ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
203
К ВОПРОСУ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Е.Н. ЛЕСНИЧЕНКО,
помощник проректора по учебной работе, Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, г. Краснодар, e-mail: [email protected];
Н.П. ЛЕВЧЕНКО,
студентка экономического факультета, Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере,
г. Краснодар, e-mail: nzar@list. ru
В данной статье рассматриваются взгляды экономистов на процесс увеличения народонаселения и мотивы, влияющие на формирование репродуктивного поведения граждан; репродуктивное здоровье населения определяется как основополагающий фактор экономического благополучия государства.
Ключевые слова: народонаселение; мотивация демографического поведения; репродуктивное здоровье, экономическое благополучие, производительные силы.
In this article the views of economists to the process of increase of population and motives governing reproductive behavior; reproductive health of people are defined as economic prosperity of the state.
Keywords: population; motivation of reproductive behavior; reproductive health; economic prosperity; productive forces.
Коды классификатора JEL: J11, N3.
На современную демографическую ситуацию в России, особенностью которой является сокращение численности населения, значительно повлияли социальноэкономические процессы конца ХХ века, направленные на рыночное преобразование российской экономики. За последние 15 лет уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения. По данным Переписи населения 2002 года, численность населения России с 1989 года по 2002 упала на 1,8 млн человек. В среднесрочной программе социально-экономического развития, подготовленной Министерством экономического развития РФ, указывается, что при сохранении нынешних темпов миграции к 2025 году численность россиян сократится примерно до 120 млн, а к 2050 году — до 100 млн чел. Прогноз ООН в части численности населения России к 2050 году составляет 115 млн чел., прогноз Института социально-политических исследований РАН — 83 млн чел. [2; с. 91]. Панацею от демографического кризиса видят в целенаправленном вмешательстве на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» одной из основных концептуальных
© Е.Н. Лесниченко, Н.П. Левченко, 2010
TERRA ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
задач развития народонаселения является: повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго и последующего детей [3].
Между тем проблема народонаселения существовала во все времена истории человечества. Альфред Маршалл в труде «Основы экономической науки», впервые вышедшем в 1890 году, обращает внимание, что на низших стадиях прогресса являлось нормой поведения беспощадно убивать физически неполноценных и престарелых, а иногда определенную часть девочек; на более высоких стадиях человеческой цивилизации внушалось великое уважение к идее неприкосновенности человеческой жизни [4; с. 211].
В доиндустриальном обществе доминировала экономическая мотивация при формировании потребности в детях. Экономисты и государственные деятели оптимистично смотрели на развитие общества, были убеждены, что рост народонаселения является благоприятным процессом, обеспечивающим экономическое процветание государства, и призывали к осуществлению мер по увеличению численности населения. Сэр Джозайя Чайлд (1630-1699), обратив внимание на задержку роста населения в Англии по причине повышения уровня жизни, утверждал, что «любая тенденция к сокращению населения страны — это тенденция к ее обеднению» и что большинство стран цивилизованной части мира более или менее богаты или бедны в зависимости от недостаточности или обилия у них населения, а не от скудости или плодородия их земли» [4; с. 212].
В индустриальном обществе грубый и неквалифицированный труд, требующий большего количества физических сил и энергии, чем труд, требующий интеллекта, оплачивался гораздо ниже. Условия жизни рабочих неквалифицированного труда были хуже, чем у грамотных рабочих и служащих. В этот период вопрос воспроизводства населения плавно переходит из экономической плоскости в социальную. Основатель экономической школы физиократов, придворный врач Франсуа Кенэ (1694-1774), размышляя о социальных проблемах французского народа и протестуя против политики увеличения численности населения, писал: «Следует меньше стремиться к увеличению численности населения и больше к увеличению национального дохода, ибо создание условий, обеспечивающих извлечение большого удовлетворения из хорошего дохода, предпочтительнее, чем положение, когда численность населения превышает его доход и оно постоянно испытывает острый недостаток средств существования» [4; с. 213].
В 1798 году анонимно опубликован труд английского экономиста Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (полное название — «Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей»). В «Опыте» сформулирован естественный закон народонаселения, согласно которому происходит перекос в соотношении численности населения и количества средств существования [7]. Мальтус по праву считается основоположником политэкономии и демографии, установив, что человечество, плодясь и размножаясь в геометрической прогрессии, строго ограничивает себя в средствах существования и провоцирует такие факторы ограничения роста населения, как голод, война, эпидемии и тому подобные напасти.
Идеи Мальтуса не нашли отклика среди современников, но были продолжены в трудах более поздних ученых. Французский экономист Фредерик Бастиа (1801-1850) рассматривает демографические процессы как осознанное стремление
людей приспособиться к тем условиям существования, в которых они вынуждены находиться в соответствии со своими привычками и потребностями: «...предел человеческого размножения. проявляется в совокупности неопределимых, неуловимых удовлетворений в средствах существования. Удовлетворения могут варьироваться и, следовательно, непрестанно перемещают искомый предел размножения в зависимости от времен, рас, климата, рангов людей, их обычаев, умонастроений, привычек» [1; с. 346].
Резюмируя свои размышления о народонаселении, Ф. Бастиа пишет: «Человек способен совершенствоваться, и по мере того, как он совершенствуется, он все более разумно применяет закон ограничения» [1; с. 350].
Однако, спустя 40 лет после выхода научного труда Ф. Бастиа «Экономические гармонии», Альфред Маршалл, также последователь идей Мальтуса, замечает, что «в то время как прогресс медицинской науки и санитарных условий спасает от смерти всевозрастающее число детей физически и умственно слаборазвитых родителей, многие из самых мыслящих и наделенных энергией, предприимчивостью и самообладанием проявляют склонность откладывать брак на более поздний срок и, иными словами, ограничивать число оставленных ими после себя детей» [4; с. 234]. Слова, произнесенные более ста лет назад математиком и экономистом, как нельзя лучше иллюстрируют современную демографическую ситуацию.
По мнению современных ученых, структура репродуктивной мотивации коренным образом изменилась: экономические и социальные мотивы, обеспечивающие рождение детей в семье, постепенно исчезают, а на первый план выходят психологические, внутренние мотивы, направленные на однодетность и бездетность. В молодежной среде распространен тип демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого является предпочтение бездетной или однодетной семьи и планирование рождения ребенка в более «зрелом» возрасте (после 35 лет). Современные молодые люди большей частью лукавят, когда свое нежелание вступать в брачно-семейные отношения и рожать детей объясняют неуверенностью, что они смогут правильно их воспитать, боязнью за их будущее из-за неопределенной ситуации в стране и неудовлетворенностью своего материального уровня. А. Маршалл в работах о народонаселении писал, что плодовитость сокращается привычкой к жизни в роскоши [4; с. 220]. Современная молодежь не желает ограничивать свою личную свободу, терять привычный комфорт, возлагать на себя моральные обязанности и преодолевать материальные трудности по причине вступления в брак и воспитания детей. Они стремятся получить образование, сделать успешную карьеру с целью приобретения стабильного материального и социального положения [5; с. 102]. Не так давно даже появилось общество «свободных от детей» (еММ/гвв), в котором объединяются люди, ориентированные на построение карьеры, получение «полноты удовольствия» от жизни и не желающие обременять себя воспитанием детей.
Существенной чертой репродуктивного поведения молодежи становится обострение проблемы сознательного родительства. Вступая в брачный возраст, молодежь в большинстве своем не готова к выполнению ни супружеских, ни родительских обязанностей, однако на удовлетворении сексуальных потребностей это ни в какой мере не отражается. Особенностями сексуального и репродуктивного поведения современной молодежи являются: раннее начало половой жизни, увеличение числа венерических заболеваний, рост добрачных зачатий и внебрачных
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
рождений, широкое распространение искусственных абортов, в том числе при первой беременности и, как следствие, рост числа гинекологических заболеваний.
Прав оказался Томас Мальтус, когда во втором издании «Опыта» одной из мер борьбы с последствиями «естественного закона народонаселения» предложил соблюдать строгие нормы морали до вступления в брак, предостерегая о том, что, если супружеские пары будут иметь возможность легко ограничивать число детей, то первичный стимул к социально-экономическому прогрессу окажется утраченным: люди станут вести праздный образ жизни, и в обществе наступит застой.
В постиндустриальном обществе, с его выраженным потребительским отношением к жизни, стало нормой поведения, когда молодые супруги, воспитывающие не одного, а несколько детей в семье и, что естественно, материальный достаток которых не столь высок, как у окружающих, становятся объектом насмешек и осуждения («зачем плодить нищету?»).
С точки зрения отдельного человека создавать семью и рожать детей предпочтительно (то есть менее хлопотно) в «зрелом» возрасте, после получения образования, обретения материальной стабильности, достижения определенного социального положения и психологической зрелости для воспитания ребенка. Но предлагаем аргументы, диаметрально противоположные данной точке зрения.
Во-первых, если полагаться на Мальтуса, то именно супруги молодого возраста будут иметь первичный стимул к социально-экономическому росту своей семьи и, неся ответственность за родившихся детей, не будут вести праздный образ жизни. Конечно, из всякого правила есть исключения. Но, как показывает жизненный опыт, материальный уровень граждан одной социальной группы к сорока годам не имеет существенных различий, независимо от того, воспитывает ли кто детей с 20 лет, или первого ребенка родил в 35 лет, или совсем не имеет детей. Наличие детей или их отсутствие, как нам кажется, не влияет на социальное положение людей. Не правы те, кто в угоду карьерному росту отказывается от рождения ребенка. Напротив, ответственность за будущее своих детей является сильнейшим побудительным мотивом к достижению социальных и экономических высот. Не будем отрицать того факта, что существуют индивиды, которые в молодости имели более высокое социальное положение, чем в зрелом возрасте. Но такое положение вещей нельзя связывать с наличием детей. Скатывание по социальной лестнице более всего связано с праздностью, дурными наклонностями и вредными привычками людей.
Во-вторых, с годами человек подвергается неблагоприятному воздействию окружающей среды, ухудшающейся экологии, приобретает хронические заболевания и вредные привычки, а это, безусловно, отрицательно сказывается на репродуктивной системе, что приводит к ухудшению здоровья новорожденных детей. Все большее число детей появляются на свет больными или заболевают еще в родильном доме. За последние 15 лет заболеваемость новорожденных возросла более чем в 2 раза. Болезненное состояние младенцев определяет качество их здоровья в более старшем возрасте: каждый пятый ребенок дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, и только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми [2; с. 89]. Болезненное состояние подрастающего поколения требует все больших затрат на оказание медицинской помощи в лечебных учреждениях, а это приводит к существенным экономическим потерям государства. Благотворительной организацией «За спасение детей» проанализированы данные о материнской смертности и физическом здоровье матерей и детей в 106 странах
мира: Россия находится на 27 месте. Доказано, что состояние здоровья женщин, частота осложнений беременности и родов напрямую зависят от условий труда и тяжести выполняемой работы. В комплексе неблагоприятных влияний на организм женщины и ее потомства особое место занимают курение, злоупотребление алкоголем, пристрастие к токсическим и наркотическим веществам. По мнению специалистов-медиков, наиболее оптимальный возраст для рождения детей с 19 до 25 лет (если женщина не изнуряла свой организм табаком, алкоголем и беспорядочными половыми связями). В этот период организм женщины, во-первых, полностью созревает для вынашивания беременности и родов, во-вторых, еще не сказывается значительное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, неправильного образа жизни и возрастных изменений репродуктивной системы в организме женщины [6]. Следовательно, в этом возрасте женщина способна родить наиболее здорового ребенка, который впоследствии, в экономическом аспекте, сможет стать составляющей производительных сил государства, а не быть для него обузой.
Таким образом, современная установка на поздний брак и рождение ребенка в зрелом возрасте существенно затрудняет реализацию концепции воспроизводства здоровых поколений и приводит к экономическим потерям государства. А. Маршалл писал: «... здоровье и сила населения — физическая, умственная, нравственная. служат основой производительности, от которой зависит создание материального богатства. В свою очередь, главное значение материального богатства, если оно разумно используется, заключается в том, что оно увеличивает здоровье и силу рода человеческого — физическую, умственную, нравственную» [4; с. 234]. Поэтому со стороны государства выгодно проводить взвешенную демографическую политику и рассматривать репродуктивное здоровье населения как основополагающий фактор экономического благополучия. Именно от него зависит здоровье последующих поколений, а следовательно, и качество производительных сил.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бастиа, Ф. Экономические гармонии./ Ф. Бастиа. — М.: ЭКСМО, 2007.
2. Гутова,М.Н. и др. Демографический кризис в РФ / М.Н. Гутова, Л.В. Реунова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Общественное здоровье как стратегический приоритет развития региона». — Краснодар: ЭДВИ, 2009.
3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
4. Маршалл, А. Основы экономической науки / А. Маршалл. — М.: ЭКСМО, 2007.
5. Мигачев, В.В. Актуальные проблемы реализации репродуктивной функции семьи / В.В. Мигачев // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Общественное здоровье как стратегический приоритет развития региона». — Краснодар: ЭДВИ, 2009.
6. Прилепская,В.Н. Гинекология: Учебник для вузов / В.Н. Прилепская. — М.: Медпресс-Информ, 2005.
7. Шедевры мировой экономической мысли. Т. 4. — Петрозаводск: Петроком, 1993.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)