Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭТИКЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ'

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭТИКЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА / ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / СУБСТАНЦИЯ / МОДУСЫ / ЭТИКА / БЛАЖЕНСТВО / БОГ / РАБСТВО / SPINOZA / PHILOSOPHY / SCIENCE / SUBSTANCE / MODES / ETHICS / BLISS / GOD / SLAVERY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Челядина А.А.

Бенедикт Спиноза - это один из ярчайших мыслителей такого направления философии как рационализм. Достоинством работ выдающегося мыслителя, на наш взгляд, заключается в точности мысли и выдержанности структуры. Приверженец использования разума и логики во всех областях человеческой мысли, он смог применить доказательственный подход даже в своих философских работах. Б. Спиноза стал создателем наиболее полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени. Однако его труды не были ограничены лишь рамками философии. Бенедикт Спиноза также нашел свое отражение в политике, экономике и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF MORALITY IN THE ETHICS OF BENEDICT SPINOZA

Spinoza is one of the clearest thinkers such areas of philosophy as rationalism. The advantage of the works of the outstanding thinker, in our opinion, lies in precision of thought and consistency of structure. Supporter of the use of reason and logic in all areas of human thought, he was able to apply the evidentiary approach, even in their philosophical works. Spinoza was the Creator of the most comprehensive and well-grounded philosophical system Holland new time. But his work was not confined to philosophy. Benedict Spinoza was also reflected in politics, economy and culture.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭТИКЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ»

апреля 2007 г. № 55-Г07-3; от 4 июня 2008 г. № 39-Г08-2. // http://www.supcourt.ru/ [Электронный ресурс] (Дата обращения 28.08.2018).

5. Решение Высшего арбитражного суда РФ от 16.06.2010 № ВАС-6978-6979/10 // http://www.supcourt.ru/ [Электронный ресурс] (Дата обращения 28.08.2018).

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2008. - № 1.

УДК 123

Челядина А. А. студент

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭТИКЕ БЕНЕДИКТА

СПИНОЗЫ

Аннотация: Бенедикт Спиноза - это один из ярчайших мыслителей такого направления философии как рационализм. Достоинством работ выдающегося мыслителя, на наш взгляд, заключается в точности мысли и выдержанности структуры. Приверженец использования разума и логики во всех областях человеческой мысли, он смог применить доказательственный подход даже в своих философских работах. Б. Спиноза стал создателем наиболее полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени. Однако его труды не были ограничены лишь рамками философии. Бенедикт Спиноза также нашел свое отражение в политике, экономике и культуре.

Ключевые слова: Бенедикт Спиноза, философия, наука, субстанция, модусы, этика, блаженство, Бог, рабство.

Chelyadin A.A.

Student

Kutafin Moscow State Law University (MSAL) THE ESSENCE OF MORALITY IN THE ETHICS OF BENEDICT

SPINOZA

Annotation: Spinoza is one of the clearest thinkers such areas ofphilosophy as rationalism. The advantage of the works of the outstanding thinker, in our opinion, lies in precision of thought and consistency of structure. Supporter of the use of reason and logic in all areas of human thought, he was able to apply the evidentiary approach, even in their philosophical works. Spinoza was the Creator of the most comprehensive and well-grounded philosophical system Holland new time. But his work was not confined to philosophy. Benedict Spinoza was also reflected in politics, economy and culture.

Key words: Spinoza, philosophy, science, substance, modes, ethics, bliss,

God, slavery.

Бенедикт Спиноза - это один из ярчайших мыслителей такого направления философии как рационализм. Основными предметами его философии являлись:

1. проблема субстанции;

2. теория познания;

3. этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Наиболее значимая философская заслуга Спинозы — доскональная

разработка теории субстанции. Базу этой теории составила концепция Декарта, с которой Спиноза был не согласен в определённой мере. Поэтому он выдвигает самостоятельную систему взглядов о единой субстанции, в которой нет различий между высшей субстанцией - Богом и созданными им прочими субстанциями. Как раз в этом выражается пантеистическое направление его философии. Спиноза заявляет, что лишь единая природа -Бог владеет способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи. В то время как единичные вещи существуют не сами по себе, а являются только проявлениями — "модусами" общей субстанции. Они (модусы) полностью зависят от единой субстанции, а значит, подвержены переменам, имеют начало и конец собственного существования.

Одной из основных проблем в «Этике» Спинозы является вопрос отношения свободы и необходимости. Эту тему он рассматривает в 4 и 5 частях своего произведения. Конкретно в 4 части, названной «О человеческом рабстве, или о силе аффектов.», философ размышляет о людском бессилии перед влиянием множественного числа этих аффектов. В определённом смысле Б. Спиноза, а до него стоики, которые рассматривали свободу как познание необходимости, конечно, были правы, но свобода отнюдь не сводиться только к познанию необходимости. «Как и сам человек не может быть сведён к роли бесстрастного субъекта познания не зависящей от него реальности».

Главная задача «Этики» - обосновать способность интеллекта противостоять аффектам, под которыми понимается как состояние души человека, имеющей смутные или ясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Основополагающих аффектов три: «удовольствие, неудовольствие и желание». Аффекты, возникнув от разных оснований, могут слагаться друг с другом разнообразными способами, формируя все новые и новые разновидности аффектов, страстей. Их многообразие вызывается не только лишь природой определённого объекта, но и природой самого человека.

Спиноза считает, что «аффекты и разум составляют в совокупности человеческий дух, и тот из них, кто возьмет верх, уже предопределено сущностью Бога». Очевидно, что свободен тот, у кого адекватные идеи властвуют над смутными идеями аффектов, то есть тот, у кого божественная

сторона подчинила себе менее божественную. Следовательно, под свободой подразумевается внутренняя структура состояния духа, а не его генезис, и поэтому человек имеет возможность быть детерминированным к свободе. Спиноза не исключает, что этой свободе можно обучиться, доказательство тому можно найти в пятой части "Этики", указывающей на пять правил для достижения господства духа над аффектами.

Таким образом, свобода, достигаемая, по мнению Спинозы, противоречива по своей природе. В одно и то же время свобода может быть и активна и пассивна. Активность связана с тем, что если человек занимаясь только разумной деятельностью, то он получает способность контролировать собственные аффекты. Пассивность же заключается в подчинении аффектам.

«Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством» - именно так определяет Спиноза зависимого от своих аффектов человека. А свободный, руководствуясь одним лишь разумом, следует своей природе. Для принятия правильных решений, человек развивает свой разум и познает свою природу, а с её помощью и природу Бога.

Поэтому Спиноза отрицал свободу воли и свободу выбора, т.к. выбор человека ограничен возможностью выбрать предопределенное ему природой или предаться аффекту. Свобода заключается в определении самого себя в соответствии с природой. Значит свобода - это познанная необходимость. Но быть свободным, означает воплощать в своей жизни божественно -рациональную, или рационально-естественную необходимость.

Поступающих именно так, Спиноза называет мудрецами, работающими над собой. Как в определении добра и зла, так и в определении счастья (блаженства) Спиноза высказывает в последней теореме трактата сентенцию: "Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти".

Тогда выходит, что блаженство - это не награда за добродетель, за обузданность страстей, а что только в обуздании своих страстей человек добивается счастья? В ответе на данный вопрос заключается центральная мысль учения Спинозы о совершенствовании. Человек стремится к блаженству на пути познания Бога. Он продвигается по пути знаний, обуреваемый желанием соединения с правдой. Чем ближе он к ней, тем сильнее его способность держать под контролем свои аффекты и регулировать ими с помощью разума. Поэтому в процессе познания происходит и моральный рост человека.

Труды Бенедикта Спинозы не ограничились в рамках философии. Они нашли свое отражение и во многих других сферах. Работы Синозы имеют большую актуальность и в политической жизни общества. Так, К. Маркс упоминал Спинозу в числе тех мыслителей, которые «стали рассматривать

государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии». Позиции Спинозы о праве и законе формируются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону. Так как закон, подкреплённый принуждением, предназначен для того, чтобы обуздать аффекты и страсти, в нем должен быть воссоздан истинный разум, всегда устремлённый на общее благо. Именно эти мысли, которые содержались в части II «Этики», легли в основу формирования теорий о правовом государстве.

Также Спиноза не принимал абсолютную монархию, считая эту форму правления совершенно неразумной, враждебной всеобщему благу. Единственно могущественное государство - это демократия, как говорил сам Спиноза: "народная форма верховной власти". Эта заключённая в «Этике» концепция - первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии. Она стала огромным толчком в развитии демократических мыслей того исторического периода, давая тем самым устойчивую основу для трудов таких великих просветителей, как Шарль Монтескье, Жан Жак Руссо и Вольтер.

В заключении, следуют отметить, что учение Спинозы было не только определённым прорывом в области нравственности, но и стала большим шагом на пути к постижению сущности государства и права. Стремление Спинозы освободить теорию политики от морализирования и внесения в нее субъективных оценок, предопределило разграничение права и законов природы. Применительно к политике такое разграничение в концепции Спинозы стало методом определения "границ государственной власти", прогрессивных политико-правовых программных требований.

Использованные источники:

1. Авт. колл. под руковод. проф. В.М. Артемова, «Контуры научной школы» (2002-2012 гг.). - М.: издат. центр МГЮА, 2015.

2. Алексеев П.В., Панин А.В., «Философия»: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015.

3. Авт. колл.: Дёмина Л.А., и др., «Философия»: учебник. - М.: Проспект, 2012

4. Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. «Введение в философию» - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

5. Б. Спиноза, «Этика», - СПб.: Азбука, 2016.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс, «Собрание сочинений», том 1. - М.: Директ-Медиа, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.