Научная статья на тему 'Сущность понятия «Метод проектов» в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности'

Сущность понятия «Метод проектов» в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PROJECT / PROJECTING / PROJECT ACTIVITY / PROJECT EDUCATION / PROJECT METHOD / FUTURE SPECIALISTS OF FIRE SAFETY / PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS OF FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кришталь Алина Александровна

На основе анализа педагогических источников уточнено смысл таких педагогических понятий, как «проект», «проектирование», «проектная деятельность» и «проектное обучение». Проанализировано разные трактовки понятия «метод проектов» и в результате обобщения педагогической мысли и эмпирических исследований сделано попытку выяснить суть понятия «метод проектов». Определено, что метод проектов состоит в организации педагогического процесса путем планирования и прогнозирования результатов деятельности обучаемых. Также установлено целесообразность применения вышеупомянутого понятия в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE NOTION ‘PROJECT METHOD’ IN THE CONTEXT OF FUTURE SPECIALISTS OF FIRE SAFETY PROFESSIONAL EDUCATION

Based on the analyses of pedagogical sources the meaning of such pedagogical notions as ‘project’, ‘projecting’, ‘project activity’ and ‘project education’ is specified. Various definitions of the notion ‘project method’ are analyzed and as a result of generalization of pedagogical thought and empirical research an attempt to find out the essence of the notion ‘project method’ is done. It is determined that project method means organization of pedagogical process via planning and prognostication of the trainees activity results. The expedience of project method usage in the context of professional education of future specialists of fire safety is also substantiated.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Метод проектов» в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. -1997. - №7. - 61-65 с.

2. Вайзер Ф.А. Смысл жизни и двойной кризис жизни человека [Текст] / Ф.А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. - Том 19. - №5. - 25-29 с.

3. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. - 2002. - № 3,4. - 15-21 с.

4. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением [Текст] / Т.М. Буякас // Вестник МГУ. - 2001. - №2. - 45-51 с.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956, с. 449.

6. Криводонова Ю.Е. Влияние ценностных ориен-

таций личности слепых, слабовидящих на особенности выбора профессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-51/

7. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.

8. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.

9. Варфоломеева О.В. Экзистенциальные противоречия в формировании психологически устойчивой личности [Текст] / О.В. Варфоломеева // Прикладная психология и психоанализ. - 2003. - №2. - 99-104 с.

BASIC APPROACHES VALUES OF PERSONALITY BLIND AND VISUALLY IMPAIRED AND THEIR EFFECT ON BEHAVIOR IN THE PROFESSION OF CHOICE

© 2012

Ju. E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation: Formation of value orientations and life meaning persons with visual impairment is important for their socialization in professional activities in society sighted people.

Keywords: value orientation, blindness and low vision, professionalization, personal development.

УДК 371.314.6:614.84(07) СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕТОД ПРОЕКТОВ» В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2013

А.А. Кришталь, аспирант

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)

Аннотация: На основе анализа педагогических источников уточнено смысл таких педагогических понятий, как «проект», «проектирование», «проектная деятельность» и «проектное обучение». Проанализировано разные трактовки понятия «метод проектов» и в результате обобщения педагогической мысли и эмпирических исследований сделано попытку выяснить суть понятия «метод проектов». Определено, что метод проектов состоит в организации педагогического процесса путем планирования и прогнозирования результатов деятельности обучаемых. Также установлено целесообразность применения вышеупомянутого понятия в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности.

Ключевые слова: проект, проектирование, проектная деятельность, проектное обучение, метод проектов, будущие специалисты пожарной безопасности, профессиональная подготовка будущих специалистов пожарной безопасности.

Целью высшего образования в условиях постиндустриального общества является воспитание самодостаточных, компетентных, толерантных специалистов, способных ориентироваться и приспосабливаться к быстротечным изменениям современности. Особенно остро стоит вопрос о подготовке будущих специалистов пожарной безопасности, способных быстро принимать правильные решения в критических ситуациях, слажено работать в команде и адекватно реагировать на критику и замечания.

Использование инновационных методов и технологий обучения в подготовке будущих специалистов пожарной безопасности способно повысить качество подготовки в целом.

В результате анализа последних научных исследований относительно подготовки будущих специалистов пожарной безопасности выявлено значительное количество работ, посвященных формированию профессиональных качеств обозначенных специалистов (В. Бут, Н. Кришталь, С. Крук, Н. Фомич и др.), формированию готовности к профессиональной деятельности (Е. Быкова, Н. Омельченко и др.) и пр. Повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности предлагают за счет определенных условий организации педагогического процесса (Н. Вовчастая, А. Капля, Ю. Ненько и др.). Технологическим аспектам профессиональной подготовки вышеуказанных специалистов уделяли внимание

A. Парубок, Т. Ткаченко и др. Использование метода проектов в подготовке будущих специалистов пожарной безопасности малоизученное, что вызывает научный интерес нашей статьи.

Современные ученые трактуют понятие «метод проектов» как: средство формирования познавательного интереса учащихся (О. Оноприенко и др.); лич-ностно ориентированную педагогическую технологию (А. Блохин и др.); средство формирования ключевых компетенций (А. Волкова, В. Нищета и др.); технологию организации учителями учебно-воспитательного процесса (Н. Самойленко и др.); модель обучения (Н. Пелагейченко, С. Петровский, А. Самохвалов, Д. Слиткин и др.); инновационную педагогическую технологию в процессе гуманитарной подготовки (И. Дубко, В. Нищета, О. Царенко, В. Черных и др.).

Обобщая трактовки понятия «метод проектов», предложенные современными педагогами (Л. Кондратова,

B. Нищета, О. Оноприенко, Н. Самойленко, Е. Полат и др.), можно констатировать, что метод проектов выступает совокупностью учебно-познавательных приемов; личностно ориентированным методом; технологией организации учебной деятельности и системой обучения, которая базируется на самостоятельном решении заранее поставленной проблемы с последующей демонстрацией результатов исполненной роботы. Однако же, несмотря на достаточность толкований исследуемого понятия, детального анализа требует вопрос применения

метода проектов в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности - пожарной безопасности.

Цель и задание статьи заключаются в определении на основе анализа научных источников сущности понятия «метод проектов» в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности.

По мнению В. Щеголя: «Достижения науки и техники во всем мире воистину впечатляющи и именно на это направлены основные усилия педагогов, этой же задаче, в основном подчинен и педагогический процесс» [1, с. 337]. По этой причине проблема организации учебного процесса с использованием метода проектов сейчас актуальна. Теоретические аспекты использования метода проектов анализируется в работах Э. Арванитопуло, К. Баханова, Л. Выготского, В. Гузеева, Л. Левина,

B. Нищеты, М. Нолла, Н. Пахомовой, С. Петровского, О. Пехоты, Дж. Питта, Е. Полат, Н. Полихун, Г. Селевка,

C. Сисоевой, С. Ящука и др.

Возрождение метода проектов началось еще в XVII-XVIII ст. с постепенной профессионализации трудовой деятельности, требующей умения самостоятельно работать и успешно соединять теорию с практикой. В начале XX века метод проектов с его свободой и педоцентризмом стал популярным в американских (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллинз, Э. Паркхерст и др.) и советских школах (Б. Игнатьев, М. Пистарк, С. Руссова, С. Шацкий, М. Шульман и др.). В это время метод проектов обрел формы проектной деятельности и стал базироваться на поддержании мотивации обучаемых, к решению значимой проблемы. Конец XX - начало XXI века послужили толчком к новому развитию метода проектов как интегрированному составляющему четко структурированной и спланированной системы образования.

Периодические обращения к методу проектов, его постепенные видоизменения и усовершенствования привели к разногласиям в толковании этого понятия. Прежде всего, уточним смысл таких понятий как «проект», «проектирование», «проектная деятельность» и «проектное обучение».

Так, одним из толкований понятия «проект» является «разработанный план; замысел, намерение», в переводе с латыни означает «брошенный вперед» [2, с. 609]. Это значит, что эффективность любой деятельности, в том числе, обучающей, зависит от предварительного обдумывания цели и заданий, а также четкого планирования дальнейших действий.

По мнению Г. Селевка, проект - это:

- замысел преобразования деятельности;

- форма организации относительно самостоятельной общей деятельности для реализации определенных целей;

- продуктивная деятельность, которая происходит в специально созданной педагогом атмосфере и способствует самостоятельному получению желаемых учебных результатов;

- «целенаправленная деятельность по поиску путей решения проблем и осуществления изменений в окружающей среде» [3, с. 146-147].

Понятие «проект» толкуют также как:

- «целевой акт учебной деятельности, в основе которого лежат интересы обучаемых» (Е. Пометун) [4, с. 19];

- специфическую философско-дидактическую единицу; содержание обучения; форму организации учебного процесса (В. Нищета) [5, с. 286].

Сущность проекта состоит в его «прагматичной направленности на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности [6, с. 67]. В контексте подготовки будущих специалистов пожарной безопасности такое толкование имеет важное значение, поскольку специфика будущей деятельности требует глубоких знаний и умения их практического применения. 14

Итак, разноплановость трактовки понятия «проект» проявляется в его понимании учеными как целевого акта, практической деятельности и формы организации совместной деятельности. Однако единогласным является видение проекта как такового, что дает возможность свободного, самостоятельного поиска и выбора путей в достижении поставленных целей и получения практически применимого результата.

По словам Е. Литвиновского, проект выступает единицей проектирования, которое является процессом предварительного обдумывания, прогнозирования и планирования стратегий организации собственных и/ или действий других, а также «научно обоснованным определением основных параметров формирования будущих объектов с целью обеспечения оптимальных условий для их возникновения, развития и функционирования» [7, с. 164]. Проект здесь приравнивается к процессу постановки целей и заданий, однако, заметим, цели и задания являются, в свою очередь, структурными компонентами проекта.

Таким образом, сущность проектирования заключается в создании четкого представления о будущем результате определенной деятельности и составлению плана действий для его достижения. Для будущих специалистов пожарной безопасности проектирование является залогом успешного прогнозирования чрезвычайных ситуаций и своевременного проведения профилактических мероприятий.

Проектирование находит свое выражение в проектной деятельности. По мнению Е. Полат, проектная деятельность состоит в «сочетании академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения, от теории к практике» [6, с. 66]. Здесь подразумевается успешное оперирование приобретенными в процессе обучения теоретическими знаниями для решения значимой проблемы.

Проектная деятельность, под которой понимают процесс, направленный на получение конкретного (практического) результата и его публичное выражение, является основой для реализации проектного обучения. Проектное обучение заключается в осознании определенных реалий в процессе работы над проектом, то есть имеется ввиду «проживание конкретных ситуаций преодоление трудностей, привлечение учащихся к глубинному осознанию явлений, процессов и т.п.» [3, с. 146-147]. Отметим личностно ориентированный подход в проектном обучении.

Приоритетным в проектном обучении В. Стародубцев и М. Минин видят «не столько сам результат, сколько процесс его достижения, процесс решения проблемы, постепенное продвижение к идеальному образу, замыслу, который необходимо сначала создать и осознать» [8, с. 13]. Такой вид обучения является актуальным в контексте подготовки будущих специалистов пожарной безопасности, поскольку формирует умению «видеть наперед» и действовать по разработанному алгоритму.

Как отмечает И. Ткачук, «применяя принципы проектного подхода в процессе обучения происходит комплексное воздействие на обучаемого, т. к. здесь сочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная, тренажерная, контролирующая части и пр.» [9, с. 305]. Однако, Г. Селевко обращает внимание на то, что проектное обучение «применяется не вместо систематического предметного обучения, а рядом с ним, как компонент образовательных систем» [3, с. 147].

Итак, проектная деятельность - это непосредственное воплощение проектных учебных замыслов на практике, то есть совокупность определенных действий как следствие понимания цели, путей достижения поставленных целей и планирование этапов решения определенных задач. А проектное обучение понимаем как педагогическую деятельность, которая предусматривает приобретение учащимися знаний, умений и навыков в процессе самостоятельного воплощения учебной цели в Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1

виде проекта.

В последнее время понятие «проектирование», «проектная деятельность» все чаще исследуются в процессе подготовки будущих специалистов различных отраслей, например, в обучении будущих преподавателей технических дисциплин проектированию дидактического материала (Н. Брюханова), в подготовке к применению учебно-игрового проектирования в гуманитарной подготовке будущих офицеров-пограничников (А. Царенко) и пр. Однако применение указанных выше понятий в процессе подготовки будущих специалистов пожарной безопасности еще не было предметом исследования ученых-педагогов.

Выбранное нами направление исследования по определению сущности понятия «метод проектов» в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности требует четкости и однозначности его толкования.

Так, Г. Селевко отождествляет метод проектов с технологией проектного обучения, что, по его мнению, «является развитием идеи проблемного обучения, когда оно базируется на разработке и создании учащимися, под контролем педагога новых продуктов (товаров или услуг), характеризуется субъективной или объективной новизной и имеет практическую значимость» [3, с. 146]. Ученый также трактует понятие «метод проектов» как способ организации самостоятельной работы учащихся для достижения определенного результата. По мнению ученого, метод проектов ориентирован на интерес, на возможность творческого проявления личности, на развитие его волевых качеств и творческих способностей в процессе проблемно мотивированной деятельности.

В. Нищета трактует метод проектов как «прогрессивную перспективную инновационную личностно ориентированную технологию образования; неотъемлемую часть проектного подхода, который является совокупностью принципов, функций, технологических составляющих» [5, с. 286].

Наличие различных подходов к трактовке понятия «метод проектов» справедливо вызывает противоречия относительно основы толкования этого понятия. Е. Полат четко разграничивает упомянутое выше понятие относительно понимания его как метода и как технологии. По мнению исследовательницы, если под методом проектов подразумевается именно метод, как дидактическая категория, то следует понимать определенную совокупность педагогических приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий субъектов обучения с обязательной презентацией полученных результатов. Если же метод проектов предполагает технологический подход, то это означает ориентацию на совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути [6, с. 67]. Таким образом, стоит разграничивать метод проектов как метод и как технологию обучения в зависимости от используемых средств обучения.

«Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которая осуществляется за определенный промежуток времени» [6, с. 67], однако участие педагога (явное или скрытое) не отвергается [6, с. 71]. Это значит, что метод проектов рассматривает обучаемых и педагогов как равноправных субъектов образовательного процесса.

Кроме того, метод проектов способствует развитию и реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся, усиливает их мотивацию к обучению, вырабатывает умение критически мыслить [5, с. 283-284]. К основным целям метода проектов относят формирование проектной компетенции, развитие умений самостоятельного овладения новыми знаниями из различных источников и дальнейшего применения этих знаний для решения новых учебных и жизненных задач и т.п. [8, с. 121]. Как было отмечено нами ранее,

формирование волевых качеств, умения самостоятельно и оперативно принимать решения являются одними из ключевых аспектов подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Анализ предложенных выше толкований понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность», «проектное обучение», «метод проектов» позволяет обобщить, что метод проектов является сложной интегрированной системой, направленной на выполнение четко слаженных действий по планированию будущей учебной деятельности и прогнозированию конечных результатов этой деятельности, воплощенных в учебных проектах.

Итак, на основе анализа научных источников выяснено сущность понятия «метод проектов» в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности и сделаны следующие выводы:

1. С точки зрения метода проектов, проект - это обязательный продукт четко спланированной и организованной творческой деятельности субъектов обучения как результат решения проблемы. Проект как особая форма организации учебной деятельности и структурная единица процесса проектирования материализуется в проектной деятельности.

2. Деятельность, запрограммированная на сознательный самостоятельный поиск методов и способов решения учебной проблемы и практическую презентацию результатов, называется проектным обучением.

3. В контексте профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности метод проектов является технологией обучения с многогранным комплексом методов обучения, способов, приемов и средств предварительной подготовки и дальнейшей организации деятельности с обязательным решением учебной проблемы.

Перспектива дальнейших исследований - определение педагогических условий внедрения технологии проектного обучения в процесс профессиональной подготовки будущих работников пожарной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щеголь В. И. Педагогическое образование: Стратегические направления ХХ1 Века / В. И. Щеголь // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 336-339.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язика : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова.- 4-е изд., дополненное. - М. : ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.

3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. - (Серия : Энциклопедия образовательных технологий). - М. : НИИ школьных технологий, Т.1. - 2006. -535 с.

4. Пометун Е. И. Интерактивные технологии обучения : теория, практика, опыт / Е. И. Пометун, Л. В. Пироженко. - К. : А.П.Н., 2002. - 136 с.

5. Нищета В. А. Проектный подход в общеобразовательном риторическом образовании / В. А. Нищета // Вестник Львовского университета. - Серия филологическая. - Львов : Львовский национальный университет имени Ивана Франка, 2010. - Выпуск 50. - С. 281-287.

6. Полат Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

7. Литвиновский Е. Ю. Формирование у офицеров структуры воспитательной работы Вооруженных сил Украины умений проектирования воспитательного процесса : дисс... кандидата пед. наук: 13.00.04 / Литвиновский Евгений Юрьевич. - К., 2003. -248 с.

8. Стародубцев В. А., Минин М. Г. Метод проек-

тов в образовательной деятельности : учебное пособие 9. Ткачук И. А. Проектный подход в преподавании / В. А. Стародубцев, М. Г. Минин. - Томск : Изд-во иностранных языков / И. А. Ткачук // Вектор науки. Томского политехнического университета, 2010. - 124 с. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 305-307.

THE ESSENCE OF THE NOTION 'PROJECT METHOD' IN THE CONTEXT OF FUTURE SPECIALISTS OF FIRE SAFETY PROFESSIONAL EDUCATION

© 2012

A.A. Kryshtal, post-graduate student

Cherkassy National University named after Bohdan Khmelnytskyi, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: Based on the analyses of pedagogical sources the meaning of such pedagogical notions as 'project', 'projecting', 'project activity' and 'project education' is specified. Various definitions of the notion 'project method' are analyzed and as a result of generalization of pedagogical thought and empirical research an attempt to find out the essence of the notion 'project method' is done. It is determined that project method means organization of pedagogical process via planning and prognostication of the trainees activity results. The expedience of project method usage in the context of professional education of future specialists of fire safety is also substantiated.

Key words: project, projecting, project activity, project education, project method, future specialists of fire safety, professional education of future specialists of fire safety.

УДК 336.64

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

© 2012

Е.В. Латанова, студентка А.А. Курилова, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье обоснована актуальность понятия финансовой стратегии, описаны факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия. Также приведена классификация определений финансовой стратегии, выбрано наиболее полное определение. Далее описаны этапы формирования финансовой стратегии и обоснована необходимость выбора эффективной финансовой стратегии в соответствии со специфическими особенностями предприятия.

Ключевые слова: финансовая стратегия, определения финансовой стратегии, формирование финансовой стратегии, финансовая деятельность, выбор финансовой стратегии.

В настоящее время все большее число предприятий понимает необходимость эффективного управления финансовой деятельностью, основанного на прогнозе изменения факторов внешней среды, динамике развития отрасли в целом и самого предприятия в частности. Финансовая стратегия выступает инструментом эффективного управления финансовой деятельностью, позволяющим предприятиям развиваться, двигаться к достижению целей и адаптироваться к изменениям, происходящим на микро- и макро-уровне.

Разработка понятия финансовой стратегии предприятия является актуальным в настоящее время. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на деятельность предприятия, является быстрота и динамика изменения финансовых факторов во внешней среде. Изменение макроэкономических показателей, колебания конъюнктуры рынка, технологический прогресс, государственные реформы ограничивают принятие эффективных управленческих решений в области финансовых ресурсов. В данной ситуации грамотно разработанная финансовая стратегия, предусматривающая возможные изменения внешних факторов, дает предприятию мощный рычаг для согласованной деятельности всего предприятия по достижению главной цели и повышения эффективности его функционирования.

Также немаловажным фактором, определяющим результат разработки финансовой стратегии, являются стадии жизненного цикла предприятия. В соответствии с этим циклом, предприятие за время своего существования проходит ряд последовательных стадий - от зарождения до ухода с рынка. На каждой из стадий предприятие характеризуется некоторыми параметрами, показывающими его состояние на данный момент и перспективы развития в будущем. Всем стадиям жизненного цикла соответствуют свои особенности формирования и использования финансовых ресурсов, уровень инновационной активности и инвестиционной привлекательности. Финансовая стратегия дает возможность развивать предприятие благодаря своевременной адап-

тации деятельности к предстоящим изменениям.

В связи с этим, большое значение приобретает необходимость уточнения понятия финансовой стратегии, выявление его сущности и рассмотрение его наиболее важных аспектов.

В табл.1 приведены определения финансовой стратегии некоторых авторов, классифицированные по различным критериям.

Таблица 1 - Классификация определений финансовой стратегии предприятия

Критерий Автор Определение

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система формировании эффективного использования финансовых ресурсов К.Е. Щесняк Финансовая стратегия призвана обеспечить позиционирование корпорации на рынке капитала, расширение взаимосвязей с внешней предпринимательской средой. формирование и эффективное использование финансового рестрсного потенциала и его консолидацию [1].

ЕВ. Прокофьева Финансовая стратегия организации - формализованная система прогнозных целевых индикаторов результативности деятельности с необходимой детализацией и обоснованием объема и структуры финансовых ресурсов и источников финансирования, а также направлений их эффективного использования [2].

Направленность на достижение долгосрочных финансовых целей Д.А. Оводков Финансовая стратегия представляет собой систему формирования и воплощения приоритетных финансовых целей предприятия путем эффективного привлечения и использования финансовых ресурсов, координации их потоков, обеспечения необходимого уровня финансовой безопасности на основе непрерывного учета изменений факторов внешней и внутренней среды [3].

А.К. Вилькомир Под финансовой стратегией компании следует понимать пути и способы достижения долгосрочных финансовых палей организации в изменяющихся условиях внешней среды [4].

Е.Ю. Клюева. A.B. Ерохнн Финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей деятельности организации и выбор наиболее эффективных способов а путей их достижения [5].

А.Г. Карату ев Финансовая стратегия - это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, организационно-финансовой работы с контрагентами, клиентами и государством осуществление аналшическо-контрольной и других функций финансового менеджмента, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента [б].

О дин из важнейших видов функциональной стратегии предприятия. направленный на достижение долгосрочных финансовых целей Л. А Мочаиова, О.М. Князева Финансовая стратегия — это один из важнейших видов функциональных стратегий, это система действии по достижению поставленных долгосрочных целей финансовой деятельности, на основе которой детально прорабатывается политика привлечения и использования финансовых ресурсов корпорации [7].

H.A. Бланк Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды [8].

Исходя из приведенной классификации, наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.