Научная статья на тему 'Проблема формирования профессиональной культуры будущих экономистов в условиях вуза'

Проблема формирования профессиональной культуры будущих экономистов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ЭКОНОМИСТ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

В статье раскрывается актуальность проблемы становления личности будущего экономиста в вузе, дано понятие профессиональной культуры и его обоснование в социально-педагогическом контексте, показаны основные подходы и положения, определяющие связи с целым комплексом личностных качеств, имеющих особое значение при формировании профессиональной культуры студента. В статье также сформулированы цели высшего образования, предполагающие выдвижение на первый план задачи реализации потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования профессиональной культуры будущих экономистов в условиях вуза»

Г. А. Гущина

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Работа представлена кафедрой педагогики Вятского государственного гуманитарного университета.

В статье раскрывается актуальность проблемы становления личности будущего экономиста в вузе, дано понятие профессиональной культуры и его обоснование в социально-педагогическом контексте, показаны основные подходы и положения, определяющие связи с целым комплексом личностных качеств, имеющих особое значение при формировании профессиональной культуры студента. В статье также сформулированы цели высшего образования, предполагающие выдвижение на первый план задачи реализации потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Ключевые слова: формирование, профессиональная культура, будущий экономист, становление личности, профессиональное образование.

G. Gushchina FORMING OF FUTURE ECONOMISTS’ PROFESSIONAL CULTURE IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article reveals the topicality of the problem of a future economist’s personality forming in a higher educational establishment. It gives the notion ofprofessional culture and its basing in the social and pedagogic context. The author shows the basic approaches and standards determining the connections with the whole complex of personal abilities which are especially significant in forming students’ professional culture. The article formulates the aims of higher education supposing the accomplishment of the foremost tasks: realisation ofa personality’s necessity in the intellectual, cultural and moral development and making conditions for students’ promotional prospects and perfection.

Key words: forming, professional culture, future economist, personality forming, vocational education.

Российское общество в настоящее время чимости системы профессионального образо-

находится на переходном этапе своего разви- вания как социального института по воспро-

тия, и мы должны учитывать возрастание зна- изводству профессионалов нового типа, спо-

собных эффективно работать в нынешних условиях.

Анализируя проблемы профессионального образования за последние десять лет, (А. Архиповой, Ю. К. Васильева, Н. Воскресенской, Б. Вульфсона, О. Долгой, Б. Ивановой, К. Н. Катханова, Н. Клепач, Е. Кузнецова, А. Ф. Крючкова, Я. Л. Куракова, М. Л. Малышева, Ю. Пермского, А. С. Прутченкова, В. К. Розова, Н. Рябиннной, В. Таранова, М. А. Хроменкова, Е. Шапкиной, Г. Шиловой, А. Т Шпака, А. Щетинина, Л. Е. Эпштейна), можно видеть, что оно уже не может в полной мере обеспечить на основе традиционных подходов педагогики и философии качество образования, где студент рассматривался как объект педагогических технологий и воспитательного воздействия. Даже если и провозглашалась личностно-центрическая ориентация системы образования, то учащийся не рассматривался полноправным субъектом образовательного процесса, поскольку он не несет ответственности за качество своего социального и профессионального саморазвития, а также не ставится проблема формирования профессиональной культуры будущего экономиста.

Профессиональная культура как научный термин лишь только начинает свою самостоятельную жизнь в обиходе теоретического и прикладного знания. Емкость, сложность и неоднозначность этого понятия с самого начала требует наличия широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований. Среди немногочисленных исследований (О. Кабачек, П. Козловский, М. Корягина, С. Логиновский, Н. Макашева, Е. Михайлова, М. Олсон, А. Рих, А. Сен, И. Устиян), рассматривающих данный феномен, наиболее распространенное его понимание в общем виде сводится к следующей формулировке.

Профессиональная культура — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления профессиональной деятельности в соответствии с действующими в стране (обществе) правовы-

ми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса [8].

Профессиональная культура будущих экономистов в целом зависит от формирования корпоративной культуры, от этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое образование, как культура.

Как отмечают многие авторы (Ш. Атутова, П. Н. Андрианова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, М. Иванющенкова, В. А. Полякова, И. А. Сасовой, Н. А. Томина), человеку вступающему на путь профессиональной деятельности, приходится взаимодействовать с уже сложившейся, готовой системой образа жизни, мировоззрения и поведения, системой навыков, приемов, знаний, технологий, инструментария, стереотипов, принципов, норм, прав, обязанностей, атрибутов, ценностей [5]. С системой, которая имеет свою форму социальной представленности, эстетику, язык, символику, мораль, философию, и которая в целом воплощается в определенной культуре.

Неслучайно опыт показывает, что процесс подготовки к профессиональной деятельности наиболее плодотворно осуществляется через усвоение ее культуры, когда будущий специалист как бы заражается ее достижениями, смыслами, возможностями, которые она ему предоставляет, когда он ощущает притягательность этой деятельности как сферы самореализации и испытывает желание стать ее частью, внести свой вклад [5].

Профессиональная культура задает ценностное (а значит, и целостное) профессиональное пространство для подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Отмечается, что человек, не воспринявший в полной мере культуру профессии, не интегрировавшийся изначально в ее корпус и соответственно не идентифицирующий себя с ней, не сможет стать полноценным специалистом, даже будучи достаточно хорошо подготовленным в теоретическом и практическом плане, поскольку находится в состоянии чужеродного элемента по отношению профессии, в лучшем

случае имитирующего деятельность, а в худшем — дискредитирующий ее [11].

Понятие культуры относится к наиболее важным и емким категориям современной гуманитарной и естественной науки. «Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей». Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка С. И. Ожегова. Далее указывается, что культура — это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [7, 45].

Культура, таким образом, — это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

С точки зрения А. Крёбера и К. Клакхона: «Культура состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах. Культура также предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым примером которой является особое мироощущение, или менталитет» [12]. Следовательно, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения — предметно-вещественное и идеально-образное.

Из всего вышесказанного можно сделать предположение, что профессиональная культура — это внутренне содержащиеся и внешне проявляемые нормы, определяющие поведение личности в профессиональной среде, обусловленной особым образом организованной деятельностью.

Особым образом организованная деятельность — действия человека, опосредованные характером взаимодействий, целесообразностью, осуществляемой при помощи идеально-планирующей функции мышления, которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а данной социальной группы и может функционировать лишь в культурном окружении.

Особенностью культурного способа деятельности является вынесение во вне продуктов культурного взаимодействия, т. е. овеще-

ствление идеальных образов. Человек действует не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущностями.

Следовательно, профессиональная культура складывается и функционирует тогда, когда создаются и успешно действуют определенные нормы, правила, распорядки, образы (жизнедеятельности и поведения). Она включает в себя и такой системный элемент, как мировоззрение, определяющий смысложизненные приоритеты и социокультурную направленность саморазвития молодого человека. Современный тип профессиональной культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации экономики.

Источником формирования культурных навыков может служить институализированная система воспитания и обучения. Это положение предусматривает кардинальные перемены в подходах к решению основных вопросов функционирования высшей школы, детерминированных следующими причинами:

• осознанием роли и значимости системы высшего образования для поступательно эволюционирующего развития общества, ее интеграцией с основными социальными институтами;

• признанием культурного потенциала, накопленного высшей школой на основе генерации социокультурного потенциала общества посредством инновационно-образовательной деятельности;

• формирование личности, адекватной существующей социально-исторической обстановке, осознающей себя элементом соответствующей исторической культуры и членом современного общества;

• повышением интереса вузов к формированию профессиональной культуры будущих экономистов, что будет способствовать возрастанию возможности быстрого реагирования и адаптации выпускников к изменяющимся условиям социума и общим тенденциям развития экономики.

К сожалению, приходится констатировать, что высшая школа не всегда учитывает данное положение. Выражается это в существовании

целого ряда противоречий, выявленных В. А. Сластениным и его научной школой:

• «между абстрактным предметом учебнопознавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом усваиваемой профессиональной деятельности, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных процессов и ситуаций. При этом если в учебной деятельности информация является ее предметом, то в профессиональной деятельности она должна превратиться в средство регуляции последней, т. е. в знание;

• между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею студентом через множество предметных областей (наук, учебных предметов);

• между способом существования профессиональной деятельности как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических систем готовых знаний и алгоритмов действий, подлежащих запоминанию;

• между общественной формой существования профессиональной деятельности, коллективным характером труда, предлагающим межличностное взаимодействие и общение работников, и индивидуальной формой ее присвоения студентами;

• между вовлеченностью в процессы труда личности специалиста на уровне творческого мышления и социальной активностью и опорой в обучении прежде всего на процессы внимания, восприятия, памяти (когнитивные функции);

• между «ответной позицией студента» (цели задаются преподавателем, студент отвечает на его вопросы, решает задачи, активен по «разрешению» преподавателя) и принципиально инициативной в предметном и социальном смысле позицией будущего специалиста;

• между обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией студента на будущее содержание профессиональной деятельности» [9, с. 105].

Эти противоречия предусматривают кардинальные перемены в подходах к решению основных вопросов функционирования высшей

школы. Процесс образования предоставляет возможность личности знакомиться с различными общественными нормами (принудительного или целесообразного характера А. А. Богданов), что делает их приемлемыми для личности благодаря мотивации, а также формирует их восприятие в контексте долженствования (как себе, так и обществу). Вне этого не обойтись в производственной, ни в бытовой, ни в общественно-политической сферах.

Обучение в любых его формах (даже опыте жизни в семье) позволяет передать нормы позитивной человеческой активности для дальнейшего реального продуктивного социально значимого участия в жизни общества.

Таким образом, через образование личности, позволяющее усвоить профессиональные нормы, формируются необходимые условия развития всего общества. Профессиональное образование должно выступать как приобщение к профессиональной культуре или как подготовка к культурному способу деятельности.

Организация такого профессионального образования требует смены приоритетов: место социального контроля над образованием в перспективе должен занять самоконтроль, основанный на развитой рефлексивной способности.

В работах современных исследователей в области педагогики отмечается, что система высшего образования вступает в новую стадию своего функционирования, так как происходит переход от подготовки специалиста к образованию человека и формированию личности, что, в свою очередь, требует разработки и реального воплощения на практике новой образовательной парадигмы личностно ориентированного воспитания и обучения.

В качестве концептуального принципа этой парадигмы была выделена идея о приоритете в системе высшего образования интересов личности, адекватных современным тенденциям общественного развития и ориентации на возможность полноценной реализации внутреннего потенциала каждого студента посредством решения следующих задач:

• гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира;

• стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления;

• добиться успешной социализации человека через его погружение в существующую культурную, в том числе и техногенную и компьютеризированную среду;

• научить человека жить в условиях насыщенной и активной информационной среды, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования;

• реализовать потребности в новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники, создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Субъектам педагогического процесса (в первую очередь студентам) должна быть предоставлена свобода выбора как необходимых им знаний, так и способов их получения, а значит, обеспечен максимально свободный доступ как к источникам информации, так и к прогрессивным технологиям ее добывания и использования. Основные подходы к решению данной проблемы должны стать основой организации собственно учебного процесса в системе профессиональной подготовки и формирования профессиональной культуры в условиях высшего образования.

Теоретические разработки, накопленный традиционный и инновационный опыт позволяют на современном этапе образовательных реформ предъявить объективные требования к системе высшей профессиональной подготовки в русле реализации стратегической задачи формирования личности, адекватной существующей социально-исторической обстановке, осознающей себя элементом соответствующей исторической культуры и членом современного общества.

Как указывается в исследовании В. И. Ма-реева, современное вузовское обучение должно приобретать следующие новые черты:

• становиться воспитывающим, развивающим личность специалиста процессом, построенным на творческой активности студента;

• получать прогностическую направленность, быть нацелено на будущее, хотя критически использовать наследие прошлого;

• являться исследовательским процессом по своей сущности, т. е. формирующим научное мышление студентов во всех видах занятий;

• предполагать творческий характер совместной деятельности преподавателя и студентов;

• ориентировать будущего специалиста на исследование себя, своих возможностей и способностей;

• предполагать диагностическое обеспечение [6].

Целью этой деятельности должна быть организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее аксиологические установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с формированием профессиональной культуры.

Контингент студентов вузов охватывает юношеский возраст (в среднем 17—25 лет), который, по мнению Л. С. Выготского, «по общему смыслу и по основным закономерностям составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».

Специфичность учебной деятельности в высшей школе отмечается также в работе А. А. Вербицкого, который считает, что естественное и позитивное для детских возрастов противопоставление в обучении субъекта знания (обучающего) и субъекта незнания (обучаемого) непригодно для тех возрастных периодов, когда человек оказывается особо чувствительным к оценке своих возможностей, в частности профессиональных [3].

По свидетельству Б. Г. Ананьева, этот возрастной этап характеризуется интенсивным развитием физического и умственного потенциала личности, повышением работоспособности и динамикой активной продуктивной деятельности.

Данный период в социально-психологическом аспекте, как отмечает И. А. Зимняя [4],

отличается наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активным «потреблением культуры», высокой социальной и коммуникативной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Это определяется индивидуальными и вариативными особенностями становления и структурирования интеллекта личности, и прежде всего вербального, что делает особо значимым для формирования профессиональной культуры будущего специалиста, так как при правильной организации образовательного процесса основная нагрузка ложится не на память студента, а на его мышление и соответственно исследовательский подход к усвоению теории и профессиональному самоопределению.

Одновременно повышается и уровень культуры учебной деятельности студентов, что способствует:

• расширению их информированности;

• стремлению к творческому освоению научных знаний;

• формированию практико-ориентиро-ванных умений и навыков;

• развитию самостоятельности;

• развитию инициативности;

• социальной активности, способствующей творческому и осознанному участию в процессе взаимодействия с преподавателями вузов как равноправными партнерами педагогического общения.

В связи с этим С. И. Архангельский особо отмечает, что перед современным высшим образованием стоит непременная задача — учить студентов мыслить и действовать методами, категориями науки, видеть свою область знаний и профессиональную деятельность глазами исследователя, т. е. «усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» [2].

Это положение определяет связи с целым комплексом личностных качеств, имеющих особое значение при формировании профессиональной культуры студента.

По мнению В. Г. Акопова [1], эти качества (свойства) могут быть распределены по следующим трем уровням.

1. Субъектные, выражающие уровень развития профессионального сознания и включающие следующие группы свойств:

• профессиональное целеполагание;

• профессиональные знания;

• профессиональные планы и программы;

• профессиональная идентификация;

• самосознание.

2. Личностные, характеризующие отношения субъекта к природе, обществу, труду, людям, себе.

3. Индивидуальные, выражающие половозрастные и нейродинамические характеристики субъекта профессиональной деятельности: психические процессы (внимание, память, мышление), свойства темперамента.

Существует также своеобразная технологическая проблема, обусловленная сложившейся системой подготовки экономиста в вузе, обозначенная В. П. Трусовой. Проблема эта заключается в том, что качества личности, необходимые для успешного обучения в институте, не всегда совпадают с теми качествами, которые необходимы для успешной практической деятельности после его окончания.

Отправной точкой для определения цели и построения иерархической системы задач применительно к профессиональной культуре, по мнению С. Д. Смирнова, служит модель (профиль) специалиста: профессионал — исследователь — интеллигент.

Сама по себе подобная модель не считается психолого-педагогическим конструктом. В основе ее содержания лежит, как правило, квалификационная характеристика, в которой зафиксирована система требований к будущему специалисту.

В этой связи постижение профессиональной деятельности наиболее плодотворно осуществляется в условиях вуза через усвоение культуры, когда человек начинает ощущать ее притягательность как сферы самореализации и испытывает желание стать ее частью, внести свой вклад в ее приращение.

Таким образом, формирование профессиональной культуры будущих экономистов в вузе должно обеспечивать рост индивидуальности, ее диалог с обществом, выражать и учитывать самоценность, неповторимость человека, его оригинальность, его усилие быть человеком

достойным, способным к самоопределению. Данная культура представляет исторически концентрированный опыт и обнаруживает себя там, где идет процесс смыслостроительства личности в условиях учебного заведения и формируется ответственность за свое дело.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1993. С. 356.

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. С. 256.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991. С. 276.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999.

5. Иванющенкова М. Школы российского бизнеса / М. Иванющенкова, А. Агонбегян, С. Мясоедов, А. Матвеева // Коммерсант. 2000. № 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мареев В. И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: Теория и практика. Ростов-на-Дону, 1999. С. 187.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Русский язык, 1989. С. 389.

8. Савченко В. Феномен предпринимательства. Формы предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. № 10.

9. Сластенин В. А Педагогика. М., 2000. С. 398.

10. Тоффлер Э. Изменяющаяся структура бизнеса // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 2.

11. Уваров М. Г. Совершенствование управления малым бизнесом. Применение зарубежного опыта в российской практике: Дис. на соис. учен. степени канд. экон. наук. М., 2003.

12. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.