Научная статья на тему 'Сущность постмодернизма в «Постиндустриальном» обществе'

Сущность постмодернизма в «Постиндустриальном» обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
716
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНДЕТЕРМИНИЗМ / РИЗОМА / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / СИТУАЦИИ ДЕЦЕНТРИРОВАНИЯ / ИГРОТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Билан О. А.

Парадокс нынешней социокультурной ситуации состоит в том, что культурный мир, полагая культуру обязательным условием своего социального развития, в то же время игнорирует ее императивы, ограничивает ее потенциальные возможности. Изменение ценностных ориентиров, дезориентация в общественном сознании укореняются в идею плюрализма рациональности, которая на поверку выступает как благообразное облачение старого релятивизма. Основанием для философского постмодернизма стал индетерминизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность постмодернизма в «Постиндустриальном» обществе»

Экономика и социальное управление

141

4. Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно выделить следующие основные направления решения поставленной задачи:

• улучшение информационного обеспечения и инфраструктуры фондового рынка;

• улучшение законодательства в области защиты прав инвесторов;

• создание механизмов запуска и реализации развития региональных фондовых площадок, направленных на привлечение инвестиций в региональные компании.

5. Литература

Радыгин А.Д. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. ИЭПП. 2001 Струченевский А. Статистика сбережений и инвестиций в Россию. РЕЦЕП. 2002

УДК 7.01

СУЩНОСТЬ ПОСТМОДЕРНИЗМА В «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ» ОБЩЕСТВЕ

О.А. Билан

Аннотация

Парадокс нынешней социокультурной ситуации состоит в том, что культурный мир, полагая культуру обязательным условием своего социального развития, в то же время игнорирует ее императивы, ограничивает ее потенциальные возможности. Изменение ценностных ориентиров, дезориентация в общественном сознании укореняются в идею плюрализма рациональности, которая на поверку выступает как благообразное облачение старого релятивизма. Основанием для философского постмодернизма стал индетерминизм.

Ключевые слова: социокультурная ситуация; индетерминизм, ризома, деконструкция, ситуации децентрирования; игротворческая активность, плюралистическая эстетическая парадигма

Введение

Сегодня общепризнано, что постмодернизм - это не какая-то единая философская категория, а некоторый комплекс философских построений

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/1

142

Экономика и социальное управление

последних трех десятилетий ХХ века. Теоретики постмодернизма ( Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийар, Д.Барт, Р.Рорти, И.Хассан, Ю.Хабермас, Д.Кук, Ф.Джеймсон, Р.Краусс, К.Оуэнс и др.) включают в него комплекс идей, истоки которых - в продолжение и трансформации некоторых концепций неотомизма, экзистенциализма, франкфуртской школы,

постструктурализма, герменевтики и др.

1.Черты постмодернизма

1.1. Антиуниверсализм постмодернизма

Первая характерная черта постмодернизма - радикальное сомнение в возможности мировоззренческого, теоретического и жанрового единства в философии. Постмодернизм предстает как критика сциентизма. Науку обвиняют в упрощенном представлении об объекте, игнорировании единичного и случайного, пренебрежении интуицией. Утверждается, что события всегда опережают теорию. Невозможно зафиксировать какие-либо жесткие системы ни в экономике, ни в политике, ни в искусстве.

Во-вторых, предлагается вместо исследования реальности заниматься деконструкцией текстов. Философия имеет дело не с реальностью, а с некой игровой ситуацией, с игротворческой активностью, которая возможна в мире чистой мысли. Говориться о том, что абсурдность современного общества порождает философию абсурда.

Постмодернизм предлагает, прежде всего, антиуниверсализм. Он отвергает любую систему как таковую, будь то вероучение, обобщающая теория или объяснительная схема, претендующая на обоснование закономерностей мира.

1.2. Типы постмодернизма

Типы постмодернизма, выделенные как рабочая гипотеза в научной группе, возглавляемой Х.Бертенсом и Д.Феккема,- это общая атмосфера эпохи, реакция на конформизм западной цивилизации. (Ванштейн О., 1996)

1. Первый тип опирается на традиции авангарда, причем политический демократизм авангарда противопоставляются в постмодернизме этого типа элитарному политически консервативному модернизму.

2. Второй тип связан с деконструктивистской философией Ж.Деррида. Произведения этого уровня отличаются интертекстуальной насыщенностью, намеренной фрагментарностью.

3. Третий тип выделяется условно, поскольку речь о стирании граней между высокой и массовой культурой.

4. Четвертый тип затрагивает социологические и психологические аспекты.

Как видим, при выявлении различных типов внутри одной художественной системы обнаруживаются различные основания: в одном

2004/1

Известия Петербургского университета путей сообщения

Экономика и социальное управление

143

случае оппозиционность, альтернативность по отношению к официальной идеологии и традиционным формам искусства, в другом случае - это ориентация на общее эсхатологическое настроение, в третьем случае основанием для типологизации служат чисто формальные признаки и т.д.

2. Плюралистическая эстетическая парадигма

2.1. Проблема "промежуточности”

В ХХ веке проявляется проблема "промежуточности". Мир - он любой. Целью постмодернистского поиска становится не копирование жизни, а моделирование мира по своему образу и подобию, создание принципиально новой модели. Основной принцип-разрушение жизнеподобия, разрушение видовых и жанровых границ, синкретизм методов, обрыв причинно-следственных связей (индетерминизм), нарушение логики. Только инновационный характер может стать основанием для вывода - состоялось или не состоялось произведение искусства. Многообразные формы постмодернизма, например, хеппенинг, перформанс и т.д. осуществляются именно по этому принципу.

С формальной точки зрения, постмодернизм выступает как искусство, сознательно отвергающее всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией. В таком случае отказ от реалистической традиции можно оценивать как полное разрушение, что и констатируют своей творческой практикой многие постмодернисты. С другой стороны, постмодернизм необходимо осмыслить в плане исторической перспективы, как возврат к культурным ценностям на уровне апробации традиции, приспособления к новым условиям действительности, проверки традиции на прочность. Тогда становятся понятными установки постмодернизма, который ничего не отрицает и не утверждает, а лишь, выражает сомнение в том, что вообще можно создать что-то принципиально новое. Происходит расщепление классической модели на множество элементов. Постмодернизм воплощает художественно-философскую попытку преодолеть фундаментальную для культуры антитезу хаоса и гармонии, переориентировать творческий импульс на поиск компромисса между этими универсалиями. Постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична. Ее символ- лабиринт, ризома. Вместо знания и понимания будет просто выдумывание недоказуемых вещей.

Центральной проблемой мысли становится "общество тотальной зрелищности". Возникнув, прежде всего как культура визуальная, постмодернизм сосредоточился не на отражении, но на моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью - видеоклипами, компьютерными играми.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/1

144

Экономика и социальное управление

2.2. Постмодернистское умонастроение

Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах. Постмодернисты стремятся показать реальную многоликость истины, множественность ее смыслов, несводимых к какому-либо одному центрирующему знаменателю. Плюрализм составляет сердцевину постмодерности.

Вся теория постмодернизма направлена на то, чтобы обессмыслить реалии действительности и перекодировать их в другую систему, в которой нет автора, вернее каждый может считать себя таковым. Удаление автора-это онтологический переворот, но «смерть» автора приводит и к «смерти» читателя. В конечном счете, в постмодернизме буквально все стало рассматриваться как текст: культура, общество, история и человек. Появляется «скриптор», который занимается чем-то вроде «игры в бисер» и несет в себе нечто каталога смыслов, которыми он жонглирует. Игра смыслами предполагает отсутствие смысла. В этой квазиреальности начинают действовать иные законы, которые предполагают упразднение всех нравственных, религиозных и эстетических категорий. И есть в этой игре умысел, через ее формы транслируется отнюдь не безвинный закодированный смысл: в мире нет ничего настолько значимого, чтобы его нельзя было переиграть в пародийное. Постмодернизм не может предложить ничего действительно своего, он просто атаковал позитивистскую разумность. Талант художника постмодернистского мироощущения проявляется при особом условии нахождения в чужом тексте. Это становиться игровым моментом в ситуации децентрирования, когда смешиваются координаты «свое - чужое». Культура представляется постмодернистскому мышлению в качестве некого склада товаров, из которого можно стащить все, что угодно и использовать в своих целях.

3. Социально-политический контекст философии постмодернизма

3.1. Антирационализм философов постмодернизма

Большинство интерпретаторов и последователей постмодернизма отмечают отсутствие в нем позитивной «практической политической ориентации... Постмодернизму присуще антипатия к системе и логоцентристскому проекту подчинения мира категориями разума» (Социально-политический контекст философии постмодернизма,1994). Вопрос ставиться следующим образом: если постмодернизм не может предложить общей политической теории, которая включала бы в себя как принцип политической оценки, так и набор ценностей, не превращаются ли их теории в производные заключения или просто в хаос?

Подход к истории, органично связывающий материализм и диалектику, представлен, по существу, только в марксистской концепции. Если абсолютизация общего в социальном процессе и в истории общества ведет к фатализму, то абсолютизация единичного - к волюнтаризму.

2004/1

Известия Петербургского университета путей сообщения

Экономика и социальное управление

145

Таким образом, из индетерминированности человеческого познания выводиться индетерминированность истории. Но известно, что никакие открытия не возникают на пустом месте. Эволюция человеческого познания закономерна, в ней каждый последующий этап детерминирован предыдущим и определяет будущий. Нельзя, однако, представить научный прогресс в качестве жестко детерминированной системы, в которой каждое состояние однозначно, с неумолимой необходимостью определяло бы последующее состояние. Но Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали, что субъективный фактор важен для истории, поскольку без него невозможно влиять на ход исторического события. Связь субъективного идеализма с метафизикой в форме индетерминизма прослеживается здесь совершенно ясно. Итак, марксизм отвергает постмодернизм. Однако есть традиция, в которую вписывается постмодернистский способ мышления. По мнению профессора Индианского университета (Пенсильвания) Тода Мэя, это анархизм. Рационализм, по мнению постмодернистов, навязывает социальный порядок, который может противоречить физическим и эмоциональным чувствам; он всегда отчужден, потому что основывается на элиту «рациональных» представителей, которые лучше, чем само население, знают, что это население должно хотеть. Интересно в этом плане понятие деконструкции, которое имеет радикальное применение в практической политике. Эта концепция предлагает прекратить попытки определить, что такое мир, а вместо этого начать строить нечто новое -прежде всего новые языки познания.

3.2. Проблема власти

Одной из ключевых проблем, вокруг которой вращается большинство рассматриваемых постмодернистами вопросов, является проблема власти. Через язык средств массовой информации, по мнению теоретиков постмодернизма, людям исподволь навязывается определенный образ мышления, отвечающий нуждам господствующих идеологий, происходит манипулирование сознанием. Реальной власти больше не существует, масс-медиа делают ее иллюзорной.

Постмодернисты приходят к выводу о «бесполезности любого политического действия». Доведенная до логического конца социально -политическая теория постмодернизма предполагает лишь хаос, поскольку «локальные» ценности на самом деле могут оказаться лишь банальным групповым эгоизмом, и невозможность упорядочивания социальной жизни.

4. Заключение

Произошло явственное отделение власти от народа (тогда как в прошлом эта изоляция не бросалась в глаза); общество стало похоже на мозаику (проявилось формировавшееся исподволь групповое разнообразие

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/1

146

Экономика и социальное управление

с множественностью интересов, несхожестью целей, устремлений); пропала однородность общественной жизни. Плюрализм из мировоззренческой установки перерастает в установку идеологическую и политическую. Действие, руководимое плюрализмом мнений, может привести лишь к плюрализму действий, ибо плюрализм есть отсутствие этих принципов, т.е. беспринципность. Постмодернизм предлагает критику «социальной тотализации», но не претендует на создание законченных позитивных программ или концепций. Главное в постмодернизме - два средства борьбы против элитарности: непохожесть и эклектизм.

Придание цивилизации характера всеобщей игры в бисер - крайне опасный симптом реальности. В этом смысле постмодернизм - явление посткультурное. Современная эпоха осмысляется как переходная, предваряющая другую эпоху. На смену хаоса всегда приходит порядок, который возможен через личную интерпретацию современной культурной ситуации.

5. Литература

Ванштейн О. Знакомьтесь: Homo deconstructivus: философские игры постмодернизма// Апокриф, 1996. №1. С.12-29

Социально-политический контекст философии постмодернизма.- М.-1994

УДК 658.382

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В.М. Вершинина

Аннотация

Работа содержит итоговые материалы исследования проблемы напряженности труда преподавателей высших учебных заведений, полученные в результате проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Основным нормативным документом являются Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Ключевые слова: аттестация рабочих мест; тяжесть и напряженность трудового процесса; оптимальные условия труда; риск заболевания

2004/1

Известия Петербургского университета путей сообщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.