Научная статья на тему 'Сущность проектного подхода к организации педагогической практики будущих инженеров-педагогов'

Сущность проектного подхода к организации педагогической практики будущих инженеров-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР-ПЕДАГОГ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENGINEER TEACHER / INTEGRATED EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TEACHING PRACTICE / PROJECT ACTIVITIES / іНЖЕНЕР-ПЕДАГОГ / іНТЕГРОВАНА ПЕДАГОГіЧНА ТЕХНОЛОГіЯ / ПЕДАГОГіЧНА ПРАКТИКА / ПРОЕКТНА ДіЯЛЬНіСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тархан Л.З., Шарипова Э.Р.

В статье рассматриваются возможности интегрированного подхода к организации и проведению педагогической практики будущих инженеров-педагогов на основе компетентностно-деятельностного подхода. Обосновываются структурные элементы подхода, комплексное использование которых позволяет формировать профессионально-педагогическую компетентность студентов на всех этапах педагогической практики, основой которой является проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тархан Л.З., Шарипова Э.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF THE PROJECT APPROACH TO ORGANIZING TEACHING PRACTICE FOR FUTURE ENGINEER TEACHERS

The article considers the possibility of the integrated approach to organizing and conducting educational practices of future engineer teachers on the basis of the competence-active approach. The structural elements of a comprehensive approach, the use of which allows you to create professional and pedagogical competence of students at all stages of teaching practice, which is the basis for project activities have been justified.

Текст научной работы на тему «Сущность проектного подхода к организации педагогической практики будущих инженеров-педагогов»

прогнозування як майбутнiх потенцiйно необхiдних обсягiв навчального навантаження на mдставi теперiшнiх рiвнiв навчально-професiйних досягнень студенпв, так i оперуючи значениями величин майбутнього навчального навантаження, встановлювати, ям значения воно повинно мати тепер, щоб у майбутньому отримувати очшуваш значення професiйних компетентностей студентiв.

Робота над проблемою адаптаци майбутнiх учителiв технологiй обумовила корекцiю iснуючих i створення нових методик, якi сприяють бiльш ефективнiй адаптаци студентiв до умов майбутньо! професшно-педагопчно! дiяльностi. Майбутшм вчителям технологiй мае смисл постшно пiдвищувати рiвень свое! освiченостi, отримуючи кватфшаци у сумiжиих з педагопчною дiяльнiстю сферах. Перспективи матимуть лише п молодi спецiалiсти, як1 не виявлятимуть занадто завищених очiкувань i прагнутимуть набути передусiм професшно-педагопчного практичного досвiду, стати не тшьки компетентними, а й професiоналами. На ринку педагопчно! працi цiнуватимуться унiверсалiзм i глибока компетентнiсть у певнш професiйно-педагогiчнiй галузi, що збiльшуватиме ринкову варпсть педагогiчного працiвника.

Л1ТЕРАТУРА

1. Волощук I. С. Педагогiчне дослвдження: навч. посiбник / I. С. Волощук. - К. : 1нформ. системи,

2009. - 390 с.

2. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. - Таллин:

Валгус, 1980. - 330 с.

УДК 378.147.88

Л. З. ТАРХАН, Е. Р. ШАР1ПОВА

СУТЬ ПРОЕКТНОГО П1ДХОДУ ДО ОРГАШЗАЦИ ПЕДАГОГ1ЧНО1 ПРАКТИКИ МАЙБУТН1Х ШЖЕНЕРШ-ПЕДАГОГШ

У статтi розглядаються можливостi ттегрованого тдходу до оргатзацп i проведення педагогiчноi практики майбуттх iнженерiв-педагогiв на основi компетенттсно^яльтсного тдходу. Обгрунтовуються структурш елементи тдходу, комплексне використання яких дозволяе формувати професiйно-педагогiчну компетенттсть студентiв на вЫх етапах педагогiчноi практики, основою якоi е проектна дiяльнiсть.

Ключовi слова: тженер-педагог, ттегрована педагогiчна технологiя, педагогiчна практика, проектна дiяльнiсть.

Л. З. ТАРХАН, Э. Р. ШАРИПОВА

СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ

В статье рассматриваются возможности интегрированного подхода к организации и проведению педагогической практики будущих инженеров-педагогов на основе компетентностно-деятельностного подхода. Обосновываются структурные элементы подхода, комплексное использование которых позволяет формировать профессионально-педагогическую компетентность студентов на всех этапах педагогической практики, основой которой является проектная деятельность.

Ключевые слова: инженер-педагог, интегрированная педагогическая технология, педагогическая практика, проектная деятельность.

L. TARKHAN, E. SHARIPOVA

THE NATURE OF THE PROJECT APPROACH TO ORGANIZING TEACHING PRACTICE FOR FUTURE ENGINEER TEACHERS

The article considers the possibility of the integrated approach to organizing and conducting educational practices offuture engineer teachers on the basis of the competence-active approach. The structural elements of a comprehensive approach, the use of which allows you to create professional and pedagogical competence of students at all stages of teaching practice , which is the basis for project activities have been justified.

Keywords: engineer teacher, integrated educational technology, teaching practice, project activities.

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет вузы пересматривать и модернизировать как содержание образования и обучения, так и подходы, методы, технологии образовательного процесса.

Особое место в Национальной программе «Образование» занимает проблема совершенствования образования на основе внедрения новых педагогических технологий, что требует обновления подходов к обучению, формам, методам и содержанию образования, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие обучающегося. Вместе с тем процесс поиска путей реализации опережающего характера инженерно-педагогического образования происходит достаточно медленно и сопровождается трудностями и противоречиями.

Коренных изменений требуют методология, понятийный аппарат, логика преподавания курсов. Одной из сложных проблем остается нерациональное использование современных педагогических технологий в профессионально-практическом обучении будущих инженеров-педагогов, а именно в процессе педагогической практики.

В педагогической науке достаточно широко рассматривается вопрос педагогической практики студентов. Различным аспектам посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: О. А. Абдуллиной, Т. Ф. Белоусовой, К. М. Дурай-Новаковой, Н. Н. Загрязкиной, В. В. Кулешовой, Г. Г. Коджаспирова, Б. В. Пальчевского, В. Т. Петрикова, В. К. Розова, И. Ф. Харламова, Г. О. Шулдик, В. И. Шулдик, А. А. Щербакова, С. Н. Щура и др.

Изучение методической литературы и нормативных документов свидетельствует, что педагогическая практика как форма профессионального обучения в высшей школе опирается на определенный теоретический фундамент, который обеспечивает решение теоретических и практических задач профессиональной подготовки современного педагога. Исследователями глубоко изучены различные подходы к педагогической практике студентов всех уровней педагогического образования. Однак необходимо отметить недостаточность научных работ, в которых бы анализировались и обосновывались современные технологии организации и проведения педагогической практики будущих инженеров-педагогов в контексте компетентностно-деятельностного подхода.

Цель статьи заключается в попытке обоснования сущности и содержания педагогической технологии организации и проведения педагогической практики будущих инженеров-педагогов.

Педагогическая практика как форма профессионального обучения в вузах Украины является ведущим звеном между теоретической и практической подготовкой будущих инженеров-педагогов, обеспечивая первый опыт самостоятельной профессионально-педагогической деятельности. Она постоянно находится в динамике и для достижения ее конечной цели необходима такая технология организации, которая могла бы одновременно формировать профессиональную компетентность будущего инженера-педагога и управлять процессом педагогической практики.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как технику реализации процесса обучения.

Практически все исследователи педагогической технологии указывают, что основной ее целью является повышение эффективности учебного процесса, гарантирование достижений

обучающимся запланированных результатов обучения и соответствие требованиям системности, концептуальности и научности, структурированности, управляемости, воспроизводимости, запланированной эффективности, алгоритмичности, оптимальности затрат, возможности тиражирования и переноса в другие условия.

Нам близко понятие педагогической технологии, предложенное М.М. Левиной: это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности [4, с. 14].

На основе анализа сущности педагогических технологий, на наш взгляд, для процесса педагогической практики будущих инженеров-педагогов наиболее полным будет следующее определение технологии педагогической практики: это педагогический процесс модернизации организационного и методического содержания педагогической практики студентов на основе компетентностно-деятельностного подхода.

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров-педагогов в процессе педагогической практики представляется нами в виде следующей схемы:

Цель Программа Проект Реализация Продукт

Раскроем составляющие данной схемы:

- цель включает в себя реализацию совокупности всех целей педагогической практики;

- программа включает в себя программно-нормативную деятельность каждого студента;

- проект включает в себя формирование базы проектов (элементов проектов), необходимых для реализации компетенций студентов в период педагогической практики, а именно, проектирование педагогических ситуаций, структуры уроков, методики проведения микроисследования и другое, направленные на формирование профессионально-педагогической компетентности;

- реализация включает в себя реализацию разработанных элементов проектов - уроков, внеклассных занятий, ситуаций и т. п.;

- продукт - это результат, т. е. уровень сформированной профессионально-педагогической компетентности студентов в процессе педагогической практики.

Освоить логику данной цепочки означает освоить технологию реализации процесса педагогической практики.

Для достижения эффективного формирования профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров-педагогов в процессе педагогической практики нами предлагается использовать педагогическую технологию, в которой интегрированы модульное, проектное и дифференцированное обучение. На наш взгляд, структурно модель интегрированной технологии педагогической практики выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1.

Структурная модель интегрированной технологии педагогической практики

Цель Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров- педагогов

Компоненты Модульное обучение Проектное обучение Дифференцированное обучение

Сущность Теоретические и практические модули педагогической деятельности Проектирование действий, этапов педагогической деятельности Личностный подход в педагогической деятельности

Результат Конспекты, буклеты, дневники Алгоритм действий, этапов, проект Творческий проект

Условия Профильная среда обучения Самостоятельная работа Креативные элементы учебной деятельности

Средства реализации Модульная программа практики Проект педагогической практики Проект педагогической практики с элементами творчества

Опираясь на концепцию модернизации профессионального образования, можно сказать, что предлагаемая интегрированная педагогическая технология педагогической практики студентов, построенная на сочетании проектного, модульного и дифференцированного обучения, обеспечивает комплексное внедрение компетентностно-деятельностного подхода и направлена на обеспечение профессионально-практической подготовки будущих инженеров-педагогов.

Реализация интегрированной педагогической технологии педагогической практики в соответствии с требованиями профессионально-практической подготовки специалиста включает в себя формирование компетенций, составляющих основу профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров-педагогов, содержание которых заключается в следующем:

- знание и умение выбора программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

- умение проведения учебных занятий на основе достижений в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, техники и технологии профильной (специальной) отрасли;

- навыки планирования и осуществления учебного процесса, ориентированного на личность учащегося, его мотивы, познавательные интересы, способности, профессиональная направленность;

- умение студентов организовывать самостоятельную деятельность учащихся образовательных учреждений, в том числе проектную, включая в учебный процесс элементы технологии проблемного обучения;

- знание организации работы учащихся в учебных мастерских, с использованием имеющегося оборудования и технических средств обучения;

- способность оценивать эффективность обучения учащихся предмету, учитывая усвоение ими творческих заданий, повышение познавательного интереса к предмету;

- навыки организации и проведения внеклассной работы;

- умение осуществлять контроль и аттестацию достижений обучающихся.

В качестве основного технологического инструмента организации педагогической практики мы избрали технологию модульного обучения.

Модульный подход в обучении получил широкое распространение в странах-участниках системы формирования общеевропейского образовательного пространства, подписавших Болонскую декларацию. Для каждого модуля программы в этих странах определяется набор компетенций, включающих знания, умения и навыки обучаемого, его опыт. Таким образом, с точки зрения компетентностно-деятельностного подхода решается задача что, как и для чего должны уметь делать выпускники после завершения обучения. Сущность обозначенного обучения заключается в организации образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения, задания) [5, с. 146].

Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности обучающихся, повышению их успеваемости, является ступенчатой системой практической подготовки, позволяющая осуществлять непрерывное профессиональное обучение.

В основу ступенчатой системы практической подготовки будущих инженеров-педагогов положена система ежегодной (на каждом курсе) педагогической практики, включающих три вида практики: учебно-ознакомительная, учебно-педагогическая и преддипломная педагогическая практика. Данная система практик выстроена так, что каждая последующая ступень является логическим продолжением предыдущей. Эти ступени - модули педагогической практики, составляют единую цепь органически связанных между собой учебных мероприятий, имеющих одну общую цель.

Согласно модульному принципу учебной деятельности студента [2, с. 317], предусматривающему модульную структуру учебной дисциплины, мы рассматриваем каждый из видов педагогической практики как один модуль и соответственно оценку результатов выполнения студентами полного объема вида работ, которые составляют содержание модуля (рис. 1).

Цель

Форыировлипе профессиональной

КЧТМ] [к.' [ IЖХ ] п

т

Модуль 3 практика

3 степень

1

Модуль 2 практика

2 ступень

Модуль 1 Учеоно оЗнакампте,тьиая практика

1 ступень

Рис. 1. Ступенчатая структура педагогической практики будущих инженеров-педагогов

Основными требованиями реализации модульного подхода в период педагогической практики является обучение по модульной программе, разработанной в рамках профессии (профиля), состоящая из отдельных модулей. При этом содержание программ практик для всех ступеней-модулей находится во взаимосвязи, обеспечивающей согласованность и преемственность практического обучения, способствующего формированию профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров-педагогов в процессе педагогической практики.

В разработанной нами сквозной программе педагогической практики студентов специальности 6.010104, 7.010104 «Профессиональное образование», в зависимости от ее цели и задачи, определен объем содержания модуля, состоящий из нескольких содержательных модулей. Формирование профессионально-педагогической компетентности осуществляется на основе определенной профессиональной задачи, отражающей цели обучения по конкретному профилю (специальности), четко зафиксированные в квалификационной характеристике выпускника-специалиста.

Одной из важных задач профессионально-практической подготовки становится обучение будущего инженера-педагога проектированию своей деятельности и тех образовательных процессов, которые он в перспективе призван организовывать.

Проектирование - это обязательная часть профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты. В основе вузовского обучения проектная деятельность используется в разных направлениях. Проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения гуманитаризации образования [3, с. 108-109].

Как отмечает В. С. Безрукова, «...инженеру--педагогу термины-понятия «проектирование», «технология» близки и понятны. Они как бы роднят две разные функции его деятельности, позволяют выявить общее между ними и облегчить труд» [1, с. 95].

Исходя из того, что понятие «проективная деятельность» рассматривается как первоначальная разработка компонентов будущей деятельности и строго подпадает под общепсихологическое понимание деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), результатом которой является проект, то именно такая деятельность в процессе педагогической практики играет важную роль в формировании профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров-педагогов.

Проектный подход в системе профессионально-практического обучения ориентирован на самостоятельную работу студентов по реализации проективной деятельности и выполнения студентом постоянно усложняющихся заданий-проектов в течение определенного времени, развивая познавательные навыки и умение самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве. Он всегда предусматривает решение определенной проблемы: с одной стороны, использование различных методов и способов обучения, а с другой - интеграция знаний, навыков из разных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей. Отсюда и результаты проектов должны содержать конкретные решения.

При разработке учебного проекта по определенной теме и предложенной преподавателем схемой содержания проекта студент самостоятельно определяет последовательность структуры проекта, его этапов, используя разработанный им алгоритм действия, рассматривая объект проектирования в деталях и в законченном целом виде. Затем непосредственно разрабатывает содержание проекта, состоящего из исследования возможностей проектируемого объекта.

Для того, чтобы начать проектировать, необходимо присутствие в сознании не только оценочных знаний о реальном состоянии предполагаемого объекта преобразования, но и идеального образа этого объекта, способного стать целевым ориентиром в предстоящей деятельности. Это положение относится ко всем видам педагогического проектирования, где преобразующий потенциал образа потребного будущего широкого используется независимо от возраста участников проекта. В индивидуальном или совокупном сознании такой образ, как отмечает И. А. Колесникова, выступает в виде модели, идеала, перспективы жизнедеятельности и отражает предварительные представления о целях и конечном результате проектной деятельности [3, с. 67].

В рамках педагогической практики студентам специальности «Профессиональное образование» было предложено в проектном режиме самостоятельно составить программу предстоящей работы с учетом своих индивидуальных особенностей и актуальной готовности к встрече с незнакомыми учащимися и педагогическим коллективом. Успешность выполнения задания, безусловно, определяется проектировочными действиями и особенностями проектного мышления студента. Логика проектировочной деятельности предполагает первоначальную самодиагностику студентов с использованием методик, освоенных ими ранее на практических занятиях и направленных на выявление своих сильных и слабых профессионально-личностных сторон, а также анализа обратной связи по оценке своей готовности со стороны товарищей по группе и преподавателей.

Подготовленный студентом проект - это проект его профессиональной деятельности в процессе педагогической практики. Проект, является самостоятельной работой студента, предваряющей непосредственно педагогическую практику, способствует мобилизации комплекса психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, а также, что, на наш взгляд, наиболее важно, дает возможность наиболее безболезненного практического вхождения студента в педагогическую деятельность.

Введение в процесс педагогической практики посредством самостоятельного проектирования проекта педагогической практики направлено на развитие практически всех личностных структур студента, в том числе его проектного мышления.

Проведенный нами анализ выполнения студентами проекта показывает, что: во-первых, актуализируются теоретические знания по психолого-педагогическим дисциплинам, методике профессионального обучения и предметам специального цикла; во-вторых, проект выступает интегрирующим компонентом накопления теоретических знаний и практических умений; в-третьих, учебная деятельность преобразовывается в профессиональную.

Таким образом, при условии реализации проектного метода, в результате которого происходит трансформация учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста (взаимосвязь теоретических знаний и практических умений), возможности педагогических практик как средств формирования профессиональной компетентности будущего инженера-педагога становятся более широкими.

Дифференцированное обучение подразумевает устойчивый интерес к профессии инженера-педагога, развитие и формирование мотивации и творческих способностей студентов к профессионально-практической деятельности в период педагогической практики. Дифференцированное обучение позволяет определить уровень практической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Итак, предложенный комплекс методов используемых как основа технологии педагогической практики будущих инженеров-педагогов, на наш взгляд, может положительно решать проблему формирования профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в проведении опытно-экпериментальной работы по корректировке, обоснованию и принятию за основу предложенную интегрированную педагогическую технологию в организации и проведении педагогической практики будущих инженеров-педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

2. Вища освгга Украши [ Болонський процес: навч. поЫбник / М. Ф. Степко, Я. Я. Болюбаш, В.Д. Шинкарук, В. В. Грубшко, I. I. Бабин; за редакщею В.Г. Кременя. - Тернопшь: Навчальна книга. -Богдан, 2004. - 384 с.

3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учеб. заведений / И. А. Колесников, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

4. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / М. М. Левина. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

5. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

С. I. ТКАЧУК

1ННОВАЦШН1 ПЕДАГОГ1ЧН1 ТЕХНОЛОГИ ЯК АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ

МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В ТЕХНОЛОГ1ЧНО1 ОСВ1ТИ ДО ФОРМУВАННЯ В УЧН1В ТЕХНОЛОГ1ЧНО1 КУЛЬТУРИ

В статтi розкриваеться суть тновацтних технологт як аспекту тдготовки майбуттх учителiв технологiчноi освти до формування в учтв технологiчноi культури. Аналiзуeться суттсть термiну «тноващя». Визначаються основi складовi освiтньоi товатики. Розкриваеться мета тдготовки сучасного фахiвця освiтньоi галузi «Технологiя».

Ключовi слова: 1нновацшш педагогiчнi технологи, товатика, вчитель mехнологiчноi освти, освтня галузь «Технологiя», mехнологiчна культура.

С. И. ТКАЧУК

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ В УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрывается суть инновационных технологий как аспекта подготовки будущих учителей технологического образования к формированию у учащихся технологической культуры. Анализируется сущность термина «инновация». Определяются основе составляющие образовательной иноватикы. Раскрывается цель подготовки современного специалиста образовательной области «Технология».

Ключевые слова: Инновационные педагогические технологии, иноватика, учитель технологического образования, образовательная область «Технология», технологическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.