Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования гражданственности школьников в информационном обществе'

Теоретические основы формирования гражданственности школьников в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
471
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / CIVIC CONSCIOUSNESS / INFORMATION SOCIETY / CIVIC POSITION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Доржиева Людмила Будажаповна

Статья затрагивает теоретические основы формирования гражданственности в информационном обществе, как одного из ключевых компетентностей современного человека, заинтересованного в построении успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях электронного государства и информационного общества. Анализируются работы о значении гражданского воспитания, начиная с трудов философов древности, учёных советского периода до исследований современных учёных. В структуре гражданственности личности человека определяются такие компоненты, как гражданско-правовые знания, гражданско-правовые умения, опыт гражданско-правовой деятельности. Гражданская позиция имеет ценность как духовнонравственная категория. Наблюдается повышение роли средств массовой информации в формировании гражданской позиции, гражданственности, так как они могут обеспечивать связи между всеми структурами и сферами информационного общества. Даётся научно-педагогический анализ гражданственности как фактора устойчивого развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theoretical Foundations for the Formation of Schoolchildren's Civic Consciousness in the Information Society

This article addresses the theoretical foundations for the formation of civic spirit in the information society as one of the key competencies of modern man who is interested in his own successful adaptation and self-actualization in the electronic state and the information society. It analyzes the importance of civic education, starting with the works of ancient philosophers and scientists of the Soviet period to modern researchers. The structure of the personality's civic consciousness includes such components as knowledge of civil law, civil and legal skills and experience of civil activities. The civilian position is valuable as a spiritual and moral category. The role of mass media in shaping civic consciousness is growing, since mass media can provide a link between all structures and spheres of the information society. The paper provides a scientific and pedagogical analysis of civic consciousness as a factor in sustainable development of the information society.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования гражданственности школьников в информационном обществе»

УДК 37.017.4 ББК Ч33(2)

Людмила Будажаповна Доржиева,

кандидат педагогических наук, Республиканский институт кадров управления и образования (Улан-Удэ, Россия), e-mail: dem_dor@mail.ru

Теоретические основы формирования гражданственности школьников

в информационном обществе

Статья затрагивает теоретические основы формирования гражданственности в информационном обществе, как одного из ключевых компетентностей современного человека, заинтересованного в построении успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях электронного государства и информационного общества. Анализируются работы о значении гражданского воспитания, начиная с трудов философов древности, учёных советского периода до исследований современных учёных. В структуре гражданственности личности человека определяются такие компоненты, как гражданско-правовые знания, гражданско-правовые умения, опыт гражданско-правовой деятельности. Гражданская позиция имеет ценность как духовнонравственная категория. Наблюдается повышение роли средств массовой информации в формировании гражданской позиции, гражданственности, так как они могут обеспечивать связи между всеми структурами и сферами информационного общества. Даётся научно-педагогический анализ гражданственности как фактора устойчивого развития информационного общества.

Ключевые слова: гражданственность, информационное общество, гражданская позиция, устойчивое развитие.

Lyudmila Budazhapovna Dorzhieva,

Candidate of Pedagogy, Republic Institute of Personnel Management and Education (Ulan-Ude, Russian), e-mail: dem_dor@mail.ru

The Theoretical Foundations for the Formation of Schoolchildren’s Civic Consciousness in the Information Society

This article addresses the theoretical foundations for the formation of civic spirit in the information society as one of the key competencies of modern man who is interested in his own successful adaptation and self-actualization in the electronic state and the information society. It analyzes the importance of civic education, starting with the works of ancient philosophers and scientists of the Soviet period to modern researchers. The structure of the personality’s civic consciousness includes such components as knowledge of civil law, civil and legal skills and experience of civil activities. The civilian position is valuable as a spiritual and moral category. The role of mass media in shaping civic consciousness is growing, since mass media can provide a link between all structures and spheres of the information society. The paper provides a scientific and pedagogical analysis of civic consciousness as a factor in sustainable development of the information society.

Keywords: civic consciousness, information society, civic position, sustainable development.

В современных условиях последствий мирового экономического кризиса - снижение стабильности в международных отношениях, рост международного терроризма, ухудшение социального положения людей - возросла актуальность решения проблемы развития гражданского общества.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что каждому гражданину Российской Федерации необходимо стать и быть

реальным субъектом государственной информационной политики, активно действующим участником в информационной среде на всех уровнях (региона, страны, мира). Только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского информационного общества и демократического информационно-правового государ-

© Л. Б. Доржиева, 2012

129

ства. В связи с этим всё большее значение для российского общества приобретает уровень информационной культуры и информационной активности каждого человека.

Информационная культура гражданина и демократия неотделимы друг от друга. Демократия в настоящее время понимается не только как способ формирования и осуществления власти, не только как область профессиональной деятельности, но и как достижение современного информационного общества, общечеловеческая ценность. На сегодня понятие электронной демократии стало одной из главных особенностей информационного общества. Электронная демократия не формируется волевым решением, это сложный длительный процесс становления традиций информационной, гражданской культуры не только профессиональных политиков, но и каждого гражданина.

Понятие «гражданин» участвует и в формировании понятия «гражданское образование и воспитание». При определении этого понятия в педагогике и в образовании постоянно возникают споры и разногласия. Следует констатировать, что за последние годы в информационной государственной политике России в области образования произошли существенные изменения относительно оценки места и роли гражданского образования и воспитания в современном информационном обществе. Общественная потребность в информационногражданском образовании личности зафиксирована в ряде основополагающих документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения, воспитания и развития, как процесс овладения культурой, правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и информационным обществом. При этом целью информационно-гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе [7, с. 17-19]. В связи с этим гражданственность сегодня необходимо рассматривать как одну из ключевых компетентностей современного человека, заинтересованного в построении успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях электронного государства и информационного общества, мотивированного на развитие, упрочение статуса общества и государства в мировом информационном сообществе.

Воспитание информационной культуры необходимо начинать с самого детства, нужно понимать и осознавать её важность для формирования гражданско-правовой культуры детей. Это процесс, длящийся всю жизнь и включающий в себя совокупность целого ряда необходимых условий. Одним из таких условий является раннее приобщение детей, возможно каждого ребёнка, к информационной культуре, наиболее ярко проявляющейся на этапе детства в форме детской прессы как особого социального института воспитания юных граждан информационного общества. Возрастные особенности детей напрямую влияют на воспитание их гражданской позиции, формирование детского гражданского открытого взгляда, искренней восприимчивости окружающей действительности и др.

О значении гражданского воспитания свидетельствуют, начиная с античности, труды философов древности - Платона (427-348 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), труды мыслителей эпохи Возрождения, философов эпохи Просвещения, теоретиков зарубежной и отечественной педагогики, в частности видного представителя педагогической науки Г. Кер-шенштейнера (1854-1932 гг.), впервые представившего философскую идею гражданственности и гражданского воспитания в виде педагогической теории, важнейшими положениями которой являлись следующие: необходимость формирования у людей стремления к совершенным общественным отношениям; соединение и совершенствование нравственного и трудового образования и воспитания; разграничение гражданского и классового партийного воспитания. Эти положения сохранили свою определённую теоретическую ценность в плане воспитания гражданственности в условиях непрерывного развития информационного общества.

Сущность понятия «гражданственность» заключается в том, что русское слово «гражданин» означает «горожанин», а в английском языке «гражданское общество» («civil society») - это цивилизованное общество, что более адекватно отражает суть в наше время. Данное понятие интерпретировано в научной литературе, общий смысл его сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого человека, видя в этом залог прогрессивного развития своей страны. По сути, гражданственность это правовая принадлежность лица к данному государству, определяющаяся перечнем прав и обязанностей гражданина.

Воспитание сознательных и активных строителей коммунистического общества провозглашалось в советский период (XX в.) одной из важнейших целей государства. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали теоретики многих областей науки, в том числе и педагоги (П. Ш. Блонский, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и др.). Направления их деятельности и программа действий определялись решениями партии и правительства, идеями политических лидеров партии, их личной приверженностью декларируемым идеологическим ценностям. Идеалом гражданского воспитания в советский период было воспитание человека - «борца, революционера, сознательного труженика». Такой комплексный подход к гражданскому воспитанию в информационном обществе мы наблюдаем и сейчас.

В то же время философское, культурологическое осмысление понятия «гражданин» в контексте информационно-гражданского общества позволяет анализировать его в следующей дефиниции: гражданин - производное от гражданства, это человек, осознающий себя свободным и равноправным членом информационного сообщества, добровольно участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона. Гражданин - это человек, который осознаёт свою идентичность с тем местом, где он живёт (в национальном, культурном, экономическом смысле). В 80-90-е гг. XX в. в России стали появляться первые публикации на тему гражданского общества и доминировала трактовка, заключающаяся в том, что гражданин - это человек, заведомо продвинутый, который осознает своё место в обществе и который занимает активную позицию, в том числе и в политическом смысле. Такая задача - включение человека в структуру и содержание информационного общества, определение в нём своей роли и места через активное взаимодействие - актуальна на современном этапе, а в решении её имеет важное значение осознание человеком своей идентичности. Гражданственность в социальнопедагогическом плане понимается как интегративное качество личности по следующим аспектам: мировоззренческим (знания, умения, убеждения, ценностные ориентации и другие); поведенческим (нормы, направленность, установки, поступки и другие); оценочным (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; позна-

вательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие); культурным (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).

Научно-педагогический анализ структуры гражданственности личности человека в информационном обществе выявил следующие основные её компоненты: гражданско-правовые знания, имеющие ценностно-смысловые значения в информационном обществе; гражданско-правовые умения, включающие в себя приёмы и способы отображения действительности, собственные средства и формы; опыт гражданско-правовой деятельности, отражающий многообразие взаимодействия с социумом и различными социальными институтами. Это указывает на то, что гражданственность - это такое интегральное личностное качество представителя цивилизованного информационного общества, которое вбирает в себя деятельность, ответственность, осознанное отношение к своим правам и обязанностям, высокую организованность и дисциплинированность.

С точки зрения В. А. Сухомлинского, гражданственность - это личностное качество, характеризующее человека как представителя цивилизованного общества, социальный оптимизм, умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями сердца, понимание смысла жизни, гармоничное единство общественного и личного, интеллектуальное, духовное богатство личности, активное отношение к добру и злу, достоинство, чувство чести и долга, осознанная глубоко переживаемая гражданская позиция. Диалектика развития гражданской позиции в современном информационном обществе заключается в формировании собственных ценностей, в упорядочении собственного внутреннего мира, которые находят свой выход в информационное пространство в форме контента, и он (выход) есть не что иное, как социально значимый поступок личности как гражданина. Этот контент в явной или неявной форме отражает отношение субъекта к обществу, государству. Формируемая в информационном обществе гражданская позиция актуализирует личностное и профессиональное развитие человека, проявляясь в развёртывании собственной жизнедеятельности в информационном пространстве.

Необходимо отметить, что в современном информационном обществе средства массовой

информации (СМИ) плюралистичны и сегод- положение не очевидное, здесь необходима

ня нет монополии на гражданскую позицию. практико-теоретическая постановка и решение

Гражданская позиция имеет ценность и смысл задач воспитания гражданина информационно-

как духовно-нравственная категория. Наблю- го общества на общественно-государственном

дается повышение роли средств массовой ин- уровне. Данное положение отражено в образо-

формации в формировании гражданской по- вательной политике РФ, в соответствии с ко-

зиции, гражданственности, так как они могут торой отводится огромная роль современной

обеспечивать связи между всеми структурами школе. В национальной образовательной ини-

и сферами информационного общества. Про- циативе «Наша новая школа» выпускник дол-

фессиональная деятельность средств массовой жен осознать себя как гражданина государства

информации - это производство информации, и как члена информационного общества в про-

её трансляция. Поэтому, когда говорят о том, цессе обучения в школе (дошкольное образова-

что ОРТ поддерживает одного политика, РТР тельное учреждение, начальная школа, средняя

другого, НТВ ещё кого-нибудь, это имеет отно- школа, среднее специализированное образо-

шение к дирекции информационных программ, вательное учреждение, высшая школа и т. д.).

а не к производству информации как к жанру. Активная гражданская позиция и позитивная

Между информацией и идеологией существует инициатива каждого выпускника школы яв-

определённая граница, и как только в инфор- ляется необходимым условием формирования

мационной программе начинают появляться полноценного гражданского общества и демо-

материалы «за» и «против», то это не информа- кратического правового государства России.

ция, а комментарий, пропаганда, агитация. Демократия воспринимает таких граждан как

Общеизвестно, что гражданское общество основную составляющую устойчивого разви-

начинается с воспитания гражданина. В от- тия гражданского общества, интегрированного

ношении информационного общества данное в мировое информационное сообщество.

Список литературы

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.

2. Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2007.

3. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса: монография. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011.

4. Доржиева Л. Б. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы в современной школе // Всерос. науч.-практ. конф., посвященная 85-летию БИПКиПРО. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2008. С. 184-187.

5. Лактионов А. Информационное общество. М.: АСТ, 2004.

6. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999.

7. Суколенков И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

8. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: Дашков и К°, 2003.

Spisok literatury

1. Abdeev R. F. Filosofija informacionnoj civilizacii. M.: VLADOS, 1994.

2. Dorzhieva L. B. Detskaja pressa kak faktor formirovanija grazhdanstvennosti shkol’nikov. Ulan-Udje: Izd-vo BGU, 2007.

3. Dorzhieva L. B. Sovremennaja detskaja pressa: monografija. Ulan-Udje: Izd-vo BGSHA, 2011.

4. Dorzhieva L. B. Obrazovatel’no-vospitatel’nyj potencial detskoj pressy v sovre-mennoj shkole // Vseros. nauch.-prakt. konf., posvjawennaja 85-letiju BIPKiPRO. Ulan-Udje: Burjat. kn. izd-vo, 2008. S. 184-187.

5. Laktionov A. Informacionnoe obwestvo. M.: AST, 2004.

6. Meljuhin I. S. Informacionnoe obwestvo: istoki, problemy, tendencii razvitija. M.: Izd-vo MGU, 1999.

7. Sukolenkov I. V. Teorija i praktika grazhdanskogo obrazovanija v obweobrazovatel'-nyh uchr-ezhdenijah Rossii (istoriko-pedagogicheskie aspekty): avtoref. dis. ... d-ra ped. na-uk. M., 2001.

8. Chernov A. A. Stanovlenie global'nogo informacionnogo obwestva: problemy i per-spektivy.

M.: Dashkov i K°, 2003.

Статья поступила в редакцию 08.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.