Научная статья на тему 'Сущность российской правовой политики на современном этапе развития общества, государства и права'

Сущность российской правовой политики на современном этапе развития общества, государства и права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / КОРРУПЦИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / LEGAL POLICY / GOVERNMENT / PUBLIC AUTHORITY / LEGAL RESPONSIBILITIES / POWER STRUCTURES / CORRUPTION / OFFICIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушхова Бэла Залимовна, Саркисова Кристина Андрониковна

В статье раскрывается сущность современной российской правовой политики как системной деятельности по оптимизации юридического ресурса, как комплекс мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кушхова Бэла Залимовна, Саркисова Кристина Андрониковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the Russian legal policy at the present stage of development of society, state and law

The article reveals the essence of modern Russian legal policy as a system of activities on optimization of the legal resource as a set of measures and actions to respond to problems and challenges the legal society.

Текст научной работы на тему «Сущность российской правовой политики на современном этапе развития общества, государства и права»

THE ESSENCE OF THE RUSSIAN LEGAL POLICY AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY, STATE AND LAW

Kushkhova Bella Salimovna, PhD of Juridical science, Senior Professor, Chair of Civil and Criminal Law

E-mail: bela_0808@mail.ru

Sarkisova Christina Andronikovna, Student,

E-mail: Kristina_sarkisova_ 1995@maii.ru

Russian State Social University (branch), Pyatigorsk

The article reveals the essence of modern Russian legal policy as a system of activities on optimization of the legal

resource as a set of measures and actions to respond to problems and challenges the legal society.

Keywords: Legal policy; government; public authority; legal responsibilities; power structures; corruption; official.

СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ политики НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 342

LD

Г-Н

О си

-О Q-

Ш <

В статье раскрывается сущность современной российской правовой политики как системной деятельности по оптимизации юридического ресурса, как комплекс мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества.

Ключевые слова: правовая политика; государство; публичная власть; юридическая ответственность; властные структуры; коррупция; должностное лицо.

Кушхова Б.З., 2015 Саркисова К.А., 2015

В условиях проводимых в современной России преобразований особую роль призвана играть правовая политика как одна из наиболее важных гарантирующих разновидностей государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества. Как справедливо отмечает A.B. Малько, "сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества" [3, с.14].

Правовая политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения. Как подтверждается практикой, эффективность регулирования наиболее важных и сложных общественных отношений неизмеримо возрастает, если оно осуществляется правовой политикой, ибо предполагает целенаправленную и последовательную деятельность на основе научно обоснованных механизмов, средств и принципов по достижению стратегических целей и тактическихзадач государства и общества и, наоборот, максимально исключает спонтанность, непредсказуемость, всевозможные отклонения от намеченных целей.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия. Она представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, основывается на принципах Конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

КУШХОВА Бэла Залимовна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра Гражданского и уголовного права, Ье!а_ 0808@таИ. ги

САРКИСОВА Кристина Андрониковна, студентка Kristina_sarkisova_ 1995@maii.ru

Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск

Правовая политика - это, прежде всего, системная деятельность по оптимизации юридического ресурса, это комплект мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества. "Правовая политика, - обоснованно замечает Н.И. Мату-зов, - всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы государства, а через государство - интересы всего общества, его граждан. И укрепление государственности, на что, собственно, направлены все нынешние структурные реформы, предполагает в первую очередь упрочнение ее правовых основ" [4, с.38].

Провозглашенный в настоящее время приоритет права предполагает ограничение последним действий публичной власти. М.А. Краснов совершенно справедливо назвал право "клеткой для власти" [2]. Именно право должно устанавливать пределы власти, вводить ее в рамки, призывать к порядку и самоограничению.

Публичная власть, осуществляя правовую политику, должна создавать целую систему ограничений для самой себя. При этом речь не идет об ослаблении власти, а, напротив, об усилении ее эффективности. "Сильное государство и всесильная бюрократия - это не одно и то же. Первое нужно гражданскому обществу как инструмент развития и поддержания порядка. Для защиты и укрепления демократических институтов. Вторая - смертельно опасна для него. Поэтому наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии" [5].

Б.С. Эбзеев правильно считает, что важным соединение принципа сильного дееспособного государства с принципом прочной гарантированное™ конституционно-правового статуса личности, способной эффективно противостоять государству в случае его неправомерного вторжения в сферу индивидуальной автономии личности или неисполнения им своих обязанностей перед гражданами [9, с.5].

Таким образом, повышение эффективности публичной власти напрямую зависит от проводимой ею правовой политики, важнейшим сегментом которой является установление и реальное применение мер юридической ответственности.

Субъекты публичной власти должны осознавать потенциальную возможность применения к ним ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей, злоупотребления и правонарушения и, следовательно, за извра-

щение самой сути публичной власти, призванной выполнять общесоциальные функции.

По нашему мнению, правовая политика в сфере установления ответственности для публичной власти наиболее наглядным образом проявляется в настоящее время в комплексе мер по противодействию коррупционным явлениям во властных структурах.

В России проблема коррупции стоит настолько остро, что ее решением занимается лично Президент, курируя разработку Национального плана противодействия коррупции [6] (далее, НППК).

По признанию высшего должностного лица государства - Президента РФ, коррупция поразила все уровни государственного аппарата. На парламентских слушаниях "Проблемы правового и организационного обеспечения борьбы с коррупцией" было отмечено, что особую тревогу вызывают преступления, связанные с коррупцией. Этот вывод подтверждается официальными статистическими данными, а также данными, приведенными в выступлениях руководителей министерств МВД, юстиции, ФСБ, Государственной Думы и Совета Федерации. Отметим, что данные по коррупции перестали быть информацией для служебного пользования, открыты и доступы общественности. Тем самым не только органы государственного управления, но и граждане могут оценить масштабы коррупции и их опасность для общества, государства и личности. Вывод о состоянии проблемы также приведем по официальным документам: повсеместное распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов составляет главную угрозу существованию государства и общества [1, с.316].

С первых дней своего президентства В.В. Путин определил две главные задачи во внутренней политике страны: продолжение судебной реформы и борьба с коррупцией. Глава Российского государства сделал еще один шаг, подтверждающий серьезность его намерений. Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции, он назвал первоочередны-

ми задачами "укрепление правовой и судебной систем, защиту права собственности, расширение свободы предпринимательства".

В настоящее время главным ориентиром в борьбе с коррупцией является Национальный план противодействия коррупции (НППК) на 2014-2015 гг., программу реализации которого наметил президиум профильного Совета при Президенте [7, с.29].

Среди мер по профилактике коррупции есть и давно ожидавшиеся: "Специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей РФ и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами РФ, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц; ...возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности...".

Закон также определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Среди них: "Сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; . ..развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами".

Кроме упомянутого федерального закона в НППК говорится о многочисленных законодательных поправках, вносимых с целями, некоторые из которых достойны особого упоминания. Так, впервые в отечественной практике появляется такая мера административного наказания госслужащего как дисквалификация.

Кроме того, предполагается уточнить требования к судьям, сенаторам, депутатам Госдумы и иныхуровней, членам избиркомов, главе Счетной палаты, его заму, аудиторам и служащим Центробанка; возложить на государственных и муниципальных служащих дополнительные запреты,ограничения и обязанно-

сти; поставить перед правоохранительными органами задачу "обнаружения имущества, подлежащего конфискации".

В числе первоочередных мер в плане значится: "Приведение санкций за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 23 Уголовного кодекса РФ, в соответствие с санкциями за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 30 Уголовного кодекса РФ". (Глава 23 УК - "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях"; глава 30 УК РФ - "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления").

Таким образом правовая политика по противодействию коррупции субъектов публичной власти в современной России основана на целом ряде мер, среди которых важнейшее значение имеют меры юридической ответственности. Неслучайно, как думается, ФЗ "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 в п. 4 ст. 3 особо подчеркивает необходимость неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений [8].

Кроме того, актуальность в настоящее время имеют меры чисто правового характера.

Для этого желательно разработать механизмы конституционной ответственности, к которой должен привлекать Конституционный Суд РФ по результатам обращений, жалоб отдельных граждан или коллективных образований как на высших должностных лиц государства, та к и на отдельные органы публичной власти.

Примечания:

1. Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления: Темат. сб. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации / отв. ред. Иванов Г. И. -М., 2008.-С. 316.

2. Краснов М.А. Ответственность власти / М.А. Краснов. - М., 1997. - С. 18; Он же. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Круглый стол // Государство и право. -2000. - № 3.

3. Малько A.B. Правовая политика субъектов РФ. Теоретический аспект // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. 26 сент. 2001. - Владивосток, 2002. -С. 14.

4. Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI века // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузо-ва и A.B. Малько. - М., 2006. - С. 38.

5. Посланиие Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 года // Электронный ресурс

6. Российская газета. - 2008. - 5 авг.

7. Россия и коррупция: кто кого. / Текст подгот. Регион, обществ, фондом "Информатика для демократии" (Фондом ИНДЕМ). - М., 2008. - С. 29.

8. СЗ РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.

9. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе российской государственности / Б.С. Эбзеев. - М., 2005. - С. 5.

X.

>

< X

UJ

POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY AND PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTA TION A T THE PRESENT STAGE

Soloviev Evgeniy Sergeevich, PhD of Sociology sciences, Senior Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: sol26rus@ya.ru

Currently, the Russian Federation continues to reform the local government system. The process of formation and the formation of municipal property and not yet completed. This requires the elaboration of additional measures that will eliminate the imperfection of the legislation in the field of municipal property relations. Keywords: local governments; municipal property; tariff policy; privatization of property; management of municipal property; property complexes; business entities.

"Х- УДК 342.55

О

LU

T

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛА СТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О_

2

© СоловьёвЕ.С., 2015

114

СОЛОВЬЕВ Евгений Сергеевич, кандидат

социологических наук, старший преподаватель, кафедра Гражданского и уголовного права, Российский государственный университет (филиал), Пятигорск 5о!2бги5@уап dex. г и

В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформа системы местного самоуправления. Процесс становления и формирования муниципальной собственности также еще не завершен. Для этого необходима выработка дополнительных мер, которые позволят устранить несовершенство законодательства в области отношений муниципальной собственности. Ключевые слова: органы местного самоуправления; муниципальная собственность; тарифная политика; приватизация имущества; управление муниципальным имуществом; имущественный комплекс, хозяйствующие субъекты.

I

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области муниципальной собственности путем владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, порядок которого определен в статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 209 ГК РФ.

Органы местной власти вправе создавать муниципальные учреждения и предприятия. Муниципальные предприятия создаются в качестве унитарных предприятий, основанных либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (в том числе казенные предприятия).

Все решения по вопросам участия муниципальных унитарных предприятий в коммерческих или некоммерческих предприятиях принимаются только с согласия собственника имущества. А в случае участия таких предприятий в коммерческих организациях, распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также акциями, принадлежащими унитарному предприятию, осуществляется также лишь с согласия собственника имущества [3, с. 47].

В соответствии с законодательством РФ часть прибыли от пользования имуществом унитарного предприятия, находящегося в хозяйственном ведении, вправе получать собственник имущества. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий поступает в мес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.