. Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал. - 2008. - № 29. - С. 86-89.

11. Кузнецова Л. М., Кузнецов В. Д., Тимошенко К. Т. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза // Гигиена и санитария. - 2008. - № 3. -

12. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от 11 апреля 2013 г. (г. Москва) / А. В. Лебедев, Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович

13. Литвинова Н. А., Казин Э. М., Коробецкая О. Н. Оценка показателей психофизиологического, биоритмологического и гормонально-метабологического статуса на адаптацию людей к оперативному труду // Физиология человека. - 1989. - Т. 15, № 1. - С. 167-169.

14. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 16-24.

15. Сыркин Л. Д. Формирование личностного адаптационного потенциала студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник психотерапии. - 2012. - № 1. - С. 114-122.

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

С.59-63.

99

2015, Vol. 5, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1503.09

Galay Igor Alekseevich, Head of the Department of Physical Education Kuibyshev branch of the Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev, Russian Federation. E-mail: galay.igor@mail.ru Alexey Vladimirovich Lebedev, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Anatomy, Physiology and Safety of life, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation E-mail: lebedev_05@mail.ru Aizman Roman Idelevich, Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Anatomy, Physiology and Safety of life, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

E-mail: aizman.roman@mailyandex.ru

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PERSONAL POTENTIAL OF YOUNG MEN OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE MAJOR TOWN AND DISTRICT CENTRE

The article is devoted to study the personal potential of University students in a megacity and the regional center. A study of the personal characteristics of the 1-st year mail students, 18-20-years old, enrolled in the natural sciences and the humanities fields at Novosibirsk State Pedagogical University in Novosibirsk (25 persons) and a branch of the University in Kuibyshev (24 people) has been performed. The study was carried out by Bogomaz' SA et al. personal characteristics tests that have developed with the help of a computer program "Evaluation of social and psychological adjustment and personal potential of students". The results were analized by methods of variation statistics using a nonparametric Wilcoxon-Mann-Whitney test for independent parameters. At an estimation ofpersonal potential of surveyed young men it is established, that there are both similarities in the characteristic of personal potential, and the differences related to living conditions. Among students in Novosibirsk there is more pronounced level of reflection, vitality, life satisfaction, self-organization, whereas the students in Kuibyshev have higher level of commitment, orientation on career and professional development. The results can be the basis for the organization of educational process taking into account the personal characteristics of identified students.

Personal potential, students, a place of living, reflexivity, vitality, self-organization, quality and life satisfaction, life values, career.

1. Adolf V. A., Zhuravleva O. P. Development of personal potential of the student in the training process. Siberian Pedagogical Journal. 2012, no. 2, pp. 21-26. (In Russian)

2. Aizman R. I. Health and safety are the key goals of education in modern conditions. Healthsaving Education. 2011, no. 6 (18), pp. 48-52. (In Russian)

Abstract

Keywords

REFERENCES

© 2011-2015 Bulletin NSPU

All rights reserved

100

2015, Vol. 5, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

3. Aizman R. I., Lebedev A. V., Aizman N. I. Method of assessment of socio-psychological adaptation and personal potential of students. Methodical textbook. Novosibirsk, 2013, 40 p. (In Russian)

4. Aizman R. I., Lebedev A. V., Aizman N. I., Rubanovich V. B. Psychophysiological and personal characteristics of first-year students of pedagogical higher education institution. Siberian Pedagogical Journal. 2013, no. 6, pp. 244-251. (In Russian)

5. Bogomaz S. A. Human resilience as a personal resource for coping with stress and achieve a high level of health. Health of the nation - the basis ofprosperity of Russia. Materials of scientific and practical congresses of the Third all-Russian forum. Moscow, 2007, vol. 3, part 1, pp. 23-25. (In Russian)

6. Bogomaz S. A., Mazuta V. V. The assessment of personal potential and the identification of basic types of orientation to professional activity of a modern University youth. Technology of development of communicative competence of students and graduate students studying in the field of priority directions of development of science, technology and engineering of the Russian Federation. Moscow, SSU Publ., 2010, pp. 27-35. (In Russian)

7. Bogomaz S. A., Mazuta V. V. The questionary methods for studing of personal potential methodological guide. Method. textbook. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2012, 39 p. (In Russian)

8. Gaponova G. I. Methodological substantiation of pedagogical ideas of the development of personal potential as a factor in the professionalization of the student. Research in education. 2007, no. 2, pp. 54-58. (In Russian)

9. Gaponova G. I. Realization ofpersonal potential of the student in the process ofprofessionalism formation. Monograph. Krasnodar, Kuban socio-economic institute Publ., 2010, 180 p. (In Russian)

10. Ger'anskaya N. O. Psychological and emotional health of the teacher in the conditions of modernization of education. Siberian Psychological Journal. 2008, no. 29, pp. 86-89. (In Russian)

11. Kuznetsova L. M., Kuznetsov V. D., Timoshenko K. T. Indicators of mental health of modern high school students and University students. Hygiene and sanitary. 2008, no. 3, pp. 59-63. (In Russian)

12. Lebedev A. V., Aizman R. I., Aizman N. I., Rubanovich V. B. Assessment of socio-psychological adaptation and personal potential of students. Certificate of state registration of computer program No. 2013615200 from April, 11, 2013. (In Russian)

13. Litvinova N. A., Kazin E. M., Korobetskaya O. N. Assessment of psycho-physiological indicators, and biorhythmic hormone-metabolicheskogo status of adaptation of people to the operational labor. Human Physiology. 1989, vol. 15, no. 1., pp. 167-169. (In Russian)

14. Maklakov A. G. Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions. Psychological Journal. 2001, vol. 22, no. 1, pp. 16-24. (In Russian)

15. Syrkin L. D. Formation of personal adaptation potential in students at the initial stage of learning at high school. Journal of psychotherapy. 2012, no. 1, pp. 114-122. (In Russian)

© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.