УДК 37
Правдин Б.О.
магистрант 2 курса Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(г. Южно-Сахалинск, Россия)
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье раскрывается понятие патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, традиции, ценности, нравственность, школьное образование, ученики.
Сущность понятия «патриотическое воспитание» Развитие современного российского образования происходит в сложный период, когда в условиях экономической нестабильности одной из мировых проблем является утрата патриотических чувств у подрастающего поколения, искажение представлений о любви, дружбе доброте и милосердии.
Материальные ценности вытесняют нравственные идеалы, происходит распад этнокультурного пространства. Именно поэтому, на сегодняшний день патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач, как для государства, так и для системы образования в целом. Общественная и государственная потребность патриотического воспитания подтверждается рядом государственных национальных программ, направленных на развитие высоконравственной и образованной личности, способной отстоять интересы своей страны.
Согласно концепции национальной доктрины образования, в Российской Федерации до 2025 года, главной целью образования является воспитание разносторонне развитой личности, с высокими моральными и духовными качествами, уважающей культурное наследие своей Родины [3]. Для
подтверждения значимости патриотического воспитания, раскроем сущность основных понятий данного исследования. Понятие «воспитание» - одно из основополагающих в педагогическом процессе.
На сегодняшний день существует немало толкований. В большой советской энциклопедии, «воспитание» трактуется, как «процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» [3].
В педагогическом смысле воспитание - это организованное направленное воздействие общественных институтов на человека с целью сформировать у него конкретные знания, мнения и убеждения. Авторы концепции воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, A.M. Сидоркин, Н.Л. Селиванова считают, что воспитание - это управление процессом развития личности.
По их мнению, основная и главная цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности. Советский и российский ученый Д.С. Лихачев не мыслил образование без воспитания: «Главная цель средней школы -воспитание» [4]. Он считал, что воспитание, прежде всего - это формирование нравственных идеалов и создание у учащихся жизненных навыков в нравственном пространстве.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание - это неотъемлемая часть процесса становления личности ребенка, охватывающего различные стороны жизнедеятельности и отвечающего за адаптацию в общественной жизни, знанием основных норм поведения. Понятие «патриотизм» имеет греческое происхождение и по своему содержанию многозначно.
В широком смысле данное понятие означает любовь к своей семье, Родине. Тем не менее, на сегодняшний день, существует не мало разнообразных и неоднозначных трактовок данного понятия. Объясняется это, прежде всего, рассмотрением проблемы с точки 15 зрения различных областей, а также проявлением любви к Родине через призму личной гражданской позиции.
В толковом словаре С.И. Ожегова, термин патриот определяется как «человек, одушевлённый патриотизмом», а патриотизм, в свою очередь - это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
Сущность понятия «патриотизм» раскрывали отечественные просветители и педагоги. К проблемам патриотического воспитания обращалось немало деятелей педагогических наук, среди которых A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Д.С. Лихачев и другие ученые. В своих трудах они анализировали данную проблему и излагали актуальные для своего времени идеи развития патриотических чувств. В.А. Сухомлинский определял патриотизм как высокое нравственное чувство, в котором целостно и неотъемлемо соединяется любовь к малой Родине с её народом, природой и культурным наследием. Патриотизм, по мнению педагога, это начало чувства человеческого достоинства, любви и верности к своему государству. Выдающийся советский педагог A.C. Макаренко, считал, что каждый воспитанник школы должен обладать мужеством, быть храбрым, честным и трудолюбивым [6]. Вместе с тем, отмечал, что чувство патриотизма проявляется не только в героических поступках, главный критерий патриотических убеждений педагог видел в общественном труде.
Следовательно, в основе патриотического воспитания стоят процессы, отвечающие с одной стороны за чувственно-практическую деятельность, а с другой стороны, формирующие социальные чувства, в содержании которых любовь к Родине и стремление защищать свою страну продиктовано гордостью и желанием защитить, прежде всего, свои культурные, национальные, духовные и территориальные ценности, являющиеся эстетической и художественной ценностью народа. На основе рассмотренных мнений и взглядов можно сделать вывод, что патриотизм - глубоко нравственное качество человека, выражающее любовь Родине, ее истории и культуре, стремление к активному и сознательному труду на благо своей страны, готовность защищать ее честь и достоинство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белла Шапиро. «История кружева как культурный текст», изд-в «Новое литературное обозрение», 2018г., — с. 272.
2. Бородина Е.Н. Наследие / метод, рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной игровой деятельности / Е. Н. Бородина. Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. -140 с.
3. Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №4
4. Виноградова Н.В. Этнокультурная коннотация в условиях дополнительного образования детей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2019. №12. 432.
Pravdin В.О.
Far Eastern State University of Railway Transport (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
THE ESSENCE OF CONCEPT OF PATRIOTIC EDUCATION. DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN EDUCATION
Abstract: the article reveals the concept of patriotic education.
Keywords: patriotism, upbringing, traditions, values, morality, school education, students.