Научная статья на тему 'Основные подходы к определению понятия «Профессиональная культура» в контексте социально-педагогического анализа'

Основные подходы к определению понятия «Профессиональная культура» в контексте социально-педагогического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
642
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к определению понятия «Профессиональная культура» в контексте социально-педагогического анализа»

Г.А. Гущина

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Сегодня в России неотвратимо осуществляются реформы, результатом которых является развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на ценностях и принципах рыночной экономики.

Становление новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности - всё это требует формирования адекватных этим процессам менталитета и профессиональной культуры организации во всех звеньях экономики и на всех ее уровнях.

В современной культурологии и антропологии 50 - 60-х годов существует одна важная дискуссионная проблема - о статусе понятия «культура»: как понятие «культура» соотносится с явлениями, объектами действительности, которые оно описывает. Одни считают, что понятие культуры есть лишь чистые идеальные типы, абстракции, существующие в головах индивидов, логические конструкты, с трудом поддающиеся соотнесению с конкретной исторической реальностью. Другие (среди них в первую очередь следует назвать Л. Уайта) придерживаются мнения о предметно-вещественном характере культуры, что, кстати, и выражают в определениях, рассматривая культуру как «класс предметов, явлений... » и соотносят тип культуры непосредственно с соответствующими явлениями социальной действительности.

Как же разрешается данное противоречие? Во-первых, каждая из сторон отстаивает свою правоту, исходя из собственных определений культуры. В этом смысле в обеих позициях есть доля истины. Однако остается проблема соотнесения понятия и живой многообразной действительности. Сторонники понимания культуры как логического конструкта обычно спрашивают: покажите эту культуру, объясните, как ее воспринимать опытным путем. Естественно, что культуру как форму организации человеческого опыта, образ жизни отдельного народа трудно увидеть, потрогать, как материальную вещь. Культурные стереотипы существуют только в действиях человека и в культурной традиции.

Культура предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым примером которой является особое мироощущение, или менталитет» (1). Поэтому, рассматривая, в принципе, очень сложный вопрос соотношения понятия культуры с действительностью, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещественное и идеально-образное.

Практически все определения культуры единыв одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие «общество» многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как «совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов». Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека. Можно, конечно, оспаривать такую трактовку, однако она весьма распространена в культурно-антропологической традиции, прежде всего США. Поэтому более целесообразно использовать понятие «культура» для выражения специфики человеческого бытия.

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия «культура» и, соответственно, к ее определению. Первый принадлежит А. Крёберу и К. Клакхону. Согласно им, «Культура состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы» (1).

В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур - в соответствии с таким подходом к определению.

Л. Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию: «Культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте» (2). Культура для него представляет собой «целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений» (2).

Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А. Крёбера и К. Клакхона «Культура, критический обзор определений» (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Наряду с определениями культуры Л. Уайта, А. Крёбера и Э. Тайлора существует еще ряд типов определений.

Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К. Уисслеру, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик...» (3).

Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У. Самнер определяет культуру «как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям» (4). Р. Бенедикт понимает культуру как «приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново». Специфическую точку зрения на культуру выразил Г. Стейн. По его мнению, культура - это «поиски терапии в современном мире». М. Херсковиц рассматривал культуру как «сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество» (5).

Особое место занимают структурные определения культуры. Наиболее характерное из них принадлежит Р. Линтону:

а) культура - это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;

б) культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества (6).

Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний,умений, культурных навыков - институализирован-ная система воспитания и обучения. Одна

из причин её существования - изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обусловливающая новые параметры жизненного пути нового поколения.

В результате краткого анализа типов определений можно сделать вывод, что речь в них все же идет о форме организации жизни человека, ее особенностях, принадлежащих различным народам. Для обозначения отдельной культуры будет также употребляться термин «профессиональная культура».

Категория «профессиональная культура» лишь недавно стала разрабатываться в исследованиях, преимущественно экономических и социально-психологических. Большая их часть центрируется на культуре организации, связанной с экономической деятельностью (О. Дил, Н. Кеннеди, Т. Питере, Р. Уотермен, У. Оучи, И. Ансофф, Д.С. Синк, В.В. Томилов, Р. Рюттингер, А.Л. Слободской и др.) (7; 8).

Экономическая деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования экономической деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для проявления безмерной экономической свободы отдельными представителями во имя защиты интересов и экономической свободы других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Существующие в литературе определения профессиональной культуры раскрывают ее в основном со стороны эко-номическо-правовых и этических аспектов. В них подчёркивается, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение правовых норм, регулирующих экономическую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы и т.д.

Как отмечается В.В. Томиловым и др., первым всеобщим элементом профессиональной культуры является ее законность.

Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в принципе нанесения вреда, не только имущественного, но и морального, партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам (9). Следующим важным элементом профессиональной культуры является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это ведущий признак профессиональной культуры. Важно также соблюдение общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса, и др. (9).

Профессиональная культура как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие экономики.

Формирование профессиональной культуры определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность.

В гуманитарном и психолого-педагогическом контексте целесообразно рассматривать профессиональную культуру как такую систему отношений между людьми, их практических действий, которая в течение некоторого времени формирует, а затем поддерживает у представителей данного сообщества уникальную общую для них психологию (2).

Именно психологическая общность позволяет людям, принадлежащим к одной культуре, чувствовать, что они ближе друг к другу, чем к тем, кто не является членом данной культуры.

В педагогическом смысле известно, что люди, воспитывавшиеся в одной природной, вещной и знаковой среде, видят мир, в принципе, одинаково. Очевидно, что человек воспринимает окружающий мир через призму той среды, которую он застал после рождения. Осмысливая окружающую среду, человек наделяет ее элементы и процессы определенными значениями посредством освоения существующего в культуре языка. Наконец, вступая в активное освоение социального пространства в ходе собственного развития, человек постигает и вырабатывает смысловой, ценностный план жизнедеятельности. Таким образом, менталитет - это то, через что человек воспринимает реальности социального мира (2, 10, 11).

Менталитет - это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, определяющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира. Менталитет формируется в зависимости оттра-диций, культуры, социальных структур и среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как трудно определяемый исток культурно-исторической динамики (10).

История менеджмента имеет массу примеров неудачного переноса норм, принятых в одной национальной культуре, на почву другой культуры. Как отмечают авторы, процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду (8; 9).

Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства. Внутренняя культурная среда относится к микросреде организации и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

Феномен культуры может оказывать самое непосредственное, часто самое непредсказуемое влияние на результат профессиональной деятельности, достижение ее промежуточных и конечных целей. Особо сильное влияние уровень профессиональной культуры оказывает на процесс общения деловых партнеров - важный и обязательный компонент любой деятельности.

Для понимания особенностей профессиональной культуры большое значение имеет аксиологический подход, выделяющий прежде всего ценности, которые регулируют поведение. Они часто являются бессознательными и не поддающимися обсуждению. Но так как ценности трудно прямо рассмотреть, то часто авторы делают выводы о них путем опроса руководящего персонала организации (фирмы) или довольствуются анализом документов и схем.

Однако при определении таких ценностей обычно замечают, что они точно представляют только очевидные или наружные ценности культуры. Для полного понимания ценностей группы следует иметь в виду скрытые предположения, неосознанные, но которые действительно определяют, как задействованные в деятельности люди думают и чувствуют. Такие предположения сами по себе являются известными реакциями на очевидные ценности.

Очевидно, что профессиональная культура проявляется путем открытого поведения, но идея культуры присутствует глубже поведенческого уровня. Это то, что Ф. Хайек обозначал явными и неявными «правилами» поведения, спонтанно возникающими в ходе эволюции общности и группирующимися в определенные культурные традиции («кодексы поведения»), закрепляемые различными социальными институтами (12).

Существование культуры, как и всякого явления, проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, которая воплощает те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные образцы культуры. В этом смысле экономическую деятельность правомерно рассматривать как функцию той или иной комбинации культурных традиций (воплощение «кодекса поведения»). При этом формы и ценности профессиональной культуры должны формироваться как непосредственно в самом хозяйстве, так и вне его.

Следовательно, в результате социально-педагогического анализа понятия «профессиональной культура» можно предположить, что смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных «кодексов поведения» происходят по принципу естественного отбора, т.е. выживают те, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели профессиональной общности, а все другие - отсеиваются.

В этом смысле в профессиональной культуре поддерживаются наиболее успешные и обеспечиваемые естественным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мысли, действий и взаимоотношений. В них происходит формирование прошлого опыта, ценнейший и не заменимый ничем моральный и мотивационный ресурс экономического роста.

Примечания

1. Велик Л. П. Социальная форма движения. М., 1982.

2. Работы Л. А. Уайта по культурологии. М., 1996.

3. Введение в культурологию. Воронеж, 1994.

4. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

5. Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955.

6. Орлова Э. А.. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

7. Пашкус Ю. В., Мисько О. Н. Введение в бизнес. СПб.: Северо-Запад, 1991.

8. Савченко В. В. Феномен предпринимательства. Формы предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. №10.

9. Тоффлер Э. Изменяющаяся структура бизнеса // США: Экономика, Политика, Идеология. 1993. № 2.

10. Рощин С. К. Психология предпринимательской деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5.

11. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.

12. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма / Под ред. У. Бартли. M.: Новости, 1992. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.