УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА
Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров
СУЩНОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье рассматривается сущность такого явления, как противодействие предварительному расследованию; раскрывается содержание деятельности по преодолению противодействия; рассматриваются некоторые способы и тактические приемы преодоления противодействия.
Ключевые слова: противодействие предварительному расследованию, приемы противодействия, преодоление противодействия расследованию, принципы деятельности по преодолению противодействия.
N.S. Manova, Yu.V. Frantsiforov
THE ESSENCE OF COUNTERACTION TO PRELIMINARY INVESTIGATION AND POSSIBILITY OF ITS OVERCOMING
In article the essence of such phenomenon as counteraction to preliminary investigation, reveals a being of activity on counteraction overcoming is considered, and some ways and tactical receptions of overcoming of counteraction are considered.
Keywords: counteraction to preliminary investigation, counteraction receptions, counteraction overcoming to investigation, activity principles on counteraction overcoming.
Деятельность следователя по установлению фактических обстоятельств совершенного преступления и доказыванию виновности обвиняемого существенно осложняется в связи с оказанием противодействия обвиняемого (подозреваемого), его защитника, и иногда и иных участников предварительного расследования. Такое противодействие расследованию мешает следователю всесторонне и полно установить обстоятельства предмета доказывания, затрудняет собирание доказательств, отрицательно сказывается на сроках расследования.
Понятие «противодействие» в словарях русского языка определяется как сопротивление кому-либо, чему-либо, как действие, препятствующее другому действию, направленное против него1. В криминалистической литературе сущность противодействия расследованию рассматривается как противоправная деятельность лиц, заинтересованных в исходе дела, которая может выражаться в
© Манова Нина Сергеевна, 2013
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса (Саратовская государственная юридическая академия).
© Францифоров Юрий Викторович, 2013
Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса (Саратовская государственная юридическая академия).
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
умышленных или (реже) неумышленных действиях, направленных на сокрытие преступления и уклонение от ответственности; оказании давления на свидетелей и потерпевших; в насильственных действиях в отношении следователя и т. п.2, т. е. в любых действиях, направленных на создание препятствий в выполнении задач предварительного расследования по установлению фактических обстоятельств совершенного преступления3.
По опубликованным данным, можно утверждать, что такого рода деятельность с каждым годом становится все более активной и наступательной, и исследователи данной проблематики прогнозируют в дальнейшем только усиление противодействия предварительному расследованию4. Необходимо отметить, что противодействие может осуществляться на всех стадиях уголовного судопроизводства, начиная со стадии возбуждения уголовного дела и включая рассмотрение дела судом. Однако наиболее активно оно проявляется, как правило, в стадии предварительного расследования, при производстве следственных действий, направленных на собирание доказательств виновности подозреваемого (обвиняемого) лица.
Следует также отметить, что противодействие участников расследования деятельности следователя обусловлено объективно существующими противоречиями уголовного судопроизводства, которые являются следствием противоположных интересов участвующих в деле лиц5.
В специальной литературе принято выделять следующие возможные приемы противодействия расследованию: 1) уничтожение, маскировка или фальсификация доказательств; 2) создание неблагоприятных внешних условий для расследования; 3) создание неблагоприятных внутренних условий для расследования; 4) непосредственное воздействие на членов следственно-оперативной группы6.
Не все виды противодействия противоправны, далеко не все общественно опасны и антисоциальны. Хотя деятельность по противодействию предварительному расследованию и имеет некое общее содержание, его акты по делам различных категорий могут существенно различаться по субъектам, содержанию и интенсивности. Так, по делам об изнасилованиях типичным является внутреннее противодействие, прежде всего, со стороны подозреваемого. Акты противодействия направлены в основном на сокрытие преступления путем психологического воздействия на потерпевшую, уничтожение следов изнасилования, создание ложного алиби.
По-иному характеризуется противодействие, например, по делам о взяточничестве. Акты внутреннего противодействия чаще направлены на сокрытие преступления путем уничтожения или фальсификации документов, маскировку. В качестве способа уклонения от привлечения к уголовной ответственности нередко используется выдвижение такого обстоятельства, как провокация взятки, возвращение долга и т. д. По делам этой категории особо опасными для расследования представляются акты внешнего противодействия: воздействие со стороны различных влиятельных должностных лиц с требованиями прекратить дело, попытки подкупа или дискредитации, выход на руководство правоохранительных органов и давление через них на следователя и т. п.
Различные приемы противодействия могут использоваться соответствующими субъектами как на основании закона, так и с его нарушением. Так, одной из наиболее распространенных форм противодействия является ложь7. 118 Но если для обвиняемого (подозреваемого) дача заведомо ложных показаний
считается допустимым средством защиты от уголовного преследования (они не несут ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний), то от других участников предварительного расследования (свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика) закон требует дачи правдивых показаний. В случае противодействия расследованию с их стороны путем заведомо ложных показаний или заведомо ложного перевода они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Нередко неумение следователя преодолевать противодействие стороны защиты пытаются оправдать тем, что действующий УПК РФ «расширил арсенал разрушительных возможностей» адвоката-защитника — одного из основных субъектов противодействия, который «по заказу» обвиняемого использует их для того, чтобы «развалить» уголовное дело любой ценой8. В частности, предлагается усилить борьбу (в т. ч. путем внесения в закон соответствующих изменений) с таким приемом противодействия предварительному расследованию со стороны адвоката-защитника, как заявление им многочисленных необоснованных ходатайств или принесение необоснованных жалоб на действия и решения следователя. Подобное «безнравственное и непорядочное» поведение адвоката-защитника, по мнению З.И. Пименовой, не должно оставаться безнаказанным, т. к. затягивает сроки предварительного расследования, мешает его эффективному проведению9.
Необходимо признать, что акты противодействия со стороны адвоката нередко являются наиболее продуманными и эффективными как в правовом, так и в тактическом плане. Именно они создают наибольшие трудности и препятствия стороне обвинения. Нередки случаи, когда противодействие со стороны адвокатов характеризуется незаконностью и безнравственностью10.
Однако беспомощность должностных лиц органов расследования чаще является следствием их незнания приемов противодействия, неумения его пресекать и нейтрализовывать. Преодоление противодействия предварительному расследованию в наиболее общем виде представляет собой деятельность по распознанию, пресечению и нейтрализации противодействия. Распознание представляет собой обнаружение признаков противодействия и выявление его содержания, т. е. установление всех актов, направленных на воспрепятствование выполнению задач предварительного расследования. Пресечение — это деятельность следователя, направленная на то, чтобы прекратить осуществляемое противодействие. Когда же это не удается, осуществляется нейтрализация, т. е. блокирование попыток субъектов противодействия. Нейтрализуя усилия противодействующей стороны, органы расследования стремятся не допустить достижения поставленных целей противодействующей стороной, хотя и не могут помешать выполнению ею отдельных действий.
Преодоление противодействия по своему содержанию связывают с воздействием на материальные объекты и живых лиц. При этом возможность воздействия на материальные объекты понимается как их изъятие, исследование, охрана. Что же касается возможности воздействия на физических лиц, оказывающих противодействие расследованию, то в криминалистической литературе сформулированы следующие критерии допустимости такого воздействия:
а) юридический (соответствие букве и духу закона, соблюдение конституционных прав граждан);
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013
б) этический (нравственная приемлемость с точки зрения морали и норм профессиональной этики);
в) гносеологический (познавательная ценность и научная обоснованность);
г) психологический (учет психологических особенностей ситуации и ее участников)11.
Безусловно, среди актов нейтрализации противодействия предварительному расследованию предпочтительны бесконфликтные, компромиссные. Авторы, выступающие против какого-либо воздействия, обычно указывают на то, что такое воздействие — суть психическое или физическое насилие. Однако, как справедливо отмечено, если приемы и средства воздействия на лиц, оказывающих противодействие расследованию, отвечают перечисленным выше принципам, то такое воздействие можно считать законным и нравственным12.
Основным способом психологического воздействия на лиц, противодействующих расследованию, является убеждение. При этом следователь вправе предъявить собранные по делу доказательства, убеждая лицо отказаться от противодействия, ограничить доступ такого лица к объектам и лицам, которые могут быть использованы при оказании противодействия, передать им через третьих лиц определенную информацию, свидетельствующую о нецелесообразности противодействия и т. п. И.А. Богова выделяет следующие способы психологического воздействия на обвиняемого: а) информирование в форме убеждения и внушения; б) преодоление негативной позиции обвиняемого; в) подавление воли к сопротивлению13.
Намечая возможные способы преодоления противодействия, следователь при планировании отдельных следственных действий должен предусмотреть такие мероприятия, как поиск источников (носителей) информации, имеющих противоположные интересы; определение содержания их интересов; выявление у лиц, противостоящих следствию интересов, совпадающих с задачами и целями расследования; определение способов использования таких интересов; выявление и использование интересов, не совпадающих с задачами и целями следствия; установление психологических и иных особенностей лиц, противодействующих следствию; выявление методов установления психологического контакта и мер, направленных на устранение конфликтных отношений.
Безусловно, при преодолении противодействия следователь может применить меры процессуального принуждения (привод, меры пресечения), привлечь к ответственности за некоторые акты противодействия, провести обыски (выемки) с целью изъятия у противодействующих субъектов каких-либо предметов14.
В последние годы проблемы преодоления противодействия уголовному преследованию стали объектом пристального внимания ученых-криминалистов, рассматривающих данные вопросы в рамках методик расследования отдельных видов преступлений15, а также в рамках учения о криминалистической тактике. Разработанная учеными Академии Генеральной прокуратуры РФ теория преодоления противодействия уголовному преследованию исходит из того, что в основе такой деятельности должны лежать следующие исходные положения:
законность мер по преодолению противодействия;
объективность, полнота и всесторонность исследования обстоятельств дела;
быстрота и активность реагирования на любые попытки противодействия (особенно на попытки уничтожения доказательств, воздействия на потерпевших и свидетелей);
соблюдение тайны предварительного расследования;
установление психологического контакта с каждым субъектом противодействия;
соответствие мер, применяемых для преодоления противодействия, нормам
этики16.
Важнейшее значение в организации деятельности по преодолению противодействия имеет четко налаженное взаимодействие следственных и оперативных органов. В целом такое взаимодействие, комплексное использование сил и средств при преодолении противодействия можно определить как согласованную или совместную деятельность должностных лиц различных правоохранительных органов или их подразделений, направленную на достижение конкретной тактической цели.
Если же рассматривать деятельность по преодолению противодействия на макроуровне, т. е. как борьбу с противодействием расследованию как неким социальным феноменом, то необходимо вести речь не только о научных исследованиях, о разработке теории преодоления противодействию предварительному расследованию, но и о принятии мер организационно-управленческого характера (обучение практических работников закономерностям противодействия, умению анализировать недостатки в преодолении противодействия, выработка у них соответствующих приемов и действий), а также мер по совершенствованию законодательства (уголовного и уголовно-процессуального).
1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 715; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1982. Т. 3. С. 520. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986. С. 435.
2 См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000. С. 175.
3 См.: Бабаева Э.У. Противодействие предварительному расследованию и пути его преодоления. М., 2001. С. 21.
4 См.: Карагодин В.И. Преодоление противодействия предварительному расследованию. Свердловск, 1992. С. 18.
5 См.: Францифоров Ю.В. Противоречия уголовного процесса. М., 2006.
6 См.: ВолобуевА.Ф. Противодействие расследованию экономических преступлений и его преодоление // Государство и право. 2002. № 4. С. 43.
7 См.: Мартыненко Р.Г. Ложь и группирующиеся вокруг нее явления в противодействии расследованию // Прокурорская и следственная практика. 2000. № 3-4. С. 72; Порубов А.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии. Минск, 2002.
8 См.: Пименова З.И. Противодействие уголовному преследованию // Криминалистический вестник. СПб., 2003. № 3. С. 47.
9 См.: Там же. С. 45.
10 См.: Аутлев Ш.В. Классификация незаконной деятельности защитника в процессе обеспечения интересов подозреваемого (обвиняемого) и подсудимого // Общество и право. 2010. № 2. С. 10.
11 См.: Ратинов А.Р. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983.
12 См.: Карагодин В.Н. Преодоление противодействия расследованию как объект криминалистического исследования // Актуальные проблемы правоведения на современном этапе. Екатеринбург, 1992. С. 61.
13 См.: Богова И.А. Проблемы совершенствования института предотвращения уклонения обвиняемого от следствия и суда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 19.
14 См.: Бахин В.П., Кузьмичев В.С. Средства преодоления противодействия расследованию в свете задач оптимизации следственной деятельности // Проблемы оптимизации первоначального этапа расследования преступлений. Свердловск, 1988.
15 См., например: Бурлин С.А. Проблемы преодоления противодействия расследованию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Саратов, 2002; Ушанов Р.Г. Противодействие предварительному расследованию по наркопреступлениям // Российский следователь. 2010. № 16. С. 41-42; Гадаборшев Г.А. Противодействие предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях террористического характера // Законодательство. 2010. № 9. С. 74-76; Яворский М.А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009; Губин С.А. Преодоление противодействия расследованию преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, на этапе его окончания // Бизнес в законе. 2011. № 4. С. 102-105; Косынкин А.А. Некоторые аспекты преодоления противодействия расследованию преступлений в сфере компьютерной информации на стадии предварительного расследования // Российский следователь. 2012. № 2. С. 2-3 и т. д.
16 См.: Бабаева Э.У. Современные проблемы криминалистической теории преодоления противодействия уголовному преследованию. М., 2002.
Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013