9. Зырянова Т.В. Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования (на примере художественной литературы): дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Зырянова. М., 1998.
10. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) / С.Л. Братченко. М.: Смысл, 1999. 137 с.
11. В поисках гуманистической реальности: сб. науч. тр. / ред. В.П. Бедерханова. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2007. 382 с.
Humanization of educative work
of a teacher: interdisciplinary approach
(beginning: №4(38): 114)
On the ground of the contrastive analysis of different philosophical approaches the substantial content of phenomenon of educative work of a teacher, its notional range, vision of notional area and edges are revealed.
Key words: educative work, dialogue, existentialism, self-actualization, synergetics, semiology.
т.н. вакурова
(пенза)
сущность понятия «гражданственность» в научной психологопедагогической литературе
Даны интерпретация гражданственности по различным аспектам, имена авторов, занимающихся гражданской проблематикой, описаны уровни анализа понятия «гражданственность» и ее структурные компоненты.
Ключевые слова: гражданственность, интегральное качество, структурные компоненты.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает стремление педагогов к формированию гражданственности отдельной личности в любой общественноэкономической формации. Методологи-
ческие подходы к формированию гражданственности отражены в трудах педагогов античной (Аристотель, Платон) и западноевропейской (Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Г. Кершенштейнер и др.) педагогики. В отечественной педагогике гражданская проблематика стала более актуальной в советский период (А.С. Бык, Р.Г. Гурова, Е.И. Кокорина, В.И. Кожокарь, Л.В. Кузнецова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский и др.) и до настоящего времени остается насущной.
Ученые-исследователи рассматривают данную проблему в системе воспитательной работы общеобразовательных школ и гимназий (С.А Беспалова, АС. Бык, Г.Н. Филонов, АС. Гаязов, И.В. Заступова, В.И. Кожокарь, Е.И. Кокорина, Л.В. Кузнецова, Т.И. Осман-кина, А.Б. резник, Н.Н. руссу и др.). Формированию гражданских качеств у школьников в процессе внеклассной деятельности посвящены работы Н.И. Васильева, И.М. Дуранова и др. Проблема формирования гражданских качеств у школьников исследуется в процессе их деятельности в детских и юношеских организациях (Л.Б. Доржиева и др.), спортивных школах (А.Е. Терентьев), в процессе трудовой (А.С. Гаязов и др.), общественно значимой деятельности (Ф.И. Корякина и др.). Гражданско-патриотическому воспитанию школьников и студентов посвящены исследования О.В. Лебедевой, О.В. Ле-шер, А.В. Подгорнова, А.В. Терехиной и др. Формирование гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования рассматривается в работах С.В. Анохина, З.П. Красноок, Л.В. Ругловой, Е.Н. Титовой, И.Г. Трофимовой, Н.И. Хмелюк и др.
В своих исследованиях многие авторы характеризуют гражданственность как интегральное качество личности. Например, З.П. Красноок отмечает, что гражданственность - «интегральное качество личности, которое структурно-содержательно фокусирует когнитивные (общественнополитическая и правовая компетенции), эмоциональные (патриотические, интернациональные чувства) и нравственные характеристики как проявление сущего в отношении человека к обществу» [1].
Л.Б. Доржиева дает интерпретацию гражданственности как интегративного качества личности в следующих аспектах:
© Bакурова Т.Н., 2009
а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и др.);
б) поведенческом (нормы, установки, поступки и др.);
в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания, стиль мышления, познавательные оценки, их характер, содержание, степень истинности, логика доказательств и др.);
г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, содержание и характер самодеятельного творчества и др.).
Характеристикой гражданственности является также гражданская позиция, которая отражает отношение личности к обществу, человеку, государству, Родине, народу, семье и т.д. [2]. В работе И.В. За-ступовой отмечается, что понятие «гражданственность» имеет статус междисциплинарной категории. На основе изученной научной литературы она выделяет социальный, социально-психологический, юридический, политический, социологический, морально-этический и педагогический уровни анализа понятия «гражданственность» [3].
На социальном уровне гражданственность понимается как принадлежность человека к обществу, в котором он живет. «Гражданин» - форма официального обращения к человеку. На социальнопсихологическом уровне понятие «гражданственность», рассматриваемое в соотнесении с понятием «личность», обозначает интегративное качество в структуре направленности личности (Э.В. Ильенков, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, М.И. Смирнов и др.). На юридическом уровне понятие «гражданственность» исследуется в контексте содержания политико-правового статуса личности (А.М. Яковлев, Н.А. Колесник, В.Г. Фуров и др.). Человек, с юридической точки зрения, - это субъект отношений с государством, а ведущей его характеристикой является государственный статус - гражданин (например, гражданин россии), осознанно принимающий свои конституционные обязанности и реализующий права и свободы в обществе.
На политическом уровне гражданственность трактуется как способность и готовность выступать в роли гражданина, пользующегося всеми правами, обеспеченными законами государства, и исполняющего все установленные законами обязанности (Г.Г. Дилигенский, О.Н. Полухин и др.). На социологическом уровне граждан-
ственность определяется как приверженность лица интересам и ценностям государства и общества, как выделение их в качестве приоритетных в личностной шкале ценностей, сопряжение собственных интересов и интересов государства (Н.А. Саво-тина, В.Т. Лисовский и др.). На моральноэтическом уровне понятие «гражданственность» рассматривается как качество личности, характеризующее ее сознательное отношение к своим правам и обязанностям, обеспечивающее прогрессивное развитие общества (л.М. Архангельский и др.).
На педагогическом уровне гражданственность трактуется как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с личными потребностями и возможностями, имеющимися в обществе и государстве условиями, принятыми правовыми и моральными нормами [3].
Степень изученности проблемы гражданского воспитания и формирования гражданственности позволила нам определить ее структурные компоненты:
- когнитивный (интеллектуальный, содержательный, информационный) - а) совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности (от знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым понимается способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире [4]);
б) способность индивида к разностороннему и глубокому усвоению общественнополитических и правовых знаний, знаний о функциях гражданского общества, правах и обязанностях граждан, владение системой понятий, закономерностей в области гуманитарных, обществоведческих и психолого-педагогических знаний [1];
в) знания по истории мира и своей страны, о государстве, конституции и т.д. [3];
- эмоционально-ценностный - отношение к мировоззрению другого человека, побуждение человека к деятельности, способность к повышению профессиональной эрудиции как личностной ценности, избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в сознании и поведении [1];
- эмоционально-чувственный - совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинство, патриотизм [4];
- потребностно-мотивационный - совокупность мотивов «быть гражданином», ценностей и личностных качеств [5; 3];
- деятельностный (поведенческий) -а) готовность использовать знания и убеждения в жизни, гражданская ответственность и активность личности [4]; б) готовность к действию, поступку; определяет культуру поведения, общественную активность, законопослушное поведение, активную позицию в защите своих интересов и интересов соотечественников (в рамках закона и профессиональной этики), интенсивность социально значимой деятельности [1]; в) нравственная воспитанность и дисциплинированность, проявляемые в действиях-поступках по реализации своих конституционных обязанностей, прав и свобод в рамках взаимодействия с обществом, общественными организациями и людьми в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами [3].
На основе приведенных структурных компонентов гражданственности считаем целесообразным выделить также ее характерные признаки, включающие в себя гражданские сознание, мышление, убеждение, позицию, ответственность, активность, которые необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях. Опираясь на педагогические энциклопедии и современные словари по общественным наукам, считаем необходимым привести толкования данных терминов.
Например, гражданское мышление, по А.Е. Терентьеву, - способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социальнополитические явления, происходящие в России и мире [4]. Гражданское убеждение - это убежденность в правильности своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека [6].
Под гражданским сознанием понимают совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, отражающих отношение людей к социально-политическим явлениям, происходящим в стране и в мире, их оценку с точки зрения интересов того или иного класса (или общества в целом) и побуждающих их к определенным действи-
ям. Мы считаем, что гражданские знания, убеждения, сознание отражаются в гражданской позиции, которая включает в себя отношение к социально-политическим явлениям, происходящим в стране и в мире, действия, обусловленные этим отношением [6]. Под гражданской ответственностью понимается способность осознавать смысл и последствия своих действий и отвечать за эти действия. Гражданская активность предполагает деятельное поведение гражданина [7].
Совокупность выделенных структурных компонентов и признаков гражданственности позволяет констатировать, что гражданственность есть система, интегративный комплекс качеств личности, формируемый под воздействием объективных и субъективных факторов (В.А. Сластенин, А.Е. Терентьев). Объективными основаниями гражданственности выступают социальнополитические условия: уровень демократизации общественных отношений, уровень развития институтов гражданского общества, экономическое положение государства, морально-психологическая атмосфера в обществе. Субъективными основаниями гражданственности являются уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, содержание духовного мира, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения, определяющие готовность к социально значимой деятельности [4].
литература
1. Красноок З.П. Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета: дис. ... канд. пед. наук / З.П. Красноок. Майкоп, 2007. 264 с.
2. Доржиева Л.Б. Формирование гражданственности школьников в процессе деятельности детской прессы: дис. ... канд. пед. наук / Л.Б. Доржиева. Улан-Удэ, 2006. 176 с.
3. Заступова И.В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Заступова. Самара, 2007. 194 с.
4. Терентьев А.Е. Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования гражданственности учащихся спортивных школ: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Е. Терентьев. Екатеринбург, 2006. 23 с.
5. Бойко И.Н. Формирование гражданственности будущего социального педагога: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Бойко. М., 2007. 23 с.
6. Современный словарь по общественным наукам / под общ. ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 528 с. (Образовательный стандарт XXI).
7. Современный политологический словарь / сост. В.И. Даниленко. М.: NOTA BENE, 2000. 1024 с.
The essence of the concept ‘civicism ’ in scientific psychology and pedagogy literature
The interpretation of civicism in different aspects, the names of the authors involved in civil problematics are given, the levels of analysis of the concept ‘civicism’ and its structural components are described.
Key words: civicism, integral quality, structural components.
М.Э. ПААТОВА (Майкоп)
реабилитационновоспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа
Рассматриваются личностный подход к проблеме реабилитации девиантных групп несовершеннолетних в условиях учреждений закрытого типа, обоснование сложившихся в педагогике концептуальных подходов к проблеме реабилитационно-воспитательной деятельности в аспекте гуманизации современного образования, показан авторский взгляд на категорию «реабилитационновоспитательная деятельность» в контексте личностно-развивающей парадигмы образования.
Ключевые слова: реабилитационновоспитательная деятельность, реабилитационно-воспитательная ситуация, реабилитация, учреждения закрытого типа.
Динамика преобразований, происходящих в России, усиление экономического неравенства, интенсивные миграционные процессы привели к серьезным дисфункциям в традиционных механизмах со-
циального контроля над преступностью, в том числе и в подростково-молодежной среде. Анализ причин отклоняющегося поведения детей и подростков, профилактики и преодоления негативных тенденций актуализирует ряд проблем, требующих теоретической рефлексии. Это становится тем более очевидным, что новым реалиям современного российского социума не всегда соответствуют традиционные педагогические теории и технологии, что в полной мере относится и к педагогическим основам реабилитации девиантных групп несовершеннолетних.
Для восстановления естественного развития ребенка в трудных жизненных обстоятельствах, в целях профилактики безнадзорности и правонарушений в нашей стране функционируют специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа. Они характеризуются жесткими режимными условиями, изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что существенно снижает вариативность социальной ситуации развития подростков, обедняет систему значимых для них межличностных связей, осложняет социализацию личности. В связи с этим реабилитационно-воспитательную работу в данных учреждениях, как можно предположить, необходимо осуществлять, создав условия для актуализации возможностей как самого воспитанника, так и социальной среды.
Проблема восстановления утраченного и нереализованных возможностей воспитанников представляется одной из актуальных в современной социальнопедагогической науке и практике. Педагогическая сущность данной проблемы состоит в создании условий для актуализации ресурсных возможностей с целью перевода ребенка, находящегося в трудной, кризисной ситуации на новый этап социального развития. Именно в этом смысле используется нами понятие «реабилитация».
В педагогической науке сложился ряд концептуальных подходов к проблеме педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков: социальнопедагогический (В.А. Арамавичюте, С.А. Бе-личева, Л.С. Выготский, В.И. Слободчи-ков, Ю.В. Гербеев и др.), коррекционно-
© Паатова М.Э., 2009