ОБЩЕСТВО
Б. СПИНОЗА: ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Пивоваров Д. В.
В статье изложено и оценено учение Б. Спинозы - основоположника философии религии Нового времени. Вначале автор знакомит читателя с краткой биографией и важнейшими изречениями голландского мыслителя, а затем - с его главными сочинениями и метафизикой. Основное внимание уделено пантеизму и учению Спинозы о религии, Библии и церкви.
B. SPINOZA: PHILOSOPHY OF RELIGION
D.V. Pivovarov
The doctrine of B. Spinoza - the founder of philosophy of religion of New time, is stated and estimated in the article. In the beginning the author acquaints the reader with the brief biography and the major sayings of the Dutch thinker, and then - with his main books and metaphysics. The basic attention is given to Spinosa's pantheism and to his doctrine of religion, The Bible and church.
Бенедикт Спиноза (Benedictus Spinoza, 1632?1677), или Барух д' Эспиноза, сефард - великий голландский философ-рационалист. Основатель философии религии Нового времени. Стал «исследовать Писание свободно и без предвзятых мыслей»: и природу нужно понимать из нее самой, и сакральный текст надо читать сам по себе, а не в качестве Божественного Откровения.
Заложил основы принципа историзма и научно-критического анализа священных текстов. Компаративно сопоставил между собой иудаизм как «неразвитое христианство» и христианство «как развитый иудаизм». Отвергал обвинения в атеизме в свой адрес, полагая, что критикует не религию как таковую, а сопряженные с нею невежество и суеверия; саму же подлинную религию Спиноза почитал за истинную мудрость.
«Богословско-политический трактат» Спинозы оказал большое влияние на деис-
тов XVII-XVШ вв., а также стал одним из косвенных источников современного светского антисемитизма. Рационалистическая трактовка Спинозой библейского повествования, отрицание идеи избранного народа, боговдохновенного пророчества и чуда были использованы деистами в их критике христианства и его еврейских источников. Некоторые еврейские мыслители считали Спинозу первым евреем, придерживавшимся светских, национальных и даже сионистских воззрений (Спиноза писал о возможности восстановления еврейского государства в Эрец-Исраэль).
Хотя Спиноза формально не принял христианства, в своих трактатах он явно отдавал предпочтение универсалистской проповеди Иисуса Христа перед партикуляризмом еврейской религии.
Биография. Спиноза родился в Амстердаме в состоятельной еврейской семье купца Михаила д'Эспи-
нозы, которая поселилась здесь, спасаясь от испанской инквизиции в Португалии. Его имя происходит от названия городка Эспи-ноза на северо-западе Испании. В те времена Голландия славилась своей религиозной терпимостью, и в нее эмигрировали от преследований свободомыслящие люди из разных стран Европы. Барух был низкого роста, со смуглым лицом и черными вьющимися волосами. Дед и отец Баруха занимали почетные должности. Родители воспитали его в духе ортодоксального иудаизма. Еще в шестилетнем возрасте Спиноза потерял мать, а когда ему было 22 года, умер отец.
Будущий философ учился в еврейском религиозном училище, готовившем раввинов. Главным предметом изучения там был древнееврейский язык, еврейская литература, Танах и Талмуд. В 15 лет Барух уже хорошо усвоил Талмуд, и синагога стала возлагать на него большие надежды. Но училище ему пришлось оставить, чтобы помогать отцу вести торговое дело. Торговля показалась Спинозе занятием крайне скучным, и он предпочел в будущем науку и философию.
Уже погрузившись в торговые дела своей семьи, Спиноза стал посещать (между 1652-1656) частную школу Франциска ван ден Эндена, где с удовольствием изучал латинский язык, классику (Цицерона, Сенеку и др.), а также написанную на этом языке философскую и научную литературу (труды Декарта, Бэкона, Гоббса и др.). Глава этой латинской школы - ученый католической формации, а позднее - свободомыслящий иезуит-пантеист. В его доме ставились латинские пьесы. Барух посещал его дом, где у него возник роман с юной Кларой Марией, дочерью ван-ден-Эндена.
Постепенно консервативный иудаизм становится чуждым Спинозе. В нем происходит тот духовный перелом, который впоследствии повлек наложение на него херема (анафемы). Среди его друзей и знакомых были нидерландские республиканцы и сек-
ров Д. В.
танты из протестантской секты «Коллеги-антов», но юноша все еще оставался членом амстердамской еврейской общины. Руководители общины становились все более недовольны им. Они надеялись, что Барух будет раввином, предложили ему ежегодное содержание в тысячу гульденов (сумму по тем временам значительную), лишь бы он продолжал посещать синагогу и не высказывал своего неприятия талмудических положений.
Спиноза, не склонный к лицемерию, отверг их предложение. Все попытки раввинов вернуть Спинозу к еврейству оказались тщетными; не подействовал и подкуп. После смерти его отца (1654) какой-то фанатик попытался даже убить ученого, но благодаря быстроте реакции Баруху удалось спастись (философ сохранил на память плащ, искромсанный ударами кинжала).
27 июля 1656 года, во избежание конфликта с городскими властями, еврейская община подвергла Спинозу «великому отлучению» за его еретические взгляды ? прежде всего за его критику христианства. (Евреи не считались гражданами Голландии, а их нападки на Библию трактовались как нападки на христианство.) Церемония «великого отлучения» Спинозы была следующей. Протрубили в горн, одну за другой задули свечи и зачитали проклятие: «Сим, по приговору ангелов и святых, отлучаем, проклинаем и предаем анафеме Ба-руха Спинозу. Будь он проклят и днем, и ночью, во сне и наяву, выходя из дома и заходя в дом. Господь сотрет имя его с лица земли и отвергнет за его отступничество от всего народа израильского. И никто не перемолвится с ним словом и не напишет ему, не выкажет ему одобрения, не разделит с ним кров и не подойдет к нему ближе, чем на четыре локтя и да не прочтет ничего написанное им или с его слов».
Спинозу обрекли на презрение бывших единоверцев, полную социальную изоляцию от них, включая друзей-евреев и родственников, а его будущие научные труды
подлежали уничтожению. Сестра Ребекка оспаривала право на отцовское наследство, однако Спиноза сумел выиграть судебный процесс, хотя и не принял наследства - ему было важно защитить право как таковое, а не свое имущество.
В 1660 году, став еретиком-изгоем, Спиноза покидает Амстердам и переселяется на несколько лет в деревушку в окрестностях Амстердама, где сочиняет «Апологию» в защиту собственных взглядов. Позднее перебирается в Рейнсбург близ Лейдена, оттуда - в Ворбург в окрестностях Гааги, а с 1670 г. поселяется в Гааге в доме художника Ван дер Спика. В Гааге он жил до самой смерти. К христианству не примкнул, но имя сменил, став Бенедиктом (то есть «благословенным»). Умер Спиноза 21 февраля 1677 года в возрасте 44 лет от туберкулеза, которым страдал в течение 20 лет. В его семье эта болезнь была наследственной.
Философ не нажил никакого состояния (после его смерти осталось всего 200 гульденов и долги). Был погребен в церкви Ной-керк на Площади Дам в центре Амстердама. Неопубликованные работы и письма Спинозы были анонимно публикованы под названием «Opera Posthumа» («Посмертные работы») в 1677 году, но вскоре их отождествили с его именем, объявили «нечестивыми, атеистическими, богохульными», и они были запрещены. Французский энциклопедист Пьер Бейль определил спинозизм как «самую чудовищную и нелепую гипотезу, которую можно только себе представить». Давид Юм говорил о ней, как об «отвратительной гипотезе».
Обходился голландский ученый немногим, отказывался от предлагаемых ему крупных даров. Зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками. Позже к его доходу прибавилась скромная пенсия, выплачиваемая ему двумя знатными покровителями. Спиноза вел независимый образ жизни, занимался философией, переписывался с ведущими уче-
ными того времени (Бойлем, Гюйгенсом, Лейбницем и др.). Сложился кружок его почитателей. Философ отверг лестное предложение занять место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете (1673), сославшись на враждебность к нему официальной церкви.
Враги клеймили Спинозу разными прозвищами: наглый, безбожник, сумасшедший, нахальный, богохульный, зачумленный, отвратительный. Его фамилию Spinoz'а переиначивали в Spinosus (то есть шиповник, имеющий шипы).
На формирование учения Спинозы в первую очередь оказали влияние идеи Рене Декарта и Томаса Гоббса, в меньшей степени - пантеизм Джордано Бруно, учебники схоластов (Франциско Суареса и др.), философия евреев-аверроистов, Моше бен Маймонида и Соломона Ибн Авицеброна, каббала. Настоящее знакомство с философией Спинозы в Европе начинается со времени появления писем Фридриха Якоби к Мозесу Мендельсону (1785).
Иоганн В. Гете писал о сильном впечатлении, которое на него произвела «Этика» Спинозы. Фридрих В.Й. Шеллинг и Георг В.Ф. Гегель считали обязательным изучение спинозизма для любого образованного человека. «Самый чистый мудрец» - так Фридрих Ницше назвал Спинозу. Мартин Хай-деггер признавал, что система Спинозы является одной из самых великих философских систем в истории.
Русским религиозным философам был чужд пантеизм и рационализм Спинозы, а также его критика Библии. Только Владимир Сергеевич Соловьев признавался, что Спиноза был его первой любовью в области философии. При Еврейском университете в Иерусалиме есть научный центр по изучению спинозизма.
Первое сочинение Спинозы - «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» (1660). Через год он написал «Трактат об усовершенствовании разума» (1661). Главные произведения философа - «Этика» (на-
чата в 1661, издана в 1677 на латинском языке) и «Богословско-политический трактат» (опубликован анонимно в Амстердаме в 1670). Единственной книгой, изданной по-латински при жизни и под именем Спинозы, был труд «Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом», 1663).
Как и Рене Декарт, Спиноза создавал свою философию по аналогии со строго доказательной геометрией. «Этика» изложена геометрическим способом: сначала простейшие дефиниции исходных понятий, потом аксиомы, за ними - следствия и доказательства и, наконец (что всего важнее и интереснее), - его философские примечания.
Высшую цель жизни истинного философа, подобного Сократу, Спиноза усматривал в умении мыслителя бесстрастно созерцать вещи с точки зрения вечности. Свою жизнь он постарался прожить в соответствии с собственной метафизикой. Не случайно его именуют «стоиком Нового времени».
Изречения Спинозы. Бог, или субстанция, или природа. Дух вечен, так как воспринимает вещи в форме вечности. Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены. Люди не творятся из ничего, а только порождаются, и тела их существовали уже раньше, хотя и в другой форме. Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено Богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе. Природа и боги сумасбродствуют не менее людей. В философии же мы ясно осознаем, что атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к Богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.
То, что знает Бог, так же мало походит на
ров Д. В.
то, что знает человек, как созвездие Пса — на лающее животное, и, может быть, еще меньше. Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели Он нас создал. Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается. Страх возникает вследствие бессилия духа. Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины. Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.
Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Понимание ? начало согласия. Всякое определение есть ограничение. Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее. Невежество не есть аргумент. Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать. Как свет обнаруживает и самого себя, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя, и лжи. Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.
Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их. Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его. Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные. Честолюбие есть чрезмерное желание славы. Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе. Человеческие поступки и стремления я рассматриваю точно так, как если бы речь шла о линиях, поверхностях и телах. Немало разницы между удовольствием, которым увлекается, например, пьяница, и удовольствием, которым обладает философ.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее на-
строение. Для человека нет ничего полезнее человека. Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве. Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно. Смотри на все с точки зрения вечности. Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием. Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель. Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!
Сочинение «Этика». Спиноза отказывается строить теорию морали на основе церковного богословия. Ему чужда мысль, что мораль основана на страхе перед внешним либо внутренним наказанием. Ложно представление о Боге как о некоем судье, монархе или отце, поскольку Бог не имеет человеческого образа, безличен. Суть спинозизма - чувствовать себя в Боге, видеть вещи в Боге. Адекватное познание любой реальности подразумевает познание Бога.
«Наша душа, поскольку она открыта истине, является частью бесконечного разума Бога; поэтому необходимо, чтобы ясные и отчетливые идеи души были настолько же истинными, насколько истинны идеи Бога». «Человеческая душа обладает адекватным знанием вечной и бесконечной сущности Бога».
В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым. В природе нет ни целей, ни «совершенства» и «несовершенства», «добра» и «зла», ибо все происходит под знаком самой строгой необходимости. В природе все именно таково, каким и должно быть. Человеку, как и всем другим существам во Вселенной, присуще стремление (шт^) к самосохранению, и это стремление выражает бесконечную Божественную силу. Единственный критерий оценки явлений - польза или вред, приносимые ими человеку.
«Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот, - то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию доб-
ром». Порок (как учил еще Сократ) - это невежество, а добродетель - это знание. Следует отличать то, что действительно полезно человеку, от того, что только кажется полезным. Этика ставится, таким образом, в зависимость от теории познания.
«Этика» Спинозы состоит из пяти частей. Ее первая часть посвящена основе и отправной точке философского познания -размышлениям о Боге. По Спинозе, идея Бога есть первая и самая совершенная из идей. Из нее можно вывести знание обо всей сущей природе.
Во второй части «О природе и происхождении духа» разбираются достоверные свойства познания. Душа трактуется как идея (сознание) тела. О человеке говорится, что, в первую очередь, он - это обладающее сознанием тело, и лишь потом - познающий субъект.
В третьей части «О происхождении и природе аффектов» автор анализирует личность человека, в основании которой находится «желание».
В четвертом разделе «О человеческой зависимости, или О силе аффектов» Спиноза доказывает, что человеческая душа от природы способна переходить от простого осознания к рефлексивному и истинному знанию самой себя. Философ начинает с определений пассивности и зависимости, а затем - свободы. Автор трактует добродетель не как понятие морали, а как утверждения радости бытия и существования. Добродетель предполагает знание и размышление.
В пятом разделе «О могуществе разума, или о человеческой свободе» Спиноза заявляет, что блаженство (счастье) - это больше чем просто радость: это высшая стадия удовлетворения самим собой и увеличения способности к существованию. Детально описан процесс движения от чувственного к адекватному знанию и к радости, которую доставляет полная самореализация. Человек, таким образом, полностью овладевает самим собой в своих отношениях с Бытием.
Спиноза заключает, что каждый человек обязан стать свободным, мудрым и радостным и иметь мужество проделать этот путь к совершенству путем самопознания. В конце этого пути человечество ожидает слияние с миром в единое целое.
Учение Спинозы о человеке - это философский рационализм: а) сущность человека в его разуме; б) человеческому разуму доступно абсолютное знание; в) порядок и связь идей тот же, что и порядок вещей. Отсюда, все в природе одухотворено, душа постоянно соединена с телом и наоборот. С духом соединена идея духа или самопознания точно так же, как дух соединен с телом. У Бога есть представление обо всех предметах, и Его представление есть душа этих предметов.
Проблему человека Спиноза пытается обсуждать объективно и беспристрастно, в духе науки геометрии. Человек - не субстанция, его бытие не заключено в его сущности. Человек свободен в такой же мере, в какой свободен брошенный камень (если бы его одарить сознанием) во время своего полета.
Человек - не тварное существо, а часть вечной природы, и человек подчинен универсальным законам природы. Сознание человека есть «духовный автомат», действующий по собственным законам - подобно телу, подчиняющемуся законам движения. Эмоциональная жизнь подчинена логике динамических сил, выводимых из трех первичных аффектов: из удовольствия (радости), неудовольствия (печали) и желания.
О соотношении души и тела в «Этике» сказано: «Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому». Спиноза подвергает критике понятие свободы воли, утверждая, что свободы воли как таковой нет. У человека свобода воли сводится к определенной степени разумного поведения. Свобода и необходимость - понятия взаимосвязанные, сливающиеся в понятие «свободной необходимости».
ров Д. В.
Высшее в человеке - процесс познавания. Суть интеллектуальной любви к Богу - самопознание: «Познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога». Есть три рода познания:
1) мнение или воображение, то есть чувственное познание путем общих представлений, слов, воспроизведенных памятью;
2) разум, то есть познание через понятия, истинные идеи;
3) созерцательный разум, интуиция, то есть подобие божественного интеллекта, адекватно познающего сущности вещей.
Познание бывает смутным и ясным. В ясном познании выражается наша сила, в смутном - наша слабость. Добро есть то, что увеличивает нашу жизнеспособность, что нам полезно; зло - то, что уменьшает ее, что нам вредно. Понятия добра и зла относительны. Адекватное познание Бога ведет к «интеллектуальной» любви Бога. Радость и печаль зависят от нашего познания. Счастье состоит в познании, в успокоении души, исходящем из созерцания Бога. В истинном познании природы страстей заключается и исцеление от них. Человек становится свободным, когда освобождается от страстей.
Как и Томас Гоббс, Спиноза применяет к психологии и этике закон инерции Галилео Галилея. Он считает первичным стремление к самосохранению: всякая форма жизни стремится пребывать в своем существовании и сохранять его до бесконечности, пока не сталкивается с препятствием в виде некоторой превосходящей силы. В этом пункте философ решительно расходится с учением схоластов о направленности всех природных форм к заранее заданным целям (causa finalis) и о существовании человеческой природы ради некой высшей трансцендентной цели.
Его «Этика» натуралистична, апеллирует к земному, а не загробному миру. Его учение о страстях и свободе человека похоже на учение стоиков. Фридрих Ницше отмечал, что Спиноза первым начал переоценку традиционных моральных ценностей:
1) главные мотивы его философии жизни - не печаль, не чувство греха или вины, но радость и спокойствие духа;
2) добродетель определена как состояние свободы;
3) познавая человеческую природу, можно научиться ею управлять. Отказ от понимания жизни в свете Библии и учения о сверхприродных санкциях привлекал к философии Спинозы многих поэтов и ученых (И. В. Гёте, В. Вордсворта, А. Эйнштейна и др.).
Метафизика спинозизма. Вслед за Джордано Бруно, Спиноза приписывает космосу свойство бесконечности, поддерживает гелиоцентризм. Основа его философской системы - пантеистическое учение о Боге-субстанции как единой и вечной природе. Бог есть вечный и необходимый порядок природы.
Субстанция - это бытие необусловленное; она не нуждается ни в чем другом для своего существования, служит причиной самой себя (causa sui). «Я понимаю под субстанцией (substantia) то, что существует в себе и постигается из себя, то есть понятие чего не требует понятий о других телах, чтобы объяснить его происхождение».
Сверх природы ничего нет, а в природе нет ничего, кроме одной субстанции-Бога и ее проявлений. Существование есть мощь (potentia), несуществование - бессилие. Истинный смысл жизни может быть только любовью к необходимости, року.
У природы - две стороны:
1) природа творящая (natura naturans), то есть Бог как единая субстанция;
2) природа сотворенная (natura naturata), то есть бесчисленное множество единичных конечных вещей, модусов.
Бог - это динамический порождающий принцип, имманентный природе. Субстанции присуще бесчисленное множество атрибутов, в том числе два главных - мышление и протяжение; Спиноза признавал ду-
ализм Декарта, но мышление и протяжение считал атрибутами единой субстанции.
Каждое событие в мире одновременно является модусом атрибутов протяжения и мышления. Поэтому «порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей». Так, «существующий в природе круг и идея круга в Боге одно и то же, объясняемое посредством разных атрибутов». Человек - не субстанция и не атрибут; он состоит из модусов мышления (идей) и модусов протяжения (тела). Пустоты нет. Протяжение неделимо, делимы лишь состояния предметов. Бог как бесконечное протяжение есть нечто сплошное, неделимое. Посредством атрибутов мышления и протяжения человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности. Спиноза считает предрассудком признание «конечных причин» наравне с необходимостью.
Один атрибут Бога не воздействует на другой атрибут Бога, «каждый атрибут воспринимается сам по себе, независимо от всякого другого». Бог не творит мир по образцу собственных идей, но мир эманиру-ет, истекает из Него. Наши идеи не суть результаты воздействия тел, то есть не являются копиями тел; мысли производит сам Бог в Его атрибуте мышления. Бог не является личностью и безразлично относится к человечеству. Все идеи происходят от Бога, поскольку Бог есть мыслящая реальность; все тела тоже происходят от Бога, так как Бог есть протяженная реальность.
В отличие от субстанции, конечные вещи (модусы) зависят от внешней причины, вступают во внешние связи, взаимодействуют, изменяются, движутся. Любой модус заключает в себе сущность Бога. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Бог внутренне необходим всем вещам, и в мире нет ничего случайного. Причина каждой вещи заключена в чем-то еще. Причинность тождественна необходимости, а случайность -категория субъективная. Мир и человек описываются с позиций жестко-механического детерминизма.
Свобода есть только у Бога, а не у сотворенной природы. Свободно то, что существует по необходимости своей природы и ничем иным, кроме своей природы, не определяется к действию. Свобода есть познанная необходимость. Необходимым же или вынужденным Спиноза называет то, что определяется к существованию и действию чем-либо другим. Вселенную нельзя объяснить чем-то другим, даже Богом, потому что она и есть Бог. Таким образом, Вселенная не имеет смысла, но является смыслом самой себя.
Доказательство бытия Бога Спиноза основывал, вслед за Рене Декартом, на онтологическом аргументе Ансельма Кентербе-рийского. В «Этике» написано: «Так как возможность существовать есть способность, то отсюда следует, что, чем более природа какой-либо вещи имеет реальность, тем более имеет она своих собственных сил к существованию. Следовательно, существо абсолютно бесконечное, или Бог, имеет от самого себя абсолютно бесконечную способность существования и поэтому безусловно существует».
Богословско-политический трактат (Tractatus Theologico-Politicus). В этом сочинении Спиноза ставит своей целью доказать два тезиса:
1) религия может предоставить людям полную свободу мысли;
2) правительство без ущерба для государства может предоставить людям такую же свободу.
В процессе доказательства первого тезиса Спиноза обсуждает проблемы пророчества, «избранности» еврейского народа, особенностей естественного и пророческого знаний божественного закона, чудесах, божественности или рукотворности Библии.
Спиноза исходит из концепции «двух истин» и считает, что для познания подлинной истины Библия не имеет особого значения. Для него авторитет - только разум, а не Священное Писание. Пророчество опре-
ров Д. В.
делено Спинозой как достоверное знание человеком какой-либо вещи, открытой ему Богом.
Первое пророчество присуще душе всякого человека как естественное знание. Это знание достоверно, и его источник - Бог. Но в повседневном смысле пророчество толкуют иначе - как знание, которое присуще не всем людям, а только пророкам. Знание от пророков считают превосходящим границы обычного естественного знания, полученного от Бога; а когда его передают людям, то те принимают его уже на веру.
В Библии сказано только о двух способах общения Бога с людьми: через голос и через видение в форме галлюцинаций или снов. В непосредственную же связь с Богом вступал один только Христос. Спиноза пишет: «Понимая вещи истинными и адекватным образом, Христос был не столько пророком, сколько устами самого Бога», «Христос понял Откровение согласно истине. А у пророков «видения» происходят посредством сверхразвитого у них воображения. В то же время пророки не отличались ни большим умом, ни большими философскими знаниями, чем их современники; их пророчества соответствовали их представлению о Боге и их темпераменту».
Не только евреям принадлежит дар пророчества. Их «избранность» заключена в особой цели - блюсти законы любви и добродетели, данные им Моисеем. Пока евреи чтили эти законы, длилось их избрание и их царство. С разрушением последнего они перестали быть народом избранным. Таков был закон, открытый пророкам.
Естественный божественный закон, объясненный людям Христом, имеет отношение только к истинному познанию и любви Бога как высшему благу. Чем превосходнее предмет нашей любви, тем большей степени совершенства мы достигаем. Все, что основано на стремлении к познанию и любви Бога, можно назвать естественным божественным законом. Этот закон тем отличается от закона, открытого пророкам, что
он свойствен всем людям, выведен из свойств человеческой природы, не имеет необходимости опираться на историю, не требует от нас обрядов. Награда за соблюдение естественного божественного закона заключается в нем самом - в познании Бога и свободной любви к Нему. Наказание же заключается в лишении этих благ, в служении одному лишь телу.
Для чего нужны религиозные обряды и знание священной истории? Ветхозаветные обряды были учреждены для сплочения евреев в единое царство и утратили значение с падением еврейского царства. Христианские обряды имеют схожую цель - сплотить христиан в единую Церковь. Истины о Боге (как Творце, Управителе, Судье) в Библии не доказаны разумно, а только пояснены для невежественного народа рассказами об истории евреев. Полезны лишь те места в Писании, которые усиливают в душе человека благочестие и послушание. Для добродетельного же человека чтение Библии необязательно, равно как и вера в чудо. Вера в чудеса ничуть не проясняет природу и провидение Божье.
Является ли вся Библия Словом Божьим? Для решения этого вопроса Спиноза подвергает Писание историческому исследованию (за два века до Тюбингенской школы библейской критики). Чтобы написать историю Библии, надо, по его мнению:
• изучить природу и свойства языков священных книг;
• собрать высказывания каждой книги;
• выделить из них главные; исследовать историческую судьбу каждой книги и ее автора;
• узнать, каким образом все священные тексты были собраны в одну книгу.
С помощью такого метода анализа ветхозаветных книг Спиноза пришел к следующим выводам:
1) эти книги написаны не теми людьми, имена которых они носят (Моисей не мог быть автором Торы);
2) фарисеи эпохи второго храма собрали
их в одну книгу, причем выбрали только то, что относится к закону Моисея, и отбросили то, что противоречило этому закону или не упоминало о нем.
Спиноза также выявил ряд противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Ветхого Завета. Из-за плохого знания греческого языка Спиноза не стал предметно оценивать книги Нового Завета, а ограничился общим вопросом, были ли апостолы пророками либо только учителями. Для правильного ответа он выбрал второй вариант и объяснил им происхождение многочисленных распрей в христианской церкви.
Итак, по Спинозе, историческое исследование Библии доказало, что она не продиктована Богом. И все же в Библии проповедуется истинная религия, понятная любому человеку. Она важна и необходима, приносит утешение для слабых разумом, полезна государству. Ничто поэтому не мешает называть ее Словом Божьим. Писание требует не толкования, а послушания; оно предоставляет людям полную свободу мысли. Причины ложных религий и суеверий многообразны: бессилие людей перед грозящими им стихиями, страх, невежество, незнание причин происходящего, обман в интересах правителей для держания народа в узде, фантазия и буйное воображение.
Первые люди знали только природу, жили в естественном состоянии без религии и закона (Спиноза не признает, что Адам был первым человеком). Природа учит не покорности Богу, а следованию своим влечениям. Древние люди не совершали греха, так как не знали закона. Потом, в условиях постоянного риска, люди решили добровольно подчиниться Богу. Но они не стали рабами, ибо раб есть человек, которого его господин заставляет поступать для своей пользы. Послушание же подданного, хотя и лишает его свободы, но имеет при этом в виду пользу всего общества, а следовательно, и его личную.
Как должно быть устроено прочное государство? Когда евреи вышли из Египта и освободились от египетских законов, они вернулись к естественному состоянию. Затем, по совету Моисея, они - через свободный договор - передали свои природные права Богу, обязались повиноваться Его законам, избрали Моисея посредником между собой и Богом. Моисей предпочел придать еврейскому государству форму теократии с двумя отдельными властями: одна власть разъясняла законы и заповеди Бога, вторая управляла государством сообразно с этими законами.
Но вот многие евреи стали поклоняться золотому тельцу. Бог разгневался на них, изменил прежний договор, допустил к служению Ему только левитов. Между 12 коленами начались распри, приведшие к разрушению еврейского государства. Со времени Христа союз Бога с людьми записан уже не на камне, не на бумаге, а запечатлен в сердце каждого человека. Из истории еврейского царства нужно извлечь такой урок: для религии и государства чрезвычайно вредно, когда служители церкви управляют делами государства, подчиняют божественным законам мнения, которые могут быть предметом спора между людьми.
Теперь, когда Бог уже не заключает договоров с людьми, каждому из нас нужно предоставить свободу во внутренних сношениях с Богом. Правительство должно регулировать только внешнюю сторону религии -практику добродетели. Если подданный своими словами не возбуждает в людях ненависть и злобу против ближних, правительства и повинуется законам, то он имеет право свободно думать, судить и говорить. Если же правительство запрещает людям говорить то, что они думают, то оно вызывает в них двоедушие, ведущее к общему упадку нравственности.
Как и Томас Гоббс, Спиноза объясняет генезис общества теорией естественного права и общественного договора. Он полагает, что человеческая природа неизменно
ров Д. В.
эгоистическая и что закон природы направляет каждого человека по пути самосохранения. Обуздать эгоизм способно только государство. Государство возникает, дабы обеспечить безопасность и взаимопомощь граждан и требует сочетания эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.
Политическая философия изложена в «Этике» Спинозы, но главным образом - в «Богословско-политическом трактате» и «Политическом трактате». В значительной степени она вытекает из его метафизики, однако в ней обнаруживается также влияние учения Томаса Гоббса.
Самой лучшей формой государства Спиноза считал ту, которая предоставляет всем гражданам участвовать в управлении государством, то есть считал себя сторонником демократии. В отличие от Гоббса, он оценивает монархию как не заслуживающую уважения. В неоконченном «Политическом трактате» он критикует Гоббса за его абсолютизм. «Государство, - говорится в «Этике», - которое стремится лишь к тому, чтобы его граждане не жили в страхе постоянном, будет скорее безошибочным, чем добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы им представлялось, что они не ведомы, но живут по своей воле и что решают свои дела совсем свободно, чтобы удерживаемы в узде были лишь любовью к свободе, стремлением увеличить имение и надеждой, что достигнут почетных мест в государственных делах».
В «Богословско-политическом трактате» (гл. 20) сказано: «Основная задача правительства не в том, чтобы господствовать и держать население в страхе, не в том, чтобы требовать повиновения, а наоборот, освободить каждого человека от страха, сделать так, чтобы он имел возможность жить в максимально возможной безопасности; другими словами, укреплять его естественные права: существовать и заниматься своими делами, не нанося вреда себе и другим. Цель правительства не в том, чтобы пре-
вратить людей из разумных существ в животных или марионеток, а в том, чтобы дать им возможность совершенствовать свои умственные способности и тело, применять свой разум без ограничений; не выказывая ненависть и злобу, не обманывать, не относиться к ним несправедливо и с подозрением».
Спиноза давал естественное объяснение пророчествам и чудесам. Философ подвергает острой критике религиозные представления об антропоморфизме, целесообразности мира, креационизме, провиденциализме, богодухновенности Писания, богоизбранности еврейского народа, первородном грехе, индивидуальном бессмертии, воскресении Иисуса Христа (считая Иисуса историческим лицом), о дьяволе как источнике зла. Политеизм, по мнению Спинозы, основывается на невежестве. А вот этизиро-ванная современная религия, призывающая к любви к ближнему, по его мнению, мудра и справедлива. Спиноза осуждал клерика-
лизм, обвинял священников во лжи, корыстолюбии, ненависти к диссидентам.
Защищая идею свободы совести, предопределившую его судьбу, Спиноза вместе с тем различает теоретическую и практическую стороны религии: вера - личное дело каждого, но исполнение практических предписаний, в особенности тех, которые касаются отношений человека к его ближним, -дело государственное. По убеждению Спинозы, религия должна быть государственной; всякая попытка отделить практическую религию от государства и создать внутри государства отдельную церковь ведет к разрушению государства. Государственная власть имеет право использовать религию как средство укрепления общественной дисциплины.
Главный девиз философии Спинозы заключается в его афоризме: «Свободный человек меньше всего думает о смерти, и его мудрость представляет собой размышление не о смерти, а о жизни».
ЛИТЕРАТУРА
1. Беленький М.С. Спиноза. М., 1964.
2. Кауфман И.С. Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774-1884 // Историко-философский ежегодник 2004. М., 2005. С. 312 - 344.
3. Майданский А.Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999. № 11. С. 172 - 180.
4. Пивоваров Д.В. Краткая история западноевропейской философии религии (XVII-XIX вв.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012.
5. Пивоваров Д.В. Философия религии. М.: Академический Проект, 2006.
6. Соколов В В. Спиноза. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
7. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1998.
8. Спиноза Б. Сочинения / Вступительная статья К.А. Сергеева. В 2-х томах. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1999.
9. Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н.А. Иванцова. СПб.: Аста-пресс ltd., 1993.
10. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.