ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
296 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РБДБИЛИТАЦИОННО-МБДИЦИНСКОГО СЕГМЕНТА СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
К.Н. ГОЖЕНКО
Кисловодский медицинский колледж, директор,
e-mail: [email protected]
Реабилитационно-медицинское образование заключает в себе целый набор представлений и нестандартных взглядов на современный мир, в полной мере позволяющих этому сегменту найти свою нишу на рынке образовательных услуг. Образовательный процесс медицинского колледжа, становясь одним из элементов организационно-экономического механизма социального развития студентов как членов общества с ограниченными возможностями, верифицирует целесообразность профессиональной подготовки медицинских работников из числа инвалидов по зрению.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг; необходимость, целесообразность и специфика профессионального образования людей с ограниченными возможностями; реабилитационно-медицинское образование слабовидящих.
Коды классификатора JEL: М2, К1, К3.
В постиндустриальном обществе основным конкурентным фактором страны на мировой арене является уровень образования нации. Причем не только с количественной, но, прежде всего, с качественной точки зрения. На нынешнем этапе развития общества и рыночных взаимоотношений становится необходимым изучение рынка образовательных услуг как важнейшего инфраструктурного компонента экономической жизни общества.
Как и любой другой, рынок образовательных услуг делится на сегменты (части), каждая из которых обладает своей спецификой. Одним из таких сегментов является реабилитационномедицинский. Его социально-экономическая значимость довольно высока, поскольку одна из приоритетных задач, которую призвано решать демократическое государство, — создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов. Создание условий для полноценного обучения людей с ограниченными физическими возможностями по программам высшего и дополнительного профессионального образования является одним из направлений социальной реабилитации инвалидов.
В настоящее время принят ряд документов, гарантирующих соблюдение всем людям с ограниченными возможностями здоровья гражданских прав и свобод, а проведение политики интеграции данной социальной группы в полноценную трудовую деятельность встречает на своем пути множество трудностей. Особую значимость решение этой задачи приобрело для студентов, имеющих ограниченные возможности по здоровью. Это произошло, прежде всего, в связи с изменением статуса людей с ограниченными возможностями в современном российском обществе, а также с признанием их права на независимое существование и самостоятельное жизненное самоопределение. К числу наиболее острых проблем российских инвалидов относится их социальная и профессиональная реабилитация в условиях адаптации системы среднего специального образования к условиям высокой конкуренции на рынке труда.
Сегодня формирование комплексной многопрофильной системы реабилитации инвалидов является государственной задачей. В последнее время сделан ряд позитивных шагов в этом направлении, о чем свидетельствует возросшее количество учащихся вузов, имеющих ограниченные физические возможности: удельный вес инвалидов среди студенчества составляет 0,4% (а в 1996 г. — лишь 0,08%). Однако российский показатель далек от европейского — во Франции, например, доля инвалидов среди студентов вузов составляет 5% [4, 10].
Качественное профессиональное образование имеет высокий реабилитационный потенциал. Стратифицирующая роль профессии и профессионализма в России заметно повысилась. Произошло увеличение числа студентов-инвалидов в результате усиления внимания государственных и международных организаций к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья, а также переход от социальной политики, направленной на социальное обеспечение, к социальной интеграции и всемерной активизации людей с ограниченными возможностями во все сферы общественной жизни. Этому способствовало принятие законодательных актов, в которых особо выделяются требования включить людей, имеющих инвалидность, в систему интегрированного общего и профессионального образования. Изменилась и парадигма системы образования, для которой предоставление отдельной личности свободы в выборе
© Гоженко К.Н., 2009
образовательных траекторий в соответствии с ее способностями, запросами и возможностями стало одной из основных задач.
Социальные представления общества о людях с ограниченными физическими возможностями как одна из важных детерминант их интеграции в современный социум закономерно определяют влияние следующих социальных детерминант интеграции: законодательнонормативной, образовательной, профессионально-трудовой, культурно-досуговой, спортивнооздоровительной, социально-средовой и др.
Люди с ограниченными физическими возможностями рассматриваются как сложная разнохарактерная социально-демографическая группа с медико-социальными проблемами, нуждающаяся в социальной помощи и поддержке со стороны общественно-государственных структур, семьи и близкого окружения (друзей, родственников, коллег по работе). Данная социальнодемографическая группа может дифференцироваться по различным основаниям: а) по степени трудоспособности; б) по характеру заболевания; в) по происхождению инвалидности.
Относительно каждой группы людей с инвалидностью разработаны законодательнонормативные акты, регулирующие образовательные, профессионально-трудовые, социальнобытовые аспекты жизнедеятельности данной категории населения. Следовательно, общество и государство выступают гарантом социального благополучия людей с инвалидностью: нормативно-правового, образовательного, психологического, профессионального, социальнобытового, культурного и т.д. Но, к сожалению, положение этих людей в современном российском обществе отличается сложностью, что связано с большим количеством все еще не решенных социально-экономических проблем в различных сферах регулирования жизнедеятельности данной категории населения.
Суть глубокого кризиса общественного здоровья и здравоохранения состоит в катастрофическом уменьшении численности и ухудшении качества здоровья населения в РФ, несвойственных для мирного времени, в деградации среды обитания человека, в растущей неспособности здравоохранения и других социальных систем защитить жизнь и здоровье гражданина, обеспечить медико-санитарные нужды населения. Если проявившиеся в последние десятилетия российские демографические тренды сохранятся, то, согласно данным Всемирного банка, уже к 2030 г. численность населения России может упасть до 100 миллионов человек.
Отдельные аспекты проблемы состояния здоровья населения и заболеваемости представлены в работах ученых, принадлежащих к различным школам и направлениям экономической мысли. У. Петти, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Шмоллер, А. Маршалл, О. Бем-Баверк, Л. Вальрас, В. Ленин, Дж. М. Кейнс и др. рассматривали здоровье индивидуума как важную социальноэкономическую характеристику.
В качестве самостоятельного аспекта научного исследования проблема здоровья индивидуума и естественно вытекающая из нее тема социальной, трудовой и профессиональной реабилитации людей с ограничениями по здоровью присутствуют в теории человеческого капитала (Г. Беккер, М. Гроссман, А. Лирас-Мюни, Д. Катлер, Р. Рам, Р. Фогель, Т. Шульц и др.). На этой основе с начала 90-х гг. активно исследуется влияние здоровья населения на экономическое развитие той или иной страны. Доклад, подготовленный экспертами Всемирного банка еще в 1993 г., положил начало широкой дискуссии об эффективности инвестиций в здоровье населения.
Нестабильность и противоречивость общественной жизни определяют всю сложность процесса интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в различные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, культурную, образовательную, профессиональную и т.д. При этом процесс интеграции необходимо рассматривать в контексте тесного взаимодействия человека с ограниченными физическими возможностями с обществом. Формирование комплексной многопрофильной системы реабилитации инвалидов сегодня является государственной задачей [1; 2; 3].
В последнее время сделан ряд позитивных шагов в этом направлении. В настоящее время в Российской Федерации реализуются приоритетные национальные проекты в таких важнейших областях, как жилищная сфера, аграрно-промышленный сектор, образование, здравоохранение. Именно эти сферы прямо влияют на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создают необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала нации и увеличения трудовых ресурсов общества.
Реализация одного из направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» призвана увеличить влияние осуществляемых государством мероприятий на некоторые показатели здоровья, демографическую ситуацию и формирование человеческих ресурсов, чтобы изменить представление о лицах с ограниченными физическими возможностями как о несущественном и ненадежном ресурсе, осознать значимость представителей этой группы как дополнительного ресурса.
В этом контексте личностное развитие студентов с ограниченными возможностями в условиях учреждений профессионального образования является важной проблемой, решение которой возможно лишь на основе научно обоснованной интеграции экономического знания, накопленного в различных областях медицины, а также реабилитологии, образования, психологии, социологии, педагогики.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
298
К.Н. ГОЖЕНКО
В настоящей работе термином «реабилитационно-медицинский сегмент сферы образовательных услуг» определяется специфическое множество социально-экономических отношений по поводу организованной человеческой деятельности, направленной на предоставление специфических услуг в рамках удовлетворения индивидуальных и общественных реабилитационных потребностей.
Особенность образовательных услуг в реабилитационной сфере проявляется в том, что, помимо своего прямого предназначения — формирования и приращения человеческого капитала,
— они действуют в комплексе с развитием личности обучающегося, имеющего ограничения по здоровью. Эти услуги обеспечивают реализацию реабилитационных интересов обучающихся, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, направлены на специализацию, профессионализацию, рост квалификации, формирование, сохранение и развитие их разнообразных способностей к труду как людей с ограниченными физическими возможностями, а также удовлетворяют потребность личности в духовном и интеллектуальном развитии. Это способствует интеграции личности в социум, развитию творческой индивидуальности, возможности осваивать духовные ценности, необходимые для полноценной и созидательной трудовой деятельности, что особенно актуально для лиц со зрительной депривацией.
Как и для любого типа рынка, для реабилитационно-медицинского сегмента рынка образовательных услуг характерно наличие трех взаимосвязанных компонентов:
1 — продуцента услуги;
2 — покупателя (потребителя);
3 — государственного регулирования.
Поэтому особенности управления во многом определяются развитием рыночных отношений в системе образования, в первую очередь — профессионального.
Отечественная практика организации и управления образованием в качестве главных факторов развития рыночных отношений в сфере образования выделяет следующие: приобретение знанием статуса основного капитала в обществе и диверсификация источников финансирования образования; изменение исторически устоявшейся роли государства в сфере образования; развитие современных информационных и образовательных технологий. Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание удельного веса выгод, связанных с получением знаний, образованностью, способствуют утверждению профессиональной подготовки и переподготовки в качестве процессов предоставления этих услуг, в контексте реабилитационномедицинского образования приобретают дополнительную качественную характеристику.
В настоящее время понятие «реабилитационно-медицинское образование», а вместе с ним и «реабилитационно-медицинский сегмент сферы образовательных услуг» не имеют общепринятой трактовки. Это положение характерно для любого нового и развивающегося научного направления. Возможно, частично «виноват» и сам термин «реабилитация», который не обладает валидностью (т.е. не вполне соответствует значению понятия «реабилитация», которое сложилось в массовом сознании).
Функции, присущие реабилитационно-медицинскому образованию, на наш взгляд, таковы:
❖ образовательная функция, которая непосредственно связана с основным назначением реабилитационно-медицинского образования — созданием условий и реализацией задачи формирования медицинского образа мышления у потенциального специалиста, способного к медицинской деятельности на основе полученных знаний;
❖ воспроизводственная функция, которая заключается в создании условий для непрерывного и бесперебойного взаимодействия системы реабилитационно-медицинского образования и других экономических систем в процессе производства, распределения, обмена и потребления;
❖ фискальная функция — она состоит в привлечении дополнительных финансовых средств в бюджеты образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы реабилитационно-медицинского профиля, за счет подготовки специалистов, обладающих определенным уровнем конкурентной мобильности на рынке труда, и доходов, извлекаемых в результате применения более квалифицированной рабочей силы.
Рыночная экономика развитых стран и подавляющего большинства развивающихся государств
— это гибко регулируемая система. Реабилитационно-медицинское образование выступает, с одной стороны, как один из элементов этого регулирования, а с другой — как объект регулирования, функционирующий в рамках общих и специфичных для него правил. Таким образом, в рамках государства система реабилитационно-медицинского образования является одной из подсистем макроэкономической системы образования в целом, хотя и весьма специфической. В условиях переходной рыночной экономики реабилитационно-медицинское образование высту-
пает как многоцелевой образовательный инструмент, способный обеспечить достижение различных экономических, медицинских, образовательных и социальных целей.
Совокупность участников реабилитационно-медицинского сегмента сферы образования, как представляется, имеет полисубъектный состав:
♦ Государственная Дума и Совет Федерации, которые определяют образовательную политику в этом сегменте, оценивают достаточность и осуществляют разработку нормативноправовой базы реабилитационно-медицинского образования и его отдельных видов;
♦ Президент РФ, который влияет политику, цели и приоритеты развития сегмента реабилитационно-медицинского образования;
♦ Правительство РФ, которое организует работу и участвует в работе сегмента реабилитационно-медицинского образования посредством своих заинтересованных министерств и ведомств:
♦ министерства и ведомства — они создают ведомственные образовательные учреждения, проводят конкурсы по отбору наиболее конкурентоспособных учебных заведений для осуществления реабилитационно-медицинского образования и др.;
♦ региональные и местные органы власти, которые осуществляют нормативное регулирование реабилитационно-медицинского образования в регионах, могут создавать региональные муниципальные образовательные учреждения; проводят конкурсы по отбору наиболее конкурентоспособных образовательных организаций для эффективной реализации образовательной политики в регионах и др.;
♦ образовательные учреждения, которые обеспечивают достижение интересов государства в области реабилитационно-медицинского образования посредством реализации образовательной политики, выполнения образовательных стандартов и др.
Поскольку необходимо активно развивать материально-техническую базу реабилитационномедицинского образования, включая информационные технологии, повышать заработную плату преподавателей и сотрудников, постольку приобретает все более актуальное значение тема предпринимательской деятельности ВУЗов и ССУЗов, в том числе обучение студентов, магистрантов и аспирантов на платной основе, оказание дополнительных платных услуг, включая редакционно-издательские, консалтинговые и прочие услуги, организацию бизнес-окружения, различных курсов и т.д.
На данном этапе исследования принципиально важно зафиксировать тот научный тезис, что и образовательную деятельность, и образовательные услуги «вообще», и реабилитационномедицинские — в особенности, с экономической точки зрения необходимо и полезно рассматривать в трех измерениях — как фактор экономического развития, как условие выживаемости (адаптации) населения в индустриальной экономике инновационного типа и как социальную самоценность.
Эвристическая состоятельность такого подхода заключается в том, что он позволяет представить реабилитационно-медицинское образование как некое институциональное и функциональное триединство, во-первых, в качестве одного из факторов дополнительного воздействия на производительные силы, во-вторых, в виде одного из условий формирования полноценной личности, и, в-третьих, — как особую социальную подсистему, объединяющую индивидов, имеющих ограниченные возможности по здоровью.
В рамках проведенного научного анализа приведена дополнительная аргументация по некоторым уже известным позициям, осуществлено упорядочивание и разграничение материала, подчеркнута значимость выделения и развития сегмента реабилитационно-медицинских образовательных услуг как одного из условий обеспечения всестороннего социального прогресса в обществе, идущем к постиндустриальной стадии развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».
2. Концепции развития здравоохранения до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.
zdravo2020.ru/concept.
3. Национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru.
4. Телешева С.В. Профессиональное самоопределение личности в условиях зрительной депривации // Научные
концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России. Всероссийский
межвузовский сборн. научн. трудов. М.: Российский государственный социальный ун-т? 2006. С. 39-43.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)