приговора. Их некачественная реализация на приговор никак не влияет, в то время как некачественное проявление какого-либо свойства приговора влечет признание его недействительным.
Значение свойств, предъявляемых УПК РФ к приговору суда по уголовному делу, заключается в том, что их несоблюдение влечет за собой отмену ранее вынесенного приговора в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, а следовательно, и во многом сделает бесполезной деятельность суда первой инстанции. Ведь в случае, например, отмены приговора в апелляционной инстанции, дело может быть вновь рассмотрено в полном объеме, что влечет существенную задержку, т.е. увеличивается время, затраченное на рассмотрение уголовного дела.
У.А. Мусеибов *
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ
Ключевые слова: дознание, орган дознания, специализированное подразделение дознания, предварительное расследование, следователь, дознаватель, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания.
U. A. Museibov. Essence of Remedial Powers of the Chief of Division of Inquiry
In article on the basis of the analysis of legal definitions of separate participants of criminal legal proceedings from charge and separate kinds of criminally-remedial activity features of the remedial status and essence of remedial powers of the chief of division of inquiry are opened. Recommendations about correct interpretation criminally-legal procedure, defining the remedial status and powers of the chief of division of inquiry are developed. Offers on perfection of the criminally-remedial legislation are made.
Сущность процессуальных полномочий и назначение любого участника уголовного судопроизводства находят концентрированное выражение в правовом определении его понятия, когда таковое закреплено в уголовнопроцессуальном законе.
Начальник подразделения дознания определяется в п. 17.1 ст. 5 УПК РФ как должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
* Аспирант Академии права и управления, [[email protected]]
Данное определение отражает, хотя и не все, но существенные признаки процессуального статуса начальника подразделения дознания. Однако оно не раскрывает содержания перечисленных его признаков. Это предполагает необходимость обращения к анализу правовых определений иных участников уголовного судопроизводства и видов уголовно-процессуаль-ной деятельности, обозначенных в указанном определении, а также вытекающих из него, в частности, таких как «дознание», «орган дознания», «специализированное подразделение», «предварительное расследование», «следователь», «дознаватель», «начальник органа дознания» и ряда других.
Дознание, согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ, представляет собой форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Дознание производится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечень которых определен в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, а по письменному указанию прокурора — и об иных преступлениях небольшой и средней тяжести.
Предварительное расследование в форме дознания в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ производится следователями и дознавателями.
Следователь определяется в п. 41 ст. 5 УПК РФ как должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а в ч. 1 ст. 38 УПК РФ — как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Первое определение не исключает возможность производства следователем предварительного расследования в форме дознания, второе, напротив, исключает такую возможность.
Производство дознания следователем предусмотрено законом (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) только по определенным категориям уголовных дел и является не специфичным для следователя видом процессуальной деятельности. В связи с этим мы поддерживаем высказанное в литературе рядом ученых1 предложение об исключении следователя из числа лиц, правомочных производить расследование в форме дознания и полагаем, что необходимо внести соответствующие изменения в ст. 151 УПК РФ, которые усилят гарантии процессуальной независимости следователя.
Начальник подразделения дознания уполномочен осуществлять предоставленные ему законом полномочия, как указано в ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ, только по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям.
1 См.: Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. № 11; Францифоров Ю.В. Актуальные проблемы производства предварительного расследования в форме дознания // Уголовное судопроизводство. 2010. № 2.
Дознавателем, согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Начальник органа дознания, согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, — это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Дознаватель производит дознание, таким образом, либо на основании полномочий, предоставленных ему законом, либо по поручению начальника органа дознания, что вытекает из этимологии терминов «правомочен» и «уполномочен»1, соединенных в правовом определении дознавателя союзом «либо». Из этого следует, что уголовно-процессуальный закон различает по основанию возникновения права на производство дознания две группы дознавателей. Первую группу составляют дознаватели, которые назначены в установленном порядке на соответствующую должность в специализированном подразделении государственного органа, полномочного производить расследование в форме дознания, и состоят в этой должности в соответствии со штатным расписанием данного органа. Они с момента назначения на должность (издания соответствующего организационно-распорядительного акта — приказа) становятся должностными лицами органа дознания и наделяются полномочиями по производству дознания законом. Вторую группу образуют дознаватели, которые занимают штатные должности в иных подразделениях тех же органов, в частности оперативных, не являющихся органом дознания, и приобретают право на производство дознания на основе специального поручения начальника органа дознания, выраженного, как правило, в форме письменного процессуального акта — постановления либо в форме резолюции.
Начальник подразделения дознания, как вытекает из его правового определения, закрепленного в п. 17.1 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, возглавляющим специализированное подразделение, специально созданное в структуре соответствующего органа дознании для производства дознания на постоянной основе и состоящее из штатных дознавателей, наделенных полномочиями по производству дознания законом. Для дознавателей таких подразделений осуществление предварительного расследования в форме дознания является основной функцией. По смыслу п. 17.1 ст. 5 и ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ полномочия начальника подраз-
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 468, 682.
деления дознания на дознавателей, уполномоченных на производство дознания начальником органа дознания, прямо не распространяются.
Согласно ст. 223.2 УПК РФ дознание в определенных случаях может производиться и группой дознавателей. Однако группа дознавателей подразделением не является. Возглавляется она руководителем группы, которым может быть назначен в каждом конкретном случае распоряжением начальника органа дознания и начальник подразделения дознания. Но по отношению к дознавателям, входящим в состав группы, он осуществляет полномочия не начальника подразделения дознания, а полномочия руководителя группы дознавателей, определенные ст. 223.2 УПК РФ.
Таким образом, начальник подразделения дознания — это должностное лицо, возглавляющее специализированное подразделение дознания органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, таможенных органов Российской Федерации, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также его заместитель. Именно в этих органах в настоящее время на основе ведомственных нормативных правовых актов созданы и функционируют специализированные подразделения дознания и в их штатных расписаниях предусмотрены должности дознавателей.
В правовом определении начальника подразделения дознания ключевыми терминами, определяющими сущность его процессуальных полномочий, наряду с составными терминами «дознание», «специализированное подразделение дознания», и «орган дознания», являются термины: «должностное лицо», «начальник», «возглавляющий» и «предварительное расследование».
Понятие должностного лица определяется в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, согласно которому должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Органы дознания, перечисленные в ст. 40 УПК РФ, являются, как явствует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, государственными органами, органами исполнительной власти. Следовательно, дознаватель, начальник органа дознания и начальник подразделения дознания, которые опре-
делены в ст. 5 УПК РФ как должностные лица органов дознания — являются работниками государственных органов. По характеру полномочий и выполняемых обязанностей в уголовном судопроизводстве они относятся к категории должностных лиц, выполняющих постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти либо организационно-распорядительные функции в государственных органах.
Согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ, требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Начальник подразделения дознания среди должностных лиц государства — участников уголовного судопроизводства, наделенных распорядительными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц, не указан и, следовательно, не является представителем власти. Он наделен организационно-распорядительными полномочиями только в отношении подчиненных ему дознавателей, что отражает специфику его процессуального положения как начальника подразделения дознания, руководителя коллектива должностных лиц, осуществляющих дознание.
Слово «начальник» означает в русском языке должностное лицо, руководящее, заведующее чем-либо \ а слово «руководитель» — лицо, которое направляет деятельность кого-либо Это близкие по значению слова. Начальник — тот же руководитель, но являющийся должностным лицом государства. Слово «возглавлять» означает в русском языке быть главным в ка-кой-либо совместной деятельности, направлять чью-либо деятельность и является синонимом слов «начальствовать», «руководить», «вести», «направлять», «управлять»3.
Термины «начальник» и «возглавлять» в правовом определении начальника подразделения дознания указывают на пределы его полномочий и его основную функцию, обусловленную целями его участия и назначением в уголовном судопроизводстве — процессуальное руководство уголовно-про-цессуальной деятельностью дознавателей.
Предварительное расследование, исходя из места регламентирующих его производство правовых норм в системе норм уголовно-процессуально-го закона, можно определить как уголовно-процессуальную деятельность,
1 См.: Словарь русского языка. Т. 2. М., 1987.
2 См.: Словарь русского языка. Т. 3. М., 1987.
л См.: Словарь русских синонимов // < http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-8979.htm >
осуществляемую следователем и дознавателем в целях создания необходимых условий для правильного разрешения уголовного дела судом, предпосылок для осуществления судом правосудия. Осуществление предварительного расследования определяет роль и назначение следователя и дознавателя в уголовном процессе. Уголовное преследование, являясь всего лишь одним из направлений деятельности следователя и дознавателя в рамках предварительного расследования, отдельно выделяется в законе лишь постольку, поскольку бремя доказывания подозрения и обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого в соответствии с ч. 2 ст. 14 УПК РФ лежит на стороне обвинения.
Осуществление предварительного расследования, так же, как и уголовного преследования, является не только правом, но и обязанностью следователя и дознавателя.
Основным содержанием предварительного расследования, как это вытекает из наименования и содержания норм, включенных в раздел восьмой УПК РФ, является уголовно-процессуальное доказывание, которое, согласно ст. 85 УПК РФ, состоит в собирании, проверке и оценке доказательств.
Доказывание является основным средством реализации дознавателем своих функций, в том числе функции уголовного преследования. Наряду с доказыванием дознаватель реализует свои функции посредством принятия процессуальных решений, в том числе о применении мер процессуального принуждения.
Начальник подразделения дознания не указан в ст. 86 и 87 УПК РФ в числе субъектов собирания и проверки доказательств, поскольку он не осуществляет данные виды деятельности за исключением случаев, когда он, пользуясь полномочиями дознавателя, лично осуществляет предварительное расследование в форме дознания. В то же время он является субъектом оценки доказательств и наделен для этого соответствующими полномочиями.
Осуществление предварительного расследования согласно ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ является правом, но не обязанностью начальника подразделения дознания. В ч. 1 ст. 151 УПК РФ он не указан в числе субъектов, обязанных производить предварительное расследование. Следовательно, предварительное расследование не является его основной функцией.
Начальник подразделения дознания не включен в ст. 21 и п. 47 и 55 ст. 5 УПК РФ в перечень должностных лиц государства, обязанных осуществлять уголовное преследование. Это не пробел в законе, как считают некоторые авторы \ предлагая восполнить его путем внесения дополнений в соответствующие нормы уголовно-процессуального закона.
1 См.: Темираев О.Т. К вопросу о толковании термина «уголовное преследование» в международном и российском уголовно-процессуальном законодательстве // Общество и право. 2008. № 2.
Полномочия начальника подразделения дознания определены в ст. 40.1 УПК РФ, включенной в гл. 6 УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения». Однако он не является субъектом непосредственного осуществления уголовного преследования. Уголовное преследование осуществляется начальником подразделения дознания опосредованно посредством процессуального руководства уголовным преследованием, осуществляемым подчиненными ему дознавателями при производстве дознания. Исключение составляют только случаи, когда он в соответствии с ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ производит дознание, пользуясь полномочиями дознавателя.
Основная функция начальника подразделения, исходя из положений ст. 40.1, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 151 и п. 17.1, 55 и 47 ст. 5 УПК РФ — процессуальное руководство уголовно-процессуальной деятельностью подчиненных ему дознавателей, прежде всего, уголовным преследованием. Данная функция осуществляется им посредством реализации предоставленных ему законом процессуальных полномочий, которые выступают в качестве правовых средств такого руководства. Это в основном средства контроля — систематического наблюдения и проверки соответствия нормативным требованиям определенного вида деятельности ', а также средства предупреждения и устранения нарушений нормативных требований и их последствий.
Назначение начальника подразделения дознания, сущность его процессуальных полномочий заключается в обеспечении законности, обоснованности и своевременности действий и решений подчиненных ему дознавателей, надлежащего и оптимального применения ими норм материального и процессуального права при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, поскольку они как должностные лица государства и участники уголовного судопроизводства обязаны в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные уголовно-процессу-альным законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ст. 21 УПК РФ), соблюдать разумные сроки уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ), нормы и принципы уголовно-процессуального закона (ст. 7 и 75 УПК РФ), отказаться от уголовного преследования невиновных (ст. 6 УПК РФ), установить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по каждому уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), обеспечить обязательное участие обвиняемого в судебном разбирательстве в качестве подсудимого (ст. 247 УПК РФ) и тем самым создать все необходимые предпосылки для осуществления правосудия судом.
1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. С. 268.
Уголовно-процессуальная деятельность начальника подразделения дознания в виде процессуального руководства деятельностью подчиненных ему дознавателей является одной из гарантий законности в деятельности дознавателей как должностных лиц государства и участников уголовного судопроизводства.
С.А. Сумин*
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФИКСАЦИИ И ЗАЩИТЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ключевые слова: технические средства, правоохранительные органы, уголовное судопроизводство, биометрическая идентификация, GPS-позициониро-вание, Электронно-цифровая подпись (ЭЦП).
S.A. Sumin. Assuring of Security for Participants of Criminal Process Applying Innovative Technical Means for Fixation and Further Defence of Proving Information
In the present article it tells upon the problem ofassuring ofproper implementation legal base during investigation process, using different innovative technical means. The innovative development in judicature and police forces in all levels and dimensions has been considerably fastening in recent time. The legislature can scarcely follow in this direction with the same capacity of adaptation. That is why, using innovative technology is relatively hindered in helping fight criminalty. Inapting, controversial diversity and even lack of legal base in this field of criminal justice lead to far-going legal and processional problems, mostly influencing the quality of inquiry measures, processional trial measures, andfinally damaging human and civil rights of citizens.
One of essential hindernis for using of results of implementation of technical innovations in criminaljustice is controversy ofform and meaning of existing legal base for proving, as in regard to Criminal Process law of the Russian Federation.
На протяжении всего XX в. применение технических средств в сфере уголовного судопроизводства происходило нарастающими темпами. В последние годы внедрение значительного количества технических средств самого разного назначения в обыденную практику правоохранительных органов ускорилось настолько, что действующее законодательство не успевает
* Старший следователь по особо важным делам организационно-зонального отдела Главного следственного управления, майор юстиции, [[email protected]]