Величайшим достижением М.В. Ломоносова в этих опытах является то, что он впервые использовал научно обоснованную методику точного измерения весов исследуемых образцов до и после их обжига и ввел в химическую науку метод точного взвешивания. Автор, подчеркивая поистине плачевное состояние западно-европейской химии того периода, отмечает требование великого Ломоносова о необходимости измерения, взвешивания, соблюдения пропорций и проверки вычислений химических анализов. Здесь уместно отметить утверждения автора [3] о том, что химическая практика была для Ломоносова средством для общего подъема химических знаний в России. Он впервые стал называть химию наукой, в то время как западно-европейские химики еще определяли как «искусство разложения тел, смешанных на их составные части, или искусство соединения составных частей в тела». Так писал в своих «Основаниях химии» Г. Шталь в 1723 г. Наряду с автором этой работы отмечается, что Ломоносов первым ввел микроскоп в практику химических исследований.
Все перечисленные достижения выдающегося русского естествоиспытателя XVII! века М.В. Ломоносова в области химического знания сыграли неоценимую роль в становлении и утверждении
собственно химической науки. Таким образом, он является одним из тех немногих отечественных исследователей, стоявших у истоков эпистемологического анализа процесса становления и развития современного химического знания.
В настоящей работе на начальном этапе развития химического знания процессы формирования, развития и взаимодействия его с практикой, связанные с запросами человеческого общества, носят конкретный исторический характер и наряду с другими признаками отражают основное защищаемое положение диссертации «Эпистемологический анализ современного химического знания».
Литература
1. Азимов А. Краткая история химии. М.: Мир, 1983. 189 с.
2. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. М.: Наука, 1980. С. 74-91.
3. Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765. М.: Изд- во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 961 с.
4. Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1959. Т. 2. С. 183.
5. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 392.
УДК 338 (4/9) (571.56)
Инновационный подход к формированию гражданских и профессиональных отношений к предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия)
В. В. Веселова
«Республика Саха (Якутия), как и другие субъекты федерации, была почти зеркальным отражением процессов, происходящих на макросоциальном уровне, хотя и своеобразно. Она, можно сказать, уже заняла свое место в истории мировой цивилизации, стала активной и влиятельной силой в своем регионе (Север, Юго-Восточная Азия). Респуб-
BECEJIOBA Вера Васильевна, рук. эконом, отд. техн. института (Нерюнгр. филиала) ЯГУ
лика заявила о себе не только природными ресурсами, но и духовным потенциалом, она стала местом проведения различных международных форумов. Общие процессы всегда будут влиять на ее развитие. Пока на данном этапе идет обозначение общего контура будущего общества, а экономические и политические параметры, естественно, не могут быть конкретно определены, но это дело будущего. В целом мы можем говорить о становлении новой Якутии, о формировании гражданского общества и переходе к демократическим
формам общежития», - отмечает в своем труде «Философия человеческого общества» Е.М. Ма-харов [1].
Реализация социально-рыночной модели повышения эффективности предпринимательской деятельности предполагает решение очень важной и сложной проблемы, связанной с формированием механизма согласования (гармонизации) интересов предпринимателей, государства и общества в целом. Известно, что интересы отдельных людей, хозяйствующих субъектов, государства и общества служат главной движущей силой, побуждающей их добиваться своих целей, удовлетворяя свои потребности подхода к формированию гражданских и профессиональных отношений к предпринимательской деятельности.
Потребности и интересы многообразны, сложны и динамичны. Поэтому на каждом этапе социально-экономического развития общества неизбежно возникает проблема структуризации, интересов определения их иерархии и последующего согласования. Решается эта задача на каждом этапе по-разному, в зависимости от политического устройства, уровня социально-экономического и культурного развития страны, национальных традиций и нравственных ценностей.
Основными субъектами в рыночной экономике являются домашние хозяйства, предпринимательство, государство. Каждому из них присущи свои интересы, которые, как правило, не совпадают с интересами других хозяйственных агентов. Для предпринимательской деятельности наиболее значимой является проблема соотношения частных и государственных интересов.
В отечественной литературе широкое распространение получила точка зрения, согласно которой в рыночной экономике главным ведущим интересом служит частный интерес. В основе этого взгляда лежит известное высказывание А. Смита о том, что рынок «невидимой рукой» приводит в соответствие все частные и государственные интересы. Каждый частный производитель сам принимает управленческое решение: что, как и когда для кого производить товары и услуги. Но в конечном счете его экономическое поведение и положение определяет рынок, который не дает возобладать частным интересам над общественными [2].
Другая точка зрения сводится к тому, что и в рыночной экономике интересы государства являются ведущими и определяющими, а их решения нисколько не противоречат частным интересам. Несмотря на, казалось бы, полную противополож-
ность этих двух точек зрения, их объединяет то, что в качестве ведущего интереса, определяющего экономическое поведение всех субъектов экономики, приверженцами обеих точек зрения выдвигается материальный интерес. Его конкретной формой в рыночной экономике выступает денежный доход, который определяет покупательную способность как отдельных людей, так и общества в целом.
Третья точка зрения корнями уходит к истокам российской экономической школы, в ее основе лежит экономическая сущность человека, раскрытая И.Т. Посошковым. В отличие от А. Смита он считал, что невещественное (духовное) богатство превыше богатства вещественного. Такая точка зрения более отражает менталитет российского человека.
Многие российские эмигранты, в том числе И.А. Ильин, рассматривая проблему частной собственности и государства, писал: «Есть два различных понимания человек - духовное и недуховное. При духовном понимании человек - это творческий центр, «живая основа» семьи, родины, нации и государства, ответственный источник: духовной культуры, церковной жизни, науки, искусства, нравственности, политики, труда и хозяйства» [3].
При таком понимании человека проблема частной собственности сводится к тому, что она обеспечивает ему «некое прочное, вещественное гнездо, представленное ему и обеспеченное за ним, -гнездо его жизни, его любви, деторождения, труда и свободной инициативы».
При недуховном понимании человеческой природы «человек состоит из тела, телесных потребностей и отправлений; этим он и исчерпывается», а государство есть «бюрократическая машина», «регистрирующая» рабочую силу и принуждающая его к рабскому труду».
Современные последователи российской экономической школы считают, что «в современном преобразовании России, несомненно, должна присутствовать не только социальная, но и институциональная культурная составляющая. Причем последняя должна играть не второстепенную, а ведущую роль. Ведь экономика должна существовать не для себя самой, а для человека.
Развитие рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности в рамках не только одной страны, но и международной интеграции экономических систем требуют формирования адекватных этим процессам менталитета и куль-
туры организации предпринимательства во всех звеньях экономики и на всех ее уровнях.
Сфера малого предпринимательства является важнейшим элементом хозяйственной системы в Республике Саха (Якутия), без которой экономика и общество в целом не могут существовать и развиваться.
Одной из проблем формирования предпринимательской среды в России, как и на всех исторических этапах, является определение проблем взаимодействия предпринимательства, общества и власти. Инновационный подход к формированию гражданских и профессиональных отношений к предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия) становится наиболее значимым в разработке маркетинговой философии производственно-хозяйственных структур, базирующихся на общечеловеческих ценностях и организационной культуре.
Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение. Оно вносит существенный вклад в развитие Республики Саха (Якутия), обеспечивает социальную и политическую стабильность, смягчает последствия структурных изменений, быстро адаптируется к меняющимся требованиям рынка, генерирует и использует технические нововведения.
Основным инструментом реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) являются программы развития и поддержки малого предпринимательства. Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере поддержки малого предпринимательства, развития местной промышленности, ремесленничества, туризма, занятости, в части создания новых рабочих мест и рынка платных услуг населению.
В связи с развитием предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия), учитывая перекосы в структуре занятости якутского населения, для возрождения предпринимательства и предпринимательской национальной культуры в Республике Саха (Якутия) создана и успешно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, включая в себя объекты информационного обеспечения - ГУ «РИМЦ» и Интернет-центр г. Якутска, образовательные школы бизнеса в гг. Якутск, Нерюнгри.
В городе Нерюнгри Школа бизнеса открыта 14 марта 2001 года. Процесс проведения обучающих
семинаров построен на основе деловой игры: от регистрации собственного бизнеса, выбора схемы бухгалтерского учета и метода налогообложения, консультирования по вопросам подбора персонала до собственного бизнес-плана, финансового анализа работы будущего предприятия в динамике и защиты бизнес-проекта, философско-этичес-кого обоснования ведения предпринимательской деятельности, экономической культуры, философии маркетинга. Разработаны теоретические и практические рекомендации по модулям: экономической культуре, ценностным ориентациям предпринимательской деятельности в современных условиях. Обучение предлагается по трем направлениям:
Модуль 1. Начальный уровень - для тех, кто стоит перед выбором: «Как начать свое дело?», кто хотел бы получить общие представления о предпринимательской деятельности.
Модуль 2. Средний уровень - для предпринимателей, уже имеющих бизнес-идею, превращение идеи в реальный бизнес-план.
Модуль 3. Высший уровень - для предпринимателей, желающих пройти специализацию по интересующим их темам.
В настоящее время ни в одной стране мира не существует профессии предприниматель, несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что этой профессии практически невозможно научить.
Б.Карлоф пишет, что «люди, начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными...связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются более мощными способностями к предпринимательству, чем прошедшие подготовку по другим дисциплинам» [4].
Существует мнение, что предпринимателями рождаются. Их нельзя «фабриковать», их приспособляемость и умение - результат собственных задатков и способностей. Но если нельзя «делать» предпринимателей, то это не значит, что их нельзя и ненужно готовить к работе в бизнесе. Помимо природных способностей, надо обладать и знаниями сложного рыночного механизма, пониманием социальных отношений и социальных задач нашего времени. Все, что может повышать квалификацию предпринимателей и уровень их социальной этики, так же необходимо, как усвоение
музыкальной техники способным пианистом или скрипачом.
Материальное и духовное благополучие определяется такими факторами, как существование общепризнанных ценностей, сохранивших свое значение на всех уровнях предпринимательской деятельности. Исходя из практики организации подготовки предпринимателей в разных странах, где накоплен и теоретически осмыслен огромный опыт предпринимательской деятельности в условиях рынка, сделаем акцент на значении для наших нарождающихся предпринимателей нового гражданского и профессионального мироощущения, освобожденного от политизированных догм и пропагандистских стереотипов прошлого.
Инновационный подход к формированию гражданских и профессиональных отношений к предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия) должен составлять следующие структурообразующие компоненты:
1. Признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к суверену.
2. Неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод.
3. Постоянное стремление к овладению научными знаниями, укреплению своих умений в их разумном практическом применении.
4. Неуемность в своем личностном самоутверждении, вера в себя и в людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.
5. Справедливость и совесть в союзе с волей как гаранты человеческой и деловой порядочности.
Стабильный успех деятельности предпринимателей, по нашему мнению, во многом зависит от того, из каких социокультурных предпосылок они исходят в осуществлении своей деятельности. Поскольку предпринимательская деятельность в России в течение многих десятилетий преследовалась законом, у формирующегося в последние годы предпринимательского слоя практически утрачены традиции преемственности ценностей и стереотипов поведения, культурных и нравственных основ деятельности. Современные российские предприниматели не могут стать достойными образцами подражания для молодежи, которая придет им на смену. В наш коммерческий век перед целями «экономического человека» начинают отступать и мораль, и идеалы, и ценности. Удовлетворение потребностей, которые предприниматели сами сформировали в обществе, содержит тенденцию свое-
образного «засасывания людей в мир вещей». Однако деятельность знаменитых предпринимателей прошлого тоже может стать образцом для подражания лишь отчасти. Слово «отчасти» употреблено в том смысле, что прошлый опыт нельзя чисто механически «опрокинуть» на настоящее или будущее.
Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство и создаются благоприятные условия для его развития. Условия являются одним из компонентов структуры деятельности. Одним из таких условий является национальная культура. Р. Хизрич и М. Питере пишут, что существуют страны, «где на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением... В США к человеку, который сам себе хозяин и имеет собственное дело, добился успеха и делает деньги, всегда относились с большим уважением. Неудивительно, что в этой стране новые компании растут, как грибы».
Р. Рейган раскрыл секрет почетности предпринимательства в Америке. Он пишет, что не существует противоречий между предпринимательской и гражданской культурой. Ведь первая, «отстаивающая ценности успеха, свободы и эффективности», и вторая, «поддерживающая ценности справедливости социального устройства, гармонии и гуманности», сменяются их синтезом. Там, где этот синтез есть, предпринимательская активность облагораживается. Если государственные воззрения на методы решения экономических проблем совместимы с предпринимательскими интересами, это обеспечивает качественный и количественный подъем предпринимательства. В результате бизнесмен в США - это национальный герой и пример для подражания.
Другой метод создания режима благоприятствования предпринимательству - использование средств массовой информации, с помощью которых создается социальная атмосфера, формирующая благоприятное для бизнесменов общественное мнение. Так, в США во времена президента Рейгана была проведена мощная кампания. Она использовала радио- и телевещание. Президент, пытаясь облагородить предпринимательскую активность, выступал с речами под лозунгом «возвращение к традициям» в духе американских ценностей: семья, труд, добрососедство.
Показателен опыт в Японии в сфере научно-тех-нического прогресса и в формировании своеобычной технической цивилизации, где общество до-
веряет предпринимателю-новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Творческое соединение сильных сторон национального характера, включающее восприимчивость к зарубежному опыту, патернализм, самоидентификацию с интересами группы, врожденную способность к коллективным действиям, высокую трудовую мораль, произрастающие на ниве утонченной и богатой японской культуры, позволили Японии совершить впечатляющий рывок во второй половине XX в. и выйти в число самых передовых и высокоразвитых стран. В то же время, как показывает японский опыт, инновационный тип развития чреват такими последствиями, которые при своем развитии в долгосрочной перспективе вряд ли можно будет оценить как благоприятные. Происходят существенные сдвиги в общественном сознании в сторону потребительского поведения, частных интересов, ухода от общественных обязанностей. Получается так, что дух новаторства, изобретательства и упорного труда подрывает свои же собственные основы. В самом деле, систематическое культивирование этих качеств приводит к достижению высоких стандартов благосостояния, что предполагает наличие у человека-трудящегося сильной воли, способности к самоограничению, отказа от немедленного удовлетворения влечений, суровую и жесткую целеустремленность.
Предпринимательская деятельность в Республике Саха (Якутия) развивается не в вакууме, она интегрирована в мировое сообщество. Изучая и анализируя многовековой опыт разных стран, мы не должны слепо копировать их теории и опыт, а должны синтезировать воедино все лучшее, что есть, и положить на свою национальную культуру и менталитет - это задача социальной философии. Проблема ценностных ориентации предпринимателей должна отвечать единству ценностей как материальных, так и духовных. «Стратегия человечества», как мы видим, должна иметь две равные компоненты: научно-техноло-гическую и вторую - нравственную и социальную.
Одним из этических регулятивов предпринимательской деятельности может стать концепция «Этики справедливости», разработанная Дж. Ролзом, ведущим западным специалистом в области концепции прав человека. Она исходит
из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей - человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в «этике справедливости», являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий
Приоритетная социальная направленность в обществе, утверждение производственной демократии - все это обуславливает необходимость инновационных подходов к формированию гражданских и профессиональных отношений, мировоззренческой ориентации, логико-социального познания и личного отношения к духовным ценностям субъектов предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия). Предприниматели - носители общегражданского мировоззрения. Составляя профессиональный специфический слой общества, они должны обладать рядом мировоззренческих позиций - это своего рода «гражданство в гражданстве». Апеллирование к «своему» гражданскому мировоззрению помогает предпринимателям достойно исполнять свой общегражданский долг, т.е. профессионально активно влиять на историческую перспективу. Научное мировоззрение - тот самый Эверест, взбираясь на который предприниматель получает возможность проверить свои физические и духовные силы, увидеть масштабность и величавую красоту мироздания. Чем выше он поднимается, тем более высвобождается от житейской суеты, повседневных забот и волнений. Подобное можно сказать и о гражданских и профессиональных отношениях. Чем они насыщеннее достоверными знаниями и гуманнее, тем нравственнее и законоуважительнее гражданские и профессиональные отношения.
Мировой опыт показывает, что сам рынок не делает страну ни богатой, ни благополучной. Рынок дает хорошие результаты там, где культивируются социальные, правовые, этические нормы и ориентиры. От сегодняшнего предпринимателя требуются совершенно новые качества: автономность, психологическая свобода, «чистое сознание». Предпринимательство - это живая творческая сила, психология особого типа, которой не свойственен хозяйственнику-чиновнику в той мере,
в какой он дан предпринимателю в качестве его природных расположений, усиливаемых любовью и интересом к делу.
Исходным методологическим положением формирования механизма гармонизации интересов предпринимателей Республики Саха (Якутия) государства и общества в целом, на наш взгляд, является общность перспективных интересов общества и государства (как одного из выразителей общественных интересов) и цивилизованных предпринимате-
лей. Общность их интересов заключается в том, что предприниматели, как и государство, заинтересованы в создании высокоэффективной экономики, в политической и социальной стабильности в обществе, укреплении позиций Республики Саха (Якутия) в мировой экономике. Основу механизма гармонизации интересов должно составлять сотрудничество государства и предпринимателей, объективной предпосылкой которого служит взаимная потребность друг в друге.
Таблица
Баланс ценностных ориентации
Ценностные ориентиры предпринимательской деятельности Ценностные ориентиры власти
Справедливость и совесть в союзе с волей -гаранты человеческой и деловой порядочности. Выступление в качестве интегрирующего фактора, объединение людей, проживающих в границах муниципального образования, предоставление равных возможностей для решения общих проблем и приучая к ответственности.
Честолюбие - активный мотиватор одухотворения жизни людей. «Знания могут придать человеку вес, но только воспитанность может придать ему блеск». Самоуправление — важная составляющая правового государства, так как является органической частью систем сдержек и противовесов.
Признание самоценности человеческой жизни и здоровья. Личное достоинство каждого неприкосновенно, отношение к каждой личности как к суверену.
Неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократии прав и свобод. Способствование демократического режима, предоставляющего определенную свободу обществу, будь то свобода индивидов или групп.
Литература
1. Махаров Е.М. Философия человеческого обще- 3 Ильин. И. Путь духовного обновления // Собр. соч. ства. М.: Мысль, 1999. С. 7. х л м . Русская книга, 1993. С. 254-256.
2. Омельченко Е.В. Российское предприниматель- 4. Макконнэл K.P., Брю С.Л. Экономикс. 1992. ство. Проблемы роста. М., 2002. С. 225. Т. 1,2