Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕНИЯ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕНИЯ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИИ / ОБЩЕНИЕ / СТРУКТУРА / СУЩНОСТЬ / ФЕНОМЕН / ФУНКЦИИ / CATEGORIES / COMMUNICATION / STRUCTURE / ESSENCE / PHENOMENON / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Истомина В.В., Данилова М.А.

В данной статье нами раскрыта сущность понятия «общение» с психолого-педагогической литературе. Проведен контент анализ исследуемого понятия. Приведены основные категории содержания общения. При изучении общения, в нашем исследовании раскрыты: сущность, средства, цель, функции, структуру, виды данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE CONCEPT "DIALOGUE" IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL LITERATURE

In this article we reveal the essence of the concept of "communication" with psychological and pedagogical literature. The content of the analysis of the concept. The main categories of communication content are given. In the study of communication, in our study revealed: the essence, means, purpose, function, structure, types of this phenomenon

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕНИЯ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

4.Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. / СПб: Питер, 2016. -384 с.

УДК: 740.1

Истомина В.В. студент 5 курса факультет психологии Крымского инженерно -педагогического университета

Данилова М.А., к.п.н. старший преподаватель кафедры психологии

Крымского инженерно-педагогического университета Россия, Республика Крым, г.

Симферополь

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В данной статье нами раскрыта сущность понятия «общение» с психолого-педагогической литературе. Проведен контент анализ исследуемого понятия. Приведены основные категории содержания общения. При изучении общения, в нашем исследовании раскрыты: сущность, средства, цель, функции, структуру, виды данного феномена.

Ключевые слова: категории, общение, структура, сущность, феномен, функции

Istomina V. V. 5th year student psychology faculty Crimean Engineering -Pedagogical university Danilova M.A.

candidate psychological sciences, eniorteacher of the department ofpsychology

Crimean engineering

Pedagogical University THE ESSENCE OF THE CONCEPT "DIALOGUE" IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL LITERATURE

Annotation. In this article we reveal the essence of the concept of "communication " with psychological and pedagogical literature. The content of the analysis of the concept. The main categories of communication content are given. In the study of communication, in our study revealed: the essence, means, purpose, function, structure, types of this phenomenon

Keyword: categories, communication, structure, essence, phenomenon, functions

Актуальность исследования вопроса общения заключается в том, что оно раскрывает возможность наиболее углубленного рассмотрения

m и

тя

психологических закономерностей, механизмов регуляции человеческого поведения, создания детского внутреннего мира, демонстрирует социальную определенность психики, человеческого образа жизни.

В психологии общение было изучено Б.Г. Ананьевой, М.М. Бахтиным, В.М. Бехтеревым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.С. Рубинштейном. Авторы рассматривают «общение» в качестве «важного условия человеческого психического развития, человеческой индивидуализации, социализации, личностного развития».

В англоязычных источниках о культуре термина «общение» не существует, имеется только термин «коммуникация». По этой причине в зарубежных источниках идет речь лишь о коммуникативных процессах. Поэтому появляется связь между терминами «общение» и «коммуникация».

В русском языке, указанные термины имеют разный смысл. В.И.Фефелова подметила, что в «общении» закладывается наиболее духовный, личностный контакт партнеров, «коммуникация» предусматривает наиболее рациональное, деловое направление взаимодействия субъектов [11].

В зависимости от своего содержания, общение выступает сложной психологической работой партнеров.

Главные подходы к осознанию сути общения. Некоторые ученые: Б.А.Родимов, Р.А. Максимова, Н. Виннер, определили «общение», в качестве коммуникации, коммуникативного процесса, следовательно - обмен сведениями [3].

А.А. Леонтьев, полагает, что «общение» выступает в качестве одной из разновидностей работы [6].

Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев считают, что общение существует в разных формах: начальной, коллективной, речевого либо мысленного общения [1].

Проведем контент-анализ понятия «общение» в таблице 1.

Таблица 1

Контент - анализ понятия «общения»

№ Автор Содержание

1 Г.М. Андреева [1] «общение» выступает видом общественных отношений, процессом, который включает обмен и передачу сведений, взаимопонимание индивидов в системе общественных отношений

2 Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн [2, 12] «общение» рассматривается в качестве процесса передачи информации иному субъекту посредством разных коммуникативных механизмов, средств для обмена сведениями между индивидами, определения между ними взаимопонимания. Информацией считаются чувства, мысли, мнения, ценности, переживания, опыт

3 М.С. Каган и А.М. Эткинд [4] «общение» представлено взаимодействием, участн которого воспринимают взаимно один другого в качес цели ики тве

4 В. Н. Куницына [5] «общение» выступает жизненным человеческим услови ем, |

А

надобностью, в качестве взаимовоздействия, взаимодействия, обмена отношениями, сопереживания, познания, работы

5 А.А. Леонтьев [6] Общение выступает видом работы человека

6 Б.Ф. Ломов [7] Общение в качестве процесса взаимодействия, передачи сведений считается нужным условием налаживания общения

7 В. М. Целуйко [13] Общение выступает формой работы, проводимой между индивидами, в качестве равных партнеров, ведет к определению психического контакта

Таким образом, мы можем резюмировать, что указанные подходы отображают трудность, многоплановость термина «общение». Общение считается сложным и достаточно многоплановым процессом определения и налаживания связей, контактов между индивидами. Оно включается в практичное взаимодействие индивидов. Заинтересованность авторов к термину «общение» довольно велико. Изучение проблем данного феномена осложнено отличием толкования данного термина, его нахождением в иерархии иных социальных, психологических терминов.

В целом, общение выступает процессом обмена сведениями, взаимодействием между индивидами, что базируется на осознании, восприятии индивидами один другого.

Важно обратить внимание на многообразность сущности общения, на рис. 1 представим категории сущности общения.

Рисунок 1 - Категории содержания общения

Рассматриваемые категории на рис. 1 являются главным содержаниям общения.

В психологической науке общение установлено в качестве процесса взаимодействия между индивидами, который складывается в обмене сведениями эмоционального, познавательного характера между ними, в его

Л

процессе выражаются, развиваются межличностные отношения. Общение предусматривает некий обмен чувствами, мыслями, переживаниями.

При изучении общения, следует выделить сущность, средства, цель, функции, структуру, виды данного феномена.

Целью общения выступает то, ради чего у индивида появляется указанная разновидность активности. Цели общения довольно разнообразны.

Средства общения представлены способами передачи, кодирования, расшифровки и переработки сведений, которые передаются в момент общения.

С.Ю. Головин, Р.С. Немов, А.А. Волкова подметили, что в качестве средств общения выступает прямое, косвенное общение. В качестве средств выступают разные знаковые системы [8]:

1. Язык, который относится к вербальному средству общения.

2. Звуковые явления речи: речевой темп, интонация, ритм, эмоциональное выражение, тембр. Также можно включить неречевое выражение: покашливание, смех.

3. Невербальная сторона общения представлена внешними проявлениями эмоций, чувств человека: мимикой, жестами, пантомимикой.

Сущность общения представлена сведениями, передающимися в ходе общения от одного индивида к иному. Общение людей разно предметно, имеет разный характер, в зависимости от своего содержания, представляется таким образом [8]:

- материальное общение представлено обменом предметами, продуктами работы;

- когнитивное общение представлено обменом знаниями;

- деятельное общение представлено обменом операциями, действиями, умениями;

- кондиционное общение представлено обменом физиологическими и психологическими состояниями;

- мотивационное общение представлено обменом целями, суждениями, мотивами, интересами, надобностями.

Структура общения характеризуется посредством определения в ней таких сторон: коммуникативная, перцептивная, интерактивная, они представлены на рис. 2.[1]

Восприятие

Коммуникация

Взаимодействие

Перцептивная Коммуникативная Интерактивная

сторона сторона сторона

Рисунок 2 - Структура общения

А

Л

Охарактеризуем стороны структуры более подробно.

Перцептивная сторона представлена процессом осознания, восприятия человеком один другого с дальнейшим определением на этом основании некоторых межличностных отношений.

В процессе социальной перцепции происходит:

- эмоциональное оценивание иного человека;

- старание понимания оснований поступков;

- игнорирование поведения;

- формирование личной поведенческой стратегии.

Выделяют такие главные функции социальной перцепции: понимание себя самого; понимание человека, с которым протекает общение; совместная работа на основании взаимопонимания; определение эмоциональных отношений.

Коммуникативная сторона общения заключается в обмене сведениями между разными людьми, приеме, передаче мнений, идей, чувств.

Интерактивная сторона состоит в обмене действиями и поступками людей.

Исследуя понятие «общение» важно выделить ее основные функции. Но так как данных классификаций много, мы приведем в табл. 2 классификацию функций с позиции В.Н. Панферова [10].

Таблица 2

Классификацию функций общения В. Н. Панферова_

Функции Содержание

коммуникативная осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия

информационная обмен информацией между людьми

когнитивная осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии

эмотивная проявление эмоциональной связи индивида с действительностью

конативная управление и коррекция взаимных позиций

креативная развитие людей и формирование новых отношений между ними

Рассматриваемые в табл. 2 функции общения отметим, что они наиболее шире характеризуют предназначение и необходимость общения в целом.

С позиции Л.А. Петровской рассмотрим на рис. 3 разновидности общения [9].

Рисунок 3 - Виды общения по Л.А. Петровской

Особенной проблемой при исследовании взаимозависимостей отношения, общения выступает определение соответствия способов и характера отображения отношения. При формировании личности в определенной социальной среде, человек постигает и присущий ей язык отражения отношений.

В качестве формы выражения отношения выступают поступки, действия. Межличностное общение отлично от межролевого общения.

Таким образом, в целом, не все разновидности коммуникации выступают общением, при этом всякое общение выступает индивидуальной разновидностью коммуникации. Общение выступает индивидуальным видом коммуникации, специфичным для живых существ, в частности, для индивида. Коммуникация представлена связью, взаимодействием таких систем, в процессе одной системы к иной передается сигнал, который несет сведения. Коммуникация характерна технической системе, взаимодействию индивида с машиной.

Выводы. Подводя итоги исследования отметим, что общение считается сложным и достаточно многоплановым процессом определения и налаживания связей, контактов между индивидами. Оно включается в практичное взаимодействие индивидов. Заинтересованность авторов к термину «общение» довольно велико. Изучение проблем данного феномена осложнено отличием толкования данного термина, его нахождением в иерархии иных социальных, психологических терминов.

Психологическое рассмотрение общения открывает механизм его проведения. Общение считается важной социальной потребностью, без осуществления которой затормаживается, порой и останавливается личностное развитие.

Использованные источники:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Академия, 2016. - 573 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. — 671 с.

3. Ильин, Е. Психология общения и межличностных отношений / Е. Ильин. - М.: Питер, 2015. - 410 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Каган, М.С. Общение как ценность и как творчество / М.С. Каган и А.М. Эткинд. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884025.htm

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина. - СПб.: Питер, 2001.- 544 с.

6. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : СПб. : Речь, 2014. - 215 с.

7. Ломов, М. Проблема общения в психологии / М. Ломов. - М.: Наука, 2014. - 280 с.

8. Немов, Р.С. Общая психология. Том 3: Психология личности. Учебник для вузов. Гриф МО / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. - 484 с.

9. Петровская, Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды / Л.А. Петровская. - М.: Смысл, 2007. — 387 с.

10. Психология / Под. Ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. - 480 с.

11. Фефелова, В.И. Формирование диалогического общения / В.И.Фефелова // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2007. - №5. - С. 1-4

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. - 705

13. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения. / В.М. Целуйко. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2007. - 297 с.

А

Vl4A

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.