12.2. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Демьянчук А. С., д.п.н., проф.,
Международный экономико-гуманитарный университет, г. Ровно, Украина
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Культура предпринимательства как научный термин лишь только начинает свою самостоятельную жизнь в обиходе теоретического и прикладного знания. Емкость, сложность и неоднозначность данного понятия с самого начала требует наличия широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований. Среди немногочисленных исследований, рассматривающих данный феномен, наиболее распространенное его понимание в общем виде сводится к следующей формулировке.
Культура предпринимательства (КП) - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности ее субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
КП в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов в целом составляющих такое образование, как культура.
Образовательный опыт показывает, что процесс подготовки к предпринимательской деятельности наиболее плодотворно осуществляется через усвоение ее культуры, когда будущий специалист как бы заражается ее достижениями, смыслами, возможностями, которые она ему предоставляет, когда он ощущает ее притягательность как сферы самореализации и испытывает желание стать ее частью, внести свой вклад в ее приращение.
КП задает ценностное (а значит и целостное) профессиональное пространство как для подготовки специалиста к предпринимательской деятельности, так и для самостоятельной работы в бизнесе. Отмечается, что человек, не воспринявший в полной мере культуру профессии, не интегрировавшийся изначально в ее корпус, и соответственно не идентифицирующий себя с ней, не сможет стать полноценным специалистом, даже будучи достаточно хорошо подготовленным в теоретическом и практическом плане, поскольку находится в состоянии чужеродного элемента по отношению профессии, в лучшем случае имитирующего деятельность, а в худшем - дискредитирующий ее.
Понятие культуры относится к наиболее важным и емким категориям современной гуманитарной и естественной науки.
Культура как особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле, делится на составные части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспе-
чивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого -действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами, несущими основной поток информации. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека.
Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.
Структурно культура включает:
- особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика);
- специфику способов поведения;
- модели взаимодействия людей;
- организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности;
- формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с «производством», созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.
Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде организованной системы поведения.
Знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института, или институциональной культурой. Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности.
Культура обнаруживает себя там, «где деяния человека связаны с напряженным творческим актом, прорывом в новое духовное пространство, извлечением смысла из окружающего» (П. А. Флоренский).
Гуманитарный подход, отводит человеку роль духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как смыслостроительство, «вычитывание» смыслов, ответственность деятельности и поведения, способность к саморазвитию и самореализации.
Для гуманистической концепции характерно понимание культуры как сферы самореализации личности, целостного существования и диалога с «актуальным другим». Культура в этом смысле предстает формой «бытия индивида как личности - в насущном общении (со-бытии) с другим индивидом, иной личностью, иным миром...» (М. М. Бахтин). Культура предполагает обращенность к другим (другому), общение с другим (или самим собой в качестве другого), нацеленность на другого, «другодоминантность» (А. А. Ухтомский).
Культура выступает, прежде всего, как исторически концентрированный опыт, освещающий жизненный путь человека. Каждый человек превращает этот опыт в личностный смысл. «Почитание света» - так по Н. К. Рериху трактуется слово «культура».
Но саму культуру нельзя рассматривать лишь как общественное явление. Опосредствованная отдель-
ным человеком, она приобретает по отношению к нему особое значение: каждый человек создает собственную систему ценностей, которая характеризует его «культурность». «Личностный» характер культуры, событийное поле культуры носит вероятностный характер: в нем нет однозначной иерархии ценностей, существует принципиальная многоликость вариантов; каждый человек осуществляет собственный выбор и глубоко индивидуальную траекторию своего культурного развития.
Личностная культура отличается тем, что несет в себе представление об условиях, средствах и целях, мотивах и потребностях, характерных именно для данной личности. Отсюда возникает необходимость постоянной коммуникации, перехода друг в друга культуры общества и личностной культуры.
Культура представляется как форма организации жизни человека, с ее особенностями, накладываемыми различными социальными общностями. Культуру как форму организации человеческого опыта, образ жизни трудно увидеть, потрогать, как материальную вещь. Культурные стереотипы существуют только в действиях человека и в культурной традиции. Кроме этого, здесь есть одно обстоятельство, весьма существенное для настоящего исследования.
Особенность культуры как раз в том и состоит, что некоторые ее элементы и феномены существуют как идеи (идеальные образования), разделяемые всеми членами некой культурной общности. Идеи или образы могут объективироваться, овеществляться в словах, сказаниях, в письменной форме в виде эпоса или произведений художественной литературы и т.д. Само понятие «есть» или «существовать» в применении к культуре означает не только вещественно-материальное бытие, но идеальное, образное функционирование. Культура предполагает наличие особой субъективной реальности, исходным моментом которой является особое мироощущение или менталитет (его значение нам еще предстоит раскрыть).
Обобщая вышеизложенное, можно согласиться с точкой зрения Т.В. Лодкиной. Относительно категории «культура» имеется много различных определений. Как отмечают специалисты по истории и теории культуры, самыми распространенными из них являются технологические, деятельностные и ценностные определения, что позволяет выделить наиболее важные подходы к ее изучению: аксиологический, деятельностный и гуманистический, указывающие на тесную связь культуры и деятельности.
Категория «культура предпринимательства» лишь недавно стала разрабатываться в исследованиях, преимущественно в экономических и социальнопсихологических. Большая их часть концентрируется на культуре организации (О. Дил, Н. Кеннеди, Т. Питерс, Р. Уотермен, У. Оучи, И. Ансофф, Д. С. Синк, В. В. Томилов, Р. Рюттингер, А. Л. Слободской и др.).
Предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для проявления безмерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участни-
ков предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Существующие в литературе редкие дефиниции КП раскрывают ее в основном со стороны экономическо-правовых и этических аспектов. В них подчеркивается, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как отмечается В. В. Томиловым и др., первым всеобщим элементом КП является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненане-сении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом КП является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это ведущий признак КП. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
КП как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. КП означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.
Формирование КП определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их бизнес, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.
В гуманитарном и психолого-педагогическом контексте целесообразно рассматривать КП как такую систему отношений между людьми, их практических действий и артефактов, которая в течение некоторого времени формирует, а затем поддерживает у представителей предпринимательского сообщества уникальную общую для них психологию.
Именно психологическая общность позволяет людям, принадлежащим к одной культуре, чувствовать, что они ближе друг к другу, чем к тем, кто не является членом данной культуры.
В педагогическом смысле известно, что люди, воспитывавшиеся в одной природной, вещной и знаковой среде, видят мир в принципе одинаково. Очевидно, что человек воспринимает окружающий мир через призму той среды, которую он застал после рождения. Это -первые «очки культуры», которые он надевает. Осмысливая окружающую среду, человек наделяет ее элементы и процессы определенными значениями посредством освоения существующего в культуре языка. Язык - это вторые «очки культуры», которые надевает человек. Наконец, вступая в активное освоение социального пространства в ходе собственного развития, человек постигает и вырабатывает смысловой, ценностный план жизнедеятельности. Таким образом, менталитет - это третьи «очки культуры», через которые человек воспринимает реальности социального мира.
Менталитет - это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, определяющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как трудно определяемый исток культурно-исторической динамики.
История предпринимательства и менеджмента имеет массу примеров неудачного переноса норм , принятых в одной национальной культуре, на почву другой культуры. Интересен в этом плане «взаимообмен» японской и американской культур. В 1950-е годы японские фирмы пытались заимствовать американскую систему поощрения за индивидуальные достижения в труде - работнику пробовали платить больше за больший объем выполненной работы. Попытка закончилась полным провалом из-за противоречия принципам сионисткой и буддисткой трудовой этики («Тот, кто может делать больше, обязан делать больше»). В 1970-е годы американцы попытались заимствовать элемент японской организационной культуры - «кружки качества». С тем же успехом. На этот раз причиной неудачи был крайний индивидуализм американской культуры.
Известно, что все психические процессы человека сформированы в ходе культурно опосредованной исторически развивающейся практической деятельности. Для выражения сути этого опосредования в науке используется понятие «артефакт», обозначающее аспект материального мира, преобразованный по ходу истории его включения в целенаправленную человеческую деятельность.
Современный предприниматель живет в обществе, где связи между субъектом и средой опосредованы на трех уровнях:
- первичные артефакты, непосредственно используемые в производстве, - от молотка до компьютера, то есть все предметы, являющиеся результатом предыдущей преобразовательной человеческой деятельности;
- вторичные артефакты, включающие сами первичные артефакты и способы действия с их использованием; к вторичным артефактам можно отнести программы обучения различным видам деятельности, предписания, правила, нормы, и т.д.;
- третичные артефакты, - некоторый автономный мир, в котором правила, конвенции и результаты деятельности не кажутся непосредственно практическими; наиболее яркими примерами третичных артефактов являются миры биржевой игры, коммерции, финансовых спекуляций, искусства и спорта.
Выделенные артефакты, особым образом сплетаясь, образуют культуру деятельности. При этом сама деятельность выступает как некий универсальный объяснительный принцип, который «охватывает вещи, самих людей и процессы их изменения; люди в этом случае будут элементами деятельности».
Отсюда понятна мысль: если в обществе не представлены определенные виды деятельности, то весьма проблематично овладение ими именно из-за отсутствия архетипических элементов в культуре. Например, довольно сложно организовать производство ковров ручной работы в Центральной России. На уровне первичных артефактов необходимо наладить производство всей предметной среды, обслуживающей данный род деятельности, что в свою очередь, требует определенной культуры их изготовления. На уровне вторичных артефактов необходимо создать программы обучения данному виду деятельности и вырастить учителей, способных обучать. Если учесть, что там, где развит данный вид деятельности, обучение ему начинается с пяти-семи лет (плюс к этому человек с рождения окружен культурой, пронизанной данной деятельностью), то можно с уверенностью сказать, что первые сто лет результаты будут значительно хуже. На уровне третичных артефактов могут возникнуть проблемы с реализацией готовых изделий. Если житель центральной России фактически не в состоянии отличить ковер ручной работы от хорошей машинной подделки, то в Туркмении, например, это различие очевидно для десятилетнего ребенка.
Влияние психологического и артефактного опосредования становится актуальным при решении проблем взаимодействия предпринимательских организаций и национальных культур. Люди, работающие в организации, несут в себе все особенности национальной культуры. Такое влияние объясняется действием социальных установок, которые люди приобретают в родном окружении.
Как отмечает автор, процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.
Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.
Внутренняя культурная среда относится к микросреде предпринимательской организации и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
Феномен культуры может оказывать самое непосредственное, часто самое непредсказуемое влияние на результат бизнеса, достижение его промежуточных и конечных целей. Особо сильное влияние уровень культуры предпринимательской деятельности оказывает на процесс общения деловых партнеров - важный и обязательный компонент бизнеса.
Значение культуры для предпринимательской деятельности велико, неслучайно термин «культура» все большее место занимает в лексиконе менеджмента и бизнеса в целом. Под данным термином подразумеваются формальные цели, технологии, структуру, политику и действия, продукты, товары, финансовые источники и неформальные аспекты.
Геерт Хофстед, изучая концепции мотивации лидерства и организации более чем в 40 странах, ввел представление о культуре как «коллективном программировании мышления». Согласно Виджею Сатэ, культура является набором важнейших понятий (зачастую не изложенных), которые члены общины совместно разделяют. Эти важнейшие понятия состоят из норм, ценностей, подходов, убеждений, и община может быть такой же обширной, как общество и промышленность, или такой узкой, как компания, отдел или цех.
Для понимания особенностей КП большое значение имеет аксиологический подход, выделяющий прежде всего ценности, которые регулируют поведение. Они часто являются бессознательными и не поддающимися обсуждению. Но в любом случае, рассматривая ценности, мы говорим о добре (прекрасном, естественном, рациональном, нормальном, логичном) и зле (уродливом, неестественном, нерациональном, ненормальном, парадоксальном).
Но так как ценности трудно прямо рассмотреть, то часто авторы делают выводы о них путем опроса руководящего персонала организации (фирмы) или довольствуются анализом документов и схем. Однако при определении таких ценностей обычно замечают, что они точно представляют только очевидные или наружные ценности культуры.
Для полного понимания ценностей группы следует иметь в виду скрытые предположения, неосознанные, но которые действительно определяют, как задействованные в бизнесе люди думают и чувствуют. Такие предположения сами по себе являются известными реакциями на очевидные ценности. Так как ценности управляют поведением, а оно начинает решать проблему, выдвигая ее на первое место, ценность полностью превращается в скрытое предположение о том, как в действительности обстоит дело. А поскольку предположение неукоснительно принимается на веру, оно выходит из состояния неуверенности. Предположения, принимаемые на веру, так сильны, потому что они менее спорны, чем очевидные ценности. Другими словами, сфера ценностей, может быть разбита на:
- окончательные, бесспорные, принимаемые на веру ценности, к которым более подходит термин «предположения»;
- оспариваемые, очевидные наружные ценности. Из-за человеческого желания порядка и постоянства предположения трансформируются в то, что можно назвать культурными «образцами» (парадигмами), связывающими вместе базовые понятия о человечестве, природе и деятельности.
Очевидно, что культура проявляется путем открытого поведения, но идея культуры присутствует глубже поведенческого уровня. В самом деле, главное обоснование для детальной разработки такого абстрактного определения, как «культура», состоит в том, что слишком трудно объяснить, что происходит в предпринимательстве, если мы останемся на описательном поведенческом уровне.
Культура глубоко пронизывает предпринимательские группы. Культурные элементы определяются как известные решения проблем. Структурно здесь выделяются два типа известных решений:
а) положительные ситуации решения проблем - они создают положительное и отрицательное утверждение в том, что предположенные решения действуют или не действуют;
б) ситуации предупреждения опасностей, которые создают положительное или отрицательное утверждение о том, помогает ли решение избежать различных опасностей.
В настоящем исследовании под культурой в общем смысле мы понимаем совокупность ценностей, веры, морали, определяющих условия жизни в целом и поведение отдельного индивидуума в частности. Относительно понимания культуры как феномена человеческой жизни необходимо учитывать как минимум три существенных обстоятельства.
Во-первых, культура, будучи продуктом жизнедеятельности людей, представляет собой своего рода предметный (овеществленный) и деятельный «генофонд» общества, обладающий различными межнациональными трансляциями (наследованиями) опыта, задающий индивидуумам и институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но, вместе с тем, предполагающий и их способность к обучению, адаптации, и, следовательно, возможность (необходимость) обновления объема и структуры «социальной памяти». В культуре, таким образом, спрессован опыт множества формировавших ее поколений по осознанию себя и мира, приспособлению к окружающей среде и устройству внутренней жизни, разрешению конфликтов и стремлению к идеалам. Это то, что Ф. Хайек обозначал явными и неявными «правилами» поведения, спонтанно возникающими в ходе эволюции общности и группирующимися в определенные культурные традиции («кодексы поведения»), закрепляемые различными социальными институтами.
Во-вторых, существование культуры, как и всякого явления, проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, которая воплощает те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные образцы культуры. В этом смысле предпринимательскую деятельность правомерно рассматривать как функцию той или иной комбинации культурных традиций (воплощение | «кодекса поведения»). При этом формы и ценности собственно КП формируются как непосредственно в самом хозяйстве, так и вне его.
В-третьих, развитие культуры, смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных «кодексов поведения» происходят по принципу естественного отбора, т.е. выживают те культурные традиции, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности, а непрошедшие эволюционный фильтр - отсеиваются.
В этом смысле в культуре предпринимательства кристаллизуются наиболее успешные и поддерживаемые естественным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мысли, действий и взаимоотношений. В них сжатая энергия прошлого опыта, ценнейший и незаменимый ничем моральный и мотивационный ресурс экономического роста.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ