Научная статья на тему 'Понятие гражданственности в диссертационных исследованиях'

Понятие гражданственности в диссертационных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куршев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие гражданственности в диссертационных исследованиях»

international scientific conference. Prague: Sociosfera-CZ, 2014. Р.197-198.

6. Литвинов А. В., Козырева О. А., Евко М. С. Возможности моделирования портфолио обучающегося как продукт самореализации и саморазвития // Development of the creative potential of a person and society: mater. of the II intern. sc. confer. on Jan., 17-18, 2014. Prague : Sociosfera-CZ. С. 195-197.

7. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.

8. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.

9. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С. 27-29.

10. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.

© О. С. Игнатьева, 2015

УДК 37.017.4

Куршев Алексей Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент КНИТУ

г.Казань, РФ E-mail: a-kurshev@yandex.ru

ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация

В статье приводится обзор определений термина гражданственность встречающихся в диссертационных исследованиях различных научных отраслей

Ключевые слова

гражданственность

Учитывая междисциплинарный характер термина «гражданственность» был осуществлен анализ трактовки этой категории с точки зрения различных гуманитарных наук: философии, политологии, социологии, филологии, психологии, педагогики и др.

В рамках философии одной из наиболее известных и авторитетных работ посвященных проблеме гражданственности является диссертационное исследование И.М. Тагильцевой на тему «Гражданственность личности (методологический аспект исследования)», успешно прошедшее процедуру публичной защиты в 1984 году. В научном труде этого ученого, ссылки на которое содержатся во многих современных исследованиях данной проблематики, под гражданственностью понимается «целостное качество личности». В то же время в диссертационном исследовании Н.А. Шестаковой «Этические основания гражданственности», защита которого состоялась в 2009 году, под гражданственностью понимается нечто, не имеющее ничего общего с предыдущей трактовкой, а именно «система добродетелей и ценностей, которая отображает моральное измерение взаимоотношений человека и государства и включает как заинтересованное отношение личности к делам государства, так и ее активное участие в делах общества».

Различные трактовки термина гражданственность можно встретить и в рамках социологии. В диссертационных исследованиях по социологии под гражданственностью чаще всего понимается свойство личности. И.Ю.Новичкова в своем докторском исследовании на тему «Феномен гражданственности в условиях трансформаций российского общества» 2005 года, под гражданственностью понимает «качественно-сущностное

свойство эволюционного развития человека и человечества, содержательный синтез социальных, коллективистских, солидарных, ответственных, легитимных, публичных форм самореализации субъекта осознанной целенаправленной деятельности во благо государства и общества, как в интересах собственной самореализации, так и во благо сообщества, членом которого он является».

В кандидатской работе О.Ю.Степановой на тему «Становление гражданственности молодежи в условиях трансформации российского общества» 2004 года гражданственность трактуется как «совокупность свойств личности». В диссертации В.В.Маленкова на тему «Динамика гражданственности в России в постсоветский период: структурно-деятельностный подход» 2006 года гражданственность представлена как «совокупность субъектно-деятельностных характеристик личности-гражданина». В диссертации М.Н. Гендуговой на тему «Формирование гражданственности молодежи в современной России» 2011 года гражданственность представляет собой «свойство сознательной личности, наделенной юридическими правами и обязанностями, и проявляющей активную общественную деятельность в рамках присущих ей духовно-нравственных и культурных качеств и установок».

В рамках политологии гражданственность также трактуется неоднозначно. Так, в диссертационном исследовании А.Н.Скалиной «Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология» под гражданственностью понимается «интегративное политико-нравственно-правовое качество социума и социального субъекта». А.А. Айвазян в своем диссертационном исследовании «Гражданственность и гражданское участие: Теоретико-методологический анализ» 2001 года под гражданственностью понимает «некую связь между политическими и неполитическими императивами». О.И.Полухин в своем докторском исследовании «Гражданственность как предмет политологического анализа» 2005 года, под гражданственностью понимает «сложноструктурированный и многофункциональный феномен, обусловленный особенностями развития страны, проявляющийся в комплексе качеств, устойчивых формах политического поведения субъектов, взаимодействия государства и общества, характеризующийся приоритетностью интересов и потребностей граждан.

На этом фоне наблюдается достаточное единообразие трактовки термина «гражданственность» в рамках психологии. Так, в диссертационном исследовании О.Д. Халтагаровой на тему «Гражданственность как компонент «Я-концепции» государственного служащего» 2003 года под гражданственностью понимается «нравственно-психологическое качество является одним из важнейших инвариантов профессионализма госслужащих». Близкое определение содержится в диссертационном исследовании Л.Б. Дашидондоковой на тему «Психологические механизмы формирования гражданственности личности старшеклассника», которая считает что гражданственность это «интегративное качество в структуре направленности личности, которое проявляется в деятельности, поведении человека и его отношениях с другими людьми через комплекс взаимообусловленных компонентов».

В рамках культурологии определение термина гражданственность содержится в диссертационном исследовании З.Я.Капустиной на тему «Гражданственность как ценность российской культуры» 2008 года, где интересующий нас термин понимается как «отношения между гражданами (членами гражданского сообщества) на линейном уровне».

В рамках педагогического знания научный поиск идет во многих направлениях изучения гражданственности, начиная от определения данного термина, поиска моделей воспитания гражданственности и заканчивая многообразием педагогических условий повышения эффективности данного процесса. При этом практически в каждой научной работе термин гражданственности уточняется, привнося в его понимание все более новые нюансы.

Среди несравнимо большего с другими отраслями науки количества диссертационных исследований по интересующей нас проблеме, в педагогике, непосредственно изучению гражданственности посвящено 7 докторских работ и 49 диссертаций уровня кандидата наук.

К докторским работам по теме гражданственности относятся исследования Л.И. Аманбаевой 2002 г., А.В.Беляева 1997 г., А С. Гаязова 1996 г., А.П. Жигадло 2009 г., Л.В.Кузнецовой 2006 г., А.М. Фактора 2004 г.

Авторами кандидатских диссертационных исследований по проблеме гражданственности являются Анохин С В. 2002г., Артёмов А.А. 2011 г., Бабаев А.М. 2000 г., Беспалова С.А. 2006 г., Бибикова Н. Г. 2005 г., Бирючинская Т.А. 2009 г., Божко Н.В. 2006 г., Борисычева М.В. 2011 г., Бурматов В.В. 2010 г., Власова Е.Л. 2011 г., Горбатов В.И. 2009 г., Гревцева Г.Я. 1998 г., Долгов С.А. 2009 г., Домбровская И.И. 2005 г., Доржиева Л.Б. 2006 г., Дормидонтов Р.А. 2006 г., Дорошук Л.А. 2011 г., Евдокимова Е.Р. 2006 г., Журавлева Т.Б. 2004 г.,

Заступова И.В. 2007 г., Земцова А.Л. 2010 г., Иванова Н.А. 2010 г., Иванова Т.М. 2005 г., Кожина О.В. 2014 г., Козлова Н.Ю. 2011 г., Колотий С.В. 2006 г., Коротаева Е.Г. 2011 г., Корякина Ф.И. 2004 г., Красноок З.П. 2007 г., Лисак С.В. 2005 г., Москаленко С.В. 2007 г., Пацора И.В. 2010 г., Петрич О.И. 2011 г., Руглова Л.В. 2005 г., Рябова НЕ. 2010 г., Савельева О.Е. 2007 г., Соколова О.А. 2011 г., Солодова О.В. 2004 г., Танюхин Ю.А. 1997 г., Терентьев А.Е. 2006 г., Титова Е.Н. 2000 г., Трофимова И.Г. 2006 г., Фабрикантова Е В. 2002 г., Фенева Л.М. 2006 г., Хубиева З.М. 2004 г., Черникова И.В. 2007 г., Шаманова В.К. 2005 г., Шапирова Р.Р. 2011 г., Шкробова М.А. 2001 г.

Анализ авторефератов этих диссертаций позволил выявить основные тенденции в трактовке термина гражданственность, встречающиеся в текстах диссертационных исследований по педагогическим наукам. Анализ определений термина гражданственность, представленных в данных диссертационных исследованиях, позволил выявить три основных точки зрения на трактовку интересующего нас понятия (См. рис. 1).

Подавляющее большинство авторов изученных нами авторефератов диссертационных исследований, а именно 36 из 44, с учетом незначительных нюансов, понимают под гражданственностью личностное качество или их совокупность.

личностное Личностное Личностная Комггашшзаь Другое качество образование ?арйкгерилика

Варианты трактовок

Рисунок 1. Основные точки зрения на трактовку понятия «гражданственность» в диссертационных

исследованиях по педагогике Во многих других работах по данной проблеме гражданственность также представлена в виде личностного качества направленного на осуществление тех или иных функций.

© А.В. Куршев, 2015

УДК 378.14.015.62

доцент к

Людмирская Ирина Дмитриевна

ы прикладной лингвистики и переводоведения ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ» г. Москва, РФ Lюudmirskaia@mpei .гц Казакова Ирина Владимировна доцент, зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ» г. Москва, РФ

ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ КОНСТРУКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ (на примере рабочих программ по иностранному языку)

Аннотация

В статье рассматриваются требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения (ФГОС ВПО-3) к результатам освоения дисциплин. Приводится опыт применения этих требований при разработке программ по иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.