CREDITING OF PHYSICAL PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE BASIC PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION
© 2013
A.N. Kiryushkina, student E.A. Potapova, student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: Research of a current state of crediting of physical persons is conducted In article. Authors consider a number of its problems and possible ways of their decision. Necessity of a solution of a problem overloans the population, improvements of models of an estimation of credit status of physical persons is proved.
Keywords: crediting of physical persons, overloans, credit loading, a credit status estimation, credit cards, a credit portfolio.
УДК 371.314.6:614.84(07)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2013
А.А. Кришталь, аспирант
Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)
Аннотация: Осуществлен анализ результатов исследовательской экспериментальной работы по внедрению технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности. Подтверждена эффективность формирования проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности при соблюдении предложенных педагогических условий внедрения обозначенной технологии.
Ключевые слова: технология проектного обучения, проектно-технологические умения и навыки, будущие специалисты пожарной безопасности, подготовка будущих специалистов пожарной безопасности.
В условиях нынешней экономической и социально-политической нестабильности специалист пожарной безопасности должен обладать гибким умом, системным мышлением, умением анализировать ситуацию, прогнозировать возможные пути решения проблемы и ее следствия, действовать согласно алгоритму и пр. Обозначенные умения являются составляющими проектно-технологических умений и навыков, формирование которых у будущих специалистов пожарной безопасности является первоочередным заданием высших профильных учебных заведений.
В современных исследованиях подготовки будущих специалистов пожарной безопасности обоснованы такие педагогические условия: профессиональной подготовки (Н. Вовчастая [1]), формирования профессионально важных качеств (В. Бут [2]), внедрения средств масс-медиа (И. Гуриненко [3]), повышения эффективности физической подготовки (Л. Ишичкина [4]), социализации (А. Капля [5]), внедрения деловых игр (А. Парубок [6]) и другие [7]. Недостаточно изученными остаются педагогические условия внедрения технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности.
Цель статьи - проанализировать результаты исследовательской экспериментальной работы по внедрению технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности.
Диагностирование уровней сформированности про-ектно-технологических умений и навыков и проверка эффективности выделенных нами педагогических условий внедрения технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности (осознание необходимости реализации учебных проектов, подготовка преподавателей к внедрению технологии проектного обучения, специальная организация учебно-познавательной деятельности) осуществлялись согласно разработанных нами критериев и показателей сформированности проектно-технологических умений и навыков на основе сравнительной характеристики данных констатирующего и формирующего экспериментов. Такое исследование позволило проследить ход формирования проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности в экспериментальной и контрольной группах и сделать выводы относительно эффективности педагогических условий
внедрения технологии проектного обучения в подготовку обозначенных специалистов.
Согласно усредненным показателям уровней сфор-мированности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности можем отметить положительную динамику роста (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1 - Количественное распределение результатов эксперимента по уровням сформированности проек-тно-технологических умений и навыков на этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе (%)
Критерии с ф ормиров анности Уровни сформированности
Ввтсокий (Ei) Д о статочнвш (Д) Начальный (Н|
Количество участников % Количество участников % Количество участников %
М отив ационно-ценностный (МЦ) 169 67,06 62 24,6 21 8,34
Когнитивный (К) 136 53,96 98 38,9 18 7,14
Операционно-деятелвно стный (ОД) 184 73,01 53 21,04 15 5,95
80 и
b
mr I н П^ .
□ Высокий
□ Достаточный
□ Начальный
МЦ
ОД
Рис. 1. Усредненные показатели сформированности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности в соответствии с уровнями и показателями в экспериментальной группе после формирующего эксперимента
Отмечено позитивное изменение в осознании будущими специалистами пожарной безопасности необходимости выполнения учебных проектов после формирующего эксперимента: 28% до и 78% после эксперимента (рис. 2). В противовес росту уровня осознания, который был выявлен в экспериментальной группе, показатели
К
уровня осознания участниками контрольной группы необходимости выполнения учебных проектов практически не изменились: 25% до и 27% после эксперимента.
ш
□ До
□ После
□ ЭГ
□ КГ
Высокий Достаточный Начальный
Рис. 2. Уровень осознания будущими специалистами пожарной безопасности необходимости выполнения учебных проектов
В соответствии с показателям мотивационно-цен-ностного критерия сформированности проектно-тех-нологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности до и после формирующего эксперимента можем констатировать, что показатели начального уровня снизились на 63,48%, достаточного - на 7,14%, показатели высокого уровня возросли на 53,35% (рис. 3).
Рис. 4. Уровень сформированности проектно-тех-нологических умений и навыков в группах в соответствии с мотивационно-ценностным критерием после эксперимента
По сравнению с результатами сформированности проектно-технологических умений и навыков в контрольной группе, полученными после формирующего эксперимента, высокий уровень сформированности про-ектно-технологических умений и навыков в экспериментальной группе возрос на 35,88%, достаточный на 20,05%, а низкий уровень оказался на 55,93% ниже, чем в контрольной группе (рис. 5).
Высокий Достаточный Начальный
Рис. 3. Уровень сформированности проектно-тех-нологических умений и навыков в экспериментальной группе в соответствии с мотивационно-ценностным критерием до и после эксперимента
Если сравнить усредненные данные, полученные после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, то качественное различие в уровнях сформированности проектно-тех-нологических умений и навыков в соответствии с мо-тивационно-ценностным компонентом наблюдается в результатах, полученных именно в экспериментальной группе: высокий уровень - 64,06 % (ЭГ) по сравнению с 15% (КГ), достаточный уровень - 24,6% (ЭГ) по сравнению с 16,5% (КГ), начальный уровень - 8,34% (ЭГ) по сравнению с 68,85% (КГ).
Отметим, что начальный уровень сформированности проектно-технологических умений и навыков в соответствии с мотивационно-ценностным компонентом в контрольной группе дал практически те же результаты, что и в начале эксперимента - 71,82% и 75,77% соответственно.
Итак, можем констатировать, что после формирующего эксперимента положительный прирост уровня сформированности проектно-технологических умений и навыков согласно мотивационно-ценностному компоненту в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой составляет: высокий уровень - выше на 49,06%, достаточный уровень - выше на 8,45%, а начальный уровень, наоборот, снизился на 60,51% (рис. 4).
Важно отметить, что уровень сформированности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности в экспериментальной группе после проведенного формирующего эксперимента согласно когнитивному критерию также оказался выше, чем до эксперимента. Вышеизложенное свидетельствует об эффективности выделенных нами педагогических условий внедрения технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности, которые проверялись.
/
п (
1 1
и II
Высокий Достаточный Начальный
Рис. 5. Уровень сформированности проектно-тех-нологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности в соответствии с когнитивным критерием после формирующего эксперимента
С целью определения уровней сформированности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности в соответствии с операционно-деятельностным критерием было совершено аналогичное анкетирование к тому, что применялось в процессе констатирующего эксперимента.
Контрольные задания были направлены на определение уровня сформированности умения выявлять проблему. Для оценки успешности выполнения контрольных задач применялась четырех бальная шкала оценивания («4» - «отлично», «3» - «хорошо», «2» - «удовлетворительно» и «1» - «неудовлетворительно»). После подсчета результатов будущие специалисты пожарной безопасности экспериментальной группы получили: «отлично» - 44,1%, «хорошо» - 32,5%, «удовлетворительно» - 22,7%, «неудовлетворительно» - 0,7%.
Также будущими специалистами пожарной безопасности были выполнены контрольные задания на выявление уровня сформированности умения прогнозировать результаты деятельности и действовать в соответствии с алгоритмом. Относительно уровня сформированности умения прогнозировать результаты деятельности, то результаты в экспериментальной группе распределились так: «отлично» - 48,03%, «хорошо» - 34,01%, «удовлетворительно» - 17,42%, «неудовлетворительно» - 0,54%.
В соответствии с операционно-деятельностным компонентом уровень сформированности проектно-техно-логических умений и навыков после проведенного эксперимента в экспериментальной группе оказался значительно выше, чем в контрольной: высокий - 73,01% (ЭГ) и 15,38% (КГ), достаточный - 21 04% (ЭГ) и 18,46% (КГ), начальный уровень - 5,95% (ЭГ) и 66,15% (КГ) (рис. 6).
Согласно полученным данным на этапах констатирующего и формирующего экспериментов было проведе-
0
до
60
50
40
30
КГ
20
10
0
0
но сравнение (табл. 2).
Высокий Достаточный Начальный
Рис. 6. Уровень сформированности проектно-тех-нологических умений и навыков в группах в соответствии с операционно-деятельностным критерием после формирующего эксперимента
Согласно полученным данным на этапах констатирующего и формирующего экспериментов было проведено сравнение (табл. 2).
Анализ показателей уровней сформированности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности по каждому критерию позволил выявить положительные изменения в экспериментальной группе. В контрольной группе эти результаты были несущественными. Согласно данным, представленным в таблице 1, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной общий показатель сформированности проектно-технологических умений и навыков оказался выше: по высокому уровню отмечен рост с 11,9% до 64,69%, достаточному - с 18,25% до 28,17%, по базовому, наоборот, уменьшился - с 69,85% до 7,14%. В контрольной группе показатели по уровням сформированности проектно-технологических умений и навыков остались практически неизменными (рис. 7).
Таблица 2 - Сравнительное распределение уровней сформированности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента
Уровни Экспериментальная группа (252 человека) Контрольная группа (260 человек)
До После До После
Высокий 11,9% 64,69% 13,08% 16,16%
Достаточный 18,25% 28,17% 17,3% 17,69%
Начальный 69,85% 7,14% 69,62% 66,15%
100%-. 80%-60%-40%-20%- ■ 0%-
д
□ Начальный
□ Достаточный
□ Высокий
ЭГ до
КГ до
Рис. 7. Динамика уровней сформированности проек-тно-технологических умений и навыков до и после проведения формирующего эксперимента в группах
Таким образом, проведение контрольного среза сформированности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности, после завершения формирующего эксперимента, то есть, внедрения технологии проектного обучения в подготовку указанных специалистов с соблюдением педагогических условий, дало возможность убедиться в их эффективности. Сравнение результатов сформиро-ванности проектно-технологических умений и навыков в экспериментальной и контрольной группах показало значительный рост уровней сформированности указанных умений именно в экспериментальной группе.
Согласно результатам констатирующего эксперимента уровень сформированности проектно-техноло-
гических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности оказался начальным, что свидетельствовало о начальном уровне подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Однако после формирующего эксперимента высокий уровень сформированности проектно-технологических умений и навыков обнаружили в экспериментальной группе - 64,69%, что на 48,53% больше, чем в контрольной группе, достаточный - 28,17% - больше на 10,48%, и начальный - 7,14%, что значительно ниже (на 59,01%) по сравнению с контрольной группой.
Обобщенный показатель результатов сформирован-ности проектно-технологических умений и навыков у будущих специалистов пожарной безопасности в экспериментальной и контрольной группах по уровням до и после формирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о положительной динамике формирования уровней проектно-технологических умений и навыков в результате внедрения технологии проектного обучения в подготовке будущих специалистов пожарной безопасности с соблюдением педагогических условий.
Сопоставление проанализированных результатов, полученных на формирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах, данным констатирующего эксперимента подтверждает эффективность предложенных нами педагогических условий внедрения технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности.
Таким образом, на основании анализа результатов исследования, можем констатировать, что эффективность профессиональной подготовки, в частности - формирование проектно-технологических умений и навыков, обеспечивается в результате внедрения технологии проектного обучения в подготовку будущих специалистов пожарной безопасности при соблюдении педагогических условий: осознания обозначенными специалистами необходимости выполнения учебных проектов, подготовки преподавателей к внедрению технологии проектного обучения и специальной организации учебно-познавательной деятельности, нашла подтверждение согласно результатам формирующего эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вовчаста Н. Я. Оргашзацшно-педагопчш умови професшно! тдготовки фахiвцiв пожежно-рятувально! служби : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! освети» / Н. Я. Вовчаста. - Вшниця, 2010. - 22 с.
2. Бут В. П. Формування професшно важливих якос-тей газодимозахиснишв-рятувальнишв МНС Укра!ни: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук: спец. 19.00.09 «Психолопя дiяльностi в особливих умовах» / В. П. Бут. - К., 2008. - 20 с.
3. Гуршенко I. Ю. Педагопчт умови застосування засо-бiв мас-медiа у професшнш шдготовщ майбутшх держав-них шспекгщлв з пожежно! безпеки: дис. кандидата пед. наук: 13.00.04 / I. Ю. Гуршенко. - Черкаси, 2012. - 282 с.
4. 1шичкша Л. М. Педагопчш умови шдвищення ефективностi фiзично! пiдготовки особового складу щд-роздiлiв пожежно! охорони : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! освети» / Л. М. 1шичкша. -Луганськ, 2005. - 22 с.
5. Капля А. М. Оргашзацшно-педагопчш умови соцiалiзацu курсанпв у вищому навчальному заклад1 МНС Укра!ни : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.05 «Сощальна педагопка» / А. М. Капля. - К., 2008. - 39 с.
6. Парубок О. М. Дидактичш умови застосування дь лових етор у професшнш пвдготовщ фах1вщв пожежно! безпеки: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд.
пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! тов» в контексте профессиональной подготовки буду-освгги» / О. М. Парубок. - Хмельницький, 2003. - 17 с. щих специалистов пожарной безопасности // Балтийский 7. Кришталь А.А. Сущность понятия «метод проек- гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 13-16.
ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK ON THE IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY PROJECT TRAINING SPECIALISTS TO FUTURE FIRE SAFETY
© 2013
A.A. Kristal, graduate student
Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: The analysis of the research results of experimental work to implement project-based learning technologies in the training of future specialists fire safety. Confirmed the effectiveness of the formation of engineering technology and skills of future specialists in compliance with fire safety conditions of the proposed pedagogical introduction designated technology.
Keywords: project-based learning technology, design and technological skills, future fire safety experts, training of future specialists fire safety.
УДК 338.24.01
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2013
К.Ю. Курилов, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Существует множество понятий финансовой стратегии предприятия. Является актуальным уточнение многообразия понятий финансовая стратегия. Также является актуальным уточнение набора элементов, составляющих структуру финансовой стратегии. С учетом этого, в работе дано определение финансовой стратегии, уточнен набор составляющих финансовой стратегии, определена цель финансовой стратегии, заключающаяся в повышение стоимости компании.
Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовый механизм, стоимость компании, структура финансовой стратегии, элементы финансовой стратегии.
экономики, финансов и менеджмента.
Важность финансов в хозяйственной деятельности предприятия привело к тому, что среди многообразия стратегий предприятия была выделена финансовая стратегия.
Необходимо отметить, что наряду с финансовой стратегией выделяют и финансовую тактику, которая представляет собой процесс оперативного управления финансами предприятия. Оперативное управление финансами или финансовая тактика является способом достижения стратегических задач поставленных перед финансовой стратегией предприятия. При этом решение этих задач достигается через решение ряда тактических задач см. рис. 2.
Необходимо отметить, что тактическое управления является более простым, так как при тактическом управлении лицо принимающее решение обычно впрямую сталкивается с необходимой для решения задачей и видит ее возможные пути решения и последствия своих решений.
Стратегическое управление является более сложным так задача, требующая решений объективно не определена, а существует множество задач с различными количественными и качественными характеристиками.
Таким образом, вопросу стратегического управления должно уделяться больше внимания, чем вопросам тактики, также необходимо уделять большее внимание вопросам подготовки соответствующих специалистов.
Существует несколько подходов к вопросу формирования стратегии, которые можно разделить на две основные группы.
1. Преднамеренные стратегии типичны для бюрократических организаций с жестким централизованным контролем. Они предусматривают последовательное исполнение ранее выбранных стратегических задач предприятия. Преднамеренные стратегии обычно характеризуют наличие четко регламентированных планов, которые исполняются в дальнейшем.
2. Стихийные стратегии - это образ действий, который предполагает наличие согласованности и последовательности в поведении организации, несмотря на отсутствие четко сформулированных до начала действий
Планирование является важнейшей функцией управления. Важность этой функции управления подчеркивалась как американскими учеными А.Месконом Дж. Хедоури, советскими исследователями в области управления и новейшими исследованиями в области управления.
Реализация этой функции представляет собой формулирование стоящих перед предприятием целей и задач. При планировании различают различные горизонты - краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.
Планирование деятельности предприятия, особенно на долгосрочную перспективу тесно связано со стратегией предприятия, которая представляет долгосрочный курс целенаправленного управления предприятием для выполнения миссии предприятия.
Различают различные составляющие стратегии предприятия - маркетинговая стратегия, инвестиционная стратегия, корпоративная стратегия и т. д. Каждая из стратегий направлена на достижение конкретных стратегических задач обеспечивающих выполнение общей цели - миссии предприятия.
Среди многообразий составляющих общей стратегии предприятия необходимо выделить финансовую стратегию предприятия. Причина этого в том, что финансы это отношения связанны с процессами накопления, распределения и использования денежных средств которые являются наиболее ликвидным активом, представляющим своеобразную «кровь» в «теле» предприятия. Отсутствие должного внимания к финансам предприятия может провести к кризису в хозяйственной деятельности предприятия и к его банкротству. Наоборот, эффективная финансовая стратегия, представляющая собой долговременный план управления финансами, в целях достижения стратегических задач будет являться залогом успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
Термин стратегия происходит от греческого страт^а — «искусство полководца» и поначалу использовалось в области военного дела для обозначения высшей ступени воинской науки. По мере развития хозяйственных отношений внутри общества и хозяйствующих субъектов термин стратегия перешел и в область