технических устройств. В процесс обучения вводится, как один из самых существенных его объектов и средств, оперирование принципиальными схемами.
На третьем этапе учащиеся выполняют соответствующие практические задания: пользуясь принципиальными схемами, осуществляют монтаж и регулирование определенных технических устройств, ремонтируют их. Как показывает опыт, переход к третьему этапу связан со значительными трудностями сугубо психологического характера. Речь идет о том, что выполнение практических заданий по монтажу и наладке конкретных электро- и радиотехнических устройств выдвигает довольно высокие требования к активизации репродуктивного воображения учащихся. Пользуясь соответствующей принципиальной схемой, электротехник и радиотехник видят за тем или иным символом конкретный элемент данного устройства, а также те символы, которые принято не изображать, а просто постоянно помнить ввиду обязательности их присутствия в определенных частях принципиальных схем [2; 3].
Такой навык появляется не сразу. Даже те учащиеся, которые отличались высокой успеваемостью на первом и втором этапах, при выполнении практических заданий с реальными объектами испытывают существенные трудности в чтении и применении принципиальных схем.
Как показало специальное психологическое исследование, при неполном изображении электрических цепей, а также
Библиографический список
близком расположении или особенно пересечении их друг с другом учащиеся затрудняются в восприятии элементов схемы и установлении связи между ними. Естественно, это служит серьезным препятствием при решении технических задач с применением таких схем. В связи с указанными трудностями советуем учителям технологии постепенно подводить учащихся к чтению и практическому использованию схем, в которых применяются условные упрощения и частые взаимные пересечения линий. Кроме того, рекомендуется там, где возможно, заменять задания, предусматривающие пассивное рассматривание схем, постановкой проблемных вопросов и задач, требующих их чтения.
Таким образом, при формировании чертёжно-графиче-ских навыков на уроках технологии следует создавать соответствующие условия. Во-первых, следует взять за правило: подавляющее большинство конструкторских проектов, разработанных школьниками, должно быть реализовано в соответствующих изделиях. Во-вторых, каждая оригинальная конструкция должна обсуждаться в группе. А это требует от автора надлежащего графического оформления предлагаемого проекта. В-третьих, влияние только что указанного требования намного возрастает, если время от времени реализация проектов поручается не их разработчикам, а другим ученикам, собственные проекты которых также выполняют одноклассники.
1. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. Москва,1979.
2. Салахбеков А.П., Магомаева С.П. Организационно-педагогические основы системы контроля качества профессионального образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2015; 1: 86 - 90.
3. Серебряный Э.Г. О некоторых особенностях чтения учащимися 9класса электротехнических схем. Вопросы Психологии. 1984; 3. References
1. Botvinnikov A.D., Lomov B.F. Nauchnye osnovy formirovaniya graficheskih znanij, umenijinavykovshkol'nikov. Moskva,1979.
2. Salahbekov A.P., Magomaeva S.P. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy sistemy kontrolya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2015; 1: 86 - 90.
3. Serebryanyj 'E.G. O nekotoryh osobennostyah chteniya uchaschimisya 9klassa 'elektrotehnicheskih shem. Voprosy Psihologii. 1984; 3.
Статья поступила в редакцию 07.03.18
УДК 377
Khimich Zh.G., teacher, Mozdok Mechanical and Echnological College (Mozdok, Russia), E-mail: [email protected]
THE BASICS OF PROFESSIONAL PATRIOTISM IN MODERN EDUCATION. The article reveals the contents of the following concepts: "profession", "specialty", "patriotism". On the basis of the conducted research the notion "professional patriotism" is synthesized. Professional patriotism is based on not indifferent towards their profession, professional desire to grow, to improve constantly and to achieve new successes, glorifying your profession, specialty. The author concludes that in modern education it is necessary to pay attention not only to the formation of civil patriotism, but also to the formation of professional patriotism. It is necessary to begin from the moment of receipt in the educational organization. The article shows the necessity of identifying the pedagogical conditions of effective formation of patriotism in the professional students and develops methods of formation of professional patriotism through professional educational organizations.
Key words: specialty, profession, patriotism, nationalism, education.
Ж.Г. Химич, преп. ГБ ПОУ «Моздокский механико-технологический техникум», г. Моздок, Е-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрывается содержание следующих понятий «профессия», «специальность», «патриотизм». На основе проведённого исследования синтезировано понятие «профессиональный патриотизм». Автор делает вывод о том, что в современном образовании необходимо уделять внимание не только формированию гражданского патриотизма, но и формированию профессионального патриотизма. И это необходимо начинать с момента поступления в образовательную организацию. В статье обосновывается необходимость выявления педагогических условий эффективного формирования профессионального патриотизма у обучающихся. И разработки методики формирования профессионального патриотизма в рамках профессиональных образовательных организаций.
Ключевые слова: специальность, профессия, патриотизм, национализм, образование.
Согласно данным социальных опросов, проводимых среди абитуриентов, можно увидеть, что популярностью пользуются творческие профессии, профессии в сфере бизнеса и управления. Такие профессии, как повар, механик, пекарь, технолог, выбирают единицы. Но, несмотря на то что в современном мире
на смену человеку приходят роботы, эта замена возможна не во всех отраслях. В связи с этим возникает проблема: каким же образом повлиять на выбор современно молодёжи, привлечь внимание к таким специальностям, как «Технология хранения и переработки зерна», «Технология хлеба, кондитерских и ма-
каронных изделий». На государственном уровне проводятся различные мероприятия, которые ориентированы на популяризацию таких профессий как монтажник, механик, строитель, а именно: проведение конкурсов профессионального мастерства, установление дополнительных материальных поощрений. Но этого недостаточно. Огромную работу в этом направлении должны проводить образовательные организации.
На сегодняшний день понятие «профессиональный патриотизм» не сформулировано, но это не означает, что оно не имеет право быть. «Профессиональный патриотизм» представлен двумя составляющими - профессия и патриотизм.
Проанализировав труды различных авторов, можно сделать вывод о том, что понятие профессии пришло в наш язык из французского языка еще в конце 18 в., а в конце 19 в. появились различные его производные. В то время оно понималось как публичное заявление о своей деятельности, официальное указание своего занятия. Во французский язык этот термин пришёл из латинского языка из словосочетаний «говорить публично». В дальнейшем этот термин подвергался детальной переработки и стал трактоваться как род деятельности, занятий, должность. В английском языке используется слово occupation, которое переводится как «занятие, род занятий; профессия» [1; 2].
В науке так и не сформировалась единого подхода к определению объекта термина «профессия». Согласно одной точки зрения, профессия характеризуется содержанием и характером труда, которые необходимы каждому для создания продукции (товара, оказание услуги) и особыми условиями производства конкретной отрасли, и особо акцентируется внимание на то, что наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, используемыми орудиями или предметами труда [3, с. 125 - 131].
Имеется противоположный взгляд, согласно которому объектом понятия профессии является не содержание труда, а то на что воздействуют в ходе трудовой деятельности [4, с. 16 - 24]. При этом объект будет включать в себя предмет, процесс, явление, то есть всё то, на что направлено воздействие человека в процессе осуществления трудовой деятельности в целях производства различных благ для удовлетворения своих потребностей либо являющихся товаром, предназначенным для реализации на рынке. Как видно из смысла определения понятие «объект труда» и «предмет труда» являются, по сути, синонимами, однако первое более широкое по смыслу понятие, а второе имеет более конкретный характер [6, с. 267 - 271].
Исходя из логики понятие «профессия» можно трактовать с противоположных позиций. С одной стороны, оно относится к общим понятиям, поскольку включает в себя группу однородных явлений. С другой стороны, профессия - это собирательное понятие, так как относится к совокупности явлений, предполагаемых в качестве единого объекта. Иными словами, профессия в одной трактовке является общим понятием, а в другом понятием собирательным. Другими словами, профессия является собирательным понятием по отношению к входящим в нее специальностям, но общим понятием по отношению вообще всех профессий как таковых.
Проанализировав различные источники, содержащие понятия «профессия», можно сделать вывод, что под профессией понимается род трудовой деятельности человека, обладающего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы; род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования; основной род занятий, трудовой деятельности http://www. asprof.ru/ - _ftn19; продолжительная деятельность, имеющая определенную цель [5, с. 147].
На основе анализа вышеизложенного можно предположить, что профессия - это исключительный вид профессиональной деятельности, для реализации которого требуется наличия комплекса упорядоченных знаний, приобретенных умений, навыков, компетенций в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе осуществления трудовой деятельности. Однако в процессе получения среднего профессионального образования можно получить не только профессию, но специальность. Как правило, все авторы сводятся к тому, что специальность - это один из видов профессиональной деятельности. Но на основе анализа закона об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов мы можем увидеть, что студенты в рам-
ках обучения по одной специальности могут освоить несколько профессий. Так, например, получая специальность «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» студент может освоить профессию пекаря, кондитера и другие. Тем самым видно, что понятие «специальность» шире понятия «профессия». И в тоже время это тоже вид профессиональной деятельности, для реализации которой требуется приобретения комплекса умений, знаний, практического опыта и освоения общих и профессиональных компетенций в рамках получения среднего профессионального или высшего образования.
Изучению вопроса становления, формирования, развития патриотизма посвящено много работ. Еще во времена Древней Руси говорили о том, что такое патриотизм. Мыслители тех времен придерживались идеи о том, что патриотизм - это целый комплекс взглядов, идей, которые придают одухотворенность, благородство жизни русского народа. В основе патриотизма балы заложена идея отечественного объединения и согласия, идея защиты родной земли или края, идея Отчизны, идея морального долга перед человечеством, идея ответственности за судьбы Родины [7].
Во времена Петровской эпохи «патриотизм» рассматривался в контексте военно-профессиональной направленности как беспредельная преданность Отечеству, уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.
В античности термин «Родина» применялся к родному городу - Отечеству, но не к более обширным территориям; таким образом, термин patriota означал гражданина своего города - государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма сформировалась еще во времена греко-персидских войн, а римские писатели в своих первых произведениях описывали своеобразное чувство италийского патриотизма [8].
Во времена существования Римской империи патриотизм понимался в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм формировался путем использования различных религиозных культов той или иной местности. Так, например римские императоры ради сплочения населения империи под руководством Рима пытались формировать культы популярные во всей империи, например путем обожествления императора. Противоположное содержание термин «патриот» было сформулировано во времена первых революций. Во Франции патриотами себя называли борцы с монархией, приверженцы республики. В те времена понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм». При этом понятие нации имело неэтнический характер. В Америке в 18 веке понятие «патриот» было равнозначно понятию «революционер». С введением в оборот понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность конкретной стране, территории, государству - приверженности человеческой общности, народу.
В России патриотизм не приравнивали к национализму, данные понятия всегда отделялись друг от друга. В толковом словаре В. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». Проанализировав как трактовано понятие патриотизма в современных энциклопедических словарях можно сделать вывод, что патриотизм связывают с эмоциональным осознанием человека свое малой родины (места рождения данного индивида), его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. В современной науке считают, что «патриотизм» состоит из следующих элементов: отношение человека к тому, как сложится судьба Родины, уважение к истории, к своим предкам, любовь к малой и большой Родине. Патриотизм, прежде всего, предполагает неравнодушное отношение человека к конкретным каждодневным делам для улучшения политического, экономического и военного положения Отечества.
Тем самым профессиональный патриотизм - это любовь к определённому виду профессиональной деятельности, для реализации которого требуется наличия комплекса упорядоченных знаний, приобретенных умений, навыков, компетенций формируемых с помощью различных педагогических инструментов в рамках профессионального образования.
Профессиональный патриотизм - это неравнодушное отношение к своему роду деятельности, желание профессионального расти, постоянно совершенствоваться и добиваться новых успехов, прославляя свою профессию, специальность.
Таким образом, профессиональный патриотизм - это новое понятие в современной науке, требующее дополнительного изучения. Профессиональный патриотизм является педагогической категорий, поскольку рассматривается педагогической
наукой. На сегодняшний день, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить содержание профессионального патриотизма.
2. Сформулировать основные задачи, стоящие при формировании профессионального патриотизма.
Библиографический список
3. Выявить современные педагогические условия, способствующие более эффективно формировать профессиональный патриотизм у обучающихся.
4. Разработать эффективную методику формирования профессионального патриотизма в рамках профессиональных образовательных организаций.
1. Волошина И.А., Новиков П.Н. и др. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии. Available at: http://www.asprof.ru/news/smi-o-ps/pub/124
2. Исаков А. Российский патриотизм сегодня. Available at: http://observer.materik.ru/
3. Саенко Л.А. Становление системы защиты от безработицы в России. Труд и социальные отношения. 2011; 1: 16 - 24.
4. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; 1 (46): 267 - 271.
5. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста. Вестник Академии права и управления. 2016; 43: 125 - 131.
6. Саенко Л.А. Деструктивные факторы профессиональной социализации. Социально-гуманитарные и естественно-технические науки и вызовы современности. Материалы международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2017: 147 - 150.
7. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Лисецкая Е.В. Available at: http://docplayer.ru
8. Этнопсихологический словарь. В.Г. Крысько. Москва: 1999: 101.
References
1. Voloshina I.A., Novikov P.N. i dr. Ponyatie professii v sostave professional'no-trudovoji obrazovatel'noj terminologii. Available at: http://www. asprof.ru/news/smi-o-ps/pub/124
2. Isakov A. Rossijskijpatriotizm segodnya. Available at: http://observer.materik.ru/
3. Saenko L.A. Stanovlenie sistemy zaschity ot bezraboticy v Rossii. Trud i social'nye otnosheniya. 2011; 1: 16 - 24.
4. Saenko L.A. Social'naya otvetstvennost' uchaschejsya molodezhi: rezul'taty issledovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; 1 (46): 267 - 271.
5. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Metodologicheskaya ocenka kompetentnostnogo podhoda v podgotovke specialista. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2016; 43: 125 - 131.
6. Saenko L.A. Destruktivnye faktory professional'noj socializacii. Social'no-gumanitarnye i estestvenno-tehnicheskie nauki i vyzovy sovremennosti. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2017: 147 - 150.
7. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Liseckaya E.V. Available at: http://docplayer.ru
8. 'Etnopsihologicheskijslovar'. V.G. Krys'ko. Moskva: 1999: 101.
Статья поступила в редакцию 10.03.18
УДК 378
Erikenova E.M., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION: BASICS AND METHODOLOGY. The article substantiates the importance of independent work of students in a university. The educational process in a university imposes specific, higher requirements for independent work, the need to obtain challenging, cross-cultural and professional competences. The formation of the ability of the individual student to self-organization, self-actualization, its ability to develop and implement yourself as a subject of education is one of the most important tasks of higher education school. The tasks of independent work of students are considered. The emphasis is on creative types of independent work. The dependence of the effective organization of independent work of students on methodological approaches is proved, the priority of which are subject-personal and activity-creative approaches.
Key words: independent work, types of independent work, subject of training, creative activity, subject-personal and activity-creative approaches.
Э.М. Эрикенова, аспирант, Карачаево-Черкессий государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ
В статье обосновывается значимость самостоятельной работы студентов в вузе. Образовательный процесс в вузе предъявляет специфические, более высокие требования к самостоятельной работе, обусловленные необходимостью освоения студентами сложных общекультурных и профессиональных компетенций. Формирование способности личности студента к учебной самоорганизации, самоактуализации, его способности развивать и осуществлять себя в качестве субъекта образовательного процесса является одной из наиболее важных задач высшей школы. Рассматриваются задачи самостоятельной работы студентов. Делается акцент на креативных видах самостоятельной работы. Доказывается зависимость эффективной организации самостоятельной работы студентов от методологических подходов, приоритетными из которых являются субъ-ектно-личностный и деятельностно-творческий подходы.
Ключевые слова: самостоятельная работа, виды самостоятельной работы, творческая деятельность, субъект-но-личностный и деятельностно-творческий подходы.
Исходя из требований соответствующих нормативных документов в сфере высшего образования, самостоятельная работа студентов представляет собой обязательный компонент образовательного процесса, так как данная форма учебной работы предназначена для закрепления и углубления полученных ранее знаний, умений, навыков. Актуализация вопросов самостоятельной работы в отечественной высшей школе обусловлена следующими тенденциями развития общества и образования: современные социокультурные реалии определяют необходимость
практической реализации идеи обучения в течение всей жизни, которая требует от студентов постоянного творческого самосовершенствования собственной личности; условия информационного общества детерминируют необходимость принципиальных изменений в организации образовательного процесса в вузе, которые характеризуются: общим сокращением аудиторной нагрузки, уходом от пассивного восприятия и усвоения лекционного материала и, как следствие, возрастанием роли самостоятельной работы студентов; базовый акцент в обучении постепенно