СУЩНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ КАК социальноэкономической КАТЕГОРИИ
В.В. ЯНОВА,
к.э.н., проректор по учебно-методической работе, профессор, Институт Экономики и управления в медицине и социальной сфере,
e-mail: [email protected]:
ЛЕСНИЧЕНКО Е.Н.
аспирантка, Южный институт менеджмента, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются взгляды экономистов на сущность медицинской услуги по мере развития экономической науки, дается определение медицинской услуге как социально-экономической категории.
Ключевые слова: медицинская помощь; медицинская услуга; социальноэкономическая категория; отраслевой стандарт
Коды классификатора ОБЬ: 112,118
Прогрессирующие рыночные преобразования российской экономики напрямую затрагивают сферу здравоохранения. С 90-х годов здравоохранение переживает реформу, направленную на создание и развитие системы обязательного медицинского страхования, которая является гарантом бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. В 2001 году для стабилизации и развития здравоохранения и медицинской науки введен в действие Отраслевой стандарт «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» [5]. Предполагалось, что данный документ поможет в реализации мероприятий, направленных на стандартизацию медицинских услуг в здравоохранении.
На протяжении последних двух десятилетий реформирования системы здравоохранения экономика данной отрасли рассматривается преимущественно с позиций медицинской науки, — ее отождествляют с организацией и управлением в здравоохранении, а концепции экономической науки пытаются приспособить к организации оказания медицинской помощи населению. Возможно, в этом заключается одна из основных причин медленного реформирования экономики российского здравоохранения, а также трудностей на пути развития обязательного медицинского страхования (ОМС) в условиях финансового дефицита.
Таким образом, дискуссия о природе и сущности медицинской услуги как социальноэкономической категории оказалась в центре теоретической и практической разработки проблем эффективного развития отечественной системы здравоохранения. Между тем, по мере развития экономической науки взгляды экономистов на сущность медицинской услуги и определение медицинской услуги как социально-экономической категории усложнялись и развивались.
♦ ♦ ♦
В сфере современного российского здравоохранения используется две терминологии, характеризующие деятельность врача при лечении пациента. Это «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Известный исследователь рассматриваемой здесь проблемы Ю.П. Лисицын отмечает, что термины «медицинская помощь» и «медицинская услуга» имеют разные понятийные значения [2, с. 479]. Действительно, в отличие от «медицинской услуги», имеющей преимущественно социально-экономическое содержание, «медицинская помощь» основана, прежде всего, на индивидуальном подходе к больному, на сострадании к нему, имея социально-психологическую, социально-этическую и медицинскую направленность, не озабоченную стоимостными соображениями.
Сущность медицинской услуги находится в социально-экономической плоскости, является разновидностью такого экономического явления, как «услуга» — одной из фундаментальных категорий экономической науки.
© Янова В. В., Лесниченко Е.Н., 2009
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
По мере развития экономической науки понятие медицинской услуги формировалось в рамках единой сущности этого явления. Медицинская услуга рассматривалась как полезное действие для общества, направленное на сохранение жизни и здоровья человека. С развитием мануфактур и становления рыночных отношений капиталисты стали рассматривать деятельность по оказанию медицинских услуг рабочим как необходимые затраты на воспроизводство рабочей силы. Медицинские услуги для определенных категорий населения в некоторых странах Европы, а также в России, приобретают такой признак, как бесплатность (для потребителя). Но от этого экономическая суть услуги не меняется.
В середине XIX века оригинальный экономист, наследие которого не приняли ученые ХХ века, Ф. Бастиа, дал первую классификацию услугам, своеобразно объясняя природу платных и бесплатных (для потребителя) услуг. В своем труде «Экономические гармонии» он подразделяет их на «частные» и «публичные».
Зарождение публичных услуг Ф. Бастиа объясняет тем, что в обществе существует особый вид потребностей, которые приобретают всеобщий и единообразный характер, что и позволяет их квалифицировать как «публичные». Для удовлетворения потребностей в таких услугах государство регламентирует специальным законом порядок оказания их населению, назначаются чиновники и служащие, которые за определенное вознаграждение оказывают и распределяют в данном обществе соответствующие услуги [1, с. 353]. Таким образом, общество навязывает государству свои потребности в виде публичных услуг, а государство, в свою очередь, навязывает обществу регламентирующиеся законом публичные услуги, суть которых в экономике всех стран сводится к налогообложению [1, с. 359].
Ф. Бастиа указывает на легковерие граждан в отношении бесплатности таких услуг. Бесплатность — это то, что не стоит ничего и никому. Между тем, за публичные услуги платят все. А раз платят все и притом заранее, они обходятся ни во что только тому, кто их непосредственно получает. Тот, кто уже внес свою долю в виде общего налога, воздержится обращаться за платной услугой к какому-нибудь частнику [1, с. 359].
Первая попытка охарактеризовать экономическую сущность медицинских услуг принадлежит К. Марксу. В «Теории о производительном и непроизводительном труде» он разделил мир товаров на две большие части — на товар «рабочая сила» и на все другие товары, отличные от товара «рабочая сила». Покупка же обучения рабочей силы, сохранения и поддержания здорового состояния рабочей силы является покупкой услуг, которые дают взамен себя пригодную для продажи рабочую силу. Эти услуги входят в издержки производства или воспроизводства, т. е. услуги врача можно отнести к услугам по «ремонту» рабочей силы [3, с. 150]. Медицинские услуги К. Маркс относит к «неэкономическим услугам».
Дальнейшее развитие научно-технического прогресса приводит к изменению взглядов в экономической теории «на производство услуг как непроизводительный труд». А. Маршалл в «Принципах экономической науки» производительным считает всякий труд, за исключением того, который не достигает поставленной цели, а, следовательно, не создает никакой полезности» [ 4, с. 352].
В 60-е годы ХХ века рост уровня социализации общественного производства, ориентированного на потребителя и удовлетворение индивидуальных потребностей, возрос. В развитых странах того времени экономисты заговорили о «сервисной экономике» (в отечественной экономической науки советского периода — о развитии «сферы обслуживания»).
Здравоохранение — одна из отраслей сферы обслуживания. Забота о сохранении здоровья личности, сохранении здоровья трудящихся, профилактике болезней имеют большое значение для производства, так как под влиянием этих факторов растет активный период человеческой деятельности и снижаются потери рабочего времени.
Впервые в отечественной науке медицинскую услугу как труд, функционирующий на основе оплаты по труду и непосредственно потребляемый в качестве деятельности, направленной непосредственно на удовлетворение потребностей тех, кто использует этот труд, рассматривает академик С.Г. Струмилин, подсчитывавший экономический эффект «лечебного цеха страны» и отметивший, что он выражается формулой «на 100 рублей затрат — до 220 руб. вновь создаваемого народного дохода» [7, с. 30].
К 80-м годам ХХ века осмысление услуги как экономической категории состоялось (по крайне мере, фактически), в результате чего сформировалось множество определений категории «услуга», что позволило проводить их научно-обоснованную классификацию.
В то время медицинскую услугу рассматривают отдельно от других услуг, с позиций медицинской науки, не наделив ее стоимостными признаками. По господствовавшему тогда представлению, медицинская услуга — это труд, представленный в форме деятельности, не имеющей материального выражения и существующей только в момент оказания помощи.
СУЩНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
35
Деятельностью в медицине является производство и потребление медицинской услуги в процессе лечения. При производстве медицинской услуги роль персонала чрезвычайно важна, пациента нельзя лечить заочно, поэтому медицинская услуга предполагает применение живого труда в действии, т. е. потребление ее в виде полезного эффекта, осуществляемого непосредственно в процессе самой деятельности. Именно сама деятельность медицинских работников — врача, фельдшера, медицинской сестры — удовлетворяет личные (оказание медицинской помощи) и общественные (проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий) потребности людей, поэтому такая деятельность и выступает в качестве услуги. Такая интерпретация медицинской услуги породила трудности в измерении как результатов определенных лечебно-профилактических мероприятий в денежном эквиваленте, так и в определении эффективности всей сферы здравоохранения.
Современная научная литература (как экономического, так и медицинского характера) оперирует множеством определений категории «медицинская услуга», которые верно одинаково отражают ее сущность. Решетников А.В. отмечает, что медицинская услуга имеет самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [6, с. 25]. Лисицын Ю.П., характеризуя медицинскую услугу как деятельность, необходимую потребителю, представляющую для него определенную ценность, считает, что услуга должна оплачиваться по ценам, соответствующим их ресурсному обеспечению, качеству и затратам труда [3, с. 479]. Под медицинской услугой, согласно отраслевому стандарту (ОСТ 915000.01.0005.2001), понимается мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [5].
Обобщение этих и других существующих определений медицинской услуги и услуги как социально-экономической категории позволяет дать их следующую «синтезированную» трактовку — медицинская услуга как экономическая категория выражает экономические и социальные отношения по поводу удовлетворения потребностей в сохранении жизни и здоровья населения.
Проведенный анализ имеющихся в современной научной литературе определений медицинской услуги позволяет также сделать вывод о том, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков медицинская услуга, наконец-то, обрела и теоретическое отражение своей экономической природы в виде категориального наделения ее стоимостной составляющей.
Однако в практическом здравоохранении медицинская услуга в настоящее время подразделяется на «простую», «сложную» и «комплексную». Данные виды медицинских услуг рассматриваются, как формализованные нормативные документы, определяющие необходимый и достаточный объем диагностических и лечебных процедур. Анализ оказанных в лечебно-профилактическом учреждении медицинских услуг проводится согласно требованиям медико-статистических показателей, которые не оценивают медицинскую услугу с экономической точки зрения. Но поскольку медицинская услуга носит индивидуальный характер, а ее функция рассматривается двояко (с одной стороны, по отношению к удовлетворению потребностей потребителя-пациента, с другой стороны, по отношению к плательщику за оказанную медицинскую помощь пациенту), то следует при анализе экономической эффективности медицинских услуг воспользоваться критериями функционального подхода. Основными критериями такого подхода могут быть:
1) характеристика потребителя (пациента), которая поможет выявить: к какой категории населения пациент относится (гражданин РФ, иностранец, беженец и пр.);
2) наличие действующего полиса обязательного медицинского страхования или полиса добровольного медицинского страхования (ДМС);
3) характеристика источников финансирования за оказанные медицинские услуги: бюджет, страховые компании ОМС, страховые компании ДМС, непосредственно пациент;
4) стоимость медицинской услуги (с учетом всех затрат лечебно-профилактических учреждений).
Разработка экономических показателей медицинской услуги в настоящее время актуальна по причине внедрения отраслевых стандартов в систему здравоохранения. Но требования к экономическим показателям медицинской услуги на сегодняшний день отсутствуют, и рассчитать реальную стоимость комплексных медицинских услуг или стандартов лечения определенных заболеваний в дальнейшем будет затруднительно.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Бастиа Ф. Экономические гармонии, М.: ЭКСМО, 2007.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник, М., ГЭОТАР-Медиа» 2007.
3. Маркс К. и Ф. Энгельс Сочинения, 2-е, изд. Т. 26. Ч. 1. — М.: Политическая литература. 1962.
4. Маршалл А. Принципы политической экономии. — М.: Экономика. 1984.
5. Приказ МЗ РФ «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» от 22.01.2001. № 12.
6. Решетников А.В., Алексеева В.М. и др. Экономика здравоохранения: учебное пособие для вузов М.: ГЭОТАР — Медиа. — 2007.
7. Струмилин С.Г. О народно-хозяйственной эффективности здравоохранения Экономические науки. — 1968. — № 5.