Научная статья на тему 'Факторы реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства: вопросы теории'

Факторы реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства: вопросы теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические интересы / малое предпринимательство / саморазвитие / внутренние факторы развития / economic interests / Small business / self-development / internal factors of development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realizations of economic interests of small business promote internal factors of self-development. Self-development factors define internal adaptable possibilities of small business that allows it to develop successfully in the conditions of constant social and economic changes. Factors for the implementation of the economic interests of small businesses through self-development may include: mental, cultural, resource characteristics, the experience of the functioning of the market.

Текст научной работы на тему «Факторы реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства: вопросы теории»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 330

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

© Н. В. РАССКАЗОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра экономической теории e-mail: ras-nat@mail.ru

Рассказова Н. В. - Факторы реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства: вопросы теории // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 393-398. - Реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства способствуют внутренние факторы саморазвития. Данные факторы определяют адаптационные возможности малого предпринимательства, что позволяет ему успешно развиваться в условиях постоянных социально-экономических изменений. К факторам реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития можно отнести: ментальные, культурные, ресурсные особенности, опыт функционирования на рынке, выражающийся в выборе определенной ориентации поведения.

Ключевые слова: экономические интересы, малое предпринимательство, саморазвитие, внутренние факторы развития.

Rasskazova N. V. - Factors realization of economic interests of small business: theory questions // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 393-398. - Realizations of economic interests of small business promote internal factors of self-development. Self-development factors define internal adaptable possibilities of small business that allows it to develop successfully in the conditions of constant social and economic changes. Factors for the implementation of the economic interests of small businesses through self-development may include: mental, cultural, resource characteristics, the experience of the functioning of the market.

Keywords: Economic interests, small business, self-development, internal factors of development.

Проблема развития малого предпринимательства в современной экономике является актуальной. Выполняя разнообразные социально-экономические функции, малое предпринимательство является одним из институтов, способствующих стабильной эволюции общества. Потенциал его развития определяется возможностью реализации экономических интересов. В этой связи актуальной является проблема исследования факторов, способствующих реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в условиях неустойчивого и неравновесного развития социально-экономической системы.

Реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в социально-экономической системе способствуют внутренние факторы саморазвития. Под саморазвитием малого предпринимательства можно понимать процесс формирования, количественного и качественного изменения малого предпринимательства при сохранении сущностных, родовых признаков в условиях изменяющейся социально-экономической среды. Данный процесс характерен для всех субъектов малого предпринима-

тельства и предполагает возможность использования, в первую очередь, внутренних ресурсов и потенциала для развития. К факторам реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития можно отнести: ментальные, культурные, ресурсные особенности, опыт функционирования на рынке, выражающийся в выборе определенной ориентации поведения.

Одним из факторов реализации экономических интересов посредством саморазвития являются ментальные особенности субъектов малого предпринимательства. Менталитет - информационный феномен, связанный с подсознанием и формирующийся под воздействием среды обитания и жизнедеятельности народов [6]. Ментальные особенности выступают результатом многофакторного и многостороннего воздействия различных социальных систем, включая семью, друзей, родственников, муниципальных образований и т. д. Однако решающее значение имеет национальный менталитет, который можно определить как совокупность социально-психологических качеств и черт, сумму детерминируемых или поведенческих

реакций, присущих нации. Национальный менталитет выступает как определенная целостность и проявляется во всех сторонах человеческой общности и составляющих ее индивидов. В любой сфере жизнедеятельности нации и ее граждан проявляется присущий им менталитет. Соответственно особенности национального менталитета определяются спецификой психологии народа, преломляющиеся в самосознании индивида. Это самосознание направлено на восприятие и осмысление себя и окружающего мира в соответствии с традиционными установками [5].

Взаимообусловленность ментальных особенностей и реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития поднимает вопрос о влиянии национального менталитета на процесс образования и развития рыночных отношений. Анализируя особенности российского национального менталитета, исследователи отмечают «недружественные» рынку признаки. Например, Л. Мясникова считает, что на особенности российского менталитета повлиял процесс его формирования, осуществлявшийся на фоне становления Евразийской империи с православной идеологией византизма и ордынским военно-стратегическим и хозяйственным централизмом. В итоге характерными чертами российского менталитета можно считать слабую выраженность предпринимательских стимулов, несвобода и безответственность, отсутствие законопослушности, комплекс неполноценности перед западной цивилизацией. Вывод исследователя неутешителен: «Развитие России через несвободу в духе восточной распределительной системы воспроизводства сформировало менталитет рабского типа, не соответствующий традиционным рыночным отношениям» [7].

Таким образом, особенности российского национального менталитета сдерживают формирование цивилизованной рыночной экономики. Данное обстоятельство отрицательным образом сказывается на процессе реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства наряду с другими причинами. Вместе с этим, социально-духовные основы общества теснейшим образом взаимодействуют с такой сферой как экономика, которая непосредственно влияет на изменения жизни общества, воздействуя на ментальные особенности людей.

Становление рыночной экономики в России способствовало возрождению и развитию предпринимательства. На менталитет предпринимателя решающее значение оказывает такое специфическое свойство, определяемое его деятельностью, как креативность. В основе креативности предпринимателя находится «рассеянное знание». Данное понятие было введено Ф. Хайеком, который определял его как интуитивное знание предпринимателем того нового предмета или услуги, которую можно превратить в товар и получить прибыль. «Рассеянное знание» позволяет предпринимателю осуществлять прорыв в самых разнообразных отраслях, учитывать особенности уклада территорий, вкусов и потребностей населения [15]. Следовательно, предприниматели являются носителями рыночно-ориентируемого менталитета. Одновременно их дея-

тельность способствует трансформации национального менталитета и образованию новых качеств.

Кроме этого, формированию рыночно-ориенти-руемого национального менталитета содействует функционирование такого организационно-экономического института как предприятие. По своему статусу оно призвано осуществлять упорядоченную во времени и пространстве, скоординированную и целенаправленную деятельность, в рамках которой корректируется и стабилизируется поведение и менталитет участников. В современных условиях именно предприятия могут стать производителем социокультурных норм, смягчающих противоречивость индивидуального менталитета российских граждан [2, 3].

Помимо перечисленных выше факторов, становлению рыночно-ориентируемого менталитета нации способствует развитие российской экономики в рамках мирового хозяйства. Россия постепенно должна стать частью мировой экономики и развиваться по ее законам. Данный процесс может осуществляться двумя способами. Первый способ характеризуется адаптацией менталитета традиционно длительным способом. Второй способ является наиболее предпочтительным, т. к. позволит вывести страну на новый качественный уровень развития социально-экономической системы за более короткий срок за счет освоения информационных потоков и технологий. Скорость изменений будет задаваться исключительно темпом структуризации экономики и развитием инструментария глобальных сетей.

Следующим фактором реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития является культура предпринимательства. Понятие «культура» имеет множество определений, которое отражает различные аспекты жизнедеятельности человека и общества: политический, социальный, экономический и др. Понятие культура предпринимательства имеет узкую и широкую трактовки. Узкая трактовка основывается на анализе культуры предпринимательства как организационной культуры. Под организационной культурой предпринимательства понимается комплекс взаимодействующих неформальных и формальных институтов, включающих опыт прошлого и настоящего, структурные характеристики, взгляды руководителей, правила и нормы хозяйственного поведения конкретной фирмы [12]. Организационная культура присуща не только как крупным, так и мелким предприятиям. Процессу становления культуры предпринимательства и вариантов ее разновидностей (субкультур) предшествуют три предпосылки:

1. Сообщество людей и их совместная деятельность, которые по истечении определенного времени порождают определенную культуру или субкультуру.

2. Развитие неформальных норм и взаимных ожиданий, которые оказывают сильное влияние на поведение коллектива и отдельных людей и передаются языковыми и неязыковыми средствами.

3. Активное участие людей в формировании и развитии культуры, субъектами которой они являются, а не только пассивное восприятие и отражение

заданной культуры, порожденной сложившимися традициями [11].

Широкая трактовка рассматривает культуру предпринимательства в контексте развития экономической культуры. Являясь частью экономической культуры, она соотносится с ней не как частное с общим, а скорее как пронизывающая ее сквозным образом составляющая, присущая также и другим элементам более широкой системы - общей культуры общества, включающей в себя сферы права, политики, религии, морали, искусства и науки [4].

Анализируя культуру предпринимательства в рамках экономической культуры можно привести определение Р. В. Рывкиной: «экономическая культура - это всегда и везде своего рода посредник между комплексом политико-правовых, экономических и других условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов ее экономики... Не будет большим преувеличением сказать: развитие экономики -это суммарный результат действий миллионов людей, регулируемых как внешними институциональными условиями их деятельности, так и чертами экономической культуры самих людей» [10].

Итак, в наиболее общем виде культура формирует круг норм и правил на микро- и макроуровнях, т. е. поведение субъектов экономики определяется уровнем развития экономической культуры вообще и культуры предпринимательства в частности. В свою очередь, культуры отдельных предприятий, в совокупности образуют единое явление, которое характеризует систему формальных и неформальных норм и правил или культуру взаимодействия между организациями по горизонтали и вертикали, свойственную для данной местности, региона и страны в целом, образуя экономическую культуру и культуру предпринимательства.

Предприниматели в России находятся в состоянии поиска тех стереотипов поведения и принципов организации, которые приведут к стабильному и успешному развитию бизнеса, поэтому процесс формирования культуры предпринимательства не является законченным. Однако в качестве основополагающих компонентов культуры предпринимательства могут выступать:

1. Экономический рационализм, который можно определить как деятельность субъектов экономики, направленная на максимизацию целевой функции в пределах четко определенных альтернатив [16]. Под целевой функцией в данном случае следует понимать соотношение затрат и результатов деятельности, т. е. эффективность ведения бизнеса.

2. Высокая инновационность - способность усваивать и применять новые организационные, технологические модели. Этот элемент культуры определяется практическими реалиями баланса между краткосрочной жизнеспособностью и долгосрочной конкурентоспособностью предприятия.

3. Разнообразие моделей экономического поведения - сочетание различных форм хозяйствования, учитывающих национальные и территориальные тра-

диции, отраслевую экономику. Развитие различных субъектов предпринимательства обогащает структуру экономической системы за счет разнообразия связей и форм экономических отношений.

4. Ориентация предпринимателей не только на индивидуальные, но и на институциональные ценности. Во всех развитых странах действуют политические, нравственные, религиозные и другие общенациональные ценности, которые ослабляют влияние эгоистических интересов на экономическое поведение предпринимателей. В нашей стране этот вопрос остается открытым.

5. Высокая культура партнерских отношений, основанная на честности, ответственности, исполнительности предпринимателей при выполнении своих обязательств.

6. Ориентированность предпринимательской культуры на строгое соблюдение действующих правовых норм. Внедрение этого элемента в культуру предпринимательства значительно повысит институциональную устойчивость экономики за счет снижения теневой направленности деятельности предпринимателей.

Таким образом, совокупность перечисленных черт схематично рисует идеальный образ культуры предпринимательства. Каким он будет в действительности, зависит от самих предпринимателей и общих тенденций формирования и развития экономической культуры.

Следует отметить, что изменение менталитета и культурных особенностей могут происходить только в долгосрочном периоде. Но именно наличие данных факторов способствуют воспроизводству, сохранению и эволюции малого предпринимательства и его социально-экономического генотипа (совокупности наследуемых характеристик), а, следовательно, и реализации его экономических интересов в определенных социально-экономических условиях. Данные обстоятельства способствовали возрождению малого предпринимательства в 1990-е годы после длительного перерыва.

Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития определяется также факторами, которые достаточно легко изменяются в результате внешних воздействий. К таким факторам относят ресурсные особенности малого предпринимательства и поведение субъектов на рынке.

Ресурсные особенности малого предпринимательства следует рассматривать с позиции анализа ресурсного потенциала хозяйственных форм, т. е. предприятий. Ресурсные особенности малого предпринимательства зависят от размера капитала, включающего финансовые, производительные и товарные компоненты. Малое предпринимательство, рассматриваемое с этой точки зрения, осуществляет свою воспроизводственную деятельность на основе малого капитала. Производительный капитал включает численность занятых работников и средства производства. Последние обозначают материальную обеспеченность субъ-

ектов малого предпринимательства оборудованием, зданиями, сооружениями, землей, сырьем, материалами и электроэнергией. Финансовый капитал характеризует активы и пассивы по балансу, их соотношение. Товарный капитал включает показатель объема продукции (работ, услуг) по стоимости (товарооборот). Кроме того, на ресурсный потенциал малого предпринимательства влияет отраслевая специфика, которая определяет минимальный и оптимальный размер ресурсов для данной отрасли, характер применяемых технологий, соотношение постоянных и переменных издержек.

Анализ ресурсного потенциала малого предпринимательства выявил значимость финансовых ресурсов, поскольку именно с денежной формы начинается и возобновляется деятельность предприятий. Проблема финансовых ресурсов малого предпринимательства является актуальной, поскольку нехватка денежного капитала характерна для всего периода существования малого предприятия. Начало предпринимательской деятельности связано с ограничением стартового капитала, который в России формируется преимущественно из личных сбережений (74%), инвестиций физических лиц (5,3%), банковского кредита (18%), государственной помощи (3,2%) [14]. Дальнейшее функционирование предприятий связано с разрешением вопроса о наличии средств для поддержания и развития бизнеса. По результатам общероссийского исследования, проведенного в 2006 году, 53% респондентов отметили, что денежных средств хватало только для поддержания бизнеса, 25% имели средства для развития, 14% респондентов испытывали острый недостаток денежных средств [13]. Однако достаточно устойчивое финансовое положение предприятий, по оценке самих предпринимателей, ведет к развитию бизнеса по «медленной» траектории, что не отвечает требованиям современной экономической ситуации.

Ограниченные размеры капитала более всего проявляются в вопросе доступности коммерческой недвижимости. Как правило, малые предприятия арендуют помещения, в том числе у средних и крупных. Причем, 76% предпринимателей полагают, что приобрести недвижимость в собственность почти невозможно [13]. В настоящее время предприниматели по всей стране наблюдают сложный и противоречивый процесс «малой приватизации», включающий перераспределение прав собственности на объекты недвижимости между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, проведение кадастровой оценки земельных участков, акционирование государственных предприятий и т. д. Но большинству предпринимателей пока не удается этим воспользоваться. Аукционный принцип не позволяет «неимущему» в финансовом смысле малому предпринимательству участвовать в приватизационных сделках на равных с более мощными предпринимательскими структурами, а властные организации не спешат предоставлять льготных условий для малого предпринимательства.

Ограниченность финансовых возможностей малого предпринимательства компенсируется рацио-

нальным использованием других элементов ресурсного потенциала:

- упрощением структуры управления и сокращением управленческих кадров, обеспечивающих экономию затрат;

- наличием небольшой, эффективно работающей команды, способствующей развитию начал самоуправления, решению проблем мотивации труда, повышению его производительности и эффективности;

- ускорением оборота капитала, его гибкостью и мобильностью, увеличивающих полезный эффект от его использования;

- высокой инновационной направленностью малого бизнеса, стимулирующей использование более совершенных технологий, которое способствует быстрому обновлению производимой продукции.

Особое место в анализе ресурсного потенциала малого предпринимательства отводится предпринимательским способностям как особому виду ресурса. Предприниматели должны обладать различными умениями и навыками: уметь подбирать персонал и строить взаимоотношения с другими организациями; анализировать ситуацию на рынке, потребности клиентов, позиции конкурентов; вырабатывать стратегию развития предприятия; управлять производственным процессом; уметь рисковать, т.е. принимать решения в ситуациях неопределенности. Кроме этого, предпринимательский ресурс включает знания и способности, которые помогут из значительного количества доступных новшеств и инноваций выбрать такие, воплощение которых в реальных продуктах будет отвечать наибольшему потребительскому спросу.

Следует отметить, что предприниматели, осуществляющие деятельность в рамках малого предпринимательства обладают более сильной трудовой, творческой и хозяйственной мотивацией, способствующей росту эффективности живого труда и ее влиянию на увеличение выпуска продукции и услуг в разных отраслях.

Эффективность использования ресурсного потенциала малого предпринимательства можно проследить на макроэкономическом уровне - в масштабах хозяйственной системы страны, микроэкономическом - на примере функционирования малого предприятия, территориальном - как результат деятельности совокупности малых предприятий муниципального образования, субъекта РФ, отраслевом - на примере малых предприятий отрасли экономики. Оценить вклад малого предпринимательства в экономику страны, региона можно путем сравнительного анализа показателей потребляемых ресурсов и полученных результатов в секторах крупных и средних предприятий. Экономическая эффективность определяется как относительный показатель, отражающий соотношение полученного эффекта с привлеченными ресурсами (ресурсный метод измерения) или произведенными затратами (затратный метод). Динамика рассматриваемых показателей дает возможность рассмотреть изменения в использовании ресурсов в сравнении с предыдущими периодами и на основе этого опреде-

лить место и перспективы малого предпринимательства в системе общественного воспроизводственного процесса [1].

Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития на основе использования особенностей ресурсов возможно двумя способами. Первый способ заключается в поддерживании и наращивании своих конкурентных позиций за счет изменения численности занятых, основного и оборотного капитала. Второй способ основан на определении оптимальных количественных и совершенствовании качественных элементов ресурсного потенциала малого предприятия посредством внедрения новых технологий, обновления оборудования, более эффективного менеджмента, повышения качества человеческого капитала.

В условиях современной социально-экономической системы именно второй вариант реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития должен стать определяющим. Особое значение в данном процессе отводится внедрению организационных и маркетинговых инноваций, а также повышению образования и квалификации работника. Причем, в экономически развитых странах необходимость организационных новаций давно осознана и нашла свое практическое применение. В качестве примера можно привести японскую систему управления запасами - «канбан» и «just in time» (точно во время), которые основаны на исследовании роли опережающих потребностей и активизации работы на заказ конкретного потребителя.

Таким образом, особенности ресурсного потенциала определяют реализацию экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством саморазвития. Именно характер взаимодействия ресурсов и проявляющиеся в связи с этим особенности придают малому предпринимательству противоречивые черты. К положительным характеристикам малого предпринимательства, как правило, относят небольшой срок окупаемости вложений (в среднем менее года) и высокий уровень рентабельности при использовании относительно небольшого капитала. Одновременно малый капитал сужает рамки деятельности, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов. Все негативные моменты деятельности, связанные с малым капиталом, приводят к постоянному обновлению субъектов малого предпринимательства по причине массовых банкротств, переориентировании деятельности или деградации. Так, по данным Всемирного банка, в странах Западной Европы из вновь организуемых малых предприятий через год их существования действующими остается примерно 50%, через три года - 7-8%, через пять лет - не более 3% [9]. Одновременно общее количество малых предприятий не изменяется или растет, на месте ликвидированных предприятий рождаются новые. Все это свидетельствует о высокой интенсивности внутренних организационных процессов, осуществляемых на предприятиях, что соответствует

стремлению максимально использовать их потенциал в условиях рыночной экономики.

Такие факторы реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства как ментальные, культурные и ресурсные особенности малого предпринимательства предопределяют развитие разнообразных поведенческих ориентаций. Критерием классификации поведенческих моделей предпринимательства является предпринимательская активность, изменение которой зависит от способности к внедрению инноваций и росту. Под инновацией в данном случае можно подразумевать какое-либо реализованное новшество независимо от сферы применения, которое имеет общественную или экономическую выгоду [8]. А рост малых предприятий характеризуется изменением количественных показателей развития: увеличением численности работников, расширением масштабов производства и др.

Внедрение инноваций и факторы роста, выступающие в качестве основных критериев моделей поведения малого предпринимательства, могут быть рассмотрены на основе классификации Б. Кирхгоф-фа [17]. Исследователем было выделено четыре типа фирм с соответствующей моделью поведения предпринимателей:

- «сердцевидные» (core) - фирмы с низкими темпами инноваций и роста, обычно начинают с внедрения одной-двух инноваций и после некоторого незначительного и непродолжительного роста стабилизируются, представляют подавляющее большинство малых компаний;

- «честолюбивые» (ambitious) - фирмы, для которых свойственны низкие темпы инноваций и быстрый рост, начинают примерно также как и «сердцевидные», но их руководство более умело использует возможности расширения своих рынков;

- «эффектные» (glamorous) - предприятия, характеризующиеся высоким темпом инноваций и быстрым ростом, который происходит за счет непрерывного внедрения новшеств;

- «стесненные» (constrained) - предприятия, обладающие высоким темпом инноваций, но не имеющие возможности достичь быстрого роста по различным причинам, например, недостатка капитала или кадров. Если это положение не разрешится, то предприятие может оказаться под угрозой краха, т. к. дорогостоящая инновационная деятельность способна быстро исчерпать ограниченный ресурс.

Б. Кирхгофф проанализировал развитие предприятий в течение нескольких лет и выяснил, что 17% высокоинновационных фирм добиваются статуса «эффектных», а 9% низкоинновационных фирм - «честолюбивого» статуса. Именно эти группы определяют в значительной степени развитие социально-экономической системы.

Способность к внедрению инноваций и росту являются важными элементами саморазвития малого предпринимательства. Но классификация Б. Кирх-гоффа демонстрирует, что основная масса малых

предприятий не использует в полной мере данные факторы.

Таким образом, реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства определяется наличием динамически устойчивой внутренней среды, способной успешно адаптироваться и развиваться под влиянием внешних социально-экономических изменений. Например, субъекты малого предпринимательства могут быстро реагировать даже на незначительные колебания рыночной конъюнктуры, связанные с изменениями спроса, предложения, появлением новых конкурентов и др., что обусловлено тесным взаимодействием с потребителями. Этому во многом способствует гибкий управленческий аппарат, способный без бюрократического искажения обработать оперативную информацию, поступающую из внешней среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дадашев А., Мешкова Д. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. 2006. № 6. С. 127— 139.

2. Гребенников В. Г. Ассоциации на пройденные темы // Экономическая наука современной России. 1998. № 1. С. 104—116.

3. Клейнер Г. Б. Экономика России и кризис взаимных ожиданий // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 5—19.

4. Колесникова Л. А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной эпохе / под ред. Б. К. Злобина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 276 с.

5. Крысько В. Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология/ М.: Ин-т молодежи, 1992. 320 с.

6. Медведев В. Наши перспективы в контексте мировых трансформационных процессов // Свободная мысль. 1997. № 3. С. 29-37.

7. Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. 2000. № 8. С. 38-44.

8. Нестеренко Ю. Н. Малый инновационный бизнес: новые подходы к эффективному развитию. М.: МПА-Пресс, 2006. 216 с.

9. Рукавец В. В., Яковлева Л. В. Малое предпринимательство: макроэкономический аспект. Южно-

Сахалинск, 2005. 140 с.

10. Рывкина Р. В. Драма перемен. М.: Дело, 2001. 471 с.

11. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. 238 с.

12. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 368 с.

13. Условия и факторы развития малого предприни-

мательства в регионах России. ОПОРА России -ВЦИОМ, 2006 [Электронный ресурс] М., 2007. Режим доступа: http://www.opora.ru/analytics/

our-efforts/2006/11/28/usloviya-i-faktory-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-regi

14. Финансовые известия. 1995. 20 апреля.

15. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. 287 с.

16. Шаститко А. Модели рационального экономического поведения человека // Вопросы экономики. 1998. № 5. С. 53-67.

17. Kirchhoff B. A. Entrepreneurship and Dynamic Capitalism: The Economics of Business Firm Formation and Growth/ Westport, CT: Praeger. Reynolds, 1994. 240 рp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.