УДК 37.035.7 МИТРАХОВИЧ В. A.
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого Е-таП: V_т[email protected] КОБЯКОВА.В. В/ч 39016, Россия, Москва, E-mail: [email protected]
UDC 37.035.7
MITRAKHOVICH V.A.
Doctor of Pedagogy, senior lecturer, Professor at Humanities and the socio-economic disciplines Military Academy ofS. M. Budjonny Military Academy of the Signal
Corps
E-mail: [email protected] KOBYAKOVA.V.
Military part 39016, Russia, Moscow. E-ma il: Ko by a kov_Arseny @ ma il.ru
СУЩНОСТЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE ESSENCE OF LEGAL CONSCIENCE OF THE SERVICEMEN WORKING FOR THE FEDERAL SECURITY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
В статье рассматривается сущность правосознания военнослужащих Федеральной службы охраны Российской Федерации: определение, функциональная и содержательная структура. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с формированием правосознания военнослужащих и сотрудников силовых ведомств России.
Ключевые слова: сущность правосознания военнослужащих Федеральной службы охраны Российской Федерации.
The article discusses the essence of legal conscience of the servicemen working for the federal security service of the Russian Federation: definition, functional and content structure. This article is targeted at the segment of readers interested in legal education of the servicemen working for Russian law enforcement agencies.
Keywords: The essence of legal conscience of the servicemen working for the Federal security service of the Russian Federation.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью обоснования сущности правосознания военнослужащих Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России): его определения, функциональной и содержательной структуры. Обоснование сущности правосознания позволит командирам и начальникам качественно и эффективно организовывать процесс правового воспитания своих подчинённых, так как это является одной из целей профессиональной подготовки военнослужащих и, вместе с тем, выступает механизмом качественного исполнения ими своих служебных обязанностей по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов.
Анализ научных исследований, а также специфики деятельности военнослужащих ФСО России, позволяет говорить о правосознании военнослужащих ФСО России как интегративном социально-правовом образовании, представляющим собой специфическую форму, фундаментальную основу которой составляют правовые знания, взгляды, представления, установки, чувства и другие духовные проявления, отражающие отношение военнослужащего к праву, закону, иным правовым явлениям, оказывающих активное воздействие на его
поведение как субъекта государственной правоохранительной функции, реализуемой в ходе профессиональной деятельности по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов.
Правосознание военнослужащих ФСО России подчинено закономерностям взаимодействия группового и общественного сознания, формируется под влиянием общественного правосознания и отражает социально-бытовые черты. В то же время, правосознание военнослужащих ФСО России имеет и индивидуально-неповторимые свойства, обусловленные их взаимодействием с определенной социальной общностью - корпоративной группой людей, объединенной по социальному признаку, имеющих особую образовательную подготовку, характеризующуюся единством общих целей, социальных задач, методов и форм профессиональной деятельности, обозначенных в Федеральном законе «О государственной охране».
Сущность исследуемого феномена, в свою очередь, обуславливает его ценность для военнослужащих ФСО России. Роль проявляется через ряд функций, которые выполняет правосознание военнослужащих ФСО России относительно потребностей военнослужащих
© Митрахович В.А., Кобяков A.B. © Mitrakhovich V.A., Kobyakov A.V.
указанной категории и в осознании своей профессиональной деятельности.
Анализ уже известных в науке функций правосознания, с опорой на труды, посвященные исследованию функций правосознания юристов, следователей органов внутренних дел, военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в целом [3, с. 474-481; 6, с. 89-92; 7, с. 105 и др.], с опорой на работу С.О. Чалкова [15], а также наш практический опыт, позволяют выделить и рассмотреть следующие функции правосознания военнослужащих ФСО России, как интегративного, сложного и структурного социально-правового образования: познавательную, оценочную, моделирования, регулятивную и коммуникации,
Познавательная функция. Познавательная - от слова «познание»:
- «высшая форма отражения объективной действительности» [13];
- «приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [8].
Функция познания права является предпосылкой для иных его функций, выступает центральным элементом правосознания военнослужащих ФСО России и предполагает наличие знаний о правовой действительности. Основывается на программе правовой подготовки, которая содержит необходимый объем знаний и умений, необходимых для выполнения задач, стоящих перед военнослужащим.
«Познавательная функция правосознания выражается в восприятии и осмыслении правовых явлений» [15, с. 25]. Данная функция отражает уровень развития знаний военнослужащего ФСО России по отношению к праву.
Неразвитость данной функции влечет за собой невозможность объективного правого осознания и оценки ситуаций, в которых оказываются военнослужащие ФСО России, по причине отсутствия знаний в этой области и несформированности соответствующих навыков и умений. Следовательно, несоблюдение основных принципов, которыми руководствуется федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны. Так, в ситуации осложнения оперативной обстановки, незнание основ законодательства в области государственной охраны, собственных прав, уголовного права и, в особенности обстоятельств, исключающих преступность деяния, может привести к непоправимым последствиям, как для сотрудника, так и для интересов Службы в целом.
Гипертрофированное развитие данной функции также несет в себе негативные последствия для интересов Службы. Оно является предпосылкой для возможного уклонения военнослужащим от выполнения поставленных перед ним задач в пользу приобретения все новых знаний, уже не относящихся к области государственной охраны. Следовательно, в такой ситуации, служебная нагрузка перекладывается на остальных сотрудников, что приводит к ухудшению психологического климата в подразделении и невозможности получения новых зна-
ний остальными, ввиду отсутствия необходимого для этого времени
Следующая функция правосознания военнослужащих ФСО России - оценочная. «Оценка, оценить -определить качество, уровень чего-либо, признать ценность, достоинства, значительность» [11, с. 488].
«Оценочная функция правосознания предполагает наличие у военнослужащих ФСО России оценочного отношения к прав\ и правовым явлениям. Характеристика оценочного отношения к оцениваемому предмету зависит от выбранного критерия оценки. Например, отношение к определенной норме права у разных военнослужащих ФСО России может быть положительным, индифферентным, отрицательным. Норма права может оцениваться как необходимая, справедливая, целесообразная, эффективная и т.д.» [15, с. 27].
Так, по словам И.В. Хрючкиной, отношение выражается в «определении значимости полученных знаний» [14, с. 7-18] в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы (как пример воинский коллектив) или общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целью деятельности, что подвергается выбор}' и предпочтению в ряду других явлений. Следовательно, оценочная функция включает в себя:
- элементарные оценочные состояния личности: чувства, эмоции, переживания:
- комплексные эмоциональные образования: ценностные отношения к правовым явлениям в виде ценностных ориентаций.
В результате реализации ценностного отношения с участием воли, интеллекта и эмоций, формируется новое образование - правовая установка. Здесь понимается тенденция (предрасположенность) военнослужащего ФСО России воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления, в том числе правового характера, и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В совокупности, установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность военнослужащего ФСО России, его жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Где правовая ориентация - это совокупность правовых установок военнослужащего ФСО России, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
В случае неразвитости оценочной функции правосознания военнослужащих ФСО России, нормы права, регулирующие деятельность сотрудников органов государственной охраны, принимают искажённый характер в сознании военнослужащего и не позволяют ему противостоять негативным явлениям, проникающим со стороны общества, и тем самым повышают вероятность совершения действий, влекущих дисциплинарную, административную или даже уголовную ответственность. Как пример, использование специальных сигналов при следовании на автомашине в случаях, когда этого не требует оперативная обстановка.
В случае же когда данная функция гипертрофирована, то может наблюдаться ситуация, при которой, уже установившаяся в сознании военнослужащего программа действий, не позволит сотруднику выйти за ее рамки даже в юридически незначительных ситуациях. Данное поведение сотрудников ФСО России влечет за собой нерациональное использование служебного времени и негативно отражается на качестве выполнения служебных обязанностей. Здесь, в качестве примера может выступить неотступное следование требованиям различных инструкций и положений, в то время когда современные условия требуют уже другого подхода в решении текущих задач.
Ещё одна функция правосознания военнослужащего ФСО России моделирующая. Моделирование - «построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, моделирования деятельности, а также для предсказания явлений, интересу ющих исследователя» [13].
Данная функция характеризует способность военнослужащего ФСО России моделировать свое поведение в рамках правового поля.
Моделирование основывается на осознании и понимании участниками процесса взаимодействия норм права. Основой функции моделирования выступают знания военнослужащего ФСО России требований правовой нормы, либо знание им основных ее принципов. Данные знания преобразуются в модель будущих действий и поведения, поэтому неразвитость этой функции влечет неспособность построения военнослужащими служебной деятельности в рамках правового поля. Так, подготовка и проведение охранных мероприятий с участием объектов государственной охраны всегда основывается и проводится с соблюдением принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Каждый из этапов охранного мероприятия выстраивается на основе взаимодействия как с различными специальными службами, так с общественными и иными организациями и это взаимодействие невозможно без соответствующей правовой основы.
Если же данная функция гипертрофирована, то она может нести за собой и отрицательные последствия интересам органа исполнительной власти в области государственной охраны. Так постоянное и чрезмерное моделирование служебных ситуаций, возможно, приведет к отрыву от реальной практики и повлечет нерациональное использование сил и средств обеспечения безопасности по направлениям, не представляющим оперативного интереса.
Следующая функция правосознания военнослужащего ФСО России - регулятивная. «Регулятивный -означающий такие научные положения, которые лишь субъективно направляют исследование известного предмета» [12].
Регулятивная функция правосознания предполагает, что на основе знания правовой действительности, оценочного отношения к ней, у военнослужащих ФСО
России формируется мотивация юридически значимого поведения. Её основой выступают знание правовой действительности и оценочное отношение к ней. К мотивации относится все то, что побуждает военнослужащего к действию или бездействию. Осуществление регулятивной функции правосознания производится посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. «Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения» [5, с. 57].
Правосознание осуществляет регулятивную роль и в процессе правореализации. Исполнение правовых норм военнослужащими ФСО России осуществляется сознательно (в силу внутреннего убеждения). Это, в свою очередь, и свидетельствует о регулирующей роли правосознания: чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок.
Неразвитость регулятивной функции влечет отрицательные последствия для качества выполнения стоящих перед ФСО России задач. Это выражается в затруднении военнослужащих ФСО России ориентироваться в правовой действительности, что приводит к несоответствию поведения целям и воле, приведенных в нормах права. Так, одной из основных целей проведения охранных мероприятий, является обеспечение безопасности объектов государственной охраны. Каждый из элементов подготовки и проведения охранных мероприятий затрагивает различные нормы права, следование которым военнослужащими ФСО России обязательно и от этого зависит конечная цель. А затруднение ориентации сотрудников в правовой действительности является предпосылкой в расстраивании и неправильном функционирования всей выстраиваемой системы безопасности.
В случае ее гипертрофированности, мотивация юридически значимого поведения может трансформироваться в абсолютное и догматическое следование правовым нормам, что. с большой долей вероятности приведет к затруднениям в дальнейшем развитии и адаптации права в условиях современности, так как теряется связь между теми, кто создает законы и теми, кто их применяет в повседневности. Дтя примера снова обратимся к подготовке и проведению охранных мероприятий, где каждый из этапов отвечает за то или иное направление в обеспечении безопасности и затрагивает ту или иную правовую сферу. Практически все этапы деятельности регулируются соответствующими нормативными правовыми актами, положениями и инструкциями. Но бывают ситуации, когда появляются новые причины и условия, которые могут порождать угрозу интересам ФСО России, в этом случае следование уже имеющимся порядкам и правилам, установленных в нормативных правовых актах, является нецелесообразным и требуются новые пути решения возникших трудностей.
Коммуникативная функция, обеспечивающая реализацию действий, связанных с осуществлением повседневных отношений военнослужащих ФСО России в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе выполнения военно-профессиональной деятельности.
Данная функция основывается на совокупности: знания военнослужащими ФСО России видов воинского общения, обусловленных целями и задачами, стоящими перед федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны; умений и навыков общения; психологических особенностей и качеств личности, позволяющих реализовать знания, умения, позиции в достижении поставленных целей и задач; профессиональной позиции военнослужащего, определяющей характер и результаты общения.
Коммуникативная функция выражается во взаимодействии военнослужащих ФСО России с сослуживцами и другими лицами, собственным «Я», объективной реальностью, которые обеспечивают ему профессиональные взаимосвязи, как в воинском коллективе, так и вне его, познание, обмен информацией или удовлетворение своих основных жизненных потребностей. Профессиональные отношения занимают особое место в военно-служебной деятельности военнослужащего ФСО России, и представляет собой ту область, в которой реализуются все ее стороны.
В случае неразвитости коммуникативной функции военнослужащий ФСО России не может выстраивать в воинском коллективе и за его пределами профессионально-целесообразные взаимоотношения и профессионально-служебные контакты в соответствии с нормами права и нравственными принципами; военнослужащий не способен вызвать к себе интерес и симпатию, а вместе с ними завоёвывать и поддерживать на протяжении продолжительного времени авторитет, как в воинском коллективе, так и вне его, основанный на высоком уровне правосознания, профессиональном опыте и профессиональной компетентности; не способен побуждать членов подразделения, ответственно и профессионально выполнять поставленные служебно-боевые задачи, а также тех лиц, которые попадают в круг его внимания в процессе военно-служебной деятельности; не способен тактично и принципиально критиковать отдельных сотрудников и граждан, тем самым создавать основу для предотвращения возможных конфликтов.
Гипертрофированность коммуникативной функции приводит к схожим последствиям, как и при ее неразвитости, а именно страдают профессионально-целесообразные взаимоотношения и профессионально-служебные контакты, что приводит к потере авторитета военнослужащего внутри воинского коллектива и за его пределами.
Таким образом, функции правосознания способствуют утверждению правовых представлений личности военнослужащего ФСО России, создавая условия для общей направленности его действий. Правосознание военнослужащих, а точнее, понимание ими права в
целом, своей роли в претворении принципов права способствует формированию внутренних нравственно-психологических установок, позитивно-ценностной направленности личности военнослужащего ФСО России на выполнение служебно-боевых задач.
Уточнение сущности «правосознание военнослужащих Федеральной службы охраны Российской Федерации» предполагает и структурный анализ его содержания.
При этом под структурой понимается «внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов» [2, с. 107].
Структурными компонентами правосознания военнослужащих ФСО России выступают: когнитивный, оценочный и действенно-практический.
Так, познавательная функция позволяет обнаружить когнитивный компонент. «Когнитивный - познаваемый, соответствующий познанию, познавательный, имеющий отношение к познанию, связанный с познанием» [13]. «Когнитивность - это получение истинного представления о чем-либо, приобретение знаний» [9, с. 53].
Когнитивность является центральным звеном в системе правосознания военнослужащих ФСО России. Данный компонент выражается в объеме полученной и усвоенной правовой информации. От величины этих знаний (полная, частичная или недостаточная) зависит уровень правосознания и степень правомерности поведения. Когнитивный компонент складывается из знания законов, созданных на их основе нормативных правовых актов, должностных инструкций и профессиональных понятий, усвоенных и применяемых сотрудником в соответствующих областях исполнения служебных обязанностей (например, осуществление оперативно-розыскной деятельности; производство по делам об административном правонарушении; задержания и доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений; хранение, ношение и использование оружия и специальных средств и пр.).
Оценочный компонент находит свое отражение в оценочной и моделирующей функции правосознания. Данный компонент выражается во внутреннем осознании военнослужащим ФСО России значимости выполняемых служебных задач в соотношении с общей системой мер по обеспечению государственной безопасности. Позволяет ему обосновывать и оценивать существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. Оценочный компонент складывается из следующих элементов: убеждения, привычки и традиции; чувства и настроения; внушаемость и подражание (психические особенности личности, оказывающие влияние на военно-служебную деятельность военнослужащего ФСО России); профессиональные знания, навыки и умения; совокупность правовых идей, отражающих особенности текущей правовой системы общества. Данные элементы в целом образуют единую систему, которая характеризует отно-
шение военнослужащего ФСО России к праву, законности. различным правовым ситуациям и регулирует их служебную деятельность
Выражается в потребности у военнослужащего ФСО России к юридически значимому поведению и ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена.
Так, регулятивная, коммуникативная и функция моделирования позволяет обнаружить действенно-практический компонент - владение военнослужащим ФСО России военно-профессиональной деятельностью и способность выполнения служебных обязанностей на достаточно высоком уровне, а также навык моделирования собственного профессионального развития.
Выражается в совокупности целенаправленных взаимосвязанных предписаний действий военнослужащего, образующих процесс реализации им конкретных профессиональных знаний, навыков и умений в собственной военно-профессиональной деятельности. То есть в осознанном следовании военнослужащим правилам, установленным соответствующими нормативными правовыми актами в области государственной охраны.
Складывается из степени осознания социальной значимости выбранной профессии, понимания ее предназначения, профессиональных знаний, навыков, умений и степени их реализации в военно-профессиональной деятельности в области государственной охраны для достижения высоких и стабильных результатов. Также содержание действенно-практического компонента не является «застывшим» образованием, так как система знаний, умений и навыков военнослужащих ФСО России постоянно пополняется и обогащается.
Сформированное правосознание военнослужащего ФСО России, отражаясь в его конкретном внешнем проявлении - правомерном поведении - вырабатывает у сотрудника потребность сознательно и добровольно соблюдать требования закона, таким образом, чтобы юридические понятия и категории, право и законность естественным образом вошли в систему ценностей его личности, формировали правосознание, мировоззрение и правомерное поведение. Правомерное поведение военнослужащего ФСО России можно определить как
деятельность в сфере социально-правового регулирования. основанная на сознательном выполнении требований норм права и положений нормативных правовых актов которое выражается в их соблюдении, исполнении (совершение действий, предписанных нормами права) и использовании (выбор способа действия). Таким образом, приобретенные военнослужащими ФСО России правовые знания и выработанное на их основе оценочное отношение к правовой действительности (выраженное в юридически значимых явлениях и событиях) преобразуются в правовую установку. «В общем виде установка - это механизм внутреннего руководства человека. определяющий постоянство его реакции на различные ситуации» [1, с. 62-63]. Правовая установка военнослужащего ФСО России - готовность соотносить свои действия и действовать в соответствии с текущим законодательством и должностными инструкциями. В этом случае, она выступает своеобразным связующим звеном между достигнутым уровнем правосознания и прогнозируемым поведением сотрудника. По мнению В.Л. Васильева «... преломляясь в сознании, права и обязанности опосредуются через объективную действительность и индивидуальный опыт личности, способствуя переводу социального в индивидуальное» [4, с. 147]. Также, следует добавить, что установка формирует стереотип поведения личности военнослужащего. Стереотип - это широко распространенные и укоренившиеся в сознании людей привычные взгляды на определенные факты и явления [10].
Все отмеченные нами структурные компоненты взаимосвязаны. В целостном единстве они призваны выполнять функции правосознания военнослужащих ФСО России. Их знание позволяет представить, как полифункциональную характеристику правосознания военнослужащих указанной категории.
Обоснование сущности правосознание военнослужащего ФСО России позволит командирам и начальникам целенаправленно и продуктивно выстраивать процесс профессиональной подготовки военнослужащих данной категории. Авторы выражают большую благодарность всем, кто заинтересуется данной проблемой, изъявит желание поделиться своими мыслями и принять участие в диалоге по её обсуждению.
Библиографический список
1. АсмоловА.Г. Деятельность иустановка. Издательство Московского университета. М.: 1979. с.152, С.62-63.
2. АфанасьевВ.Г. Системность и общество. М., 1980. С.107.
3. Баранов ПЛ. Правосознание и правовое воспитание. Общая теория права. Нижний Новгород, 1993. С.474-481.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. С.-Петербург. 1998. 156 с.
5. Каминская В.II., Ратинов А.Р., Правосознание как элемент правовой культуры: правовая культура и вопросы правового воспитания. М.,1974. с.57.
6. JlunaeeВ.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987. С.89-92.
7. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С.105.
8. Ожегов СЛ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
9. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.с. 53.
10. Симонов В.М. Гуманитаризация естественно-научных дисциплин с позиций системного подхода. //Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград. Перемена. Вып. 4. 1997. 69-74 с.
11. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.
12. Толковый словарь иностранных слов, Крысина Л.П. - М: Русский язык, 1998.
13. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: JL Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. 879 с.
14. ХрючкинаII.B. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М., 2001. С.7-18.
15. Четкое С.О. Деформация профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 2008. 210 с.
References
1. AsmolovA.G. Activity and attitude. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia: 1979. 3.152, pp.62-63.
2. Afanasyev KG. Systemacy and society. Moscow, 1980. P. 107.
3. General theory of law. Legal conscience and legal education. Nizhniy Novgorod, 1993. Pp.474-481.
4. Vasilyev V.L. Legal Psychology. Saint-Petersburg. 1998. 156p.
5. Kaminskaya V.L, Ratinov A.R, Legal conscience as an element of legal culture: legal culture and questions of legal education. Moscow,1974. p.57.
6. Lipayev V.V. Specifically-sociological studies in law. Moscow, 1987. Pp.89-92.
7. J.ukuslwva /•.'.. 1. Socialist legal consciousness and legality. Moscow, 1973. p.105.
8. Ozhegov S.I., Shvedova N.U. Russian language glossary: 80000 words and phraseological expressions. Russian Academy of Sciences. M. Azbykovik, 1999.-994p.
9. Ratinov A.R. Forensic psychology for investigation officers. Moscow, 2001. P.53.
10. Simonov V.M. Teaching and educational process. Volgograd. Peremena. Issue 4. 1997. 69-74p.
11. The modem glossary of the Russian language by S.A. Kuznetsov. M. Reader's Digest, 2004. 960 pages, p.488.
12. Foreign words thesaurus. Krysina L.P. M: Russian language, 1998.
13. Philosophic Encyclopedic Dictionary. Moscow: Soviet Encyclopedia by Il'ichev L.F., Fedoseev P.N., Kovalev S.M. and Panov V.G. 1983. 879p.
14. Htychkina I. V. Legal conscience, legal culture and legal education. Moscow, 2001. Pp.7-18.
15. Chctlkov S.O. Deformation of professional legal conscience of the servicemen working for the Federal security service of the Russian Federation: Master of laws dissertation. Rostov-on-Don, 2008. 210p.