Научная статья на тему 'Сущность процесса формирования самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера'

Сущность процесса формирования самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОФИЦЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУЩНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ / СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / ФОРМИРУЮЩЕ-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SELF-DETERMINATION / OFFICER ACTIVITY / ESSENCE / FORMATION / STAGES / SYSTEM / PRINCIPLES / CADETS / MILITARY HIGH SCHOOLS / THE FORMATIVE-DEVELOPING ENVIRONMENT / POST-NONCLASSICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерополов Евгений Петрович

Актуальность статьи обосновывается тем, что в современных условиях ускоряющегося научно-технического прогресса тенденция устаревания знания становится очевидной. Это делает деятельность офицера и без того сложную и напряженную еще более проблемной, что предъявляет особые требования к подготовке военных профессионалов, так как военная сфера является флагманом по внедрению инноваций. Одновременно актуализируется проблема самоопределения к деятельности офицера, без которого невозможно стать настоящим профессионалом. Усиливается противоречие между возрастающими требованиями к подготовке офицеров самодостаточных в своей деятельности, устойчивых в проблемных ситуациях профессионального и нравственно-этического характера и возможностями образовательного процесса вузов по их реализации. Разрешению выявленного противоречия будет способствовать уточнение сущностных моментов понимания процесса формирования самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера. В статье установлены место и роль самоопределения к деятельности офицера курсантов военных вузов в общем результате подготовки военного профессионала, которым является самодостаточность. Доказано, что при рассмотрении сущности самоопределения необходимо учитывать его сложную природу и опираться на постнеклассический подход. Дано авторское понимание сущности самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера и процесса его формирования. Выделены этапы и специфические особенности данного процесса. Обоснована роль среды в его осуществлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерополов Евгений Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of process of formation of self-determination of cadets of military high schools to activity of the officer

Urgency of article substantiates that in modern conditions of being accelerated scientific and technical progress the tendency of obsolescence of knowledge becomes obvious. It does activity of the officer and without that difficult and intense even more problem that makes special demands of training of military professionals as the military sphere is a leader on introduction of innovations. The problem of self-determination to activity of the officer without which it is impossible to become the true professional is at the same time promoted. The contradiction between increasing requirements to training of officers self-sufficient in the activity, steady in problem situations professional, moral and ethical character and opportunities of educational process of high military schools for their realization amplifies. Permission of the revealed contradiction will be promoted by specification of the intrinsic moments of understanding of process of formation of selfdetermination of cadets of military high schools to activity of the officer. In article the place and the role of self-determination to activity of the officer of cadets of military high schools in the general result of training of the military professional are established. It is proved that by consideration of self-determination’s essence it is necessary to consider its multiple nature, and to rely on post-nonclassical approach. The author's understanding of essence of selfdetermination of cadets of high military schools to activity of the officer and process of its formation is given. Stages and specific features of this process are allocated. The environment role in its implementation is proved.

Текст научной работы на тему «Сущность процесса формирования самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера»

УДК 37.02

Ерополов Евгений Петрович

ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ

Россия, Москва Адъюнкт кафедры педагогики E-Mail: erya@nm.ru

Сущность процесса формирования самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера

Аннотация: Актуальность статьи обосновывается тем, что в современных условиях ускоряющегося научно-технического прогресса тенденция устаревания знания становится очевидной. Это делает деятельность офицера и без того сложную и напряженную еще более проблемной, что предъявляет особые требования к подготовке военных профессионалов, так как военная сфера является флагманом по внедрению инноваций. Одновременно актуализируется проблема самоопределения к деятельности офицера, без которого невозможно стать настоящим профессионалом. Усиливается противоречие между возрастающими требованиями к подготовке офицеров самодостаточных в своей деятельности, устойчивых в проблемных ситуациях профессионального и нравственно-этического характера и возможностями образовательного процесса вузов по их реализации. Разрешению выявленного противоречия будет способствовать уточнение сущностных моментов понимания процесса формирования самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера.

В статье установлены место и роль самоопределения к деятельности офицера курсантов военных вузов в общем результате подготовки военного профессионала, которым является самодостаточность. Доказано, что при рассмотрении сущности самоопределения необходимо учитывать его сложную природу и опираться на постнеклассический подход. Дано авторское понимание сущности самоопределения курсантов военных вузов к деятельности офицера и процесса его формирования. Выделены этапы и специфические особенности данного процесса. Обоснована роль среды в его осуществлении.

Ключевые слова: Самоопределение; офицерская деятельность; сущность;

формирование; этапы; система; принципы; курсанты; военные вузы; формирующе-развивающая среда; постнеклассический подход.

Идентификационный номер статьи в журнале 28РУЫ114

Evgeny Eropolov

Military university of the Ministry of Defense of Russian Federation

Russia, Moscow E-Mail: erya@nm.ru

Essence of process of formation of self-determination of cadets of military high schools to activity of the officer

Abstract: Urgency of article substantiates that in modern conditions of being accelerated scientific and technical progress the tendency of obsolescence of knowledge becomes obvious. It does activity of the officer and without that difficult and intense even more problem that makes special demands of training of military professionals as the military sphere is a leader on introduction of innovations. The problem of self-determination to activity of the officer without which it is impossible to become the true professional is at the same time promoted. The contradiction between increasing requirements to training of officers self-sufficient in the activity, steady in problem situations professional, moral and ethical character and opportunities of educational process of high military schools for their realization amplifies. Permission of the revealed contradiction will be promoted by specification of the intrinsic moments of understanding of process of formation of selfdetermination of cadets of military high schools to activity of the officer.

In article the place and the role of self-determination to activity of the officer of cadets of military high schools in the general result of training of the military professional are established. It is proved that by consideration of self-determination’s essence it is necessary to consider its multiple nature, and to rely on post-nonclassical approach. The author's understanding of essence of selfdetermination of cadets of high military schools to activity of the officer and process of its formation is given. Stages and specific features of this process are allocated. The environment role in its implementation is proved.

Keywords: Self-determination; officer activity; essence; formation; stages; system; the principles; cadets; the military high schools; the formative-developing environment; post-nonclassical approach.

Identification number of article 28PVN114

Современные требования к подготовке военного профессионала обусловлены все возрастающими темпами научно-технического прогресса и не менее стремительным развитием военного искусства. Все это обусловливает феномен «устаревания знаний», особенно в военном деле, что было отмечено рядом военачальников и теоретиков военного искусства (Мольтке, А.В. Суворов, М.И. Драгомиров). В современных условиях данная тенденция лишь усиливается. На сегодняшний день средний срок от появления новой идеи до ее практического воплощения составляет менее 5 лет [1, а 362].

Результатом подготовки офицера должна явиться его самодостаточность. Это убедительно показывает в своей докторской диссертации В.Н. Гуляев [2]. Одновременно актуализируется проблема самоопределения к деятельности офицера, без которого невозможно стать настоящим профессионалом. Вместе с тем анализ источников показывает, что формирование самоопределения курсантов вузов силовых ведомств к деятельности офицера все еще имеет массу недостатков, не используются резервы, имеющиеся у военных вузов в этом вопросе, и результат данного процесса оставляет желать лучшего.

Понимая самодостаточность как синоним профессиональной компетентности офицера, мы одновременно считаем самоопределение к деятельности офицера условием ее формирования и необходимой составной частью.

Таким образом, по нашему мнению самоопределение обладает двойственностью свойств по аналогии с частицами микромира. Это в свою очередь предполагает отход от классического подхода при исследовании данного феномена, и обращение к постнеклассическому. Его особенностями являются опора на многосущностное рассмотрение природы объекта и, что представляет для нас больший интерес - исследование саморазвивающихся открытых неравновесных систем. Необходимость применения постнеклассического подхода при изучении деятельности офицера обусловливается тем, что исследователи традиционно рассматривают Вооруженные Силы, силовые ведомства как самоорганизующиеся открытые неравновесные динамические социальные системы. Часто употребляемое выражение «военный организм», которое можно встретить в работах военных мыслителей еще XIX в., является тому примером. Вместе с тем, рассуждая о таких системах, и подчеркивая их способность к саморазвитию, В. Твердислов утверждает, что без нравственноэтического компонента, справедливости, самоорганизующиеся открытые неравновесные динамические социальные системы обречены на вырождение и лишаются этой способности

На эту особенность справедливости указывали также А.В. Суворов [8] и ряд других военных мыслителей. По нашему мнению справедливость играет важную роль в процессах формирования и осуществления самоопределения к деятельности офицера. Она представляет собой меру соразмерности профессионального поведения и деятельности офицера с теми, с кем он взаимодействует. Справедливость является условием взаимосодействия -своеобразного механизма саморегуляции и саморазвития в команде. Также она выполняет функцию меры неравновесности системы. Следование справедливости требует от офицера самопреодоления вплоть до самоотвержения, так как справедливость является выражением самопожертвования, самоотрицания (В.С. Соловьев) [7].

Вместе с тем сама справедливость является по нашему мнению своеобразным синергийным эффектом системы принципов офицерской деятельности. О системе принципов идет речь на том основании, что они проявляются в комплексе и взаимосодействуют друг

Классики военной мысли писали о неких «руководящих военных идеях» [5, а 241] как отличительной черте офицера (В.А. Самонов, В.Л. Райковский, М.И. Драгомиров).

[9].

другу.

Г.П. Щедровицкий утверждает, что принципы составляют «краеугольный камень» жизни человека, и осмысленной является только принципиальная жизнь. Ради следования принципам человек готов подвергаться лишениям, «сгореть из-за этого» и только в этом случае допустимо говорить о принципиальности [10]. Принципы офицерской деятельности -это принципы, возникшие в процессе самоопределения наших предшественников к офицерской деятельности.

Но необходимо сразу оговориться, что в готовом виде «присвоить» систему принципов нельзя. Для этого личности необходимо проделать своего рода работу. А.Г. Асмолов рассуждая о смыслообразующих ценностях говорит, что «они не берутся извне, а порождаются внутренним выбором и сразу же приобретают личностный смысл, т.е. превращаются в достояние личности» [3, а 118].

Происходит это по нашему мнению следующим образом. В рамках постнеклассического подхода активность человека как живой самоорганизующейся системы можно представить в виде своеобразной уровневой шкалы:

ситуативная;

проективная;

критическая;

конструктивная;

ценностная.

Крайние уровни этой шкалы - ситуативная и ценностная активности как таковой работой личности не являются, т.е. это наборы готовых решений, шаблоны, стереотипы. Тогда как средние уровни представляют собой рефлексивную деятельность, что и является в нашем понимании этой работой. Результаты этой рефлексивной деятельности дают приращения ситуативному и ценностному уровням в виде шаблонов и ценностей. Ценностный уровень и порождает принципы. В.П. Зинченко рассуждая о шаблонах и рефлексии утверждает, что шаблоны «разгружают» психику, делают жизнь «удобной и безопасной», в то время как рефлексия - «занятие трудоемкое», но она незаменима там, «где шаблоны бессильны, где требуется подлинная самостоятельность, творческие решения, осмысление своего места в жизни» [там же, а 113]. А И.С. Кон добавляет, что верность принципам и твердость убеждений без творческого мышления превращаются в свою противоположность: «на крутых поворотах истории люди такого типа либо ломаются, либо провоцируют никому не нужные социальные конфликты» [там же, а 125].

Но по нашему мнению, когда речь идет о рефлексии, то мы говорим о саморегуляции, не затрагивая еще уровень саморазвития. Уровнем, при котором офицер как система выходит на уровень саморазвития, является уровень рефлексивной культуры. Мы придерживаемся трактовки рефлексивной культуры данной В.Н. Гуляевым. По его мнению, под рефлексивной культурой следует понимать способ самоорганизующегося развития субъекта профессиональной деятельности, противодействующий его склонности к депрофессионализации [2, а 292]. Рефлексивная культура представляет собой, таким образом, определенный уровень развития рефлексии, являясь своеобразной функцией меры неравновесия человека как устойчиво-неравновесной сложноорганизованной системы.

Рефлексивная культура влияет на результат самоопределения к деятельности офицера, который представляет собой функциональную систему. Это нелинейная динамическая функциональная система, которая ведет к полезному результату - саморегуляции профессиональной деятельности и поведения офицера и достижению динамической устойчивости на этой основе в устойчиво-неравновесном мире. Вместе с тем

функционирование данной системы будет представлять собой самоопределение как процесс. Оно актуализируется каждый раз в проблемных ситуациях деятельности офицера.

Таким образом, самоопределение курсантов вузов силовых ведомств к деятельности офицера - это процесс и результат функционирования своеобразной функциональной системы саморегуляции профессиональной деятельности и поведения офицера на основе императива справедливости, посредством которого проявляются нравственно-этические и профессиональные принципы офицерской деятельности.

Вместе с тем, рассуждая о формировании самоопределения курсантов вузов силовых ведомств к деятельности офицера, необходимо отметить, что по нашему мнению данный процесс состоит из двух этапов.

Хронологически первым выступает этап «самоопределения к деятельности офицера», во время которого актуализируются ресурсы самоубеждения, самовнушения, подражания и конечным результатом должны выступать сформированные интерес и влечение к офицерской деятельности. Целью данного этапа формирования самоопределения к деятельности офицера является привлечение к деятельности офицера. Но мы согласны с В.П. Зинченко, который отмечает, что «самоопределение меньше всего формируется по схемам подражания» [3, а 129]. В связи, с чем ключевым в педагогическом процессе формирования самоопределения курсантов вузов силовых ведомств к деятельности офицера мы считаем второй этап.

После поступления в военно-учебное заведение курсант сталкивается со сторонами деятельности офицера, которые в силу различных причин, он не мог познать на первом этапе. И здесь начинается собственно второй этап процесса формирования - «самоопределение в деятельности». Данный этап неоднороден и включает в себя ряд качественно различающихся стадий. По нашему мнению самоопределение создает фазовые переходы в развитии личности, которое в конечном итоге должно стать саморазвитием.

На данном этапе курсант погружается в квазипрофессиональную деятельность, которая имманентно содержит в себе принципы деятельности офицера. Вместе с тем Г.П. Щедровицкий обращает внимание, что принципы усваиваются, объективируются при условии их проживания [10]. Следовательно, квазипрофессиональная деятельность курсантов на данном этапе должна максимально моделировать деятельность офицера со всеми ее проблемами и тяготами, заставлять курсанта «проживать» принципы офицерской деятельности, пропуская их через себя. Но деятельность воздействует не прямо, а посредством среды, при этом делая ее развивающей. На это в частности указывает М. Полани [6, а 235].

Наряду с этим развитие неразрывно связано с формированием. При развитии происходят изменения личности, можно сказать, что меняется ее содержание. Вместе с тем, «переход на новый этап требует перестройки формы, ее обновления, так как оптимальность развития достигается только при взаимном соответствии содержания и формы» [4]. То есть наряду с развитием идет формирование. Формирование качеств, способностей, убеждений и т.д. Поэтому в контексте нашего исследования целесообразно говорить о формирующе-развивающей среде.

Таким образом, под формированием самоопределения курсантов вузов силовых ведомств к деятельности офицера мы понимаем моделирование субъектами данного процесса в образовательном процессе вуза системы принципов деятельности офицера посредством проектирования и реализации формирующее развивающей среды, максимально актуализирующей ситуации самовыведения этих принципов курсантами.

То есть, самоопределение в деятельности, в генезисе, - это актуализация ресурсов самопреодоления индивидом «прежнего себя». Успешность этого этапа - соответствие

нравственно-этическим и собственно профессиональным принципам деятельности офицера, ставших внутренним регулятором поведения в бою и в повседневной жизни.

Таким образом, вузы силовых ведомств не в полной мере используют резервы повышения эффективности процесса формирования самоопределения курсантов к деятельности офицера. Они заключаются в более полном использовании возможностей воинской деятельности и военного быта посредством проектирования и реализации формирующе-развивающей среды военно-образовательного учреждения. Сам же процесс формирования самоопределения, которое имеет процессуальную и результативную стороны, качественно неоднороден и состоит из двух этапов. При ключевом значении второго этапа -«самоопределения в деятельности», в течение которого главенствующая роль отводится формирующе-развивающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грязнова AX., Чечелева Т.В. Экономическая теория: Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2005. - 592 с.

2. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВУ, 2003. - 302 с.

3. Как построить свое «я» / Под. Ред. В.П. Зинченко М.: Педагогика, 1991 - 131 с.

4. Киндеркнехт A. Диалектика формы и содержания в переводе поэтических произ ведений [электронный ресурс]. URL: http://lecton.perm.ru/a_kinderknekht1.shtml (дата обращения 12.05.2013).

5. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. ЮА. Галушко, A.A. Колесников; Под ред. В.Н. Лобова. - М.: Воениздат, 1990. - 364 с.

6. Полани М. Личностное знание / М. Полани. - СПб.: Aльфа, 2001. - 344 с.

7. Справедливость и правосудие / сайт Центра экономического анализа и

экспертизы [электронный ресурс] URL: http://www.ceae.ru/urids-sprav-

pravosud.htm (дата обращения 12.05.2013).

8. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам A^. Суворова и М.И. Драгомирова. - М.: Русский путь, 2000. - 184 с.

9. Твердислов В. Эволюция как способ самоорганизации активных сред / лекция

на сайте Постнаука. Систем. требования: Adobe Flash Player. URL:

http://postnauka.ru/lectures/14256 (дата обращения 15.06.2013)

10. Щедровицкий Г.П. Понимание и интерпретации схемы знания //

Некоммерческий научный фонд Институт развития им. Г.П. Щедровицкого [электронный ресурс] URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/53 (дата

обращения 20.05.2013).

Рецензия: Гуляев Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Grjaznova A.G., Checheleva T.V. Jekonomicheskaja teorija: Uchebnik. - M.: Izd-vo «Jekzamen», 2005. - 592 s.

Guljaev V.N. Razvitie teorii i praktiki problemno-dejatel'nostnogo obuchenija v vysshej voennoj shkole: dis. ... d-ra ped. nauk. - M.: VU, 2003. - 302 s.

Kak postroit' svoe «ja» / Pod. Red. V.P. Zinchenko M.: Pedagogika, 1991 - 131 s.

Kinderkneht A. Dialektika formy i soderzhanija v perevode pojeticheskih proizvedenij [jelektronnyj resurs]. URL: http://lecton.perm.ru/a_kinderknekht1.shtml (data

obrashhenija 12.05.2013).

O dolge i chesti voinskoj v rossijskoj armii: Sobranie materialov, dokumentov i statej / Sost. Ju.A. Galushko, A.A. Kolesnikov; Pod red. V.N. Lobova.- M.: Voenizdat, 1990. - 364 s.

Polani M. Lichnostnoe znanie / M. Polani. - SPb.: Al'fa, 2001. - 344 s.

Spravedlivost' i pravosudie / sajt Centra jekonomicheskogo analiza i jekspertizy [ jelektronnyj resurs] URL: http://www.ceae.ru/urids-sprav-pravosud.htm (data

obrashhenija 12.05.2013).

Strategija duha: Osnovy vospitanija vojsk po vzgljadam A.V. Suvorova i M.I. Dragomirova. - M.: Russkij put', 2000. - 184 s.

Tverdislov V. Jevoljucija kak sposob samoorganizacii aktivnyh sred / lekcija na sajte Postnauka. Sistem. trebovanija: Adobe Flash Player. URL:

http://postnauka.ru/lectures/14256 (data obrashhenija 15.06.2013)

Shhedrovickij G.P. Ponimanie i interpretacii shemy znanija // Nekommercheskij nauchnyj fond Institut razvitija im. G.P. Shhedrovickogo [jelektronnyj resurs] URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/53 (data obrashhenija 20.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.