Научная статья на тему 'Сущность, основные характеристики и подходы к развитию социокультурной идентичности личности'

Сущность, основные характеристики и подходы к развитию социокультурной идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ / IDENTIFICATION / TRANSFORMATION OF SOCIETY / SOCIOCULTURAL IDENTITY / CHARACTERISTICS OF SOCIOCULTURAL IDENTITY / PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гам Александр Владимирович

В статье исследованы и систематизированы социальные предпосылки, изменения в структуре и специфике социальных общностей, общепсихологические тенденции, связанные с появлением феномена «социокультурная идентичность». В результате анализа теоретических источников выделены основные методологические позиции системного, антропологического, аксиологического и социокультурного подходов к выявлению сущности и особенностей развития социокультурной идентичности. Учет основных характеристик социокультурной идентичности, ее проявлений во внутреннем и внешнем аспектах, основных функциях определяет цель и содержание процесса эффективного развития данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence, main characteristics and approaches to the development of sociocultural personal identity

The article investigates and systematizes social prerequisites, changes in structure and specificity of social communities, general psychological trends associated with the emergence of the “sociocultural identity” phenomenon. As a result of theoretical sources analysis, the author identifies the main methodological positions of the system, anthropological, axiological and sociocultural approaches to revealing the essence and development features of sociocultural identity. Consideration of the main characteristics of sociocultural identity, its manifestations in internal and external aspects, main functions defines the purpose and content of the effective development of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Сущность, основные характеристики и подходы к развитию социокультурной идентичности личности»

УДК 37.032:316.613

https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.23

Гам Александр Владимирович директор Центра образовательных инициатив

СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация:

В статье исследованы и систематизированы социальные предпосылки, изменения в структуре и специфике социальных общностей, общепсихологические тенденции, связанные с появлением феномена «социокультурная идентичность». В результате анализа теоретических источников выделены основные методологические позиции системного, антропологического, аксиологического и социокультурного подходов к выявлению сущности и особенностей развития социокультурной идентичности. Учет основных характеристик социокультурной идентичности, ее проявлений во внутреннем и внешнем аспектах, основных функциях определяет цель и содержание процесса эффективного развития данного феномена.

Ключевые слова:

идентификация, трансформация общества, социокультурная идентичность, характеристики социокультурной идентичности, процесс формирования и развития.

Gam Aleksandr Vladimirovich Headmaster of Centre of Educational Initiatives

ESSENCE, MAIN CHARACTERISTICS AND APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL PERSONAL IDENTITY

Summary:

The article investigates and systematizes social prerequisites, changes in structure and specificity of social communities, general psychological trends associated with the emergence of the "sociocultural identity" phenomenon. As a result of theoretical sources analysis, the author identifies the main methodological positions of the system, anthropological, axiological and soci-ocultural approaches to revealing the essence and development features of sociocultural identity. Consideration of the main characteristics of sociocultural identity, its manifestations in internal and external aspects, main functions defines the purpose and content of the effective development of this phenomenon.

Keywords:

identification, transformation of society, sociocultural identity, characteristics of sociocultural identity, process of formation and development.

Изменения, происходящие в современных социальных системах, сообществах, актуализируют выявление их основных характеристик, отношений, дают основания для нового понимания широкого проблемного поля, позволяют размышлять о том, как человек становится универсальным компонентом социальных систем и какие механизмы включают его в эти системы, начиная с общества и заканчивая малой группой. Это обусловливает необходимость учета собственной природы человека, изучения его внутренних и внешних свойств, позволяет определять характеристики носителя реальных практик и идентичностей. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1, с. 36] особое внимание уделено целесообразности поддержки программ развития национально-государственной идентичности молодежи. Проблема развития российской социокультурной идентичности молодого поколения отчетливо осознается и официально признается как актуальная, о чем свидетельствует акцентируемый в современных нормативных образовательных документах приоритет воспитательных функций.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [2] поставлены задачи развития социокультурной идентичности школьников, социализации личности с тем, чтобы способствовать приобщению молодежи к фундаментальным ценностям отечественной и мировой культуры, освоению учащимися универсальных способов принятия решений в самых разнообразных жизненных и социальных ситуациях на каждом этапе возрастного развития.

Прежде чем предпринять попытку систематизировать сущностные характеристики социокультурной идентичности, обратимся к анализу ряда основополагающих понятий. Очевидно, что человек не способен осуществлять жизнедеятельность вне отождествления себя с другими. И.В. Лескова уточняет, что идентификация - это субъектно-объектный, сознательно осуществляемый процесс [3]. Еще один феномен, заслуживающий внимания, - идентичность. Типология идентичности разработана в трудах А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой [4], проблема идентичности и личности человека изучалась Е.Л. Солдатовой [5], которая связывала ее с личностной зрелостью, сформированной я-концепцией, отношением к миру.

В философских, социологических, педагогических исследованиях разных лет ученые обращаются к особенностям становления социальной идентичности, наполненной ценностным отношением личности к миру путем присвоения и субъективации конвенциональных норм (П. Бергер,

Т. Лукман, К. Герген). Философский уровень феномена «социокультурная идентичность» демонстрирует свою сущность в положении о том, что всякое сущее тождественно самому себе и всякому другому сущему постольку, поскольку оно есть сущее (Б. Спиноза, Ф. Шеллинг, В. Соловьев). В онтологическом контексте идентичность считают характеристикой всеобщности бытия (М. Хайдег-гер [6]). М.В. Шакурова отмечает, что «в гносеологическом контексте идентичность есть тождество процесса познания предмета и предмета познания, мышления и бытия (Г. Гегель)» [7, с. 8].

Затронутые проблемные поля социокультурной идентичности (В.Г. Афанасьев [8], Э.Г. Юдин [9]) дают нам право предположить, что данные рассуждения основываются на системном подходе, позволяющем осуществлять анализ явлений и процессов, взаимосвязи деятельности субъектов и становления их социокультурной идентичности. Интересны позиции социокультурной методологии Л.Г. Ионина, предлагающего рассмотрение институциональных и внеинсти-туциональных контекстов социальной жизни [10, с. 87]. Социокультурный контекст идентичности, поиск баланса «я-идентичность - мы-идентичность» подчеркиваются в исследовании Н. Эли-аса [11]. Исследователь считает, что саморазвитие личности не исключает сущности и становления других видов собственной идентичности.

Антропологический подход рассматривает традицию понимания мира и бытия через постижение человека. В данном случае идентичность есть сущностная характеристика природы человека, процесса становления личности (Сократ, Платон, Протагор, А. Шопенгауэр). В работах Х. Абельса идентичность рассматривается как процесс сохранения своей индивидуальности и его согласования с социальным порядком, который уже сконструирован другими [12]. Логичным будет предположить, что социокультурная идентичность имеет форму институциональной структуры общества, и в связи с этим каждая отдельная личность является носителем массового институционального сознания, отождествления себя с расой, нормами, традициями. Но при этом, по мнению В. Хесле, неизбежно возникает ситуация, когда прошлое личности перестает быть ценным в настоящем, а настоящее не имеет устойчивой социокультурной позиции [13].

Обращаясь к конкретизации сущности, функций, характеристик социокультурной идентичности, следует отметить, что между людьми, а также разными подсистемами общества возникают многообразные связи и взаимодействия. Однако, включаясь в жизнедеятельность, осваивая нормы, образцы, ценности жизни, человек в первую очередь осознает самого себя, свое предназначение в обществе и при этом определяет «своих», «чужих», круг лиц, близких ему по статусу, мировоззрению. Кроме этого, социокультурная идентичность обособляет человека, т. е. ему присущи культурные ценности одной культуры, но он может принадлежать и к другим культурам, однако при этом единство этих культур не достигается. Данный феномен чаще всего представлен в двух аспектах: личностном - связан с уникальностью проявлений человека, социальном - ориентирован на внешнюю среду [14].

Как было отмечено ранее, развитие социокультурной идентичности - это цель и один из основных параметров оценки результатов деятельности образовательной организации. Это особенно важно учитывать с позиций современных требований к подготовке детей, так как данный подход характеризует стремление ребенка к получению самостоятельности, ответственности, умению делать выбор, т. е. интегративных качеств личности. Под развитием социокультурной идентичности мы понимаем изменения, в результате которых ребенок способен самостоятельно и активно осуществлять деятельность, связанную с определением своей позиции, оценивать ситуации с точки зрения социальных и культурных ориентиров в различных сферах жизнедеятельности общества на продуктивно-творческом уровне.

На основе проведенного анализа теоретико-методологических подходов в понимании процесса социокультурной идентичности можно сделать вывод о сущностных характеристиках социокультурной идентичности (табл. 1).

Таблица 1 - Сущностные характеристики развития социокультурной идентичности детей

Цели Целью социально ориентированной деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств и ориентаций у детей, подростков и взрослых, а с другой - предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих практическую позитивную деятельность, направленную на решение проблем конкретных людей и групп

Содержание Развитие социокультурной идентичности - это процесс отождествления человека с социокультурным пространством, формирующимся в зависимости от характеристик социальной реальности

Особенности Во-первых, социокультурная идентичность задана человеку вместе с рождением, это касается родного языка, национальности, конфессиональной среды и др. Во-вторых, она замкнута на себя, так как каждая национальная культура по-своему самодостаточна

Функции Преодоление противоречий, содержащихся в системе ценностей, принципов и поведенческих стратегий, формирование единой и непротиворечивой структуры, создание новых социокультурных значений в меняющемся цивилизационном контексте, сохранение способности выступать в качестве субъекта социальных взаимодействий, принятие себя нового, адаптация к новым социальным средам и поддержка при решении конкретных задач в реальном социальном контексте, корреляция ценностей и поведенческих стратегий в единую и непротиворечивую формацию

Механизмы Система взаимодействий, совместная деятельность, формирующая правила, соглашения, нормы

Результат - Ориентация в социокультурной среде - умение сохранять автономность, самостоятельное поведение в социальной и культурной среде, умение объяснить факты, явления социокультурного характера на уровне своего возраста. - Структурирование социокультурного опыта - осмысление полученного социального и культурного опыта, осмысление личностного «я» относительно близкой по пониманию группы людей, объяснение «кто я», «почему я с ними» в контексте социального и культурного аспектов. - Регулирование поведения - умение вступать в диалог и групповую коммуникацию, высказывания уважительного характера по отношению к другим людям, выражение ценностного отношения к традициям, национальностям, культурам, участие в мероприятиях по преобразованию ближайшего социума или окружающего мира). - Сформированность рефлексивного контроля - объяснение своего поведения и планов в контексте социального и культурного аспектов

Таким образом, на основе проведенного анализа дано целостное научно-теоретическое представление сущности социокультурной идентичности личности в рамках социально-гуманитарного знания с опорой на системный, социокультурный, аксиологический, антропологический подходы. Социокультурная идентичность личности ребенка рассмотрена как конъюгированность единства и постоянства предпочтений, присущих субъекту, которые формируются на основе внешних (общественных) и внутренних (психолого-педагогических) детерминант. Систематизированы основные характеристики социокультурной идентичности личности ребенка, что позволяет организовать эффективный процесс его развития в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Ссылки:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р : ред. от 10 февр. 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373 : ред. от 31 дек. 2015 г. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

3. Лескова И.В. Социокультурная идентичность: теоретические и прикладные аспекты // Социальная политика и социология. 2007. № 3. С. 203-213.

4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография. СПб., 2008.

5. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : дис. ... д-ра психол. наук. Челябинск, 2007.

6. Heidegger M. Identität und Differenz. Pfullingen, 1957.

7. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности : монография. Воронеж, 2006.

8. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

9. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

10. Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения : сб. материалов ежегод. методол. семинара. М., 1997. Вып. 2. С. 50-89.

11. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

12. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / пер. с нем. под общ. ред. Н.А. Головина, В.В. Козловского. СПб., 2000.

13. Хесле В. Кризис индивидуальной и личной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112-123.

14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.