Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
патриотизм / воспитание / традиции / ценности / нравственность / школьное образование / ученики / patriotism / upbringing / traditions / values / morality / school education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдин Б.О.

В статье раскрывается понятие патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF CONCEPT OF PATRIOTIC EDUCATION. DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

The article reveals the concept of patriotic education.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Правдин Б.О.

магистрант 2 курса Дальневосточный государственный университет путей сообщения

(г. Южно-Сахалинск, Россия)

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье раскрывается понятие патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, традиции, ценности, нравственность, школьное образование, ученики.

Сущность понятия «патриотическое воспитание» Развитие современного российского образования происходит в сложный период, когда в условиях экономической нестабильности одной из мировых проблем является утрата патриотических чувств у подрастающего поколения, искажение представлений о любви, дружбе доброте и милосердии.

Материальные ценности вытесняют нравственные идеалы, происходит распад этнокультурного пространства. Именно поэтому, на сегодняшний день патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач, как для государства, так и для системы образования в целом. Общественная и государственная потребность патриотического воспитания подтверждается рядом государственных национальных программ, направленных на развитие высоконравственной и образованной личности, способной отстоять интересы своей страны.

Согласно концепции национальной доктрины образования, в Российской Федерации до 2025 года, главной целью образования является воспитание разносторонне развитой личности, с высокими моральными и духовными качествами, уважающей культурное наследие своей Родины [3]. Для

подтверждения значимости патриотического воспитания, раскроем сущность основных понятий данного исследования. Понятие «воспитание» - одно из основополагающих в педагогическом процессе.

На сегодняшний день существует немало толкований. В большой советской энциклопедии, «воспитание» трактуется, как «процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» [3].

В педагогическом смысле воспитание - это организованное направленное воздействие общественных институтов на человека с целью сформировать у него конкретные знания, мнения и убеждения. Авторы концепции воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, A.M. Сидоркин, Н.Л. Селиванова считают, что воспитание - это управление процессом развития личности.

По их мнению, основная и главная цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности. Советский и российский ученый Д.С. Лихачев не мыслил образование без воспитания: «Главная цель средней школы -воспитание» [4]. Он считал, что воспитание, прежде всего - это формирование нравственных идеалов и создание у учащихся жизненных навыков в нравственном пространстве.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание - это неотъемлемая часть процесса становления личности ребенка, охватывающего различные стороны жизнедеятельности и отвечающего за адаптацию в общественной жизни, знанием основных норм поведения. Понятие «патриотизм» имеет греческое происхождение и по своему содержанию многозначно.

В широком смысле данное понятие означает любовь к своей семье, Родине. Тем не менее, на сегодняшний день, существует не мало разнообразных и неоднозначных трактовок данного понятия. Объясняется это, прежде всего, рассмотрением проблемы с точки 15 зрения различных областей, а также проявлением любви к Родине через призму личной гражданской позиции.

В толковом словаре С.И. Ожегова, термин патриот определяется как «человек, одушевлённый патриотизмом», а патриотизм, в свою очередь - это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Сущность понятия «патриотизм» раскрывали отечественные просветители и педагоги. К проблемам патриотического воспитания обращалось немало деятелей педагогических наук, среди которых A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Д.С. Лихачев и другие ученые. В своих трудах они анализировали данную проблему и излагали актуальные для своего времени идеи развития патриотических чувств. В.А. Сухомлинский определял патриотизм как высокое нравственное чувство, в котором целостно и неотъемлемо соединяется любовь к малой Родине с её народом, природой и культурным наследием. Патриотизм, по мнению педагога, это начало чувства человеческого достоинства, любви и верности к своему государству. Выдающийся советский педагог A.C. Макаренко, считал, что каждый воспитанник школы должен обладать мужеством, быть храбрым, честным и трудолюбивым [6]. Вместе с тем, отмечал, что чувство патриотизма проявляется не только в героических поступках, главный критерий патриотических убеждений педагог видел в общественном труде.

Следовательно, в основе патриотического воспитания стоят процессы, отвечающие с одной стороны за чувственно-практическую деятельность, а с другой стороны, формирующие социальные чувства, в содержании которых любовь к Родине и стремление защищать свою страну продиктовано гордостью и желанием защитить, прежде всего, свои культурные, национальные, духовные и территориальные ценности, являющиеся эстетической и художественной ценностью народа. На основе рассмотренных мнений и взглядов можно сделать вывод, что патриотизм - глубоко нравственное качество человека, выражающее любовь Родине, ее истории и культуре, стремление к активному и сознательному труду на благо своей страны, готовность защищать ее честь и достоинство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белла Шапиро. «История кружева как культурный текст», изд-в «Новое литературное обозрение», 2018г., — с. 272.

2. Бородина Е.Н. Наследие / метод, рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной игровой деятельности / Е. Н. Бородина. Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. -140 с.

3. Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №4

4. Виноградова Н.В. Этнокультурная коннотация в условиях дополнительного образования детей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2019. №12. 432.

Pravdin В.О.

Far Eastern State University of Railway Transport (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)

THE ESSENCE OF CONCEPT OF PATRIOTIC EDUCATION. DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

Abstract: the article reveals the concept of patriotic education.

Keywords: patriotism, upbringing, traditions, values, morality, school education, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.