УДК 378+353/359+342
Арбузов Андрей Иванович
Соискатель кафедры управления образованием Национального исследовательского Томского государственного университета, [email protected], Томск
цель и сущность правового воспитания в формировании правовой культуры военнослужащих
по контракту во внутренних войсках мвд россии
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для воспитания современных военнослужащих проблема. Предметом анализа являются современные социально-гуманитарные проблемы воспитания в армии и внутренних войсках. Статья отражает цели и сущность правового воспитания военнослужащих. Выявлены и раскрыты трудности, имеющиеся в правовоспитательном процессе, которые влияют на формирование правовой культуры военнослужащих по контракту во внутренних войсках МВД России. Также из анализа специальной литературы установлены противоречия в формировании правовой культуры военнослужащих.
Ключевые слова: военнослужащие по контракту, проблемы воспитания, формирование правовой культуры, право-воспитательный процесс, внутренние войска МВД России.
Arbuzov Andrey Ivanovich
Postgraduate of the Department of Education Management of the National Research Tomsk State University, [email protected], Tomsk
the purpose and essence of legal education in the formation of legal culture of servicemen in the interior troops of the ministry of internal affairs of russia
Abstract. The article deals with relevant education for modern military problem. The subject of analysis is the modern social and humanitarian problems of education in the army and internal troops. The article reflects the purpose and nature of legal education of soldiers. Identified and disclosed the difficulties existing in the right educational process that affect the formation of legal culture of contract servicemen in the Interior Troops of Russia. Also, analysis of literature established contradictions in shaping the legal culture of the military.
Keywords: servicemen the problem of education, formation of legal culture, law and educational process, Russian Interior Ministry troops.
Главной целью воспитания военнослужащих является привитие им патриотических качеств, военного профессионализма и высокой нравственности личности [2]. Достигнуть этого можно комплексным решением системы воспитательных задач, которые специфичны для разных категорий военнослужащих (офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту и по призыву). Содержание и направленность воспитательной работы в подразделениях и воинских частях определяется реализацией важных направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического,
физического и экологического [3], которые предполагают достижение поставленных воспитательных целей через реализацию различных форм воспитательной работы.
Сущностью правового воспитания является направленное обучающее воздействие на сознание и эмоции военнослужащих с целью формирования у них осознанных правовых убеждений, развития у них правовой культуры, навыков практического применения правовых норм [8]. Оно включает организацию правовой пропаганды, оптимизацию воинских коллективов и войсковой общественности для активного участия в право-воспитательном процессе, контроль
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
за соблюдением законности, правопорядка и воинской дисциплины [7].
При изучении правовой культуры важно различать содержание и уровень развития правовой культуры. Ее содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также правовой системой. Уровень же правовой культуры -это степень ее интенсивности, насыщенности [6].
Таким образом, наиболее эффективным можно считать применение разнопланового подхода к пониманию правовой культуры военнослужащих на основе анализа ее структуры. Такой подход является методологическим основанием для анализа всех проявлений правовой культуры.
Формирование правовой культуры военнослужащих по контракту является частью процесса боевой подготовки в период службы, ему присущи все элементы педагогического процесса. Формирование правовой культуры военнослужащих - явление сложное, трудное и длительное. Анализ мнений различных ученых и педагогов в сочетании с целенаправленным наблюдением за формированием правовой культуры военнослужащих по контракту позволил выявить некоторые встречающиеся у разных военнослужащих трудности, которые можно разделить на две группы [1].
Первой группе свойственны наличие неверных представлений о законе и нормах права, неспособность самостоятельно применять нормы права в практической деятельности. Сталкиваясь с противоречиями между требованиями нормативно-правовых актов и их реализацией, военнослужащие делают неправильные выводы и допускают ошибки в поступках.
У отдельных военнослужащих возникают трудности из-за нехватки знаний в общеобразовательной и военной подготовке, имеются затруднения в усвоении учебного материала, выполнении требований положений уставов и приказов командиров.
Огромное значение для процесса формирования правовой культуры военнослужащих имеет преодоление второй группы трудностей, имеющей объективный характер. К ним можно отнести трудности овладения правовыми знаниями, правильным толкованием юридических норм, их реализация
в процессе служебно-боевой деятельности. Правовая подготовка, цели правового воспитания не могут быть достигнуты только лишь освоением предмета обучения. Необходима целенаправленная регулярная работа коллектива офицеров в правовом воспитании и правовой подготовке, опытное выделение правового направления и его целевое использование в повседневной жизни и при выполнении служебно-боевых задач. Низкая правовая грамотность офицеров как воспитателей, отсутствие регулярности и качества в проведении право-воспитательных мероприятий приводят к трудностям в процессе формирования правовой культуры военнослужащих, снижают уровень ее качества.
Анализ специальной литературы, изучение реального состояния дел в воинских частях показывают, что в формировании правовой культуры военнослужащих можно выделить следующие противоречия:
а) между целью и результатами данного процесса (применительно к сущности правовой подготовки военнослужащих основным противоречием является постоянно преодолеваемое военнослужащими с помощью командного состава и вновь возникающее несоответствие между результатами правовой подготовки в процессе обучения и требуемым уровнем подготовки военнослужащих к правоприменительной деятельности на практике);
б) между знаниями норм права военнослужащих и опытом их исполнения (не единичны случаи глубокого знания военнослужащими по контракту основ военного законодательства и их нарушения в практической деятельности);
в) между содержанием и формами, учебными средствами и их реализацией;
г) между постоянно растущими требованиями к личности военнослужащего по контракту как профессионала и уровнем его правомерного поведения (уровень общественного развития, рост научной и технической оснащенности внутренних войск МВД России опережает уровень формирования правосознания, вносит новизну в конкретные случаи правомерного поведения);
д) между повседневной практикой и базовыми законодательными нормами, отражающими ее;
е) между реальными условиями воспита-
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 3/ 2014
63
тельного процесса и индивидуальными психологическими особенностями военнослужащих, их заинтересованностью в развитии и т.п. (усваивая нормы права, каждый военнослужащий по-разному, по-своему реагирует на них);
ж) между убеждениями в силе и фундаментальности законов и реальным выполнением его норм военнослужащими на практике.
В процессе правовой деятельности военнослужащих снизился уровень и использование теоретических знаний права в служеб-но-боевой деятельности с использованием требований военного законодательства, что приводит к снижению качества и эффективности правового воспитания военнослужащих.
Важно и то, что весь комплекс мероприятий по формированию правовой культуры военнослужащих по контракту осуществляется большим коллективом командиров всех степеней и офицеров-воспитателей. Это обстоятельство требует единства и согласованности действий всех должностных лиц. Подобные процессы правового воспитания осуществляются и в армиях других государств, о чем свидетельствуют иностранные печатные издания «12 th Combat Aviation Brigade attorney teaches law of armed conflict to Iraqi Air Force cadets. Mar 10, 2008 BY Sgt. 1st Class Chris Seaton, 12 th Aviation Brigade Public Affairs Office. Maj. James Teix-eira, an attorney with the 12th Combat Aviation Brigade, explains principles of the law of armed conflict to a class of Iraqi air force cadets March 5 at Camp Taji, Iraq March 5» [9]. Чтобы профессионально решать задачи, возникающие в право-воспитательном процессе с военнослужащими по контракту, имеющими особые потребности, каждый офицер должен владеть системой знаний и системой педагогических умений, которые являются важнейшими компонентами их квалификационной характеристики [4], а также, как утверждает И. А. Романова «совокупностью личностных качеств, определяющих заинтересованное и ответственное отношение к своей профессиональной деятельности,
принятие предъявляемых ею требований, адекватное понимание присущих ей трудностей и установку на их преодоление» [5, с. 13].
Библиографический список
1. Арбузов А. И. Педагогические условия формирования правовой культуры военнослужащих по контракту во внутренних войсках МВД России»: сборник межвузовской научно-практической конференции НВИ ВВ МВД России «Внутренние войска: история и современность» (март 2008 года). - Новосибирск, НВИ ВВ МВД России, 2008. - С. 3-9.
2. Лаптев Ю. В., СлеповВ. Я., Шарухин Л. П. Морально-психологическое обеспечение служеб-но-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России: монография. - СПб.: ВИ ВВ МВД РФ, 2002. - 644с.
3. Мусин Я. Н., Кочин А. А. Психолого-педагогические основы организации воспитательной работы во внутренних войсках: учебное пособие. - СПб.: ВИ ВВ МВД РФ, 1997 - 135 с.
4. Одинокова Н. А. Теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5 -С. 81-84.
5. Романова И. А. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2003. - 14 с.
6. Шайдуров А. А. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001. -207 с.
7. Шарухин А. П. Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России: монография. - СПб.: СПб ВИ ВВ МВД РФ, 2007. - 216 с.
8. Щеглов A. B. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб ЮИ, 1994. - 22 с.
9. With three months to go 12th Combat_ Aviation_Brigade_passes_annual_re_enlistment_ goals/ BY Sgt. 1st Class Chris Seaton, 12th Aviation Brigade Public Affairs Office Mar 10, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.army.mil/ article/10090/ (дата обращения: 26.05.2014).