Научная статья на тему 'Оценка социокультурной идентичности у младших школьников'

Оценка социокультурной идентичности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
706
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / THE RESULT OF SOCIO-CULTURAL IDENTITY / КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПЛЕКС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / CRITERION-EVALUATION COMPLEX OF SOCIO-CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гам А.В.

Статья рассматривает достаточно новое явление в педагогической практике «социокультурную идентичность» личности. Приведен анализ социокультурной идентичности личности как феномена, характеризующего отождествление смыслов и понятий ребенка с миром социума и культуры. Методологическими основами служат положения об интеграции и дивергенции социальных явлений и процессов, обусловливающие взаимосвязи принципов развития в сфере социальных и общественных явлений, а также системный подход, позволяющий осуществлять анализ и проектирование процессов взаимодействия общества и человека как субъектов социально-культурного сообщества. В статье рассматриваются основные характеристики социокультурной идентичности, функции, проявления на уровне младшего школьного возраста. Определены критерии и показатели социокультурной идентичности, основные методы и методики их оценки, приведены основные результаты измерений с применением методов математической статистики (метод Стьюдента для зависимых выборок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of Socio-Cultural Identity in Primary Schoolboys

This article considers a rather new phenomenon in pedagogical practice the “sociocultural identity” of a person. The analysis of socio-cultural identity as a phenomenon that characterizes the identification of the meanings and concepts of the child with the world of society and culture are presented in the article. The methodological foundations are provisions on the integration and divergence of social phenomena and processes, determining the relationship of the principles of development in the field of social and public phenomena, as well as a systematic approach that allows for the analysis and design of processes of interaction between society and the individual as subjects of socio-cultural community. The article discusses the main features of social and cultural identity, functions, manifestations at the level of Junior school age. The article defines criteria and indicators of sociocultural identity, the basic methods and assessment methods. The main results of measurements with the methods of mathematical statistics (Student’s t-test Dependent t-test for paired samples).

Текст научной работы на тему «Оценка социокультурной идентичности у младших школьников»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 316.7+371+372.3/.4

Гам Александр Владимирович

Директор, Центр образовательных инициатив, gam_av@mail.ru, Омск

ОЦЕНКА СОЦИОКУЛьТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

у младших школьников

Аннотация. Статья рассматривает достаточно новое явление в педагогической практике -«социокультурную идентичность» личности. Приведен анализ социокультурной идентичности личности как феномена, характеризующего отождествление смыслов и понятий ребенка с миром социума и культуры. Методологическими основами служат положения об интеграции и дивергенции социальных явлений и процессов, обусловливающие взаимосвязи принципов развития в сфере социальных и общественных явлений, а также системный подход, позволяющий осуществлять анализ и проектирование процессов взаимодействия общества и человека как субъектов социально-культурного сообщества. В статье рассматриваются основные характеристики социокультурной идентичности, функции, проявления на уровне младшего школьного возраста. Определены критерии и показатели социокультурной идентичности, основные методы и методики их оценки, приведены основные результаты измерений с применением методов математической статистики (метод Стьюдента для зависимых выборок).

Ключевые слова: идентичность, результат социокультурной идентичности, критериально-оценочный комплекс социокультурной идентичности.

Постановка задачи. В последнее время появляются многочисленные философские, социальные, педагогические исследования, рассматривающие тенденции развития личности и характеризующие ее взаимодействия с культурой, обществом. Очевиден тот факт, что современное образование как культурно-социальная сфера испытывает потребность обращения к проблемам человека, что, очевидно, снимет ряд критических состояний социокультурной ситуации в стране и в том числе в образовании. Появившиеся исследования имеют в своей основе задачу: изучение специфики идентификации личности в современных социокультурных условиях, что является составной частью широкомасштабного исследования социокультурных детерминант и факторов идентификации личности. Результатом этих исследований может стать разработка различных концептуальных подходов по вопросам обучения воспитания и развитию конкретных характеристик личности ребенка, учет собственной природы ребенка как объекта социальных систем и образования в том числе, изучение его внутренних и внешних свойств, характеристик ребенка как носителя реальных практик, социальных ролей и идентичностей. Таким образом, предметом исследования видится критериально-оценочный комплекс социокультурной идентичности младшего школьника.

Цель исследования: обоснование педагогических основ оценки социокультурной идентичности ребенка (на примере младшего школьника) и разработка критериев и показателей оценки социокультурной идентичности младших школьников.

Научная экспозиция. Анализ концепций, общественных тенденций, нормативных актов привел к постановке ряда задач, касающихся девальвации идентификационных контуров, качественных изменений в механизмах и формах социокультурной идентичности личности [8]. Характеризуя идентичность, Э. Эриксон говорил: «Идентичность индивида основывается на двух одновременных наблюдениях: на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве и на осознании того факта, что твои тождество и непрерывность признаются окружающими» [7, с. 58-59]. Еще одно мнение В. С. Малахова свидетельствует о том, что в сущности идентичности демонстрируется определенный параллелизм философского и антропологического. Желание видеть себя как индивида, субъекта подразумевает принадлежность к конкретной группе, обозначаемой чаще как «Мы» [5]. Человек находит себя через внешнее, вне себя самого, в своей деятельности и в этом отношении создает себя [10]. По нашему мнению, социокультурная идентич-

ность является антропологическим феноменом, который рассматривается как тождественность по отношению к различным профессиональным, социальным, национальным, расовым и другим группам, как конъюгированность единства и постоянства предпочтений, присущих субъекту, которые формируются на основе внешних (общественных) и внутренних (психолого-педагогических) детерминант [4]. Функциями социокультурной идентичности являются: создание новых социокультурных значений в меняющемся цивилизационном контексте, сохранение способности выступать в качестве субъекта социальных взаимодействий, рефлексивные процессы самоотождествления, принятия себя нового, а также адаптация к новым социальным средам и поддержка при решении конкретных задач в реальном социальном контексте, корреляция ценностей и поведенческих стратегий в единую и непротиворечивую формацию.

Особый интерес в науке представляет процесс развития социокультурной идентичности младших школьников. Ребенок в этом возрасте приобретает новый статус, новую социальную роль, новые отношения. Также в этом возрасте начинает формироваться социокультурная идентичность, ограниченная ранее нормами семьи и микросоциума [3].

Анализ существующих методологических подходов к решению данной задачи. Рассматривая степень научной разработанности проблемы, необходимо разделять отечественную традицию изучения идентичности и зарубежную социологическую и психологическую традицию осмысления [9]. В философских, социологических, педагогических исследованиях разных лет ученые обращали внимание на оценку развития социальной идентичности, наполненной формированием ценностного отношения личности к миру на основе присвоения и субъективации конвенциональных норм (П. Бергер, Т. Лукман, К. Герген); становления самосознания, субъектности (Н. Б. Крылова, А. В. Мудрик [6]); оценку социокультурной идентичности как фактора личностного роста (Н. В. Седова, Е. В. Титова, И. В. Кулешова, О. В. Тихонов).

Теоретико-методологической основой исследования стали ведущие положения общенаучной теории систем (И. В. Блауберг,

В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), педагогической квалиметрии (Л. В. Ишкова, А. И. Су-бетто), организации и осуществления педагогического мониторинга (Н. О. Вербицкая, Н. К. Жукова, Л. Б. Сахарчук).

Исследовательская часть. В нашем исследовании социокультурная идентичность рассматривается не только как картина настоящего, но и как целостная картина будущего, смысл своей жизни, поэтому критерии развития социокультурной идентичности младших школьников были разработаны:

• с одной стороны, на основе выявленных результатов социокультурной идентичности:

- ориентация в социокультурной среде: умение сохранять автономность, самостоятельное поведение в социальной и культурной среде, умение объяснить факты, явления социокультурного характера на уровне младшего школьника;

- структурирование социокультурного опыта: осмысление полученного социального и культурного опыта, осмысление личностного «Я» относительно близкой по пониманию группе людей, объяснение «кто я», «почему я с ними» в контексте социального и культурного аспектов;

- регулирование поведения: умение вступать в диалог и групповую коммуникацию, высказывания уважительного характера по отношению к другим людям, выражение ценностного отношения к традициям, национальностям, культурам, участие в мероприятиях по преобразованию ближайшего социума или окружающего мира; проявление межличностно-отношенческих компетенций [2];

- сформированность рефлексивного контроля: объяснение своего поведения и планов в контексте социального и культурного аспектов.

• с другой стороны, на основе сути структурных компонентов социокультурной идентичности. Полагаем, что их содержание может иметь значение, ведь идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство: ценностно-смыслового аспекта (чувство принадлежности к определенной группе, которое разделяет ее взгляды, идеи, нормы [1]; формирование понимания отношения к различным ситуациям; к себе как члену какой-либо группы; разграничения «своих» и «чужих»; наполне-

ние собственными смыслами, преломление, исходя из учета собственных предпочтений и особенностей (личностный уровень); эмоционально-чувственного аспекта: актуализация и ощущение собственного «Я» в этой группе; практико-ориентированного аспекта (реализация принятых сценариев и жизненных планов, способов поведения внутри и вне своей группы, общности (социокультурный уровень), выполнение «по-своему» (личностный уровень).

Анализ результатов социокультурной идентичности и ее структурных компонентов позволил выделить критерии и показатели социокультурной идентичности. Рассмотрим их подробнее.

Когнитивно-смысловой критерий (осознание своей принадлежности к определенной группе (общности), наличие потребности младшего школьника объединяться с данной группой, их представлениями о жизненных и спроектированных ситуациях;

выработка мнения о себе как члене данной группы); эмоционально-ценностный (наличие эмоционального переживания успехов или неуспехов в своей группе, ощущение социального комфорта в группе); деятель-ностный (выполнение норм и правил поведения в группе, стремление к успешной коммуникации в группе, реализация соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы, самокоррекция поведения); рефлексивный (объяснение своего поведения и планов в контексте социального и культурного аспектов).

Для оценки показателей нами были разработаны карты оценивания, где в таблицах представлены значения всех показателей для расчета средних значений. Установленные экспертами удельные веса показателей критериев позволяют ввести квалиметрическое правило оценки уровня результата. Если за основу взять 10-балльную шкалу, то уровень можно оценивать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Расчетные нормы для оценки уровня показателей

Уровень показателя Показатель эффективности

Высокий 8 < ПЭ < 10

Средний 5 < ПЭ < 8

Низкий 3 < ПЭ < 5

Отсутствует 0 < ПЭ < 3

Для каждого учащегося можно рассчитать количество баллов, которое он набрал, и определить, какому уровню это соответствует.

В качестве методов исследования использовались контент-анализ, анкетирование, включенное наблюдение. Объектом контент-анализа исследований становятся: справки о фактах деятельности, достиже-

ниях учащихся. Повышению уровня объективности, полученной с помощью изучения документации и статистических данных, способствовало «наложение» субъективных методов изучения: анкетирование, собеседование, наблюдение (табл. 2). В ходе исследования также были разработаны уровневые характеристики социокультурной идентичности ребенка по каждому критерию.

Таблица 2

Методы и методики оценки состояния критериев социокультурной идентичности младших школьников

Критерий Показатели Методы и методики оценки

1 2 3

Когнитивно-смысловой • осознание своей принадлежности к определенной группе (общности); • наличие потребности объединяться с группой, их представлениями о жизненных и спроектированных ситуациях; • выработка мнения о себе как члене данной группы Методика «Ценностные ориентации» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), методика «Наши отношения» (составлена по кн.: Л. М. Фридмана, анкетирование, методика «Карта рефлексии»

Продолжение табл. 2

1 2 3

Эмоционально-ценностный • целеполагание и мотивация, интерес к совместной деятельности; • наличие эмоционального переживания успехов или неуспехов в своей группе, ощущение социального комфорта в группе Опросник «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия», диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

Деятельно стный • выполнение норм и правил поведения в группе; • успешная коммуникация в группе; • реализация соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы; • умение разрабатывать различные программы взаимодействия, проектировать и моделировать их в практических формах, реализовывать в конкретной деятельности; • самореализация себя в качестве субъекта детско-взрослой деятельности Педагогическое наблюдение, опросник «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия», методика диагностики личностного роста школьников (автор Д. В. Григорьев), методика «Неоконченное предложение», методика для определения социокультурной идентичности)

Рефлексивный • идентификация себя с требованиями и нормами группы; • объяснение своего поведения и планов в контексте социального и культурного аспектов Методика «Карта рефлексии»

В технологически-процессуальном плане организация запуска деятельности (преобразующий этап эксперимента), формирующей социокультурную идентичность, структурировалась следующим образом. В детских коллективах были реализованы выделенные и обоснованные педагогические условия, способствующие развитию социокультурной идентичности детей:

- учет особенностей развития социокультурной идентичности младшего школьника: наличие выраженных процессов отчуждения от общества (ни с кем и ни с чем себя не идентифицируют, ориентированы на самих себя, свои интересы, свою независимость и свободу, проявляют индивидуализацию как освобождение от обязательств или псевдоиндивидуализацию, скрываясь под вымышленными именами в социальных сетях); ближайшее окружение младшего школьника (семья, педагоги, малая социальная группа) определяют социально-педагогическую обусловленность становления и развития социокультурной идентичности и выступают ее регуляторами; незначительное, по сравнению с другими возрастами, включение в реальные социально обусловленные процессы и отношения, влечет социокультурный инфантилизм младшего школьника; социокуль-

турная идентичность младшего школьника находится в стадии становления и носит неустойчивый характер;

- разработка содержания внеучебной деятельности за счет междисциплинарной программы по семи направлениям, направленным на развитие социальной и семейной идентичности «Я и мой дом», а также компетентностных олимпиад, командных и индивидуальных проектов, конкурсов, социальных тренингов;

- создание воспитательного пространства жизнедеятельности детей, которое становится ключевым фактором становления социокультурной идентичности на основе организации коллективного и индивидуального творчества при подготовке и проведении дел; вариативности, психологической комфортности, сотрудничества;

- педагогическое сопровождение развития социокультурной идентичности: решение коммуникативных и социально-психологических ситуаций, анализ социокультурных контекстов, имитационно-игровое моделирование, социальные пробы.

Проведенное по завершению этапа преобразующего эксперимента измерение динамики социокультурной идентичности предполагало сравнительный анализ состояния показателей по всем критериям.

Система доказательств и научная аргументация. Полученные в ходе обработки результатов исследования данные были обобщены, приведены в систему. Рассмотрим данные, характеризующие сформирован-ность социокультурной идентичности детей и способы расчета на примере когнитивно-смыслового критерия.

В соответствии с содержанием показателей когнитивно-смыслового критерия выявлялись данные по каждому показателю и их уровень. Показатели следующие: осознание своей принадлежности к определенной группе (общности); наличие потребности объединяться с группой, их представлений о жизненных и спроектированных

ситуациях; мнение о себе как члене данной группы. Для анализа уровня состояния когнитивно-смыслового критерия была использована методика «Ценностные ориентации» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), а также анкета-тест на определение ценностных отношений личности по пятнадцати составляющим.

Все полученные данные были выражены в баллах, систематизированы в таблицах, отражающих значения до и после педагогического эксперимента. Результаты диагностики заключительного этапа эксперимента проявления показателей когнитивно-смыслового критерия представлены в табл. 3.

Эти данные представлены также в виде диаграммы на рисунке 1.

Таблица 3

Сравнительная оценка состояния показателей социокультурной идентичности по когнитивно-смысловому критерию у детей до и после педагогического эксперимента

(в баллах)

Средний балл показателя эффективности

Показатели когнитивно-смыслового критерия Начало Окончание

эксперимента эксперимента

П1 - осознание своей принадлежности к определенной группе (общности) 3,8 8

П2 - наличие потребности объединяться с группой, их представлениями о жизненных и спроектированных ситуациях 4,2 7,2

П3 - выработка мнения о себе как члене данной группы 3,9 5

ПЭ - итоговый показатель эффективности по когнитивно-смысловому критерию 4,0 6,7

Рис. 1. Сравнительный анализ состояния показателей когнитивно-смыслового критерия

Так, на диаграмме видно, что произошло увеличение числа детей, испытывающих потребность объединяться с группой, их представлениями о жизненных ситуациях, увеличилось количество детей, обладающих средним уровнем сформированности ценностных отношений. Данные результаты можно объяснить реализацией, прежде всего, представленных выше педогогических условий.

Достоверность полученных данных проверялась с помощью метода Стьюдента для зависимых выборок. Количество участников эксперимента - 80 обучающихся из швол города Омска. Для исследования взят 95%-й доверитеньный интервал для разности средних значений. Определение достоверности разницы средних в случае зависимых выборок вычисляют по формуле:

у д

кх ■ л н , (и

а( н-в

где у -аритерий Стындннта;

( - разность между результатами в паре данных;

п - число пар данных;;

У У - сумма этих частных разностей;

- сумма квадратов чкстных ракносвей.

Перед тем как использовать формулу 1, необходимо выьвслитк частоые разьынти между результатами во всех парах, квадрат каждой из эонх ракностей, сумму эоих наз-ностей и сумму их квадратов. Используя расчеты для показателя П1 когнитивно-смырловоно критерия, получаем слрдующий результат:

|(НКхР469,аУ)-У-33б)2 '

Величина t = 46,7 значительно выше К^к = 1,99, уоторая необходимн для уровна значимосни 0,05 при 79 степкням свободы. Иными словами, порог вероятности для такогн О ниже 0,05. Таким образом, ну-

левая гипотеза может быть отвергнута, и разница между выборками достоверна. В сокращенном виде для показателя П1 когнитивно-смыслового критерия это записы-дается следиющим образом: t = 46 ,7; h = 79; р < 0,05; достоверно.

Проведеньые расчеты позволяют сдельть вывод, что итоговый показатель эффективности 1ыо ккгнитилно-смысловому критерию после эксперимента увеличился статистически достоверно (нн уровне значимости р < 0,05).

Аналогично по формуле 1 проведены вы-чисннния для дркеих показателей П2 и П3 когнитивно-смыслового критерия.

Исследование остальных показателей критериев социокультурной идентичности были проведены в той же логике и последовательности с использованием определенных для них методик (табл. 2). В результате получена сравнительная оценка показателей сформированности эмоционально-ценност-ноге кфитерия, поведенческого и рефлексивного, сделан анализ полученной динамики данных. Достоверность полученных данных проверялась с помощью метода Стьюдента для занисимых выборок.

Проведенное по завершению этапа преобразующего эксперимента исследование позволило провести сравнительный анализ произошедших перемен. Изменения уровня состояния показателей социокультурной идентичности, которые произошли на преобразующем и итоговом этапах в 20152017 гг. отражены в табл. 4.

Следует отметить, что изменения произошли по всем оцениваемым составляющим. Тан, нерьонапальное осследоьание показало преимущественно низкий уровень по всен параметрам, общий балл: 3,8 - низкий. Произошли изменения в показателях ког-нитивно-смысловоыо критерия, он стал немного выше среднего - 6,7. Поведенческий и рефлексивный с низкого уровня выросли до 7,4 и 7,5 баллов, что соответствует среднему, ближе к высокому уровню. Макси-мнльиые изменения произошли р показателе кмнционально-ценностного критерия: он стал стабильно высокий - 8 баллов.

Таблица 4

Изменения уровня состояния показателей социокультурной идентичности по всем критериям, которые произошли на преобразующем и итоговом этапах в 2015-2017 гг. (в баллах)

Критерий Начало преобразующего этапа 2015-2016 г. Окончание итогового этапа 2017 г. Уровень значи-мостиР (n = 80)

Показатель эффективности ПЭ Уровень показателя Показатель эффективности ПЭ Уровень показателя

Когнитивно-смысловой 4 Низкий 6,7 Средний < 0,05

Эмоционально-ценностный 3,8 Низкий 8 Высокий < 0,05

Поведенческий 3,4 Низкий 7,4 Средний, близкий к высокому < 0,05

Рефлексивный 4 Низкий 7,5 Средний, близкий к высокому < 0,05

Итоговый средний балл по всем критериям 3,8 Низкий 7,4 Средний, близкий к высокому < 0,05

Результаты исследования. В качестве основных результатов (на личностном уровне) выступает степень сформированности социокультурной идентичности детей. Это выражается через динамику сформирован-ности основных показателей по выделенным критериям: знание прав и обязанностей в социуме, знание наиболее существенных сложившихся социально-ролевых связей и отношений социума, социокультурной специфики в мире коммуникаций; наличие социальных мотивов - оказывать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной

ситуации, близким, друзьям, мотивы самоопределения и самосовершенствования; стремление получить одобрение; выражение ценностного отношения к традициям, национальностям, культурам; проявление меж-личностно-отношенческих компетенций; наличие опыта и готовности участия в социокультурной деятельности, способность личности занимать субъектную позицию и производить изменения в окружающей действительности, направленность на расширение сфер деятельности - создание и реализация проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Жимбаева Ц. Ч. Особенности становления социокультурной идентичности у современных студентов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 6. - С. 267-273.

2. Колчина А. А. Организация воспитательной деятельности в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2012. - 24 с.

3. Кривопаленко Е. И. Педагогическое руководство социально ориентированной деятельностью старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2014. - 206 с.

4. Курмелева Е. М. Современная идентичность: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2008. - № 4. - С. 39-47.

5. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью //

Вопросы философии. - 1998. - № 2. - С. 43-53.

6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 196 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.

8. Яковлева Н. М. Технологический подход как стратегия научно-педагогического исследования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 3. - С. 77-83.

9. Elkonin B. D. The action event: (notes on the development of object-oriented actions II) // Russian Education and Society. - 2015. - Т. 57, № 11. -С. 889-910.

10. Melchert N. The Great Conversation: A Historical Introduction to Philosophy. - 7th ed. -New York: Oxford University Press, 2014. - 784 p.

Поступила в редакцию 25.09.2017

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_

Gam Alexandr Vladimirovich

Headmaster, Centre of Educational Initiatives, gam_av@mail.ru, Omsk

EVALUATION OF SOCIO-CULTURAL IDENTITY IN PRIMARY SCHOOLBOYS

Abstract. This article considers a rather new phenomenon in pedagogical practice - the "sociocul-tural identity" of a person. The analysis of socio-cultural identity as a phenomenon that characterizes the identification of the meanings and concepts of the child with the world of society and culture are presented in the article. The methodological foundations are provisions on the integration and divergence of social phenomena and processes, determining the relationship of the principles of development in the field of social and public phenomena, as well as a systematic approach that allows for the analysis and design of processes of interaction between society and the individual as subjects of socio-cultural community. The article discusses the main features of social and cultural identity, functions, manifestations at the level of Junior school age. The article defines criteria and indicators of sociocultural identity, the basic methods and assessment methods. The main results of measurements with the methods of mathematical statistics (Student's t-test - Dependent t-test for paired samples).

Keywords: identity, the result of socio-cultural identity, criterion-evaluation complex of socio-cultural identity.

References

1. Zhimbaeva, Tc. Ch., 2011. Peculiarities of the formation of sociocultural identity in contemporary students. Bulletin of the Buryat State University, 6, pp. 267-273 (In Russ., abstact in Eng.).

2. Kolchina, A. A., 2012. Organization of educational activities in the contemporary University. Cand. Sci. (Pedag.). St. Petersburg, 24 p. (In Russ.).

3. Krivopalenko, E. I., 2014. Pedagogical management of socially oriented activities of high school students. Cand. Sci. (Pedag.). Omsk, 206 p. (In Russ.)

4. Kurmeleva, E. M., 2008. Modern identity: state, problems, prospects. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology, 4, pp. 39-47. (In Russ., abstact in Eng.).

5. Malakhov, V. S., 1998. Inconvenience with

identity. Philosophy issues, 2, pp. 43-53 (in Russ.).

6. Mudrick, A. V., 2005. Social Pedagogy. Moscow: Akademiya Publ., 196 p. (In Russ.).

7. Erikson, E., 2006. Identity: youth and crisis. Moscow: Flinta Publ., 352 p. (In Russ.).

8. Yakovleva, N. M., 2011. The Technological Approach as a Strategy for Scientific and Pedagogical Research. Modern High School: an Innovative Aspect, 3, pp. 77-83. (In Russ., abstact in Eng.).

9. Elkonin, B. D., 2015. The action event: (notes on the development of object-oriented actions II). Russian Education and Society, T. 57, 11, pp. 889-910.

10. Melchert, N., 2014. The Great Conversation: A Historical Introduction to Philosophy. New York: Oxford University Press Publ., 784 p.

Submitted 25.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.